Идеи коллективизма - человеческая коллективность определяет
индивидуальность, а коллективный разум - субъективный. коллективная
сущность человека есть то, чем он отличается от животного.
Своеобр направлением в Р фил явились воззрения славянофилов. В центре
их внимания нах судьбы Р и ее роль в мир истор процессе. Возрождение форм
патриархата, возврат к правосл идеалам Святой Руси - это соц-ист концепция
имеющая провиденциальный и религиозно-мистический характер.
Западники-материалисты В.Г.Белинский(1811-1848). А.И.Герцен
(1812-1870), Огарев, Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-
1861), Д.И.Писарев
(1840-1868). Они являлись не только филос теоретиками, но и идеологами р.
рев демократии. Р ф прошли поучительную школу нем клас фил и Фр
просвещения.
Герцен. Основоположник народничества. Единство бытия и мышления, природа
сущ-ет независимо от человека, а законы мышления есть отражение законов
бытия. Личность создается средой и событиями, а последние несут на себе ее
отпечаток.
Огарев. Материалист и атеист. Критика церкви как рабского страха,
разработка общинного социализма, признание важной роли экономического
фактора в историческом процессе.
Белинский. Идеи необходимости прогресса, бурж порядки более прогрессивны,
поэтому об отмене патриар на Руси.
Чернышевский.. Человек - природное существо, его организм един, а сознание
есть проявление материальной субстанции. Антропологический принцип
60-70 гг. складывается народничество, идея прихода к соц, минуя капитализм.
Признание самобытности России. (Лавров/, Бакунин, Ткачев, Михайловский,
Мечников).
Почвенники - нац почва как основа соц и духовного развития России. Разрыв
интеллигенции с народной почвой надо преодолеть на основе духовного
единения всех сословий.
Григорьев, Страхов, Дост.
Ф.М.Достоевский. (1821-1881). В своих обществ-полит исканиях он
пережил несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализма (в
кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелом, связ с
усвоением религиозно-нравств идей. Отказался от рев борьбы. Исповедовал
идеи почвенничества, для кот хар-но религ ориентированность. Истинный путь
свободы - путь Богочеловека.
Самобытным р мыслителем был Лев Толстой(1828-1910). Подвергая критике
общ-полит устройство Р, Т уповал на нравственно-религиозный прогресс в
сознании чел. Отказ от любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей
любви. Всякая власть - насилие - отрицание гос-ва.
17. Характерные черты и основные направления философии ХХ века
философское знание этого столетия проделало значительную эволюцию, которую
можно охарактеризовать рядом отличительных признаков.
. отход философии от узкого, преимущественно рационалистического
философствования, ориентированного на определенные-политические взгляды и
религиозные (атеистические) убеждения к философствованию всё более
плюралистическому и толерантному, основанному на принципах встречи или
диалога
. Философия XX века разрешив важные вопросы как соотношение между знанием и
пониманием, между знанием и оценкой, между знанием и истиной. Это
продвинуло философию вперед не только в традиционной области, но и
помогло найти новые исследовательские поля
. Особенностью философии XX века является то, что она долго и мучительно
освобождалась от идеологического прессинга, от господствовавшего на
протяжении десятилетий тезиса об ожесточенной борьбе материализма и
идеализма, неразрывной связи передового класса и передовой философской
теории. Особенно в странах социалистического лагеря. На протяжении
десятков лет исследователи не имели .возможностей заниматься теми
вопросами философии, которые их особо интересовали и объяснять те или
иные явления без множества ссылок на труды "основоположников марксизма" и
партийные документы.
. Особенностью философского знания XX века является его четкая детерминация
научным аппаратом современного естествознания (ЭВМ, компьютер, методы
математичесих наук, системный подход, принципы синергетики). Для
философского знания XX века характерна эволюция к исследованию проблем
сущности и существования человека
. В XX веке философия все дальше отходит от вульгарного и грубого
материализма, от догматизированного и примитивного марксизма, она все
больше стремится к тому, чтобы исследовать мир комплексно
. Философия XX века открывает и разрабатывает новые области
философствования, такие как философия культуры, философия техники,
философия жизни и др..
. Философия XX века выдвинула как наиболее значимые и приоритетные проблемы
современности целый цикл глобальных проблем, которые можно объединить в
одну — это проблема выживания человечества, неразрывно связанная с новым
решением вечного вопроса философии — в чем смысл жизни и предназначение
человека.
. Философия XX века — вместе со всей духовной культурой современного мира,
стремится помочь человеку в его исканиях истины, в обретении настоящего,
а не ложного смысла жизни, в поиске своего Я и реализации своего
творческого потенциала. Современная философия не навязывает одной-
единственной точки зрения на мир, выдавая ее за истину в последней
инстанции. Философия конца XX века предоставила человеку свободу в выборе
своего мировоззрения. Современный человек свободен в своем выборе.Даже
краткий обзор развития философского знания в уходящем от нас двадцатом
веке показывает, сколь разительно эволюционировала философская мысль за
истекшее столетие.
Философия XX века представляет собой многообразное и плодотворно
развивающееся философствование человечества о коренных проблемах бытия
Природы, Космоса, Человечества и Человека
18. Бытие как особая категория. Основные формы бытия
Учение о б. - онтология - одна из центр. проблем ф. В самом широком смысле
слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о
существовании, о сущем вообще. Первый аспект проблемы Б. - ответы на
вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде Как долго? -
Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи,
организмы, люди, их жизнед-сть?” Второй аспект связан с вопр. о единстве
мира: мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли ч-ка. Третий
аспект связ. с тем, что мир в целом и все, что в нем сущ., - это дейст-сть,
кот. имеет внутр. логику своего сущ-я, развития и реально предзадана созн-
ю, действию отд. Индивидов.
Формы Б., например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия
и становятся наличным актуальным Б. Но Б. сущего сколько бы оно ни
продолжалось приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную
форму Б.
Выделяют след. различающиеся, но и взаимосвяз. осн. формы Б.: 1) б. вещей
(тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б. вещей, процессов, сост.
природы, б. природы как целого, б. вещей и пр-сов, произвед. ч-ком; 2) б.
человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и специф. чел. бытие; 3) б.
духовного (идеального), кот. дел. на индив. дух. и объективиров.
(внеиндивид.) духовное; 4) б. социального, кот. дел. на индив. бытие (б.
отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва. Возникновение той или иной
формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы
Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей
субстанцией материю. Доп. по 1 виду б.: все вещи, пр-сы, состояния,
целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от созн. ч-ка - в этом ее
отличие. Первая природа - реальность особого типа, объ. и первичная. Для
прир. существовать не означает восприниматься ч-ком, а ч-к с его сознанием
только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.
19. Философское понимание материи
Материя - фундаментальная исходная категория фил., от того или иного
ее понимания зависит решение практ всех других ф проблем. От лат materia -
вещество Это веществ значение удерживалось до 20в., когда произошла револ в
физике.
Первой ступенью в осознании материальности мира был стих материализм.
Но уже Демокрит заметил, что с пом. одного кач определ. в-ва невозможно
объяснить происхожд другого, так как он не содержит принципа своего
превращения. Дальнейшее развитие мысли привело к атомистике.
Атомы тоже истолковывались как вещество, как кирпичи всего
существующего. Так зародилась дискретная картина мира. Казалось еще чуть-
чуть и физ. картина мира получит полную завершенность.
Однако был открыт электрон, ядерный распад и превращеие атомов. Атом
оказался вовсе не мельчайшей частицей в-ва. Открытие электромагн полей и
ядерных сил тоже внесли свою лепту.
Первоначально поле понималось как окруж какой-нибудь предмет
пространство, для каждой точки кот можно определить величину и направл силы
взаимодействия между данным объектом и другим. (поле - атрибут в-ва) Но
затем было доказано, что поле не только атрибут объекта, но и самостоят
реальность, т.е. нов вид материи, основным свойством кот. является
непрерывность.
Все это привело к фил кризису . Этот кризис связан с утратой
представл о материи как о веществе.
Единственное свойство материи - “быть объективной реальностью,
существовать вне нашего сознания.
20. Философское понимание движения
В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в
вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной
природе. Движ несотворимо и неуничтожимо. Движение - это способ сущ
материи. Движ заключено в самой природе материи. Одни формы движ превращ в
другие и ни один вид не берется ниокуда.
Движение материи - не только механическое перемещение тел в пространстве,
но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые
вызываются этими взаимодействиями.
Основные типы движения: 1.- это движение, когда сохраняется качество
предмета; 2.-тип движения, связанный с переходом от одного качества к
другому, с изменением качественного состояния предмета.Это может быть
разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, кот. представляют
особые кач-ва, возникающие в рез-те преобразования исходного предмета.
Процессы, связанные с преобразованием кач-ва предметов, с появлением
новых кач-ых состояний, характеризуются как развитие. Процесс развития -
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9