диалект(логика),
сторон Плат, неоплатон.
Схоластика:ср-вами человеч разума пытаются обосновать принятые на веру идеи
и формулы.
1 этап-Эриугена, Абеляр, Росцелин-11-12 вв, 2-классич Альберт Велик, Ф Акв-
12-13, 3-Дунс Скот,
Оккам(разум=вера), логика, диалект, копание в мелочах, дискусс.
Номинализм, реализм: обладают ли общие понятия реальным существованием?
Реализм: подилин
реальн-тью облад не единичн вещи, а общ понят. Сторон
Платона(Кентерберийский)-крайн реализм
(универсалии образ свой мир в отрыве от мира конкр вещей. Церковь-против,
тк Бог оказ на одной
ступени с "универс". Умер реал-Ф Акв-(Арист)-связь между единичн и общим,
общее-форма единичн
общ сущ в конкр вещах. "Унив" сущ до вещей(идеи), в вещах(формы), после
вещей(понятия в чел
разуме). Номинализм: реально сущ только единичн вещи, общ понятия-имена,
бознач вещи, сущ
в языке-Росцелин. Против христ догматов(Троица-3 бога). Оккама, далее во
взгл Гоббса, Лок, Юма
Ф Акв:умер реализм, основат томизма(неотомизм(фил Ватик), святой, 5 учит
церкви. "Сумма
против язычников", "Сумма теологии" не затраг естествен пробл, церк д
примириться с научн успех,
Конц 2х истин-филос и религ приводят к истине с пом разл методов. Наука(ф)-
опир на опыт, разум,
религ-Св Писан, откровен, но не радик различ предметов, а частичное. Опыт и
разум дают истины,
не имеющ прямого отнош к религии, но и теология облад истиной, но полож
теологии нужд-ся в фил
обоснов, для доходчивости положений. Теолог заимствует свои полож от Бога,
а не от наук, и может
прибегать к др науки как к служанкам. Знание облад ценностью, но чел-ку
нбх вера, тк чел ум огра-
ничен и не может понять глубину Бога. Христ догматы сверхразумны, открыты
уму, но не м б им до-
казаны, их нбх принять на веру, д/укрепл веры чел-к должен использ ум,
науку. Сущ Бога можно до-
казать косвенно, по следствиям. 5 док-в Бога: 1)Все, что движется, имеет
причиной движ нечто иное,
не м б обновр и движ-м, движ-ся, то причина движ-Бог. 2)все имеет свою
приичну, эти причины имеют
свою причину, так до беск-ти, гл причина-Бог. 3) все происх измен-я вокруг
нас необх/случайн, случ-ть-
недоступн нашему уму нбх-ть, нбх признать Бога, чтобы понять происходящее.
4) вещи облад разн степ
красоты, есть эталон-Бог. 5)все движ-ся и развив. Куда?, Бог задает цель.
(Превосх-во веры над знанием.
Соед 2 истинв, но гл-теология. Учение о бытии(Ар), вечным бытием облад
только Бог, сотворил "из ни-
чего" мир(облад бытием, материей, формой), в единичн вещах форма пребыв в
ед-ве с материей(сущ-
ность вещи), но и сама по себе(ангелы). В зав-ти от того, как форма реализ
в вещах- 4 уровня бытия:
1)Косная прир(форма выраж застывш сущность вещей), 2)Мир растен(форма
формир тело изнутри, при-
чина), 3)Животн(форма-действующ причина, задает цель), 4)Чел-к(форма-душа).
Душа созд Богом для
конкретн тела, бессмертна, ждет Страшн суда, чтобы воссоед с воскресш
телом. Этика: подгот к вечной
жизни, чел выбирает между добром и злом, путь добра указ Бог, за путь зла
чел сам несет отв-ть. Вечное
право-сов правил, составл основу божеств руков-ва миром, оно отраж в
естеств праве(люди должны по-
читать Бога), человеч право-з-ны кот пост меняются(общенар, национ)
Кузанск (Возрожд). Учен о Боге: божест бытие-решающ роль в становл природы,
Бог-бытие-воз-ть,
абс максимум, мир-огранич макс, противореч Бога(абс максимум, неделим(абс
минимум(единство
противопол) (Бог пребывает во всем, единство причины и следствия(творящ и
сотворенный). Проти-
вореч Бога сближает Бога и мир(отход от креационизма. Принц
эманации(божеств начало-неогранич
возм-ть, возникн мира-рез-т его развертывания из божест глубин(вечное
порождение), возвращ природы
и чел-ка к Богу-свертывание-идея мистич пантеизма(отожд творца и творение,
растворяя творение в
творце)-бытие Бога в мире=бытие мира в Боге. Космология, натурф-фия: бескон-
сть Вселенной,
звезды не окружность, окружн и центр-Бог, он везде и нигде(Всел
однородна(Земля не центр Всел.
Прир мир-организм с мировой душий, она противоречива, все вещи сост из
противопожн, их прирда
выявл путем преоблад 1 над др, основа всех явл-математика. Учен о чел-
ке:"малый мир"(чел-к) подо-
бен "больш миру"(природа) и "макс миру"(Бог), обожествл чел-ка, подобно
Богу имеет творч сущность,
Т познан:устранен авторитетов, 3 вида ума: чувства, рассудок,
разум(порождение Бога). Процесс поз-
нания-единство противопол-ей: познаваемой природы и непознаваемого Бога.
Истинность знания:
истинность неотделима от заблужд-я, может понять только разум, и тот
подобен многоуг, впис в круг,
разум преодол догматичность рассудка.
Дж Бруно: Цель филос-познан природы, диалектич единство божест и прир,
космич и змного. Единство
Бога и природы, Бог везде и повсюду, природа=Богу, Бог=материи(материал
пантеизм). Субстанция
материальна-первоматерия, начало не в форме, а в материи(божеств бытие в
вещах), мировая душа
присуща всем вещам(движущий принцип конкр вещей и мира, способна подменять
Бога, душа и
материя-единое целое,сущ единая субстанция, в кот они едины(начало
универсума). Природа и Вселен
бесконечны(божеств могущество не огранич созд этого мира)+
открытия(Коперн), нет центра(Кузан),
бесчисл миры имеют движ силой-миров душу, а не божеств могущ-во. Дуализм
земного и небесного(
вода, воздух, огонь, небо(стихия эфира) образ земн и др миры. Осн единица
бытия-монада(онтологич
смысл(телесн и дух начало), физич(атом), математ(точка), Высш-монада монад-
Бог.. Диалект идеи:
в беск-ти отожд форма и материя, противоп совпад, 1 противоп-начало др. Все
противоп совпад в 1
неделим точке-монаде монад, и это целое сущ во всех единичн вещах, нигде и
везде. Единство и борьба
противоп. Т позн: против авторит, цель-достиж единства знаний, деят-ть
чувств, рассудка, разума, ума.
Жизнь не ограничена земн формами, а продолж в иных формах, бессмертие не в
религ смысле, а как
часть мироздания.
Бэкон:"Нов Органон", матер взгляды на природу, обоснов индукц, "Нов
Атлантида"-роль науки д/произ-
ва. Задача познания-завоеван природы, совершен чел жизни, знание-сила, но
оно таким станов, если опир
на исслед-е. Родонач матер, эмпиризма, многообразн формы движ материи,
разнородность материи, веч-
ность амтерии и движ-я. 19 видо движ-я: сопротивл, инерц, колеб и тд. Бог-
первопричина мира Т познан:
природа познаваема, на пути познания препятствия: Идолы рода ведут к ложн
представл о мире, вследст
ограничен чел ума, люди к природе вещей примешивают свою собст-ую(показания
своих чувтсв нбх
сопостовлять с вещами. Идолы пещеры-ложн восприятие действ-ти, свойств отдж
чел-ку, "пещера" ис-
кажает его сужд о явлениях мира, идолы пещ вытек из его воспит, Ид рынка-
ложн понятия, разн смысл.
Ид театра:неправ предст о мире вследст некритич усвоения фил взглядов.
Подчин природу можно на
основе ее изучения. Естествозн-мать всех наук. Теор двойств истины:
разгарнич предметов теолог
и науки. Бог-творец мира, чел-ка, он объект веры, знание не зав от веры.
Критик схоластики
Ист чел знания-чувтсв опыт, основ на эксперим, потом обобщение-индукция.
Суть:1Наблюд
фактов, 2)Их систематиз и классиф, 3)Отсечен ненужных, 4)Разложен явления
на сост части
5)Проверка фактов на опыте 6)Обобщение. Познан не огранич опытом, должно
стремиться
выявить прич-сл связи.
Декарт: дуалистич филос, признан 2х субстанц-дух, материя. Мир-творение
Бога, отриц
единсто мира, мир сост из духа и материи. Атрибут телесн субст-
протяженность, атриб
дух-мышление. Чел-механич соед духа и материи. Субстанция-вещь кот
нуждается только
в себе. Соверш субст-Бог. Мир разделен на 2 рода субстанций, не связ друг с
другом.
В филос-дуализм, но приорит-мышлен(идеалист. Материалист-материя-основа
бытия.
Материя-все то, что имеет объем, сост из бесконечно делимых частиц, отлич
формой,
величиной, направл движ. Механист движ материи, а запах, цвет-челов ощущ.
Животн-
машины(орг и неорг не разл), чел-маш, но облад 2 субст, есть врожд идеи.
Первоприч-Бог.
Т познан: рационал, разум не нужд в чувств познан, истинность знаний нах в
самом ра-
зуме. Дух субст имеет врожд идеи(идея Бога, духа, материи, числа), в данном
случае
жизн опыт лишь это подтвержд. Геометрич метод(отыскивание ясных, истин
положен,
не нужд в лог док-вах). Начало познания-интеллект интуиция, не нужд в
опыте, ед метод
познания-дедукция, как и Бэк, он сомнев в истинности того, что считалось
несомн знанием
(начин надо с методологич сомнения, сомнение-акт мышления. Я мыслю(я сущ-ю.
Задача: исп-ть познават спос-ти правильно, искл заблужд. Истинность
познания вытек из
Врожд идей(предрасполож разума), гл роль в познании-разум. Учен о методе:
1)Ясность
Познан, 2)раздел всякий вопрос на нбх кол-во частей, 3)мыслить по
порядк(прост(сложн)
4)полнота знания. Дедукция-ед метод познания.
Спиноза: "Этика", "Богосл-полит трактат", критика Дек, монистич учен о
матер-ти мира,
Не мб 2х субст, не мб 1 суб-причиной др. Сливает Бога с понят субст, отожд
его с природой.
"творящ" природа-Бог,пантеизм(отожд Бога с прир). Прир-причины и сл-вие,
вечна беск-на,
природа(субст) не нужд в причинах, он причина самой себя, вечна(нет ? о ее
творении).
Прир как субст проявл себя в атрибутах(вечн св-вах), их множ-во, но чел-к
познает 2-протя-
женность и мышление, субст немыслима вне своих атриб. Субст едина-
природа(Бог), ее
св-ва вечны. Учен о мышл: гилозоист(одухотв природуЯ, материю), от субст
нбх отличать
отд вещи(конечны, нах в пост измен-и). Совок отд вещей-модусы. Субст едина,
сущ сама по
себе, модусов беск множ-во. Движ нах ист-к в субст, но осущ в модусах, движ-
не атрибут
субст. Движ и время присущи модусам. Движ как модус-связ звено между субст
и един
вещами(противопост имманент(присуща субст(причина самой себя, прич совок
модусов)
и внешн причинности(хар-на д/един модуса, опред причиной др модуса)).
Отсутств случ-
ти(люди просто не занют причины). Мир конечн вещей отлич от субст тем, что
имеет
причину в др конечн вещах.
Лейбниц: "Монадология". Вся Всел сост из бесчисл множ-ва субст-ций-монад-
единиц
бытия, дух по природе, сост элементы всех вещей. 1)Субст-начало всего
сущего, проста,
неделима. 2)Спос-ть к действию, самост-ть. М-не им протяж-ти, не нах-ся в
простр-ве,
вечна, излуч-е божества, согласованность и единство монад, из них возник
сложн вещи
(раст, жив, люди). Сложн субст-центральн монада+множ-во периферийн. В зав-
ти от степ
развит монады: прост(смутн предст), монады-души(ощущ и представл-животн),