Постпозитивизм

приверженность историцистскому направлению в философии науки: по его

мнению, всякая методологическая концепция должна быть и историографической,

а оценка ее может быть дана по той рациональной реконструкции истории

науки, которую она предлагает. В то же время он различает реальную историю

познания с ее социально-психологическим контекстами, и ее логическую

реконструкцию, используемую при анализе научного познания, которая носит у

него название «внутренней истории».

Лакатос соглашается с Поппером в том, что философское изучение науки

должно сосредоточиваться прежде всего на выявлении ее рациональных

оснований, определяющих, по его мнению, профессиональную деятельность

ученого. Выражением этого является его «Методология фальсификационизма и

закономерностей научного знания», согласно которой реальны лишь те науки,

которые позволяют изучать себя с точки зрения определенных логических

требований. Это могут быть и эмпирические и теоретические науки, но они

должны подчиняться целому ряду логических правил и законов, которые

являются основными путями роста научного знания.

В то же время, подчеркивая связь проблем научной рациональности с

методологией, он констатирует неопределенность рациональных оснований

применительно к попперовской модели науки. Более того, по его мнению

попытки решения проблемы обоснования знаний приводят к бесконечному

регрессу оснований: основание любого знания должно иметь свое основание и

т. д. В своей работе «История науки и ее рациональные реконструкции»

Лакатос выделяет четыре типа методологических доктрин (одновременно – и

критериев рациональности). Три первые – индуктивизм, конвенционализм,

методологический фальсификационизм – признаются им неэффективными с точки

зрения адекватности рациональной реконструкции науки.

Поиск оснований, которые позволяли бы с единой точки зрения изучать и

объяснять познавательную деятельность ученых, логику научного исследования

и исторический прогресс науки, приводит философа к четвертой доктрине –

концепции научно-исследовательских программ (НИП). С ее помощью, по его

мнению, возможно избежать проблемы обоснования конкретных теорий.

Концепция НИП сохраняет определенную преемственность с эпистемологией

Поппера. В качестве исходной модели роста научного знания Лакатос берет мир

идей, автономно развивающегося знания, в котором осуществляется «внутренняя

история» познания. Однако, в то время как по Попперу, на смену одной теории

приходит другая, старая теория отвергается полностью, по Лакатосу рост

знания осуществляется в форме критического диалога конкурирующих

исследовательских программ. Именно они, а не теории, являются

фундаментальной единицей развития науки. Лакатос доказывал, что рост

«зрелой» теоретической науки является почти всегда результатом смены

исследовательских программ, представляющих собой непрерывно связанную

последовательность теорий.

Научно-исследовательская программа является в концепции Лакатоса

теоретически и логически связанным рациональным основанием, которое

включает в себя совокупность наиболее важных идей, теорий, гипотез. В ней

выделяются жесткое ядро – исходное основание, которое принимается

конвенционально и поэтому признается неопровержимым и защитный пояс

вспомогательных гипотез, выдвигаемых для обоснования самой научно-

исследовательской программы, для согласования ее исходных элементов и

объяснения самих познавательных действий ученых, дающий возможность учесть

какие пути в науке в дальнейшем исследователь должен избегать. Кроме того,

в структуру НИП включается свод методологических «исследовательских

правил»: положительная и отрицательная эвристики, аномалии, контрпримеры,

вспомогательные гипотезы, парадоксы и т. д. Позитивная эвристика определяет

отбор проблем исследований, направления усовершенствования созданных в

рамках программы теорий, адаптации теорий к контрпримерам и аномалиям;

негативная – указывает нежелательные методологические приемы, а также

способы перевода удара опровергающих фактов с ядра теории на защитный пояс.

Исследовательская программа реализуется в исторически развивающейся

последовательности теорий, каждая из которых возникает из предыдущей путем

модификации, вызванной встречей с противоречащими ей экспериментальными

контрпримерами. «Твердое ядро» программы переходит от одной теории данной

программы к другой, а защитный пояс, состоящий из вспомогательных гипотез,

может частично разрушаться.

Главная ценность программы – ее способность пополнять знания,

предсказывать новые факты. Противоречия и трудности в объяснении каких-либо

явлений не влияют существенно на отношение к ней ученых (что в

действительности и происходит!). Действительно, достаточно сильная в

теоретическом отношении идея всегда оказывается достаточно богатой для

того, чтобы ее можно было защищать. Отсюда следует отказ от попперовской

модели, в которой за выдвижением некоторой гипотезы следует ее

опровержение. Ни один эксперимент не является решающим и достаточным для

опровержения теории. Это позволяет понять, с одной стороны, как научные

концепции преодолевают неизбежные затруднения, а с другой –существование

альтернативных исследовательских программ. Лишь когда будет разрушено

«твердое ядро» программы, необходимым окажется переход от старой научно-

исследовательской программы к новой. Это и составляет сущность «научной

революции».

Таким образом, новаторство Лакатоса заключается в замене попперовской

идеи бинарного столкновения (теория – эксперимент) идеей тернарного

противостояния (конкурирующие научно-исследовательские программы –

эксперимент). Главным источником развития науки является не взаимодействие

теории и эмпирических данных, а конкуренция исследовательских программ в

деле лучшего описания и объяснения наблюдаемых явлений и, что еще важнее,

предсказания новых фактов

Другим значительным достижением Лакатоса является «поворот», хотя и

достаточно своеобразный, попперовского критического рационализма к личности

исследователя. Он рассматривает научно-исследовательскую деятельность как

«картину научной игры», совершаемой по заранее принимаемым правилам. Они

присутствуют в науке в качестве оценок рациональности действий ученого,

демаркационного критерия для разграничения между наукой и псевдонауками, а

также «кодекса научной честности» – своеобразного memento mori,

избавляющего от переоценки исследователем разделяемой им теории: главную

роль в нем играют скромность и сдержанность. Для ученого важно осознавать,

в рамках какой научно-исследовательской программы и теории он находится.

Такое осознание требует сравнения теорий и программ.

Признание НИП исходным пунктом научного исследования позволяет показать

автономность и действительную познавательную роль «теоретической науки»,

чего, по Лакатосу, не позволяет сделать попперовская концепция научного

исследования.

На основе модели Лакатоса появляется возможность объяснить известную

непрерывность в развитии научного знания, и его относительную независимость

от эмпирического уровня. Непрерывный характер развития науки в рамках

концепции НИП сближает последнюю с «нормальной наукой» Т. Куна, однако

уместно отметить, что чисто негативный характер куновской эвристики делает

непонятным развития знания в его теории. В отличие от Куна, в концепции

Лакатоса сделана попытка дать объяснение роста научного знания, обращаясь к

объективной логике этого процесса, а не к психологии научного сообщества.

Это выразилось в формулировке им объективного критерия сравнения

исследовательских программ. Последний выполнен в терминах прогрессивного и

дегенеративного сдвигов проблем (первый наблюдается тогда, когда смена

теорий в рамках исследовательской программы сопровождается ростом их

эмпирического базиса, в противном случае имеет место второй).

Исследовательская программа прогрессирует, если ее теоретический рост

предвосхищает рост эмпирический, т.е. если она с успехом предсказывает

новые факты. Она регрессирует, если дает лишь запоздалые объяснения новым

фактам, предсказанным конкурирующей программой либо открытым случайно. Если

одна исследовательская программа прогрессивно объясняет больше, чем другая,

с ней конкурирующая, то первая вытесняет вторую.

Таким образом, у Лакатоса попперовский критический рационализм

утрачивает свой негативно-разрушительный характер и становится

конструктивным. С позиций методологии исследовательских программ выполнение

принципов критического рационализма заключается не в попытке опровержения

проверяемой теоретической системы, но в создании альтернативных концепций с

целью рассмотрения исследуемой проблемы с максимального числа точек зрения.

«Картина научной игры, которую предлагает методология исследовательских

программ, весьма отлична от подобной картины методологического

фальсификационизма. Исходным пунктом здесь является не установление

фальсифицируемой... гипотезы, а выдвижение исследовательской программы»[4].

Другими словами, ядро концепции НИП образует критический конвенциализм,

согласно которому оценки в науке представляют собой форму особых

соглашений, основания для которых задаются, как правило, научной элитой.

Идея научно-исследовательских программ отражает попытки приблизить

философско-методологическую проблематику к осмыслению глубоких изменений в

характере современной науки. В то же время в концепции Лакатоса реальная

структуры научного исследования заменяется методологическая концепция

ученого, организуемая правилами научной игры. При этом отсутствует

индуктивный переход, связывающий правила этой игры с реальностью. Следует

особо отметить, что в концепции НИП из-за деятельности ученого уже явно

выступает некий глобальный надличностный процесс, «метафизический принцип».

Однако сформулировать и обосновать этот принцип, в рамках принятых исходных

посылок философу не удалось.

Еще более явно конвенциальные принципы выступают в работах другого

последователя К. Поппера – американского философа Томаса Куна.

3. Релятивистское течение

3.1. Т. Кун: «нормальная» и «экстраординарная» науки

Основой философского наследия Куна является его знаменитая «Структура

научных революций», появление которой на рубеже 1960-х гг. вызвало «эффект

разорвавшейся бомбы» в западноевропейской (и не только) философии. Кун, как

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты