Шпаргалка по философии (Основные понятия. 4 страницы формата А4)

Идеи коллективизма - человеческая коллективность определяет

индивидуальность, а коллективный разум - субъективный. коллективная

сущность человека есть то, чем он отличается от животного.

Своеобр направлением в Р фил явились воззрения славянофилов. В центре

их внимания нах судьбы Р и ее роль в мир истор процессе. Возрождение форм

патриархата, возврат к правосл идеалам Святой Руси - это соц-ист концепция

имеющая провиденциальный и религиозно-мистический характер.

Западники-материалисты В.Г.Белинский(1811-1848). А.И.Герцен

(1812-1870), Огарев, Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-

1861), Д.И.Писарев

(1840-1868). Они являлись не только филос теоретиками, но и идеологами р.

рев демократии. Р ф прошли поучительную школу нем клас фил и Фр

просвещения.

Герцен. Основоположник народничества. Единство бытия и мышления, природа

сущ-ет независимо от человека, а законы мышления есть отражение законов

бытия. Личность создается средой и событиями, а последние несут на себе ее

отпечаток.

Огарев. Материалист и атеист. Критика церкви как рабского страха,

разработка общинного социализма, признание важной роли экономического

фактора в историческом процессе.

Белинский. Идеи необходимости прогресса, бурж порядки более прогрессивны,

поэтому об отмене патриар на Руси.

Чернышевский.. Человек - природное существо, его организм един, а сознание

есть проявление материальной субстанции. Антропологический принцип

60-70 гг. складывается народничество, идея прихода к соц, минуя капитализм.

Признание самобытности России. (Лавров/, Бакунин, Ткачев, Михайловский,

Мечников).

Почвенники - нац почва как основа соц и духовного развития России. Разрыв

интеллигенции с народной почвой надо преодолеть на основе духовного

единения всех сословий.

Григорьев, Страхов, Дост.

Ф.М.Достоевский. (1821-1881). В своих обществ-полит исканиях он

пережил несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализма (в

кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелом, связ с

усвоением религиозно-нравств идей. Отказался от рев борьбы. Исповедовал

идеи почвенничества, для кот хар-но религ ориентированность. Истинный путь

свободы - путь Богочеловека.

Самобытным р мыслителем был Лев Толстой(1828-1910). Подвергая критике

общ-полит устройство Р, Т уповал на нравственно-религиозный прогресс в

сознании чел. Отказ от любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей

любви. Всякая власть - насилие - отрицание гос-ва.

17. Характерные черты и основные направления философии ХХ века

философское знание этого столетия проделало значительную эволюцию, которую

можно охарактеризовать рядом отличительных признаков.

. отход философии от узкого, преимущественно рационалистического

философствования, ориентированного на определенные-политические взгляды и

религиозные (атеистические) убеждения к философствованию всё более

плюралистическому и толерантному, основанному на принципах встречи или

диалога

. Философия XX века разрешив важные вопросы как соотношение между знанием и

пониманием, между знанием и оценкой, между знанием и истиной. Это

продвинуло философию вперед не только в традиционной области, но и

помогло найти новые исследовательские поля

. Особенностью философии XX века является то, что она долго и мучительно

освобождалась от идеологического прессинга, от господствовавшего на

протяжении десятилетий тезиса об ожесточенной борьбе материализма и

идеализма, неразрывной связи передового класса и передовой философской

теории. Особенно в странах социалистического лагеря. На протяжении

десятков лет исследователи не имели .возможностей заниматься теми

вопросами философии, которые их особо интересовали и объяснять те или

иные явления без множества ссылок на труды "основоположников марксизма" и

партийные документы.

. Особенностью философского знания XX века является его четкая детерминация

научным аппаратом современного естествознания (ЭВМ, компьютер, методы

математичесих наук, системный подход, принципы синергетики). Для

философского знания XX века характерна эволюция к исследованию проблем

сущности и существования человека

. В XX веке философия все дальше отходит от вульгарного и грубого

материализма, от догматизированного и примитивного марксизма, она все

больше стремится к тому, чтобы исследовать мир комплексно

. Философия XX века открывает и разрабатывает новые области

философствования, такие как философия культуры, философия техники,

философия жизни и др..

. Философия XX века выдвинула как наиболее значимые и приоритетные проблемы

современности целый цикл глобальных проблем, которые можно объединить в

одну — это проблема выживания человечества, неразрывно связанная с новым

решением вечного вопроса философии — в чем смысл жизни и предназначение

человека.

. Философия XX века — вместе со всей духовной культурой современного мира,

стремится помочь человеку в его исканиях истины, в обретении настоящего,

а не ложного смысла жизни, в поиске своего Я и реализации своего

творческого потенциала. Современная философия не навязывает одной-

единственной точки зрения на мир, выдавая ее за истину в последней

инстанции. Философия конца XX века предоставила человеку свободу в выборе

своего мировоззрения. Современный человек свободен в своем выборе.Даже

краткий обзор развития философского знания в уходящем от нас двадцатом

веке показывает, сколь разительно эволюционировала философская мысль за

истекшее столетие.

Философия XX века представляет собой многообразное и плодотворно

развивающееся философствование человечества о коренных проблемах бытия

Природы, Космоса, Человечества и Человека

18. Бытие как особая категория. Основные формы бытия

Учение о б. - онтология - одна из центр. проблем ф. В самом широком смысле

слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о

существовании, о сущем вообще. Первый аспект проблемы Б. - ответы на

вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде Как долго? -

Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи,

организмы, люди, их жизнед-сть?” Второй аспект связан с вопр. о единстве

мира: мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли ч-ка. Третий

аспект связ. с тем, что мир в целом и все, что в нем сущ., - это дейст-сть,

кот. имеет внутр. логику своего сущ-я, развития и реально предзадана созн-

ю, действию отд. Индивидов.

Формы Б., например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия

и становятся наличным актуальным Б. Но Б. сущего сколько бы оно ни

продолжалось приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную

форму Б.

Выделяют след. различающиеся, но и взаимосвяз. осн. формы Б.: 1) б. вещей

(тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б. вещей, процессов, сост.

природы, б. природы как целого, б. вещей и пр-сов, произвед. ч-ком; 2) б.

человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и специф. чел. бытие; 3) б.

духовного (идеального), кот. дел. на индив. дух. и объективиров.

(внеиндивид.) духовное; 4) б. социального, кот. дел. на индив. бытие (б.

отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва. Возникновение той или иной

формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы

Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей

субстанцией материю. Доп. по 1 виду б.: все вещи, пр-сы, состояния,

целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от созн. ч-ка - в этом ее

отличие. Первая природа - реальность особого типа, объ. и первичная. Для

прир. существовать не означает восприниматься ч-ком, а ч-к с его сознанием

только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.

19. Философское понимание материи

Материя - фундаментальная исходная категория фил., от того или иного

ее понимания зависит решение практ всех других ф проблем. От лат materia -

вещество Это веществ значение удерживалось до 20в., когда произошла револ в

физике.

Первой ступенью в осознании материальности мира был стих материализм.

Но уже Демокрит заметил, что с пом. одного кач определ. в-ва невозможно

объяснить происхожд другого, так как он не содержит принципа своего

превращения. Дальнейшее развитие мысли привело к атомистике.

Атомы тоже истолковывались как вещество, как кирпичи всего

существующего. Так зародилась дискретная картина мира. Казалось еще чуть-

чуть и физ. картина мира получит полную завершенность.

Однако был открыт электрон, ядерный распад и превращеие атомов. Атом

оказался вовсе не мельчайшей частицей в-ва. Открытие электромагн полей и

ядерных сил тоже внесли свою лепту.

Первоначально поле понималось как окруж какой-нибудь предмет

пространство, для каждой точки кот можно определить величину и направл силы

взаимодействия между данным объектом и другим. (поле - атрибут в-ва) Но

затем было доказано, что поле не только атрибут объекта, но и самостоят

реальность, т.е. нов вид материи, основным свойством кот. является

непрерывность.

Все это привело к фил кризису . Этот кризис связан с утратой

представл о материи как о веществе.

Единственное свойство материи - “быть объективной реальностью,

существовать вне нашего сознания.

20. Философское понимание движения

В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в

вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной

природе. Движ несотворимо и неуничтожимо. Движение - это способ сущ

материи. Движ заключено в самой природе материи. Одни формы движ превращ в

другие и ни один вид не берется ниокуда.

Движение материи - не только механическое перемещение тел в пространстве,

но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые

вызываются этими взаимодействиями.

Основные типы движения: 1.- это движение, когда сохраняется качество

предмета; 2.-тип движения, связанный с переходом от одного качества к

другому, с изменением качественного состояния предмета.Это может быть

разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, кот. представляют

особые кач-ва, возникающие в рез-те преобразования исходного предмета.

Процессы, связанные с преобразованием кач-ва предметов, с появлением

новых кач-ых состояний, характеризуются как развитие. Процесс развития -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты