Первоисточники по философии

отношениях ущербными, потому что не многие люди способны обозреть

человеческую деятельность во всех ее направлениях. Большинство поневоле

вынуждено ограничиться одной, отдельно взятой, или несколькими областями; а

чем меньше человек знает о прошлом и настоящем, тем ненадежнее суждение о

будущем. Такие субъективные суждения зависят от чисто личных моментов

собственного опыта индивида, от большей или меньшей оптимистичности его

жизненной установки, которая диктуется его темпераментом, успехом или

неуспехом его усилий. Люди, в общем и целом переживают свою современность

как бы наивно, не отдавая должное ее содержанию: они должны сперва неким

образом взглянуть на нее со стороны; т.е. современность должна превратиться

в прошлое, чтобы мы смогли опереться на нее в своем суждении о будущем.

Но человек, который высказывает свои суждения о вероятном будущем,

должен помнить о ненадежности, присущей всякого рода пророчествам. Фрейд

обращается к малой области всеобъемлющего целого – человеческой культуре.

Человеческая культура обнаруживает перед наблюдателем две стороны. Во-

первых, она охватывает все накопленные людьми знания и умения, позволяющие

им овладеть силами природы и взять у нее блага для удовлетворения

человеческих потребностей; во-вторых, все институты необходимые для

упорядочения человеческих взаимоотношений.

Ницше Фридрих

(1844 – 1900)

3.1. Биография философа

Фридрих Ницше – немецкий философ, представитель «философии жизни»,

ярый проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма.

Он - первый сын священника, лютеранского пастора Карла Людвига Ницше

и Франциски Ницше, родился 15 октября 1844 г. в местечке Рёккен у Лютцена,

Германия. День рождения совпал с Днем рождения короля – Фридриха Вильгельма

IV, поэтому мальчик был назван в его честь. Ницше рос в глубоко верующей

семье, и вера составляла основу его мироощущения в детские годы. Учеба в

Наумбургской гимназии продолжалась с 1854 по 1858 гг. Первые пробы

стихотворчества и музыкальных композиций. Ницше пользуется престижем у

товарищей по гимназии, учится игре на рояле. Однажды, за 12 дней он пишет

историю своего детства.

6 октября 1858 года поступает в знаменитую школу Пфорта (под

Наумбургом). Первые пробы писательства: маленькое сочинение “О музыке”,

стихи. Ницше начинает вести личный дневник. Знакомство и дружба с Паулем

Дёйсееном. В 1860 г. основывает совместно с друзьями детства В. Пиндером и

Г. Кругом музыкально-литературный союз “Германия” (просуществовавший всего

три года). Ницше переживает сильное желание стать музыкантом вопреки

осуществлявшейся им подготовке к гуманитарной научной деятельности. Уже в

это время его занимают философские, этические проблемы. Любимыми авторами

Ницше были Шиллер, Байрон, Гёльдерин, в особенности последний.

В середине октября 1862 года Ницше покидает Наумбург и отправляется в

боннский университет (вместе с П. Дёйссеном). Изучение теологии и

филологии. 1864 год – вступление в студенческую корпорацию “Франкония” и в

городское певческое общество. Многочисленные музыкальные композиции.

Непонимание и разрыв с университетскими друзьями. “Бегство” из Бонна.

“Три вещи служат мне отдохновением: мой Шопенгауэр, шумановская

музыка, наконец, одинокие прогулки”. Знакомство с Эрвином Роде.

Превосходные дипломные работы выделяют Ницше среди других студентов в лице

профессора Ричля, который увлекает его к научной деятельности.

15 июля — начинается франко-прусская война. Ницше подаёт заявление с

просьбой об отпуске и предоставлении ему возможности отправиться на фронт,

“в качестве солдата или санитара”; нейтральная Швейцария разрешает ему

только второе. Тяжелейшие потрясения от фронтовых впечатлений. Он

почувствовал себя слитым воедино со своим народом, переживая недолгое

увлечение патриотизмом. 7 сентября, сопровождая транспорт раненых в

Карлсруэ, заражается дизентерией и дифтеритом; неделя кризиса в

Эрлангенском госпитале между жизнью и смертью (безнадёжность состояния

такова, что вызывают священника). Война сильно подорвала духовное и

физическое здоровье Ницше: к нему уже никогда не возвращались ни спокойный

сон, ни уравновешенное самочувствие. К концу октября, не оправившись

полностью от болезни, Ницше возвращается в Базель и приступает к лекциям.

Статья “Дионисическое мировоззрение”, подаренная ко дню рождения Козиме

Вагнер (разведшейся с Гансом фон Бюловом и обвенчавшейся с Вагнером).

24 мая — поджог Тюильри в Париже коммунарами; слухи о подожжённом

Лувре. “Я знаю, что это значит: борьба против культуры. Когда я услышал о

парижском пожаре, я был на несколько дней полностью раздавлен и затоплен

слезами и сомнениями: всё научное и философско-художественное существование

показалось мне нелепостью, если оказалось возможным истребить за один-

единственный день великолепнейшие творения искусства, даже целые периоды

искусства…”

В 1872 г. выходит в свет “Рождение трагедии”. Восторженные отзывы из

Трибшена от Вагнера. Напряжённое молчание в филологических кругах, которое

повергает Ницше в крайнее уныние. С января до марта пять лекций на тему “О

будущности наших образовательных учреждений”. По возвращении из Трибшена 21

января узнаёт, что студенты собираются устроить в его честь факельное

шествие; отговаривает их от этого намерения. Ницше строит совместные планы

с Вагнером в связи с предстоящим открытием Байрейта. 29 февраля

восторженное письмо от Листа по поводу “Рождения трагедии”. Первая

анонимная рецензия на “Рождение трагедии” в журнале “Rivista Europea”

(Флоренция).

В феврале1874 г. выход в свет второго “Несвоевременного” - “О пользе и

вреде истории для жизни”.

Темы семинаров: Античная риторика; Эсхил, “Хоэфоры”; Сафо, История

греческой литературы; Риторика Аристотеля; Софокл, “Царь Эдип”. В начале

октября выход в свет третьего “Несвоевременного” - “Шопенгауэр как

воспитатель”. В это время сказывается напряжение в отношениях с Вагнером –

начало разрыва их отношений. На Рождество Ницше едет к матери и сестре в

Наумбург.

В конце апреля 1878 г. выход в свет “Человеческого, слишком

человеческого”. У Вагнера книгу не приняли. В августовском номере

“Байрейтских листков” появляется статья Вагнера “Публика и популярность”,

содержащая (впрочем, без упоминания имени) резкие нападки на Ницше. Осенью

– резкое ухудшение здоровья; уже в который раз подтверждается очевидный

факт – состояние здоровья Ницше напрямую связано с его душевным состоянием,

которое в свою очередь сильно зависело от признания его творчества.

Ницше чужды всякие попытки построения философской системы, т. к. в

начале своей творческой деятельности он занимался классической филологией,

а от нее перешел к философии. Мир есть постоянное становление и

бесцельность, что выражается в идее «вечного возвращения одного и того же».

Вслед за Шопенгауэром Ницше в основе мира мыслил волю как движущую силу

становления, порыв как «волю к власти» - присущая всему живому тяга к

самоутверждению. В силу того, что человек – слабое животное, он придумал

культуру – стену, отгораживающую его от жизни.

25 января 1881 г. рукопись “Утренней зари” отсылается П. Гасту с

просьбой переписать её набело. В конце апреля Ницше покидает Геную и

направляется с П. Гастом в местечко Рекоаро близ Венеции. Работа над

корректурой “Утренней зари”.

Специфическая форма философских сочинений Ницше – эссе, фрагменты и

афоризмы. Его философия начинает походить на поэтическое творчество,

легенду, миф, он стремиться преодолеть рационалистичность прежних

философских методов. Именно так написаны важнейшие его сочинения –

«Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Происхождение трагедии из

духа музыки» (1872), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Антихристианин»

(1888), «Так говорил Заратустра» (1883-1886) и др.

Всю зиму 1888 г. философ работает над материалами к “Переоценке всех

ценностей”. Круг чтения: Плутарх, посмертные сочинения Бодлера, “Бесы”

Достоевского во французском переводе Виктора Дерели, “Моя религия” Л.

Толстого, “Пролегомены к истории Израиля” И. Вельгаузена, Э. Ренан “Жизнь

Иисуса”, Б. Констан “Некоторые размышления о немецком театре”. В новогоднем

приложении и бернскому “Бунду” появляется подписанный К. Шпиттелером обзор

сочинений Ницше. Г. Брандес начинает читать в Копенгагенском университете

курс лекций о философии Ницше.

В 1891 г. первое вмешательство Э. Фёрстер-Ницше в издание сочинений

Ницше: она препятствует опубликованию 4-й части “Заратустры” (в основном из-

за “Праздника осла”), а в 1892 г. с согласия матери и после переговоров с

издателем К. Г. Науманом, П. Гаст подготавливает первое полное собрание

сочинений Ницше и избранных отрывков из наследия.

Очень важной была критика Ницше современного ему европейского

общества. По его мнению, существует несколько типов личности, по-разному

проявляющих себя в отношении к жизни и воли к власти. Большая часть людей –

это «лабиринтные люди», нетворческое большинство, серая масса, нуждающаяся

в сильной руке, которая заменяет им отсутствующую у них волю к власти. Но,

нуждаясь в сильных руководителях, они при этом ненавидят их и готовы

уничтожить при первой возможности. Они признают свою ущербность, но не

желают, чтобы кто-то отличался от них. Для этого они пытаются те нормы

морали и религии, которые сами для себя придумали, навязать своим

руководителям – аристократам духа, «людям-львам», второму типу личности в

культуре. Поэтому мораль и религия, придуманные лабиринтным человеком, не

для сильных личностей, которые исходят из принципиального неравенства

людей.

Вершиной же развития человека станет «сверхчеловек», который сможет

непосредственно включиться в процесс жизни. Ницшеанский принцип

«сверхчеловека» воплощает его критику морали. Согласно Ницше, мораль играет

разлагающую роль, предполагая послушание, терпение, совестливость. Все это

размягчает и расслабляет волю человека. Образ «сверхчеловека» - это культ

«сильной личности», одержимой жаждой власти.

По мнению Ницше, европейская культура находится в состоянии глубокого

кризиса из-за своей ориентации на «вечные ценности», выдуманные

«лабиринтным человеком». Отсюда – требование нигилизма, отрицания и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты