истин,
этот процесс не завершиться. Как мы можем узнать, что в нашем знании
содержится
момент совпад-я с объект дейст-тью(Кант:сопоставл явлений и вещей в себе)-
прак-
тика. Она-критерий истины, те рез-ты познан, кот прошли проверку практикой
м
претендовать на знание объект истины, практ-мат-чувтсв деят-ть людей.
Матер понимание истории: "Капитал", труд, прибав ст-ть, раб сила, мат поним
ист.
Прежде чем заним историй, нбх пить, есть, это достиг в рез-те труда. Произв
отнош-
идеологич. Категор отчуждения: отчужд труда(от раб забир продукт труда),
самоот-
чужд раб-ка(собст физ и дух энерг принадл собст-ку). Чел род отлич от жив-
произ-
водств жизнью, но тк от раб отчужд труд(отч и родов жизнь. Раб-к-машина,
беда-
госп частн соб-ти на ср-ва произ-ва, нбх заменить на общ-ую. Проблема чел-
ка:
чел-к-не винтик, а инд-ть, нбх понять те соц услов, в кот он наход, класс
опред из
жизнь. Чел способен целесообразно трудиться, в то же время чел связан с жив
ми-
ром, сущность чел-производное от сисит общ отнош. Личноть-инд-ть, но м себя
про-
явить только в коллективе. Для поним чел-ка нбх поним общ-во, в кот он
живет.
Диал-мат поним общ-ва:произв отнош д соотв ступени развит произв сил(произ
силы (лидер) вступают в противор с произ отнош, тогда произ отнош-тормоз пр
сил
(эта диалектика-ист движ-я). Ни одна общ-эе формация не погибнет раньше,
чем
разовьются все производ силы, и наоборот(чел-во ставит неразрешим задачи.
Формац опред сущность ступени развит общ-ва.. Ист мат-зм-филос истории-
откуда,
куда, как идет чел-во? Избыток продуктов труда основа общ прогресса. Не
смотрел
на ист процесс как на 1 линию, роль играет и субъективн фактор-хар-р
лидера. З-ны
истор прогресса похожи на з-ны природы, действ независ от людей, но отличие-
они
естественноисторич, действ через деят-ть людей. Общ-во не может перескочить
фазу
своего развит, но оно может ее смягчить, сократить. Энг: кроме эк базиса, и
надстрой-
ка может влиять(гос-ва) на эк-ку.
Плеханов:"Освобожд труда", труды "О матер поним истор". Фил марксизма-велик
рев-ция, единство и цельность мат ф-фии, метод- душа ф-фии, защита конц о
роли
личности и масс в истории., народ, а не "герои" явл подлин творцом истории,
"тол-
па" д стать героем, и развить соотв самосознание, этому д помочь маркс
наука. Отд
личности могут изменить события, и их посл-я, но не м измен ход и их общ
направл.
Классиф движ сил(фак истор развит): конеч(общ причина) истор движ чел-ва-
развит
произв сил, особ причины-истор обст-ка, в кот они развив,единичн-личн особ-
ти дея-
телей истории. Выдающ личности появл тогда, когда возник потр-ть.
Ленин: марксизм-заложил основу новой науки, условна всякая идеолог. После
пораж
рев 1905. труд "Мат-зм и эмпириокритицизм", "кризис в физике"-револ в
естествозн,
ломка старых з-нов для ф-фов, появ "физич" идеализм, "исчезнов" материи.
Ленин-
исчезла не материя, а старые убеждения(классич физика-матер-в-во), виды и
формы
матер беск-но многообразны, науке известна их малая часть. Мат-объект
реальность,
сущ независ от чел и отображ им. ? об ист-ти знаний-2 части: 1) сущ ли
объект истина
(незав от S), 2)Если да, то может ли чел представл выразить ее сразу, абс-
но, или толь-
ко относит? Истина объек-на, не зав от чел прихоти. Развил учен о практике.
Практи-
ка-деят-ть людей+общ произ-во, клас борьба, научн эксперим, диалект
единство абс
и относ. Принц отражения внешн мира в чел сознании. Все знания-из опыта, в
кот
отраж св-ва вещей, не зерк хар-р, диал хар-р, един-во диал, логики, т позн,
классич
воплощ-"Капитал". Т истор мат-ма: мат-зм признает реальн бытие нез-мо от
сознан
чел-ка. Проблема парт-ти:борющ партии: мат-зм и идеал-м, не отриц идеализм.
Ломоносов:Реф П1-сближение Рос и Запада, идея отделения научн познан от
рели-
гии, выводы из его научн исседов-фундамент его мат-зма, развил атомист
античнос-
ти, сохран движ(Дек), молек конц строен в-ва: корпускулы-мол-лы, сост из
атомов,
изомерия, сохран массы в-ва, уч в хим р-ции, механич природа теплоты,
взаимн связь
жив и нежив прир. Втор и перв кач-ва(Локк) сущ объективно, зав от физ св-в
корпуск.
Т позн: единство эмпирич(руки) и теорет(глаза) исследов, нет резкой грани
между
ними. Логика: связь с риторикой, слова служат д/обознач идей.
Радищев:влиян франц Просвещ. Критика креп права и самодерж, "Путеш…"-нищета
крест-ва, нбх революц просвещ народа. "О чел-ке, его смерт-ти и бессмер-ии"-
зав-ть
дух жизни чел от тела, смерть тела(смерть души. Чел-верхн ступень эволюции,
творч
хар-р его природы, неизбежно дальнейш развит чел-ка. Чел-особ дух сущ-во,
кот бес-
смертно. 2 часть книги: душа бессмертна. Познание несводимо к чувств
опыту,
мышление нечувственно. Душа сама по себе, отлична от тела, проста. Цель в
жизни-
стремлен к сов-ву, Бог сотворил нас для достиж этой цели, не хватает плоти,
чел-к
обретает др, продолж соверш-ние, з-н сохран энерг-душа не исчез бесследно.
Чаадаев: победа В Отеч в 1812-торговля с Европ, развит науки, филос, но
отриц-
разлом русск культуры, отказ от нац традиц. Примирен-зап и слав. Зап-во
исходит от
Чаад-"Философич письма". Как релин мыслит-под влиян религ чел-во может
исполнить
свое предназнач, нбх принять нек релин истины как априорн. Основа фил-фии-
пер-
вичн факты, кот не мб доказаны, явл предметов веры, вера дб в ф-фии.
Онтология:
основа мира-великоеВСЕ, объект-но, не зав от чел, сущ в формах физич и дух
мира.
все многообраз мира едино, подчин всеобщ з-нам. Физич мир соотв ньютон идеи
"изнач толчка". Чаад опир на античн атомизм. Гносеолог: познающ разум
подчин
з-нам мира, инструм познан-рассужд, интуиция, использ это чел подчин з-ну и
познан приходит на высоч ступень, с пом познан природы, чел м предвидеть
явл-я.
Познан дух мира вытек из позн матер мира, но ср-ва познан разные. Движ чел
духа-
отражен действ Бога на мир(его з-ны непознаваемы такими ср-вами.
Антрополог:
(конц родов сущн-ти)чел-к не инд-ть, тк наша духовн-ть унаследована, мысль
чел-ка-
мысль рода чел-го, общение с людьми, челов культ, сущность чел реализ в
сообщ-ве
с конкр людьми в рамках нац культуры, ( к нации, патриотизм-норм сущ-е чел
чувств.
Историософия: истор событ, ум отд чел-божеств провидение-нравств з-н(высш).
Ист-
фия ответить сущ ли общ з-ны развит чел сообщ-в? Ф-фия д пройти принц
единства
истор чел-ва, ее всеобщ з-н, связ со свободой(подчин нбх-ти). Христ-
во:единение чел-
ва под эгидой христ-ва, предпочт католицизму(правосл не отм креп право),
протест
против монарх, кот опир на правосл(только кат-во-носитель христ начала. Рос-
не (
ни к Западу, ни к Вост. "Апология сумасш-го"-не м людить родину с закр
глазами
Западники: круж Станкев, Герцен, Грановск, Огарев, Боткин, Кавелин,
Белинс(связь),
Тург. Европ ориент мысли, перевод Рос на европ путь(лит-крит статьи,
беседы, дис-
кусс). Радик крыло(Белин, Герцен, Ог), ост-либер.
Славяноф:Аксаков, Киреевс, Хомяков. Особ путь Рос, самобытн русск истор,
само-
дост русск культ, выраж в монархии. Аксаков: понят "гос-во" и "страна"
противоп,
"Страна" в нар поним-община, следуя христ, гос-во-опир на внеш з-ны, извлек
пользу от принужд-я. Русск истор-житие святых. Киреевский: Запад-гос-во
возн
в рез-те насилия, в Рос-ест развит нац жизни, Зап-общ-во разд на классы,
Рос-
единодушие, "Рус правда". Не вытеснять европ просвещ, дать ему высш смысл.
Хомяков:Принц нац бытия: пр соборности(община-любовь к Богу, "сход"-едино-
душн решен, справедл-соотв обычаю), славянам чужда воинст-ть и арист-зм.
Евр-
не воплот христ-во, вследств преоблад знания и рассуд-ти, но и Рос не осущ
его
(оно развив медленно, Рос мало вниман уделяла разраб логич знания, кот нбх
сочетать сос верхлогич). Этика: религ хар-р, чел волен выбирать между люб к
Богу и себялюбием, греховен от природы, Бог указ путь, буди в чел сознание
своей вины. Глава церкви-Христос, церк-одна носит-ца ист веры, нбх единство
всех верующ(гл принц церкви-соборность(ед-во верующ). Рос д стать центром
мир цивилиз, путь-христ-во.
Соловьев:метафизика всеединства, софиология(Флоренск, Франк, Карсавин, Бул-
гаков), пытался объед ф-фию, науку, религию, созд "своб теософию",
религ(объед
всех христ конфессий), но не теология, религ ставил на службу ф-фии,
попытка
включить в религ нов достиж естествзн, истор, ф-фии, синтез религ и науки.
Ф-фия м критич оценивать действ-ть с тз абс идеала(должное сост сущего),
"практич ф-фия". Объект идеал, пантеизм. Идея всеединства(от славянф ид
собор-
ности), осн категория-сущее(сверхсущее, Абсолют, Бог). Сущее-дух сущ-во,
Sволи.
Абсол-единое, не распад-Ничто, с др стороны-в Абс заключ все многообраз
мира
(положит, а не отриц ничто. Абс раздваив на 1, 2. 1(полюс)-совок идей,
сущностей,
кот сущ/ кот возникнут(подлинно Сущее), 2-становящ Сущее-при, чел-к, общ-
во.
1-Единое, Логос, 2-"потенция бытия"-София. В Логосе воплощ божеств
замысел.
София-посредник между Богом и реальн миров, невеста и жена, премудрость Бо-
жия, начало, особ энергия. Сначала Соф раздваив Абс на 2 полюса, эманация
ато-
мов, ать-ть Соф+пульсац атомов=реальн мир, при, общ-во. Став реальн,
предметы
отторгаются от Абс. Причина зла(отпадения мира от Бога)-принц
индивидуализац-
стремлен кажд сущ-ва к обособл сущ-нию. Соф-объедин начало-хаос(после оттор-
жения) преобраз в космос(Боговоплощение). Сотворен мир-искаженное сост
Бога.
Сол не раздел Творца и творение(идеал сущности проявл в бытии). В ходе
эмана-
ции сущностей(среди них-чел-к) появл историч реальн чел-к. Мир(Божье
творен)
не идеален, еще предстоит этап обожения, если чел-во преобраз в нравств сущ-
во-
Богочел-во, мб сотворено Царство Божие. Панморализм(от людей зав-ит то, что
будет на Земле, гл-не допустить ада на Земле). Развитие: мир развив, тк в
его осно-
ве лежит божеств замысел, без творч деят-ти чел-ка развит невозможно. Мир
сост
из инд-тей, гилозоист(идеи, ат-живые сущ-ва). Ср-ва противостояния распаду
мира:
принц всеединства и больш роли человеч творч-ву. Истинный прогресс
предполаг
акт деят-ть личностей. Страмление к единству(природн) д осущ-ва с пом чел-
ка.
Сущее станет Вселенским орг-мом-единст Бога, чел-ка, косомса, общ-ва.
Система
категорий:гл-сущее, бытие, сущность, они развертыв-ся в 12 др-благо,
истина, кра-
сота. Люди м соверш-ть мир в соотв с принц единства ист, добра, красоты. Т
позн:
гносеол оптимист, идея цельного знания(славянф). Познан осущ 3 путями: