Шпаргалки по философии. История философии

мон-духи-

разум(чел-к), монады-носители матер-го(они несоверш-ны, Бог-верх мон-

совершенен,

Бог опред цель развит. Диал-ка:самодвиж-е монад, связь малого(мон) с

больш(Вселен)

Т познан:рационалист, Декарт. Врожд идеи-зародыш интеллекта, они не готовы,

постеп

развив, предрасполож, склонность, врожд явл общие принципы. Опыт(ощущен не

могут

раскрыть истину, тк это может только ум. 2 ист знаний: чувства, разум. 2

вида истины:

необход-е(ист разума)(вечные, понят субст, бытия, причины, источн-разум, но

если бы люди

ничего не видули и не слышали, то они были бы неспособны добывать истины из

разума),

случ-е(ист факта)(достиг разумом из чувств данных, нужд в опытн оправдании.

З-н для истия-

з-н дост основ-я. Ист разума извле-ся путем дедукции, ист факта-индукция.

Локк:"Опыт о человеч разуме", критика учен Дек о врожд идеях, идеи не

наслед-ся, ед ист

знаний-опыт, все идеи о понятия возник в процессе возд-я вещей на наши орг

чувств, в ра-

зуме нет ничего, чего раньше не было бы в наших чувствах. Внешн(поср слуха,

зрения тд),

внутр опыт(идеи о деят-ти самой души-рефлексия). Внешн опыт(ощущ)-знание об

окруж

мире, внутр(рефл)-о сост нашей души. Внешн опыт дает представл о первичн

кач-вах(при-

надл предметам, неотделимы от предм, есть в наших ощущ-протяж, движ, покой,

плотн,

число). Вторичн кач-ва субъективны(не принадл предметам, в них сущ способн

вызывать

в нас эти ощущ-я: звук, вкус, запах-субъект:если чел-к не слыших, то звук

как идея исчеза-

ет(отступл от материализма.

Беркли: критика принятия материи зв вещест основу мира. Восприн можно

только отд вещи

и их св-ва, мы не можем ощущ общую идею. Материя(если удалить запах, цвет,

не оттанется

ничего, что могло бы быть предметом познания)-пустое слово. Разум способен

восприним

отд, конкр предметы, это восприятие-совок ощущений("идей"). Сущ только то,

что можно

воспринимать. "Быть"-"быть в восприятии". Исх начало-комбинац ощущ, вторичн

кач-ва

сущ не в самих телах, в восприятии чел-ка, но субъективны и первичн кач-

ва(тк идеи сущ в

душе). Идеи-не копии вещей, они порожд духом и в нем сущ-ют. Восприним не

животное

вообще, а конкр жив-е(общие понятия ничего реального не обознач. Привело к

солипсизму

(кр форма субъкт идеал, признающ реальн-тью мыслящ S, а ост-сущ только в

его сознании)

Беркли преодолевал: S в мире не один, вещь может восприним др S, даже если

все S исчезнут,

Вещь останется как совок идей Бога. Бог-творец всего сущего. Беркл-субъкт

ид(объект.

Юм:действ-ть-поток впечатл, кот мы получаем, вызывающ эти ощущ причины-

непознаваемы.

Впечатл: вп чувств(ощущ внешн опыта), вп внутр деят-ти(рефлексия). Ист

познания-опыт(сов

ощущ). На основе впечатл опыта образ идеи(складыв когда чел-к начин

рассуждать о впечат-ях,

идеи-копии наших впечатл, идея не м воникн без предшеств впечатл. Идеи как

копии впечатл

вступают в связь друг с другом на осн 3 принц: 1)сходство, 2)смежность во

врем и простр, 3)

причинность. Причинн связь: если нечто предшеств чему-то, из этого не

следует, что 1-при-

чина, а 2-сл-е, причин связи не познаются-агностиц, мы приобрет

привычку(при появл одного

нбх ожидать др). Опыт дает только послед-ть событий, не раскрыв связей.

Задача знаний-рук-во

для практики.

Франц материализм: Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах, механист форма.

Материя-то, что

вне нас и вызывает ощущения, объект реальн-ть, вне сознания. Атриб матер-

движ-е. Гольбах:

"Сист прир": матер-причина всего и самой себя, все явл природы сводимы к

разл формам

движ-я матер частиц, кот образ вечную природу(Вселен), природа получ движ

от самой себя,

природе присуща энергия. Дидро-абс покой-абстрактн пон, кот не сущ. Связь

материи и движ-

элемент диал. Сводили все к механич движ-ю, отриц скачки, непрер движ. Чел-

к машина, но

может мыслить. Все матер в-ва сост из неделим атомов и молекул. Св-ва

материи(тяжесть, фи-

гура), движ-перемещ частиц внутри тел, перемещ матер тел. Цепь причин и сл-

вий-нбх-ть, не

случ-ть(чел-к не свободен в своих поступках, тк во всем царит нбх-

ть(никакой свободы быть

не может. Т позн: сенсуализм. Ист зн-ощущ, возник в рез-те возд внешн матер

тел на орг чувств.

Дух деят-ть(воображ, желан)-из ощущ. Гельв-ум-совок ощущ чел-ка, деят-ть

мышл-процесс

сравнив ощущ друг с другом. Дидро-соотнош чувств и логич познан, сознан чел-

ка не только

чувства, но и разум, критика врожд идей Декарта. Учен об истине: Ист-связь

наших идей и по-

нятий, кот соотв связи вещей, не затраг возд чел-ка на объект, чел-к

пассивен. Учен об общ-ве:

первичн потр чел-ка(еда), вторичн(гордость, зависть). "Разумн эгоизм"-

собств интерес чел-ка-

основа соц добродет, личн интерес-гл причина челов поведения, нбх согласов

частн выгоду с

общ интересом., чтобы измен людей, нбх измен окруж среду, а это зав-т от

общ мнения(

мнения правят миром. Чел-к-продукт среды, з-ны делают все, зав от монарха.

Свободомыслие,

воинств атеизм(церковь защищ свои привилег-раздавим гадину). Если в мире

нет ничего кро-

ме материи в движ, не ост и места д/Бога, теология-фикция, научн знание д

это уничтожить.

Кант:1)докритич, 2)критич("Критика чистого разума"). 1)Идея о развитии в

природе, про-

исх солнца из первонач туманности, множ-ть миров, непрерывн процесс их

возникн, за-

медл вращ Земли(приливы/отливы). Механич объяснен возникн Всел,

первопричина-

Бог. 2)Агностич-непознаваемость мира. Т познан: 1 Чувств познан. Вещи в

себе-пред-

меты окруж мира. Идеал и мат толков!, эти ощущ-не вещи в себе, не дают

знания об

объекте. Знание: 2части:1)"материя" знания(эмпирич)- a posteriori, 2)до

опыта, нах-ся

в S-a priori(априоризм). Апр сужд носят всеобщ хар-р, апр сужд подтвержд в

опыте(

время(часы), апр сужд не рождают знание, чистые-простр-во, время-формы

чувствен-

ности, представления. 1 прост-во, 1 время-единичны, не вещи в себе.

1)Чувств позн- спо-ть

упоряд хаос ощущ при помощи прост-ва и времени.2)Рассудочн позн. Опыт-

продукт дея-

ти чувств-ти и рассудка. Сужд воприятия д приобрести "объект" путем

подведения сужд

под априорн катег. Причинность 12 катег: ед-во, множ-во, всеобщ-ть, реаль-

ть, отриц,

огранич, принадл, возм-ть, нбх, сущ-е. 3) Разумное позна. Разум поражд

"трансцед"

идеи, выход за пределы опыта-3. 1)Психол (уч о душе), 2)Космолог(уч о

мире), 3)Теолог

(уч о Боге)-выраж стремл разума к постиж вещей в себе. Но вещи отс

непознанными(

разум дает "антиномии" (противор полож-я)-4, Т(Т. 3 док-ва Бога:

1)Онтологич(Бог

S всех Р кот абс нбх-мы, 2)Космолог(Бог-абс сущ), 3)От противн. Не подтверж

и не

опроверг опытом, несостоят-ны, единств док-во бога-мораль, вера в это Бога

побужд

чел-ка к моральн поступкам. Этика: "Практич разум"-уч о нравств-ти, чел-как

цель

(самоцель), а не как ср-во. Теоретич разум подчин практич. Категоричн

императив

(осн з-н), действие само по себе, априорн хар-р. Чел свободен, приобщен к

миру

вещей в себе. Практика-сфера примен нравств оценок поступков людей, основа-

кат

имп(действие ради него самого, без отнош к др цели), имп-априорн хар-р,

заповедь.

Кат имп-поступай так, чтобы принцип твоей воли мог служить принц зак-ва.

Чел не

д зависеть от др, религ д выводиться из принц нрав-ти.

Фихте:"1 сист свободы". Филос-самосознан, связ с хар-ром, образом мыслей.

Суб

идеализм. "Я"-мыслящий S, волевое сущ-во. Тожд-во бытия и мышлен. Не-Я-

окруж

мир, объект природы, физич природа "Я", Не-Я-опред деят-ть Я. Деят-ть Я-

теоретич

(мышление), бессознат(нравств повед S), приоритет человеч над природой. Не-

Я-про-

дукт Я, рез-т деят-ти Я, Первичн S-Я, Япорожд не-Я, Не-Я поражд Я.

Интеллект со-

зерцание(инт интуиция), практич деят-ть, сфера нравств-ти. Высш теоретич

разум

подчин практич-му. Другие Я. Я:1"Я" тожд инд сознанию, 2Абс Я-сверхчелов

созн-

Бог. 2)Диалектика-антитетич.(Т выводится не из Т, а сопоставл сним.

3)Свобода

(Кант). Влияние Канта:право, мораль,с воб-Кант. Центр познания-S, Беркл,

Юм,

Кант, Фихте-суб идеализм. В познании чел творит мир, мы созд свой чел мир

(многомерн Вселен, цвет-спектр), опред св-ва этого мира похожи на образ, но

есть различия, Какова степень этого сходства? Достижимо полное сходство:

Кант-

опыт, Ф-мир идея. Гегель-абс истина-философ достиг. Нет полного исчерпыв

зна-

ния, неполн знание доступно чел-ку, науке, но не дост филос(абс истина).

Материализм и диалектика Маркса:идейн ист-к-Гегель, Фейербах. Ценное у Ге

геля-диалектика(прир, ист, дух мир в виде процесса, беспрерыв движ-я,

пытался

раскрыть внутр связь этого движ-я). Матер решение осн ?филос, пришли к

диалектич

мат-му. Фейербах, марксисты исслед наряду с природ и соц предпос-ки

единства

чел-ка и природы. Источн мат диал-ки-обобщение научн опыта(Энг-матер един-

ство мира, критика натурфилософии. Кроме субъект диал, говорили об объектив-

царит в природе. Суб диал(диал мышления). Предмет мат диал-ки-изучение

общих,

диалект з-нов природы, истории и познания, в тч мышления. З-н единства и

борьбы

противоп, з-н перехода кол-ва в кач-во, они это применяют при анализе

истории,

з-н отриц отриц(появл нового из старого). Чел часть природы, высш продукт

ее

развит. Диал-ка: возврат к греч филос. Вся природа, от мельч частиц до огр

тел

нах в вечном возникн и исчезнов, движ и измен. Тперь это подтвержд на

опыте.

Движ материи-не только перемещ, но и теплота, свет, поле. Материя немыслима

без движения(тела возд друг на друга), она неуничтож, вечна, одна и та же.

Т познан: диал-матер, первичн, несотвор мат бытия, познаваемость мира, диал

и

мат предпосылки единства з-нов природы и мышления. Мышлен и сознан-продукт

чел мозга, похожи на з-ны природы. Диалектика-теор познан. Субъект диал

отраж

объект диал, не зерк отраж, а активн взаимод S и объекта. Познание истины-

диал

процесс, мы сталкив с противор: между абс и относ истиной, абс истина

непости-

жима, если под абс ист понимать объект, правильн процесс действ-ти, то это

воз-но.

Истина-не застывш итог, а познан относительно, противоречиво, чтобы

отличить

истину от заблужд, нбх выяснить, насколько наше знание соотв объект дейст-

ти.

Истина объект-на-содержан знания совпад с объект дейст-тью, но в тоже время

она

субъективна по способу оформления конкр чел-ком. Если абс ист(как исчерпыв

знание о мире)недостижима, может ли чел полное и достов знание о мире

вообще?

Наше знание не статично, не неизменно, это пост процесс движ относит истин,

кот

приводит к накоплению и обогащению чел знания. Абс истина-сумма относит

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты