"Стрела", "Ахиллес и черепаха".
Эмпедокл: сторонник демократии, природа("корни бытия")-неизменна,
а то, что она порождает-изменяется. Мир сост из 4 элементов, кот соеди-
няются. 2 силы: Любовь(соединяет), Вражда(рахъединяет) (мир единый.
Происхожд космоса:1-сущ 4 корней в форме частиц-стадия любви. 2-
вражда, любовь уходит, частицы соед-ся. 3-любовь(соед корни в целое),
вражда разделяет их на: Земля, море, солнце., любовь(живая природа.
Эволюция чел-ка, чередование Л и В-судьба. Познание: родство чел-ка
и космоса, посредством ощущения, знание-в рез-те познания природы.
Подобное познается подобным, мышлен нах-ся в сердце.
Анаксагор:Мир сост из гомеометрий("семена вещей"), делимы,
Многообразие матер сущностей, м колич-но возрастать, разъед-ся, соедин-
ся. В каждой вещи есть часть другой вещи, в теплом есть холодное. Нбх
сила кот приводила бы гомеометрии в движение-Нус(ум), осущ процесс
соед и разъед, как центр мира. Основа познания-ощущения, но они не
дают истины, познание только рациональное.
Демокрит: битие, небытие. Сущ тела и пространство(пустота) (бытие
множественно. Космос:тела+пустота. Пуст сущ и внутри тела(отд атомы),
вместилище вещей. Атом неделим, их много, различ по форме, по порядку
располож, нах в вечном движении, 3 формы:1)хаотичн, 2)вихревой поток(
мироздание, 3)испарение предметов космоса(запахи). Св-ва вещей-форма
атомов. Все имеет причину, все возникает на каком-то основании. Гл цель
познания-обнаружение подлинных причин. Процесс позн:чувств и рассу-
дочн сторона, идет от чувств к разуму. Чув позн-рез-т воздейств атомов.
Зрительн образ(отлетание микроскоп копий вещей). Далее разум. Жизнь
чел-ка-удовл телесн потр, нбх развив свой потенциал. Демократия поддер
гражданами посредством з-нов, придержив з-нов.
Сократ:душа чел-ка-"Я познающее", метод субъект диалектики(цель-устан
истину), ист-объект, независ от мнения людей, в процессе диалога, уточн
содерж понятий. Знание носит устойчив хар-р. М субъект диал(майевтика),
истина рождается в беседе. Метод индукц(общ из частн). Агностик(мир поз-
нать невозможно), суть познания-душа чел-ка. Чел-к с пом души д управлять
своими страстями.
Платон: конц объект идеализма(мир идей первичен по отнош к миру вещей),
сущ сверхчувств мир(идеальн целостность, постиг только умом)-"идеи в себе
и для себя". Мир идей вечен(не порожден), неизменен. Матер бытие созд
Творцом(разум, творц ум). Идея-форма, гармонич образ, воплощ в вещах,
матер мир созд из мира хаоса, противопол идеям. Космос порожден(есть душа,
можно трогать), как живое сущ-во(Демиург и космос едины). Дем творит кос-
мос(чел(М(Ж) (жив-ных. Космос-шар(центр-наша планета, вокруг нее-др
планеты, звезды(приводим в движен душами). Душа чел-ка бессмертна. Т позн:
чел имеет врожд идеи, "припоминая" кот он открыв д/себя мир, прежде чем
познать вещь, нбх знать смысл вещи(умом созерцать идеи). Стимул к знанию-
любовь(к красив телу, с целью породить др тело; к душе(жажда науки, иск-
ва);
любовь к знанию(к миру идей-платонич)). Знание-не ощущ, не правильн мнение
(тк истина соотносится с ложью, а ложь-небытие(мы не знаем что такое ложь(
не знаем что такое истина).Познание-процесс созерцания душой высших сущ-
ностей. 2 этапа: 1-познан чистой душой(до рожд чел-ка она все видела), 2-
душа
+телесн орг чувств. В процессе развит чел-ка душа вспоминает знания, опыт-
толчок, нбх напрямую орбращ к душе,через речь, беседу. Развил диал Сокр(
индук, ирон, майевт). Знание –рез-т рассужд-я(Т, (Т) Не подменять одно
понятие
другим, уметь различатать их. Чел-к:единство души и тела. Основа-
душа(бессмер,
возвращ много раз), тело-порожд непрятности жизни. Нравств-ть-дост-во души,
через знание. Душа-колесница: 1конь(мир идей, 2(к зумле, разму уравновешив.
3 катег души: разум(мудрецы, философ-упр Г), страсть(воля)(воины),
вожделение
крест, торг, ремесл) (идеальн гос-во(монарх, арист, демокр), когда власти
выраж
личн интерес(тиран, олиг, демаг.
Аристот(воспит Макед), Ликей. Бытие-существ предметн мира, восприн с пом
ощущ.
Природа-первичн материал, из нее все возник. Материя-причина, без нее нет
бытия,
пассивна, бесформенна, выливается в форму. Мат-возм-ть бытия. Чел-к имеет
дело с
вещью(проявл материи). Форма(идея) сущ в вещах, нельзя отрывать от вещей,
сумма
св-в, отлич предметы. Вещь сущ если есть форма. "Материя вообще"-из нее
вещи,
"форма вообще"-Бог. Идея-копия вещей, но не наоборот. Реальн мир познается
орг
чувств частично, тк сущ сверхчувств мир, доступн рацион познан. Душа-форма
тела,
дает смысл жизни, душа госп над телом, как форма над материей. 3 вида
души:1-
растит(растен, размн), 2-чувств(жив, ощущ), 3-разумн(чел-к: познает,
думает). Теор
познан: суть вещей познается с пом ощущ, мы познаем лишь форму, но не
матер.
Ощущ дают знание единичного, наука постиг общее, наука как разум,
доказывает
логически. Над наукой-филос, логика. Знание з-нов мышлен-мудрость,
основатель
формальн логики, сформул катег ф-фии. Диалектика-разреш противореч, низш
уро-
вень логии, движ от зн единичн к зн общего, пока возм-ть не релизов, бытие-
диалект,
Ар не признает противор в действ-ти, отриц объект диал. Чел-к: политич
животиное,
стремл к вовместн сож-ву, гос-во-разросш семья. Назнач гос-ва-обесп счастья
гражд
(собст-ть, участ в управл), рабы предназнач повиноваться. 6 форм гос-ва:
правильн
(монарх, арист, полития), неправ(тиран, олиг, демокр). Наил-полития(умерен
демокр+
личное дост-во олигархии). Этика:Сок(душа), Пл(идея), Ар-основа-принц
нравств-ти,
в индив-не м прояв принц нрав-ти, в общ-ве поведение мб добродет-
ым(справедл-то,
что соотв з-нам, то, кто наруш з-н-несправедлив).
Эпикур:этика. Развив атомист Демокр(ат движ один во всех направл), Эп-ат
падают
равноудал вниз в пустоте под тяжест своего веса, м отклон в силу случайн-ти
и нбх-ти,
(самодвиж, случ отклон атомов, отриц фатализм Демокр. Т
познан:сенсуалист(ощущ-
истинны, адекватны действ-ти, основа познания, критерий истины(чув
удовольств,
страдан). Этика:"удовольств-е", счастье чел-ка в получ удов-я, удовл телесн
потр нбх
для душевн спок-вия. Смысл удов-я-наслажд духа(лит-ра, иск-во), нбх
избавляться от
зла(оно приносит страдан), достиг удов-я, мы избавл от пережив-ний.
Страдание-страх.
Душа смертна, как и тело, со смертью души прекрат-ся страдания(чел-к не
переживает
Смерть. Страдан вызыв и чел-к: "Проживи незаметно", "Скрывайся и таись".
Смысл
жизни-освоб от власти природн з-нов, кот порожд страхи(обрести свободу.
Стоики: Зенон, Сенека, Марк Аврелий. Этика. Филос-я(яйцо): этика(желток),
физика(бе-
лок), логика(скорлупа). Гилозоисты(природа-живая). Материя творима Богом.
Бытие-тело,
бестелесн(время, место и т д). Все предопределено навеки, можно предвидеть
будущее.
Этика: чел-к будет счастлив, если будет жить ближе к природе, если
ограничится малым
и живет на основе разумности, природа ведет к добродетели. 4 вида:
благоразумие, уме-
ренность, мужество, справедливость. Пороки:неразумие, необузданность,
трусость, неспра-
ведливость. Критерий оценки: инстинкт самосохран, ценно то, что этому соотв-
ет, все ост-
безразл-но, тк противор природе. Идея долга чел-ка: морально соверш-го
может достичь
мудрец, те поступки, кот проверены Богом. Люди: мудрецы(разум),
глупцы(желание,
инстинкт). Средняя стоя(Понеций, Посидоний)-3 положит страсти: радость,
воля, осторож-
ность, 4 отриц: вожделен, наслажд, страх, скорбь, от них нбх избавляться
путем выработки
апатии. Счастье чел-ка достиж апатии. Поздняя стоя: свобода чел-ка.
Свобода(Сен)_подчин
разумной нбх-ти, самоуб-во –ср-во приобщ к свободе, нбх сбросить тело. Цель
философ-
утешение чел-ка во всех его несчастьях. Совесть-внутренний суд. В голом
виде все равны.
Раб только телесно принадл господину, его дух-сам себе господин.
Быстротечность жизни
(время ускользает), бережливость, самоогранич. Марк Ав: жизнь чел-ка-жизнь
мухи(мгновен),
чел подчин Богу(ничего не может изменить. Мир-целое, чел-к-его честь.
Моральн цели
чел-ка-благочестие, простота, любить ближнего(долг чел-ка). Близость к
христ-ву.
Неоплатонизм: Плотин, Порфирий, Прокл-из учен Платона. Учен о бытии: 1)
бытие облад
иерархичн, 2)исток всего существ-дух начало. 3)основа бытия-по принц
триады: Единое, Ум,
Душа. Все связаны принц эманации-истечен творч энергии. Единое(Бог)-
сверхбытие, порожд
все, беск-но. Ум-истекающ от Единого акт-ть, наполняет себя Единым, возвращ
к себе. Единое-
потенциал вещей, Ум-идеальн их реализац. Единое, став Умом(форма, мышл),
станов Душой
(вносит движ в материю). Космос созд в рез-те действия дух начала на
материю. Борьба между
Умом и материей. Свет-образ Ума, тьма-образ Материи. Единое-свет, матер-
тьма. Познание:
типы познав деят-ти: матер мир познается по логике Арист, Единое
созерцается в процессе
полн очищ-экстаза. Конец античн филос.
Средневек: теоцентричн: 1-идея творения, 2-идея откровения, (роли церкви.
Теоцентризм-
Ист-к и причина всего сущего –бог, креационизм-Бог из ничего сотворил живую
и нежив прир.
Провиденциализм-всеми мир событиями управл божеств провидение
Патристика:совок теолого-филос взглядов "отцов церкви" 3 этапа:
апологетика(оформл христ-
ва)-2-3 вв, клас патр-фиос принц-4-5, заключ пер(стабил христ догмат)-6-8.
Тертуллиан, Ориген.
Терт-чем божественнее истины, тем фантастичны и верны. Знание несовм с
христ-ом, фил
разум-ист-к ереси, вера приводит к истине. Сближ с эллинизмом, нематер
Бога. Ориген-Бог
творит пост-но, духи, твор добро попад в мир ангелов, др-падают вних,
станов раст, жив, чел.
Пл-бессм душа, но отверг пересел душ, отс возм спасен путем возвращ к Богу,
+нов выбор
(творить добро или зло), так до беск-ти. Август Блаж(Исповедь, О граде
Божьем) под влиян
манихейства(2 начала-свет(божеств, дух), тьма(дьяв, матер), они вечны и
неистреб, чел б
пребывать в строжайшем аскетизме. Авг: высш цель чел-ка-любовь к Богу, полн
за-ть от Бога.
Град земн(любовь к себе, мир зла), град Божий(люб к Богу, мир добра). Вся
истор чел-ва-борьба
2 градов. Церк-предста гр Бож на Земле. Вечность, время: Бог предшеств
изменч миру, "раньше"
небыло, время сотворено тогда, когда сотвор мир. Бог вечен, вне времени,
нет будущ, прошл, наст,
есть наст прошедш(память), н наст(созерц), н буд(ожидание). Т позн: мир,
созд богом, полон
непостиж уму чел-ка чудес, истина выше разума, сущ дост знания, абс ист-
позн через откровение.
Заключ пер: Библ, Свящ писан, образ-е-придаток церкви. Боэций:итог ант
филос, перевод "Об
утешении философией"(связь с Платоном), Эриугена: разум выше веры, развив