Шпаргалки по философии. История философии

диалект(логика),

сторон Плат, неоплатон.

Схоластика:ср-вами человеч разума пытаются обосновать принятые на веру идеи

и формулы.

1 этап-Эриугена, Абеляр, Росцелин-11-12 вв, 2-классич Альберт Велик, Ф Акв-

12-13, 3-Дунс Скот,

Оккам(разум=вера), логика, диалект, копание в мелочах, дискусс.

Номинализм, реализм: обладают ли общие понятия реальным существованием?

Реализм: подилин

реальн-тью облад не единичн вещи, а общ понят. Сторон

Платона(Кентерберийский)-крайн реализм

(универсалии образ свой мир в отрыве от мира конкр вещей. Церковь-против,

тк Бог оказ на одной

ступени с "универс". Умер реал-Ф Акв-(Арист)-связь между единичн и общим,

общее-форма единичн

общ сущ в конкр вещах. "Унив" сущ до вещей(идеи), в вещах(формы), после

вещей(понятия в чел

разуме). Номинализм: реально сущ только единичн вещи, общ понятия-имена,

бознач вещи, сущ

в языке-Росцелин. Против христ догматов(Троица-3 бога). Оккама, далее во

взгл Гоббса, Лок, Юма

Ф Акв:умер реализм, основат томизма(неотомизм(фил Ватик), святой, 5 учит

церкви. "Сумма

против язычников", "Сумма теологии" не затраг естествен пробл, церк д

примириться с научн успех,

Конц 2х истин-филос и религ приводят к истине с пом разл методов. Наука(ф)-

опир на опыт, разум,

религ-Св Писан, откровен, но не радик различ предметов, а частичное. Опыт и

разум дают истины,

не имеющ прямого отнош к религии, но и теология облад истиной, но полож

теологии нужд-ся в фил

обоснов, для доходчивости положений. Теолог заимствует свои полож от Бога,

а не от наук, и может

прибегать к др науки как к служанкам. Знание облад ценностью, но чел-ку

нбх вера, тк чел ум огра-

ничен и не может понять глубину Бога. Христ догматы сверхразумны, открыты

уму, но не м б им до-

казаны, их нбх принять на веру, д/укрепл веры чел-к должен использ ум,

науку. Сущ Бога можно до-

казать косвенно, по следствиям. 5 док-в Бога: 1)Все, что движется, имеет

причиной движ нечто иное,

не м б обновр и движ-м, движ-ся, то причина движ-Бог. 2)все имеет свою

приичну, эти причины имеют

свою причину, так до беск-ти, гл причина-Бог. 3) все происх измен-я вокруг

нас необх/случайн, случ-ть-

недоступн нашему уму нбх-ть, нбх признать Бога, чтобы понять происходящее.

4) вещи облад разн степ

красоты, есть эталон-Бог. 5)все движ-ся и развив. Куда?, Бог задает цель.

(Превосх-во веры над знанием.

Соед 2 истинв, но гл-теология. Учение о бытии(Ар), вечным бытием облад

только Бог, сотворил "из ни-

чего" мир(облад бытием, материей, формой), в единичн вещах форма пребыв в

ед-ве с материей(сущ-

ность вещи), но и сама по себе(ангелы). В зав-ти от того, как форма реализ

в вещах- 4 уровня бытия:

1)Косная прир(форма выраж застывш сущность вещей), 2)Мир растен(форма

формир тело изнутри, при-

чина), 3)Животн(форма-действующ причина, задает цель), 4)Чел-к(форма-душа).

Душа созд Богом для

конкретн тела, бессмертна, ждет Страшн суда, чтобы воссоед с воскресш

телом. Этика: подгот к вечной

жизни, чел выбирает между добром и злом, путь добра указ Бог, за путь зла

чел сам несет отв-ть. Вечное

право-сов правил, составл основу божеств руков-ва миром, оно отраж в

естеств праве(люди должны по-

читать Бога), человеч право-з-ны кот пост меняются(общенар, национ)

Кузанск (Возрожд). Учен о Боге: божест бытие-решающ роль в становл природы,

Бог-бытие-воз-ть,

абс максимум, мир-огранич макс, противореч Бога(абс максимум, неделим(абс

минимум(единство

противопол) (Бог пребывает во всем, единство причины и следствия(творящ и

сотворенный). Проти-

вореч Бога сближает Бога и мир(отход от креационизма. Принц

эманации(божеств начало-неогранич

возм-ть, возникн мира-рез-т его развертывания из божест глубин(вечное

порождение), возвращ природы

и чел-ка к Богу-свертывание-идея мистич пантеизма(отожд творца и творение,

растворяя творение в

творце)-бытие Бога в мире=бытие мира в Боге. Космология, натурф-фия: бескон-

сть Вселенной,

звезды не окружность, окружн и центр-Бог, он везде и нигде(Всел

однородна(Земля не центр Всел.

Прир мир-организм с мировой душий, она противоречива, все вещи сост из

противопожн, их прирда

выявл путем преоблад 1 над др, основа всех явл-математика. Учен о чел-

ке:"малый мир"(чел-к) подо-

бен "больш миру"(природа) и "макс миру"(Бог), обожествл чел-ка, подобно

Богу имеет творч сущность,

Т познан:устранен авторитетов, 3 вида ума: чувства, рассудок,

разум(порождение Бога). Процесс поз-

нания-единство противопол-ей: познаваемой природы и непознаваемого Бога.

Истинность знания:

истинность неотделима от заблужд-я, может понять только разум, и тот

подобен многоуг, впис в круг,

разум преодол догматичность рассудка.

Дж Бруно: Цель филос-познан природы, диалектич единство божест и прир,

космич и змного. Единство

Бога и природы, Бог везде и повсюду, природа=Богу, Бог=материи(материал

пантеизм). Субстанция

материальна-первоматерия, начало не в форме, а в материи(божеств бытие в

вещах), мировая душа

присуща всем вещам(движущий принцип конкр вещей и мира, способна подменять

Бога, душа и

материя-единое целое,сущ единая субстанция, в кот они едины(начало

универсума). Природа и Вселен

бесконечны(божеств могущество не огранич созд этого мира)+

открытия(Коперн), нет центра(Кузан),

бесчисл миры имеют движ силой-миров душу, а не божеств могущ-во. Дуализм

земного и небесного(

вода, воздух, огонь, небо(стихия эфира) образ земн и др миры. Осн единица

бытия-монада(онтологич

смысл(телесн и дух начало), физич(атом), математ(точка), Высш-монада монад-

Бог.. Диалект идеи:

в беск-ти отожд форма и материя, противоп совпад, 1 противоп-начало др. Все

противоп совпад в 1

неделим точке-монаде монад, и это целое сущ во всех единичн вещах, нигде и

везде. Единство и борьба

противоп. Т позн: против авторит, цель-достиж единства знаний, деят-ть

чувств, рассудка, разума, ума.

Жизнь не ограничена земн формами, а продолж в иных формах, бессмертие не в

религ смысле, а как

часть мироздания.

Бэкон:"Нов Органон", матер взгляды на природу, обоснов индукц, "Нов

Атлантида"-роль науки д/произ-

ва. Задача познания-завоеван природы, совершен чел жизни, знание-сила, но

оно таким станов, если опир

на исслед-е. Родонач матер, эмпиризма, многообразн формы движ материи,

разнородность материи, веч-

ность амтерии и движ-я. 19 видо движ-я: сопротивл, инерц, колеб и тд. Бог-

первопричина мира Т познан:

природа познаваема, на пути познания препятствия: Идолы рода ведут к ложн

представл о мире, вследст

ограничен чел ума, люди к природе вещей примешивают свою собст-ую(показания

своих чувтсв нбх

сопостовлять с вещами. Идолы пещеры-ложн восприятие действ-ти, свойств отдж

чел-ку, "пещера" ис-

кажает его сужд о явлениях мира, идолы пещ вытек из его воспит, Ид рынка-

ложн понятия, разн смысл.

Ид театра:неправ предст о мире вследст некритич усвоения фил взглядов.

Подчин природу можно на

основе ее изучения. Естествозн-мать всех наук. Теор двойств истины:

разгарнич предметов теолог

и науки. Бог-творец мира, чел-ка, он объект веры, знание не зав от веры.

Критик схоластики

Ист чел знания-чувтсв опыт, основ на эксперим, потом обобщение-индукция.

Суть:1Наблюд

фактов, 2)Их систематиз и классиф, 3)Отсечен ненужных, 4)Разложен явления

на сост части

5)Проверка фактов на опыте 6)Обобщение. Познан не огранич опытом, должно

стремиться

выявить прич-сл связи.

Декарт: дуалистич филос, признан 2х субстанц-дух, материя. Мир-творение

Бога, отриц

единсто мира, мир сост из духа и материи. Атрибут телесн субст-

протяженность, атриб

дух-мышление. Чел-механич соед духа и материи. Субстанция-вещь кот

нуждается только

в себе. Соверш субст-Бог. Мир разделен на 2 рода субстанций, не связ друг с

другом.

В филос-дуализм, но приорит-мышлен(идеалист. Материалист-материя-основа

бытия.

Материя-все то, что имеет объем, сост из бесконечно делимых частиц, отлич

формой,

величиной, направл движ. Механист движ материи, а запах, цвет-челов ощущ.

Животн-

машины(орг и неорг не разл), чел-маш, но облад 2 субст, есть врожд идеи.

Первоприч-Бог.

Т познан: рационал, разум не нужд в чувств познан, истинность знаний нах в

самом ра-

зуме. Дух субст имеет врожд идеи(идея Бога, духа, материи, числа), в данном

случае

жизн опыт лишь это подтвержд. Геометрич метод(отыскивание ясных, истин

положен,

не нужд в лог док-вах). Начало познания-интеллект интуиция, не нужд в

опыте, ед метод

познания-дедукция, как и Бэк, он сомнев в истинности того, что считалось

несомн знанием

(начин надо с методологич сомнения, сомнение-акт мышления. Я мыслю(я сущ-ю.

Задача: исп-ть познават спос-ти правильно, искл заблужд. Истинность

познания вытек из

Врожд идей(предрасполож разума), гл роль в познании-разум. Учен о методе:

1)Ясность

Познан, 2)раздел всякий вопрос на нбх кол-во частей, 3)мыслить по

порядк(прост(сложн)

4)полнота знания. Дедукция-ед метод познания.

Спиноза: "Этика", "Богосл-полит трактат", критика Дек, монистич учен о

матер-ти мира,

Не мб 2х субст, не мб 1 суб-причиной др. Сливает Бога с понят субст, отожд

его с природой.

"творящ" природа-Бог,пантеизм(отожд Бога с прир). Прир-причины и сл-вие,

вечна беск-на,

природа(субст) не нужд в причинах, он причина самой себя, вечна(нет ? о ее

творении).

Прир как субст проявл себя в атрибутах(вечн св-вах), их множ-во, но чел-к

познает 2-протя-

женность и мышление, субст немыслима вне своих атриб. Субст едина-

природа(Бог), ее

св-ва вечны. Учен о мышл: гилозоист(одухотв природуЯ, материю), от субст

нбх отличать

отд вещи(конечны, нах в пост измен-и). Совок отд вещей-модусы. Субст едина,

сущ сама по

себе, модусов беск множ-во. Движ нах ист-к в субст, но осущ в модусах, движ-

не атрибут

субст. Движ и время присущи модусам. Движ как модус-связ звено между субст

и един

вещами(противопост имманент(присуща субст(причина самой себя, прич совок

модусов)

и внешн причинности(хар-на д/един модуса, опред причиной др модуса)).

Отсутств случ-

ти(люди просто не занют причины). Мир конечн вещей отлич от субст тем, что

имеет

причину в др конечн вещах.

Лейбниц: "Монадология". Вся Всел сост из бесчисл множ-ва субст-ций-монад-

единиц

бытия, дух по природе, сост элементы всех вещей. 1)Субст-начало всего

сущего, проста,

неделима. 2)Спос-ть к действию, самост-ть. М-не им протяж-ти, не нах-ся в

простр-ве,

вечна, излуч-е божества, согласованность и единство монад, из них возник

сложн вещи

(раст, жив, люди). Сложн субст-центральн монада+множ-во периферийн. В зав-

ти от степ

развит монады: прост(смутн предст), монады-души(ощущ и представл-животн),

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты