Природа в Философии

опрометчиво.

Такого рода явления хорошо известны в гидродинамике – теории течений.

Например, давно известно, что при определенной скорости ламинарное течение

может сменится турбулентным. Древнегреческие атомисты уделяли турбулентному

течению столь большое внимание, что турбулентность с полным основанием

можно считать основным источником вдохновения физики Лукреция. Иногда,

писал Лукреций, в самое неопределенное время и в самых неожиданных местах

вечное и всеобщее падение атомов испытывает слабое отклонение – «клинамен».

Возникающий вихрь дает начало миру, всем вещам в природе. Долгое время

турбулентность отождествлялась с хаосом или шумом. Сегодня наука

утверждает, что это не так. В макроскопическом масштабе турбулентное

течение кажется совершенно беспорядочным, или хаотическим, в

микроскопическом масштабе оно высокоорганизованно. Множество

пространственных и временных масштабов, на которых разыгрывается

турбулентность, соответствует когерентному поведению миллионов и миллионов

молекул. С этой точки зрения переход от ламинарного течения к

турбулентности является процессом самоорганизации материи.

Понятие «хаос» играло существенную роль в мировоззрении философов

древности, в частности представителей школы Платона. Отмечу лишь два

сформулированных ими положения, сохраняющих свое значение при использовании

понятия «хаос» в современной физике.

Идеи нелинейности широко вошли в современную физику, в частности в физику

плазмы, в квантовую теорию поля, в квантовую электронику, обеспечив

успешное развитие лазерной техники

По представлениям Платона и его учеников, хаос есть такое состояние

системы, которое остается по мере устранения возможностей проявления ее

свойств.

С другой стороны, из системы, находящейся изначально в хаотическом

состоянии, возникает все, что составляет содержание мироздания. Роль

творящей силы – творца – Платон отводил Демиургу, который и превратил

изначальный Хаос в Космос. Таким образом, все существующие структуры

порождаются из хаоса.

В физике понятия «хаос», «хаотическое движение» является фундаментальным.

Высокая упорядоченность, основанная на согласованном поведении миллиардов

молекул в химических реакциях, кажется неправдоподобной, и, если бы это

нельзя было бы наблюдать, вряд ли кто – нибудь поверил, что такой процесс

возможен. Предположим, что у нас имеются молекулы двух сортов: «красные» и

«синие». При их соединении из-за хаотического движения молекул можно было

бы ожидать, что в какой – то момент в левой части сосуда окажется больше

красных молекул, в следующий момент больше станет синих молекул и т.д. Цвет

реакционной смеси с трудом поддается описанию: фиолетовый с беспорядочным

переходом в синий и красный. Иную картину мы увидим на самом деле, так

называемые «химические часы» вся реакционная смесь будет иметь синий цвет,

затем ее цвет резко изменится на красный, потом снова на синий и т.д.,

через правильные интервалы времени.1

Но химические часы – не единственный пример самоорганизации процессов в

природе.

Процессы самоорганизации происходят постоянно во всех неравновесных

условиях. Одни из них приводят к установлению химических колебаний, другие

– к появлению пространственных структур.

Сегодня наукой установлено, что биосфера Земли в целом, и ее различные

компоненты, живые и неживые, существуют в сильно неравновесных

условия. В этом смысле жизнь, заведомо укладывающаяся в рамки естественного

порядка, предстает перед нами как высшее проявление происходящих в природе

процессов самоорганизации. Недавно были открыты ископаемые формы жизни,

обитавшие на Земле примерно в ту эпоху, когда происходило первое

горообразование. Самые древние из известных ныне ископаемых жили на Земле

3,8х109 лет; возраст Земли считается равным 4,6х109 лет назад. Раннее

зарождение жизни, является аргументом в пользу идеи о том, что жизнь –

результат спонтанной самоорганизации, происходящей при благоприятных

условиях.

Обобщая, выше сказанное, можно утверждать, что в сильно неравновесных

условиях процессы самоорганизации соответствуют тонкому взаимодействию

между случайностью и необходимостью, флуктуациями и детерминистическими

законами.

7. Философские проблемы единства человека и природы.

Итак, нравственно- философские принципы технократической цивилизации,

нацеленные на дальнейшее и все большее увеличение власти Человека над

Природой, оказались несостоятельными. Человечество стоит перед выбором,

результатом которого является разрешение вопроса о его собственном

выживании и о дальнейшем развитии. Речь идет о выборе пути.

Из самых строгих расчетов мы сегодня уже знаем, что никакие безотходные

технологии и другие природоохранные действия при всей их абсолютной и

жизненной необходимости сами по себе не способны решить проблему

спасительного взаимоотношения Человека и Природы. Нужно, вероятно, гораздо

большее. При нынешней несбалансированности производства и потребления с

естественными циклами биосферы подобные меры помогут лишь выиграть

некоторое время для более радикальной перестройки всей системы в целом, и

наибольшей мере - человеческого сознания.

Итак, путь назван: это перестройка, прежде всего человеческого сознания

по отношению к природе, разработка принципиально новых оснований

взаимодействия Человека и Природы, принципиально иной путь развития

цивилизации. А к такой перестройке нельзя приступить без достаточно

целостной философской концепции того, что мы называем местом Человека во

Вселенной.

Не имея возможности рассмотреть в данной работе основные этапы эволюции

философских взглядов на эту проблему, все остановимся на основных попытках

ее решения в XIX веке, которые имеют опосредованную проекцию и на день

сегодняшний. XIX по праву можно назвать веком выдающихся научных открытий.

Создание эволюционной теории Дарвина привнесло и в биологию, также как в

механику и физику, идеи движения и развития. Именно в середине XIX века, то

есть в то время, когда создавалась теория происхождения видов, было

установлено второе начало термодинамики, и понимание его значения для

физики совпало с утверждением дарвинизма. Во второй половине XIX в.

произошло очевидное размежевание наук на точные, естественные и

общественные. И все эти дисциплины развивались отдельно. Считалось, что

каждая из 3-х сфер нашего мира существует каждая сама по себе, и, во всяком

случае, подчиняется своим собственным законам. Однако в том же XIX в.

начали формироваться и иные тенденции. Они шли, главным образом, от

философии и религиозного мышления. Еще Кант обратил внимание на

противоречие в той картине мира, которая сложилась к XVIII в.: Космос,

Вселенная сами по себе и феномен человека сам по себе. В такой постановке

очень многое оказалось за кадром научного мышления. Еще более резко сказал

об этом И. Одоевский: "европейский рационализм подвел нас к воротам истины,

но открыть он их не сможет"1.

И вот в России во второй половине XIX в. возникает своеобразное

умонастроение, называемое теперь русским космизмом. Это течение, которое в

философии было представлено целым рядом блестящих умов, таких, как

И.Киреевский, Вл.Соловьев, Н.Федоров, П.Флоренский, Н.Лосский; а в

литературе - Л.Толстым, Ф.Достоевским. Оно не было школой в строгом научном

понимании этого слова. Это было именно умонастроение широких кругов русской

демократической интеллигенции. Вот его основные черты: – Человек –

основная часть Природы;

– Человека и Природу не следует противопоставлять друг другу; а

рассматривать их надо в единстве;

– Человек и все, что его окружает – это частицы единого, Целого;

– ответственность Разума перед Природой.

К течению русского космизма были близки многие естествоиспытатели и

ученые, как К.Циолковский, Д.Менделеев, И.Сеченов и др. Несмотря на всю

пестроту этого течения мысли, именно в его рамках зародилось понимание

неизбежности противоречий между Разумом и Природой, между Человеком и

окружающей средой. Вместе с ним пришло понимание ответственности Разума за

отыскание путей его разрешения и того, что эти противоречия могут однажды

привести человечество к катастрофе. Возникли идеи совершенствования

нравственного начала, создания некоего нового мирового правопорядка,

актуальность которого возросла в наше время на фоне грандиозных достижений

естественных наук, техники и новых информационных технологий. Новый

правопорядок и новая моральная основа человеческого общества - необходимые

условия дальнейшего развития цивилизации, всего человеческого рода.

В конце XIX века Н.Федоров писал: "Итак, мир идет к концу, а человек

своей деятельностью даже способствует приближению конца, ибо цивилизация

эксплуатирующая, а не восстанавливающая, не может иметь иного результата,

кроме ускорения конца."1 В понимании Федорова власть над природой совсем

не тождественна установке покорения природы Ф.Бекона. Она означает такую

способность вмешиваться в естественный ход природных и общественных

процессов, которая обеспечит человечеству его будущность. Иными словами,

нужны не слепое подчинение обстоятельствам и констатация фактов, а попытки

конструктивного решения возникающих коллизий и трудностей, попытки понять

тот общепланетарный порядок, который необходим для продолжения истории

цивилизации. Именно общепланетарный, ибо биосфера и общество это единое

целое, и никакие локальные мероприятия по спасению того или другого не

могут дать удовлетворительного результата.

Сочинение Н.Федорова, которое было процитировано, так и называется

"Философия общего дела". Его в целом можно рассматривать как один из

идейных источников современной системы взглядов об эволюции общества и

природы. Несмотря на религиозный характер сочинения, основное его

содержание- это поиск конструктивного порядка во взаимоотношениях человека

и окружающей среды. "Власть над природой" в понимании Федорова, это, по

существу, и есть эволюция биосферы и человека. Но для ее обеспечения нужны

новые знания и новая нравственность- вот основной мотив федоровских работ и

всего того направления мысли, которое мы называем русским космизмом.

Современное отношение и к этому течению вообще, и к учению Федорова в

частности далеко не однозначно. Ряд ученых и философов считали подобные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты