это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование
новых систем, новых типов организации, кот. рождаются из предшествующих им
систем. Две разновидности процессов развития: 1) процессы качественных
превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, опред-го
уровня ее организации. 2) Процессы перехода от одного уровня к другому. В
неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить
эволюция звезд.
Существует несколько качественно различных форм движ материи: механ,
физическая, хим, биологическая, социальная... Качественное разнообразие
одного уровня не м.б. объяснено кач разнообразием другого.
Развитие, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и
идеальных объектов. В результате Р. возникает новое качественное состояние
объекта, к-рое выступает как изменение его состава или структуры (т.е.
возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей).
Способность к Р составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.
21. Пространство и время
Пространство – обычно протяженность, время – длительность. П и в обладают
своими свойствами. П обладает трехмерностью, оно1)симетрично, т е нет не
обратимых процессов,2) пространство однородно (каждая точка пространства м
б взята за начало координат),3)пространство изотропно, т е нет
привелигированных направлений (в верх, в низ, в лево, в право). Время –
длительность, оно асимметрично, т е не обратимо. Время может пониматься по
разному:1) циклическое время (календари); 2)время может толковаться как
некоторая симметрия, т к ряд процессов не является не обратимыми
(соединение Н и О2дает Н2О и обратно, возможно распадение);3) время может
пониматься как стрела, т е время не обратимо, нельзя вернуться в прошлое.
Время отличается от вечности, вечность не меняется и не имеет времени,
вечность это всегда настоящее.
Есть две теории относительности:
1. Специальная. В ней были объединены понятия движение, пространство и
время. П и в меняются в завис-и от скорости движения; ритм времени
сокращаетя и линейные размеры тела сокращаются. Было введено понятие –
пространственно-временной интервал – это величина которая не меняется при
переходе от одной системы отсчета к другой.
2. Общая теория относительности связала в едино понятия тяготеющей массы,
пространства и времени. Ритм времени замедляется . Пространство
искривляется под действием поля тяготения. Наблюдения во время солнечных
затмений показали что пространство искривляется. Из этого были сделаны
следствия на основе геометрии Лобачевского (отрицательная кривизна) и
Римана (положительная кривизна), что при положительном искривлении
пространства вселенная замкнута, а при отрицательном вселенная
бесконечна.
Фридман сделал вывод, что наша вселенная м б стационарной, она или сужается
или расширяется. Наша же вселенная расширяется. Т о 15-20 млрд лет назад
наша вселенная была сконцентрирована в замкнутой форме пространства. У
вселенной есть горизонт, и за пределы какой-то сферы у человека нет
возможности выйти.. Становление вселенной связывают с черными дырами
сверхплотного состояния, которые отличаются тем что в поле их тяготения все
исчезает, даже луч света. Черные дыры это элементарные частицы сжатые
пространством и временем.
22. Происхождение и сущность сознания
1. Самые первые представления о психике и сознании возникли в первобытные
времена, тогда же появились представления и о душе. Под душой древние
люди понимали совокупность психических процессов: думать, чувствовать,
переживать и т. д.
Демокрит.
Душа есть особого рода огонь и теплота. Она состоит из атомов,
имеющих круглую форму, тела этой формы способны проникать всюду и двигать
другие тела.
Душа – материальное образование. Она телесна и отсюда ее другая
особенность – она дар природы и возникла под влиянием естественных сил,
не нуждающихся в существовании сил, стоящих над ней.
Платон.
Придерживался противоположной точки зрения. Считал, что души существовали
прежде, чем появились в облике человека. Существовали без тел, но имели
разумение. Душа существует до человека, вне человека, как особая
надприродная сущность.
Дуализм. Декарт.
Считают, что душа – особая, чуждая материи духовная субстанция. Он
считает душу и тело независящими друг от друга началами.
Психофизический параллелизм.
- разновидность дуализма ( Декарт ). Природа и дух выступают как два
различных начала: основным свойством материи является протяженность, а
основным свойством духа – способность мыслить. Отсюда: идея не имеет
протяженности, а тело не может мыслить.
Идеализм + религия.
Продолжают линию первобытного анимизма, то есть одушевление окружающих
предметов. Первобытные люди наделяли все уголки добрыми и злыми духами.
Пантеизм.
- отождествление Бога с природой. Бенедикт Спиноза пытался отождествить
материю с мировой духовной субстанцией.
Субъективный идеализм.
- отождествляет вещи с ощущениями, восприятиями, мыслями. Такое
отождествление приводит к выводу, будто ощущения существуют вне мозга
человека.
Иной позиции придерживался позитивизм. Бертран Рассел пытался
отождествить психическое с физическим, а это означает, что материальные
предметы превращаются в ощущения и что ощущения выносятся за пределы
нервной системы, то есть Рассел сближает материю и дух, т.к. под материей
он понимает мысль, а под духом ощущения. Под мозгом он понимает
совокупность ощущений и мыслей. Отсюда не мысль в мозгу, а мозг в мыслях.
Фохт, Бюхнер.
Мысль так выделяется мозгом, как желчь печенью.
Диалектический материализм.
Сознание – это функция мозга; свойство высокоорганизованной материи и
форм отражения действительности.
23. Проблема познания в философии
Большинство фил систем нового времени выделяли 2 основных этапа:
Чувственное и рациональное
Ч познание явл начальным этапом познания.
Для познания объектов необход функционирование органов чувств,
нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущ, восприятие мат
объектов. такая форма деятельности назыв чувств деятельностью или чувств
познаниемЕсть три формы чувственного отражения : ощущение, восприятие и
представление.
Ощущения - простейший и исходный элемент чувств познания.На первом месте
стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние.
Хотя мы при помощи разл органов чувств ощущ пространств форму, цвет, вкус,
запах, в то же время действует чувств способность синтезирования ощущений,
превращения их в восприятие.Благодаря восприятию предмет дается сознанию
именно в своей целостно-предметной форме. Восприятие- целостный образ мат
предмета, данного посредством наблюдения.
Представление. Благодаря многокр работе механизмов восприятия мы в нашем
сознании, в нашей памяти можем удерживать целостный образ предмета и тогда,
когда предмет непосредственно не дан нам.
Проц чувств восприятия очень сложны. Мы смотрим на предмет и наше видение
связано с нашим отношением к этому предмету, мы восприн его как красивый
или безобразный, полезный или вредный... Когда мы видим человека,
воспринимаем его действия и поступки.
В челов чувст восприятии есть еще 1 важный элемент, кот присущ только
человеку. Чел способен наглядно представить не только то, что видел собств
глазами, едва ли не большая часть его опыта включает образы, кот
почерпнуты из описаний( результаты опыта ряда его предшественников).
РАЦИОНАЛЬНАЯ (ЛОГИЧЕСКАЯ) СТУПЕНЬ ПОЗНАНИЯ. Чувственное восприятие чел
конкретных событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того в
какой мере сод понятий освоено данным чел. Понятия- это такие воплощенные в
словах продукты в социально-истор проц познания, кот выделяют и фиксируют
общие существенные свойства, отношения предметов и явлений. Если бы в ходе
истории не выработались такие понятия, то каждый чел в каждом поколении
вынужден был бы вновь и вновь описывать каждую конкр вещь, факт , явление.
Процесс поним состоит не только в усвоении уже выработанных другими
людьми или эпохами знаний, но м в конструировании на основе ряда сложных
преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее.
Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается
или отрицается что-либо. Понятия есть элементы суждений. ННа базе суждений
и понятий формируются умозаключения. Это есть вывод. Все три формы рац
познания как способности образуют ум, а как процесс - мышление.
Многочисленные данные свид о единстве чувственного и рационального, их
взаимообусловленности. Например, образ яблока есть пересечение
многочисленных понятий и их чувственных показателей. Познание, начинаясь
с ощущений, восприятий, продолжаясь в виде представлений, и
поднимаясь на высшие этажи теоретического мышления, представляет
собой единый процесс, тесно связанный с волей и
чувствами.Чувственная форма познания
вбирает в себя опыт мыслительной деятельности.Но мышление и
чувственное познание обладают и относительной самостоятельностью.
24. Методы научного познания
Метод - это совокупность приемов и операций практического и теоретического
освоения действительности. Метод способствует достижению намеченной цели.
Методология это область знания, занимающаяся изучением методов, оценкой их
эффективности, сущности и применимости, методы научного познания принято
подразделять по широте применимости в процессе научного исследования:
1. Первая группа это всеобщие методы: диалектический и метафизический,
еще их называют общефилософскими методами.
2. Вторую группу методов составляют общенаучные методы, которые
используются в самых различных областях наук, т.е. имеют широкий
спектр междисциплинарного применения.
3. Третья группа методов: частнонаучные, которые используются только в
рамках исследования какой-то конкретной науки или даже конкретного
явления.
Существует два уровня познания, это 1)эмпирический и 2)теоретический. На
эмпирическом уровне используют наблюдение, эксперимент, измерение. На
теоретическом уровне используют идеализацию и формализацию. А метод
моделирования можно использовать на обоих уровнях.
Элементы структуры научного знания:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9