личности и под углом зрения их болезненных нарушений.
Это предполагало постижение скрытых мотивов поведения человека, а
следовательно, и более глубинное изучение структуры личности, поскольку
исследователь постоянно сталкивался с такими поведенческими
характеристиками, которые не покрывались областью сознательного и
рационального в человеке.
И Фрейд как психопатолог, изучая характер и причины возникновения
неврозов, оказался перед необходимостью исследования природы психического,
в том числе тех структур психики, которые не вписывались в собственно
"сознательное" в человеке. Таким образом, сами задачи и объект исследования
привели его к допущению таких психических актов, которые наряду с
сознательными составляют специфическое содержание психики.
В делении психики на сознательное и бессознательное Фрейд, как уже
отмечалось, не был первооткрывателем. Он на это и не претендовал,
подчеркивая, что понятие бессознательного содержится в высказываниях
поэтов, философов, которые понимали всю важность этого феномена для
раскрытия внутренней жизни человека. Однако фрейдовское понимание
бессознательного отлично от тех трактовок его, которые имели место в
различных философских системах. "Для Фрейда, - как отмечает один из
исследователей, - бессознательное было вопросом факта, "сферой"
человеческого духа и неотъемлемой частью человеческой деятельности". Его в
первую очередь интересует конкретное содержание бессознательного.
Пытаясь постичь существо протекания бессознательных процессов, он
подвергает бессознательное аналитическому расчленению. Фрейд выделяет, во-
первых, скрытое, латентное бессознательное: сознательное представление о
чем-либо, которое в последующее время может перестать быть таковым, но при
определенных условиях способно снова стать сознательным; во-вторых,
вытесненное бессознательное: представления, которые не могут стать
сознательными потому, что им противодействует какая-то сила, и устранение
этой противодействующей силы возможно лишь на основе специальной
психоаналитической процедуры, с помощью которой соответствующие
представления доводятся до сознания. Первый вид бессознательного Фрейд
называет предсознательным, отличая его от вытесненного бессознательного или
собственно бессознательного психического, с которым в основном и имеет дело
психоанализ.
Исследуя сферу бессознательного, Фрейд, подобно многим мыслителям
прошлого, поднимает вопрос о том, каким образом человек может судить о
своих бессознательных представлениях. Если последние не являются предметом
сознания, не осознаются человеком, то можно ли вообще говорить о наличии в
психике бессознательных представлений? Полемизируя с философами, которые
давали отрицательный ответ на этот вопрос и считали, что следовало бы
говорить лишь о слабо осознаваемых, но не бессознательных представлениях,
Фрейд решительно кладет в основу своих теоретических постулатов понятие о
бессознательной душевной деятельности.
При этом, в отличие от отвлеченных рассуждений мыслителей прошлого,
которые также допускали существование бессознательного психического, он
опирался на конкретный материал, полученный из клинических наблюдений над
людьми, страдающими неврастенией. Фрейд пришел к выводу, что
бессознательное является неизбежной фазой психической деятельности каждого
индивида: любой психический акт начинается как бессознательный и только в
дальнейшем осознается, но может так и остаться бессознательным, если на
пути к сознанию встречает непреодолимую для себя преграду. Фрейд, таким
образом, повторим еще раз, не ограничился только констатацией самого факта
существования в психике человека бессознательных представлений, но
стремился вскрыть механизм перехода психических актов из сферы
бессознательного в систему сознания.
Фрейд понимал, что бессознательное человек может распознать только
путем перевода его в сознание. Но каким образом это возможно и что значит
сделать нечто сознательным? Можно допустить, что внутренние бессознательные
акты доходят до поверхности сознания или, наоборот, сознание проникает в
сферу бессознательного, где "улавливает" и распознает эти акты. Но такие
допущения не дают еще ответа на поставленный вопрос.
Как же выйти из тупика? И здесь Фрейд находит решение, аналогичное
тому, о котором в свое время говорил еще Гегель, высказывая остроумную
мысль, что ответ на вопросы, которые оставляет без ответа философия,
заключается в том, что они должны быть иначе поставлены. Не ссылаясь на
Гегеля, Фрейд именно так и поступает. Вопрос: "каким образом что-либо
становится сознательным?" - он облекает в форму вопроса: "каким образом что-
либо становится предсознательным?".
Для Фрейда предсознательным, а впоследствии и сознательным может стать
только то, что некогда уже было сознательным восприятием, позабытым за
давностью времени, но в той или иной степени сохранившим следы
воспоминаний.
В ряде случаев Фрейд пренебрегает своим членением бессознательного и
вполне намеренно. Выделенные им психические системы собственно
бессознательного и предсознательного он объединяет в одну в тех случаях,
когда анализирует взаимоотношения бессознательного и сознания в структуре
психики личности. В общем плане психика человека представляется Фрейду
расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и
бессознательного, которые являются существенными характеристиками личности.
Но во фрейдовской структуре личности эти сферы представлены не равнозначно:
бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть
человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией,
надстраивающейся над бессознательным; своим происхождением сознательное
обязано бессознательному и выкристаллизовывается из него в процессе
развития психики.
Хотя представления Фрейда о структурных уровнях человеческой психики и
менялись на протяжении его теоретической деятельности, принципиальное
деление на сферы сознательного и бессознательного в том или ином виде
сохранялось во всех созданных им моделях личности.
Созданная здесь Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех
элементов, находящихся в определенном соподчинении друг с другом: "Оно"
(Id) - глубинный слой бессознательных влечений, психическая "самость",
основа деятельного индивида, такая психическая инстанция, которая
руководствуется своими собственными законами, отличными от законов
функционирования остальных составных частей личности; "Я" (Ego) - сфера
сознательного, посредник между бессознательным, внутренним миром человека и
внешней реальностью, в том числе природными и социальными институтами,
соизмеряющий деятельность бессознательного с данной реальностью,
целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью; "Сверх-Я" (Super-Ego)
- внутриличностная совесть, инстанция, олицетворяющая собой установки
общества, своего рода моральная цензура, которая возникает как посредник
между бессознательным и сознанием в силу неразрешимости конфликта между
ними, неспособности сознания обуздать бессознательные порывы, стремления,
желания человека и подчинить их требованиям культурной и социальной
реальности.
Пытаясь проникнуть в механизмы работы человеческой психики, Фрейд
исходит из того, что выделенный им глубинный, природный ее слой - "Оно" -
функционирует по произвольно выбранной программе получения наибольшего
удовольствия. Но поскольку в удовлетворении своих страстей и вожделений
индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит "Оно", в
нем выделяется "Я", стремящееся обуздать бессознательные влечения и
направить их в русло социально одобренного поведения. На первый взгляд
может даже показаться, что именно "Я", это сознательное начало, является
той движущей силой, которая заставляет "Оно" изменять направление своей
деятельности в соответствии с санкциообразующими нормативами социального
бытия. Однако во фрейдовской структуре личности дело обстоит иначе: не "Я"
управляет "Оно", а наоборот, "Оно" исподволь, невластно диктует свои
условия "Я". Для образного описания взаимоотношений между "Я" и "Оно" Фрейд
прибегает к аналогии сравнительного отношения между всадником и лошадью,
подобно тому как в свое время А. Шопенгауэр использовал эту же аналогию для
раскрытия отношений между интеллектом и волей. Если воля, по Шопенгауэру,
только внешне подчинена интеллекту, как конь узде, а на самом деле, подобно
коню, может, закусив удила, обнаруживать свой дикий норов и отдаваться
своей первобытной природе, то фрейдовское "Оно" также являет собой лишь
видимость подчинения "Я": как всаднику, не сумевшему обуздать лошадь,
остается вести ее туда, куда ей хочется, так и "Я" превращает волю "Оно" в
такое действие, которое является будто бы его собственной волей '. Как
покорный слуга бессознательных влечений, фрейдовское "Я" пытается сохранить
свое доброе согласие с "Оно" и внешним миром. Поскольку ему это не всегда
удается, в нем самом образуется новая инстанция-"Сверх- Я" или "Идеал-Я",
которая царит над "Я" как совесть или бессознательное чувство вины, Во
фрейдовской модели личности "Сверх-Я" указывается как бы высшим существом,
отражающим заповеди, социальные запреты, власть родителей и * авторитетов.
Если "Я" - это главным образом представитель внешнего мира, то "Сверх-Я"
выступает по отношению к нему как защитник интересов "Оно". По своему
положению и функциям в психике человека "Сверх-Я" призвано осуществлять
сублимацию бессознательных влечений, то есть переключение социально
неодобренного порыва "Оно" в социально приемлемый импульс "Я", и в этом
смысле как бы солидаризируется с "Я" в обуздании влечений "Оно". Но по
своему содержанию фрейдовское "Сверх-Я" оказывается все же близким и
родственным по отношению к "Оно", поскольку является "наследником эдипова
комплекса и, следовательно, выражением самых мощных движений Оно и самых
важных libid'ных судеб его" ". "Сверх-Я" даже противостоит "Я" как
поверенный внутреннего мира "Оно", что может привести к конфликтной
ситуации, чреватой нарушениями в психике человека.
Таким образом, фрейдовское "Я" предстает в виде "несчастного сознания",
которое, подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую