сущности и характере самого познания, что приводит к повышению значимости
гносеологической ориентации новой философии. Стремление к систематизации,
количественный рост и усилившаяся дифференциация познания вызывают развитие
теоретического мышления, не только ищущего причинно следственного
(связанного с законами) объяснения взаимосвязи между отдельными явлениями и
областями явлений, но и стремящегося к созданию целостного образа мира,
опирающегося на новую науку и ее данные. Стремление к выяснению
взаимосвязей и взаимодействий закономерно ведет к повышению роли
рационального рассмотрения, поэтому с развитием чувственного эмпирического
познания мира развивается и точное, рациональное математическое мышление.
Основные представители: Ф.Бекон, Р.Декарт.
12. Философия И. Канта
Иммануил Кант родился в 1724г в Кениксберге. Он был не только фил, но также
крупным ученым в обл естествознания.
Фил развитие К. делится на 2 периода. В перв. период (до нач. 70-х гг)
пытался решать ф пробл - о бытии, фил природы, религии, этики, логики
исходя из убеждения, что ф. м.б. разработана и обоснована как умозрительная
наука. (без обращ к опытным данным)
Во 2-й пер (критический) пытает ся строго отделить явления от вещей в себе.
Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы позн. лишь
явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это учение -
агностицизм
Познание начинается с того, что “вещи в себе” возд. на наши органы чувств и
вызыв ощущения,но ни ощущуние нашей чувственности, ни понятия и сужд.
нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теорет. знания о
“вещах в себе” (ввс). Достоверное знание сущ - это математика и
естествознание.
Учение о знании. Знание всегда выраж в форме суждения. Сущ 2 вида
суждений:1) аналитические уждения. Пример: все тела имеют протяжения
2)ситетические суждения. Пр: некоторые тела тяжелы.
Есть 2 класса синт суждений. 1. обнаруживается в опыте (нек лебеди черны)
- апостериорные 2.эта связь не может основ на опыте - априорные суждения.(
все, что случается имеет причину). Апр. суждениям К. придает б. Значение
Чувственное познание. У К простр и время перестают быть формами сущ вещей.
Они становятся априорными формами нашей чувственности.
Априорные формы рассудка. Условием возм апр. синт сужд в теорет
естествознании явл категории. Это независимые от поставляемого опытом
содержания понятия рассудка, под кот рассудок подводит всякое содерж,
получаемое из опыта. Т.е. категори не формы бытия, а понятия рассудка.
Категории априорны. По К ни ощущ ни понятия сами не дают знания. Ощущ без
понятий- слепы, а понятия без ощущ - пусты.
Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел поступает
необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, так как чел
есть явление среди др явл прир и в этом отнош подчинен необходимости. Но
чел также и нравственное сущ, субъект нравственного сознания , а значит
свободен.
13. Философия Гегеля
Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика
Гегеля (1770-1831). великая заслуга которого состоит в том, что он впервые
представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса,
т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и
сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития...
Гегель сформулировал законы и категории диалектики. Категории качества и
количества. Качество это то, без чего объект существовать не может.
Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество
плюс качество есть мера.
Три закона диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода
количественных отношений в качественные (при изменении количественных
отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за
неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания).
Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его
уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого
объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед.
Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое
отрицание. Развитие происходи по спирали. 3. Закон единства и борьбы
противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и
реальностью. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация
одной из сторон или компромисс.
14. Антропологический материализм Фейербаха
Последним великим представ класс нем фил был Л.Феербах (1804 - 1872).
Феербах считает, что вопрос об отнош бытия к мышл есть вопрос о сущности
человека, ибо мыслит лишь чел. Следов фил.,поскольку она реш вопрос об
отнош мышл к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о чел, в
существовании, в деят которого этот вопрос находит свое фактическое,
реальное решение.
Чел неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение
присущей ему биол, физиолог. Деятельности. Существенным содержанием и
назнач. антрополог. принципа является по Ф. научное истолкование
общественного сознания, в кот он видит отражение сущности чел. Эта сущность
по Ф прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие пережив
индивида.
Основой антропол Ф является мат учение о природе. Прир явл
единственной реальностью, а чел ее высшим продуктом. В чел и благодаря ему
прир ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе. Природа вечна.
Возникновение и уничтожение относятся тоько к отдельным явлениям. Прир
бесконечна в пространстве.
Т.о ф. учение о природе в целом не выходит за рамки метаф
материализма. Ф признает важную познав функцию теорет мышления и его
способности достичь более глубокого познания действительности. Задача
мышления - собирать, сравнивать различать, классифицировать чувств данные,
осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое, непосредственно не
являющееся содержание. Мышление носит опосредованный хар-тер, поэтому то, о
чем мы мыслим, не всегда явл объектом непосредств восприятия.
15. Характерные черты марксистской ф.
Общая философия - диалектический материализм, в рамках которого развита
теория исторического процесса- исторический материализм..
Диалектический материализм впервые распространяет мат понимание не только
на природу, но и на общество. Отсюда теория прибавочной стоимости и теория
исторического процесса.
Теория познания. Общественно-экономическая практика есть основа,цель и
критерий познания. Практика порождает теорию, теория служит практике
Практика есть единство субъективного и объективного, сознания и бытия,
опредмечивания и рапредмечивания. Для Маркса объект – это предмет
приложения человеческих сил. Основные виды практики: 1)обработка природы
людьми(материально-производственная деятельность) и2)обработка людей
людьми(социально-преобразующая деятельность). Вся общественная жизнь
является практической.
Исторический материализм. Основа любого человеческого общества - добывание
средств к жизни. Каждая система произ отнош возникает на определенном этапе
развития производственных сил.
Надстройка-совокупность духовных образований (теории, учения, религия,
искусство), отношений между людьми- идеология и учреждений и организаций
-суды, партии, церковь и т.д.Надстройка вначале служит укреплению базиса,
но в ходе развития и возникновения противоречий возникает новый
базис,который вызревает в рамках старого, и кол перех в кач, революционный
переход о одной ощественно-экономической формации к другой.
Общественно-экономический формации - первоб, рабовлад, феодал,капитал,
коммунизм первая стадия - социализм. Основной движущей силой истории
выступают народные массы, хотя роль личности не отрицается.
Отчуждение- процесс превращение деятельности человека и продуктов этой
деятельности в самостоятельную, довлеющую над человеком силу.
Отчужденный труд М рассм в 4 аспектах. 1.Рабоч использует матер,
взятые у природы и получает в итоге нужные для жизни предметы, продукты
труда. Ни исх материал, ни прод ему не ринадлежат - они ему чужие. Природа
делается для раб только средством труда, а предметы, кот создаются в
производстве - средством жизни, физ существования. Раб полностью от них
зависит.
2. Процесс труда для р принудителен. Только вне труда р. свободен
3. Труд подневольный отнимает у чел его "родовую" жизнь. Род челов. Живет в
природе. Жизнь чел неразрывно связана с прир. Эта связь – деятельный
контакт с прир, в кот главное - труд, производство. Но для раб труд - лишь
средство для поддержания собственной жизни, а не рода.
4.Подневольный труд порождает отчужд между людьми. Раб чужды друг другу,
поскольку они конкурируют за возм трудиться.
Не только р. но и все люди являются отчужденными. Отнош между людьми
тоже отчужденные.
Устранение отчуждения. Процесс, обратный отчуждению, - присвоение чел
собственной подлинной сущности. М связывает его с общ преобразованиями, с
освобождением кот в основе имеет уничтожение отчужд труда. Что будет , если
чел начнет производить как человек, т.е. не подневольно. В этом случае
труд станет средством саморазвития человека, в
реализацию человеком своих лучших сторон.
16. Этапы становления и характерные черты русской философии
Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако
специф
Р фил во многом складывалась под влиянием социально культурных процессов,
происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в
становлении рус. фил мысли.
Первым р мыслителем мир уровня был конечно же Ломоносов (1711 -
1765). -
гениальный ученый-энциклопедист.
А.Н. Радищев (1749 - 1802). - отстаивал материалист фил позиции,
считая,что "бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по
себе".Впервые в рус. мысли систематически разрабатывал пробл человека.
Самостоятельное философское творчество возникает в нач 19 в.
Выдающимся рус фил и социальным мыслителем был П.Я. Чаадаев (1794-
1856).
Его общефил концепция - дуалистическая. Физ мир построен из атомов и
молекул, т.е. эл-тов материальных, из кот образуются все тела. Тела сущ в
простр.Движ и взаимодействие рассматривалось им в духе механицизма.
Человек есть объективное единство 2 миров - физ и духовного, как
существо
свободное. Задача фил изучать человека именно как духовное существо.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9