Шпаргалка по философии (Основные понятия. 4 страницы формата А4)

сущности и характере самого познания, что приводит к повышению значимости

гносеологической ориентации новой философии. Стремление к систематизации,

количественный рост и усилившаяся дифференциация познания вызывают развитие

теоретического мышления, не только ищущего причинно следственного

(связанного с законами) объяснения взаимосвязи между отдельными явлениями и

областями явлений, но и стремящегося к созданию целостного образа мира,

опирающегося на новую науку и ее данные. Стремление к выяснению

взаимосвязей и взаимодействий закономерно ведет к повышению роли

рационального рассмотрения, поэтому с развитием чувственного эмпирического

познания мира развивается и точное, рациональное математическое мышление.

Основные представители: Ф.Бекон, Р.Декарт.

12. Философия И. Канта

Иммануил Кант родился в 1724г в Кениксберге. Он был не только фил, но также

крупным ученым в обл естествознания.

Фил развитие К. делится на 2 периода. В перв. период (до нач. 70-х гг)

пытался решать ф пробл - о бытии, фил природы, религии, этики, логики

исходя из убеждения, что ф. м.б. разработана и обоснована как умозрительная

наука. (без обращ к опытным данным)

Во 2-й пер (критический) пытает ся строго отделить явления от вещей в себе.

Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы позн. лишь

явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это учение -

агностицизм

Познание начинается с того, что “вещи в себе” возд. на наши органы чувств и

вызыв ощущения,но ни ощущуние нашей чувственности, ни понятия и сужд.

нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теорет. знания о

“вещах в себе” (ввс). Достоверное знание сущ - это математика и

естествознание.

Учение о знании. Знание всегда выраж в форме суждения. Сущ 2 вида

суждений:1) аналитические уждения. Пример: все тела имеют протяжения

2)ситетические суждения. Пр: некоторые тела тяжелы.

Есть 2 класса синт суждений. 1. обнаруживается в опыте (нек лебеди черны)

- апостериорные 2.эта связь не может основ на опыте - априорные суждения.(

все, что случается имеет причину). Апр. суждениям К. придает б. Значение

Чувственное познание. У К простр и время перестают быть формами сущ вещей.

Они становятся априорными формами нашей чувственности.

Априорные формы рассудка. Условием возм апр. синт сужд в теорет

естествознании явл категории. Это независимые от поставляемого опытом

содержания понятия рассудка, под кот рассудок подводит всякое содерж,

получаемое из опыта. Т.е. категори не формы бытия, а понятия рассудка.

Категории априорны. По К ни ощущ ни понятия сами не дают знания. Ощущ без

понятий- слепы, а понятия без ощущ - пусты.

Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел поступает

необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, так как чел

есть явление среди др явл прир и в этом отнош подчинен необходимости. Но

чел также и нравственное сущ, субъект нравственного сознания , а значит

свободен.

13. Философия Гегеля

Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика

Гегеля (1770-1831). великая заслуга которого состоит в том, что он впервые

представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса,

т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и

сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития...

Гегель сформулировал законы и категории диалектики. Категории качества и

количества. Качество это то, без чего объект существовать не может.

Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество

плюс качество есть мера.

Три закона диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода

количественных отношений в качественные (при изменении количественных

отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за

неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания).

Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его

уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого

объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед.

Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое

отрицание. Развитие происходи по спирали. 3. Закон единства и борьбы

противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и

реальностью. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация

одной из сторон или компромисс.

14. Антропологический материализм Фейербаха

Последним великим представ класс нем фил был Л.Феербах (1804 - 1872).

Феербах считает, что вопрос об отнош бытия к мышл есть вопрос о сущности

человека, ибо мыслит лишь чел. Следов фил.,поскольку она реш вопрос об

отнош мышл к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о чел, в

существовании, в деят которого этот вопрос находит свое фактическое,

реальное решение.

Чел неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение

присущей ему биол, физиолог. Деятельности. Существенным содержанием и

назнач. антрополог. принципа является по Ф. научное истолкование

общественного сознания, в кот он видит отражение сущности чел. Эта сущность

по Ф прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие пережив

индивида.

Основой антропол Ф является мат учение о природе. Прир явл

единственной реальностью, а чел ее высшим продуктом. В чел и благодаря ему

прир ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе. Природа вечна.

Возникновение и уничтожение относятся тоько к отдельным явлениям. Прир

бесконечна в пространстве.

Т.о ф. учение о природе в целом не выходит за рамки метаф

материализма. Ф признает важную познав функцию теорет мышления и его

способности достичь более глубокого познания действительности. Задача

мышления - собирать, сравнивать различать, классифицировать чувств данные,

осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое, непосредственно не

являющееся содержание. Мышление носит опосредованный хар-тер, поэтому то, о

чем мы мыслим, не всегда явл объектом непосредств восприятия.

15. Характерные черты марксистской ф.

Общая философия - диалектический материализм, в рамках которого развита

теория исторического процесса- исторический материализм..

Диалектический материализм впервые распространяет мат понимание не только

на природу, но и на общество. Отсюда теория прибавочной стоимости и теория

исторического процесса.

Теория познания. Общественно-экономическая практика есть основа,цель и

критерий познания. Практика порождает теорию, теория служит практике

Практика есть единство субъективного и объективного, сознания и бытия,

опредмечивания и рапредмечивания. Для Маркса объект – это предмет

приложения человеческих сил. Основные виды практики: 1)обработка природы

людьми(материально-производственная деятельность) и2)обработка людей

людьми(социально-преобразующая деятельность). Вся общественная жизнь

является практической.

Исторический материализм. Основа любого человеческого общества - добывание

средств к жизни. Каждая система произ отнош возникает на определенном этапе

развития производственных сил.

Надстройка-совокупность духовных образований (теории, учения, религия,

искусство), отношений между людьми- идеология и учреждений и организаций

-суды, партии, церковь и т.д.Надстройка вначале служит укреплению базиса,

но в ходе развития и возникновения противоречий возникает новый

базис,который вызревает в рамках старого, и кол перех в кач, революционный

переход о одной ощественно-экономической формации к другой.

Общественно-экономический формации - первоб, рабовлад, феодал,капитал,

коммунизм первая стадия - социализм. Основной движущей силой истории

выступают народные массы, хотя роль личности не отрицается.

Отчуждение- процесс превращение деятельности человека и продуктов этой

деятельности в самостоятельную, довлеющую над человеком силу.

Отчужденный труд М рассм в 4 аспектах. 1.Рабоч использует матер,

взятые у природы и получает в итоге нужные для жизни предметы, продукты

труда. Ни исх материал, ни прод ему не ринадлежат - они ему чужие. Природа

делается для раб только средством труда, а предметы, кот создаются в

производстве - средством жизни, физ существования. Раб полностью от них

зависит.

2. Процесс труда для р принудителен. Только вне труда р. свободен

3. Труд подневольный отнимает у чел его "родовую" жизнь. Род челов. Живет в

природе. Жизнь чел неразрывно связана с прир. Эта связь – деятельный

контакт с прир, в кот главное - труд, производство. Но для раб труд - лишь

средство для поддержания собственной жизни, а не рода.

4.Подневольный труд порождает отчужд между людьми. Раб чужды друг другу,

поскольку они конкурируют за возм трудиться.

Не только р. но и все люди являются отчужденными. Отнош между людьми

тоже отчужденные.

Устранение отчуждения. Процесс, обратный отчуждению, - присвоение чел

собственной подлинной сущности. М связывает его с общ преобразованиями, с

освобождением кот в основе имеет уничтожение отчужд труда. Что будет , если

чел начнет производить как человек, т.е. не подневольно. В этом случае

труд станет средством саморазвития человека, в

реализацию человеком своих лучших сторон.

16. Этапы становления и характерные черты русской философии

Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако

специф

Р фил во многом складывалась под влиянием социально культурных процессов,

происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в

становлении рус. фил мысли.

Первым р мыслителем мир уровня был конечно же Ломоносов (1711 -

1765). -

гениальный ученый-энциклопедист.

А.Н. Радищев (1749 - 1802). - отстаивал материалист фил позиции,

считая,что "бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по

себе".Впервые в рус. мысли систематически разрабатывал пробл человека.

Самостоятельное философское творчество возникает в нач 19 в.

Выдающимся рус фил и социальным мыслителем был П.Я. Чаадаев (1794-

1856).

Его общефил концепция - дуалистическая. Физ мир построен из атомов и

молекул, т.е. эл-тов материальных, из кот образуются все тела. Тела сущ в

простр.Движ и взаимодействие рассматривалось им в духе механицизма.

Человек есть объективное единство 2 миров - физ и духовного, как

существо

свободное. Задача фил изучать человека именно как духовное существо.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты