Шпаргалка по философии (Основные понятия. 4 страницы формата А4)

3) постиндустриальное общество (с 60-х годов ХХ века).

Таким образом, человечество проходит как бы три "волны" цивилизации. В

традиционном обществе преобладало сельское хозяйство, в индустриальном -

промышленность, в постиндустриальном - сфера услуг, в которой определяющую

роль играет информация.

Пять "стадий" в развитии общества:

1) традиционное общество;

2) стадия создания предпосылок для подъема;

3) стадия сдвига( период промышленной революции – изменение методов

производства)

4) стадия роста( у экономики есть возможность производить)

5) период высокого уровня массового потребления.

В основу периодизации положено развитие орудий труда.

34. Формационный подход к периодизации истории

Проблема периодизации истории по формациям и цивилизациям активно

обсуждается в литературе уже более столетия. "Формация"- напластование

геологических отложений определенного периода. Начало философского учения о

формациях заложено в самом значительном произведении периода формирования

марксизма "Немецкой идеологии".

В этой работе была также дана периодизация исторического процесса.

Основные стадии исторического развития человеческого общества - это

последовательно сменяющие друг друга господствующие формы собственности: 1)

племенная, 2) античная, 3) феодальная, 4) буржуазная, 5) будущая

коммунистическая форма всеобщей собственности.

Структура общественно-экономической формации

Прежде всего, К.Маркс выделил экономический базис - производственные

отношения, главными, определяющими в которых являются отношения

собственности. Базис определяет поли- тическую надстройку. Главным ее

элементом является государство. Для дальнейшего ассмотрения этой проблемы

ис- пользуем таблицу

Таблица 2. Структура общественно-экономической формации

|Произво|Произво|Надстройка |элемент|

|дительн|дственн| |ы |

|ые силы|ые | |формаци|

| |отношен| |и |

| |ия | | |

|Предмет|Социаль|Организация|Классов|

|труда. |но-экон|и |ая |

|Средств|ономиче|учреждения:|структу|

|а |ские |политически|ра. |

|труда. |отношен|е |Историч|

|Человек|ия по |(государств|еские |

|с его |поводу |о, партии),|формы |

|навыкам|собстве|культурно-п|общност|

|и к |нности |росветитель|и людей|

|труду -|на |ные, |(род, |

|произво|средств|религиозные|племя, |

|дитель |а |. |народно|

|материа|произво|Общественно|сть, |

|льных |дства, |е сознание |нация).|

|благ |распред|и его |Историч|

|(рабоча|еления,|формы. |еские |

|я |обмена |Идеологичес|формы |

|сила). |и |кие, |быта. |

| |потребл|политически|Естеств|

| |ения |е, правовые|енные и|

| |материа|и |техниче|

| |льных |религиозные|ские |

| |благ. |отношения. |знания.|

формаций пять - первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная,

капиталистическая и коммунистическая (включает две фазы - социализм и

коммунизм).

Теория формаций изначально основана на постулатах, то есть положениях,

принятых за истину без доказательств: прогресс как основная форма движения

и формационность как основной способ развертывания прогресса;

формационность как жестко последовательная стадиальность; однородность

состава формаций; примат материального производства; производственные

отношения как базис общества; "класс" - основная единица общества и субъект

истории.

35. Общественный прогресс и его критерии

Прогресс - поступательное движение человечества к одной высшей разумной

цели, к идеалу блага, достойного всеобщего желания. И хотя иногда, как

говорил Лейбниц, и встречается попятное движение наподобие линий с

заворотами, тем не менее в конце концов прогресс возобладает и

восторжествует. Гегель определяет всемирную историю как прогресс в сознании

свободы - прогресс, который мы можем познать в его необходимости. Процесс

развития предполагает накопление качественных новообразований, которые

необратимо уводят систему от ее исходного состояния в направлении либо

повышения уровня организации системы, либо ее понижения, либо сохранения в

общем того же уровня при некоторых модификациях. Такие формы развития

выражаются категориями прогресса, регресса и одноплоского развития. Долог

путь от первобытного стада до современных социальных, информационно-

технических систем. Подсчитано, что за 6 тысяч лет истории человечества на

Земле было более 20 тыс войн, которые унесли жизней намного больше чем

сейчас проживает. Из 3600 лет всего лишь 292 года мирных. В истории

возникали мощные государства и гибли тут же. Раздумья о социальном

прогрессе приводят к противоречивым вопросам: становиться ли человечество

физически и духовно более здоровым и счастливым или нет? Что принесла людям

современная техника - этот идол человечества? Прогресс в его чисто

логическом смысле - есть всего лишь абстракция. Развитие искусства это

хорошо доказывает. Сравните шедевры, отдаленные веками, какое из них более

художественно. Некоторые авторы утверждают, что биологически,

интеллектуально и нравственно люди вырождаются, доказывая это тем, что

увеличивается раковых больных, нервно-психических, умственно-отсталых,

СПИД, наркомания, алкоголизм. Каждый новый источник энергии является новым

открытием, способствующий прогрессу производственных сил. Но и это может

способствовать угрозой для человека. Некогда Руссо выдвинул тезис, что

прогресс наук и искусства принес людям неисчислимый вред. Как ни

привлекательна идея повернуть все вспять, она неосуществима, это попытка

уйти от проблемы, а не решить ее. Современная критика технологического

прогресса более изощренна. У нее есть несколько сторон. 1. Осознаны границы

роста человеческой цивилизации, по крайней мере на Земле. 2. Приближение

новой эпохи, происходит поиск возможности применить плоды самого

технологического прогресса к его изживанию.

Еще в начале 20 в. прогресс употреблялся в конкретных оборотах, прогресс

народного хозяйства, а современное отражает тенденцию к оперированию

обособленными понятиями, символами. Интересное высказывание Шеллинга: идея

непрекращающего прогресса есть идея бесцельного прогресса, а то, что не

имеет цели, не имеет смысла.

Если прогресс - цель, то для кого мы работаем? Вопрос о историческом

прогрессе долгое время трактовали как путь к совершенству. Это развитие от

низшего к высшему. Но встает вопрос можно ли считать современный тип

общества более высшим чем предыдущий. Если брать технику конечно прогресс

есть, а если состояние нравственности - очень спорно. Перед человечеством

встала проблема гармоничного развития всех сфер к высшему. В центре всех

видов социального прогресса находится человек. Проблемы человека считаются

центральными. Высшим и всеобщим объективным критерием прогресса является

развитие производительных сил, включая развитие самого человека.

Разновидности прогресс: НТП - т.е. с развитием науке и технике улучшается и

развивается производство оно автоматизируется; Социальный прогресс - это

постепенное улучшение материальных условий жизни человека, повышение

жизненного уровня и т.п.; Духовный прогресс - развитие духовности человека,

т.е. человек самосовершенствуется.

Прогресс и регресс - противоположные формы развития общества в целом или

отдельных его сторон, означающее либо поступательное развитие общества по

восходящей линии, расцвет, либо возврат к старым, застой. Критерием служит

степень развития производительных сил, экономического строя, науки,

культуры и развития личности. Основой развития явл. развитие способа

производства.

С общей точки зрение мерой прогресса может служить продвижение от простого

к сложному, повышение сложности организации систем. В естественных, как

общее совершенствование системы, увеличение возможностей дальнейшего

развития. В экономике, нужно исходить не только из уровней и темпов

развития производства, сколько из уровня жизни трудящихся и роста народного

благосостояния, качество жизни.

Существенным мерилом исторического прогресса является возрастание свободы в

ее разумном употреблении, а также в увеличении потребностей человека в

научном, философском, эстетическом познании мира.

Выделим три сферы материальной действительности: неорганическая,

органическая, социальная, в каждой из которых проявляется критерии

прогресса.

Для неорганичесской критерием является степень усложнения структуры системы

(например молекулярный относительно атомарного).

Процесс применительно к живой природе определяется как такое повышение

степени системной организации объекта, которое позволяет новой системе

выполнять функции, недоступные старой системе.

Говоря об общественном прогрессе - это увеличение в обществе счастья и

добра. И криетериями ОП являются: 1) темпы роста производства,

производительности труда, ведущие к увеличению свободы человека по

отношению к природе; 2) степень свободы работников производства от

эксплуатации; 3) уровень демократизации общественной жизни; 4) уровень

реальных возможностей для всестороннего развития индивидов; 5) увеличение

человеческого счастья и добра.

Отношение Человек-Природа по своей значимости начинает перекрывать наши

экономические, политические, социальные, и др. заботы. Из за угрозы

экологической катастрофы. Когда Мы убьем последнего зверя и отравим

последний ручей, тогда Мы поймем, что деньгами питаться нельзя.

Суть ЭУ, в разрыве естественных циклов воспроизводства биологических

ресурсов, самоочищения почвы, вод, атмосферы.

Отличие современной ситуации от предшествующих эпох состоит в том, что

изменение в среде проживания отрицательно сказываются на природе самого

человека, его исходных потребностей, биологическом и духовном состоянии.

Преодоление глобальных угроз:

1. Развертывание информационной компьютерной, биотехнологической революции

как технико-технической основы возможного выхода из ситуации выживания,

преодоление преград к объединению человечества. Создание на ее основе новой

Цивилизации. Важно подчеркнуть, что именно эта информационная революция

создает объективную предметную основу, которая позволит отвести

термоядерную и экологическую угрозу. Переосмысление мира.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты