мон-духи-
разум(чел-к), монады-носители матер-го(они несоверш-ны, Бог-верх мон-
совершенен,
Бог опред цель развит. Диал-ка:самодвиж-е монад, связь малого(мон) с
больш(Вселен)
Т познан:рационалист, Декарт. Врожд идеи-зародыш интеллекта, они не готовы,
постеп
развив, предрасполож, склонность, врожд явл общие принципы. Опыт(ощущен не
могут
раскрыть истину, тк это может только ум. 2 ист знаний: чувства, разум. 2
вида истины:
необход-е(ист разума)(вечные, понят субст, бытия, причины, источн-разум, но
если бы люди
ничего не видули и не слышали, то они были бы неспособны добывать истины из
разума),
случ-е(ист факта)(достиг разумом из чувств данных, нужд в опытн оправдании.
З-н для истия-
з-н дост основ-я. Ист разума извле-ся путем дедукции, ист факта-индукция.
Локк:"Опыт о человеч разуме", критика учен Дек о врожд идеях, идеи не
наслед-ся, ед ист
знаний-опыт, все идеи о понятия возник в процессе возд-я вещей на наши орг
чувств, в ра-
зуме нет ничего, чего раньше не было бы в наших чувствах. Внешн(поср слуха,
зрения тд),
внутр опыт(идеи о деят-ти самой души-рефлексия). Внешн опыт(ощущ)-знание об
окруж
мире, внутр(рефл)-о сост нашей души. Внешн опыт дает представл о первичн
кач-вах(при-
надл предметам, неотделимы от предм, есть в наших ощущ-протяж, движ, покой,
плотн,
число). Вторичн кач-ва субъективны(не принадл предметам, в них сущ способн
вызывать
в нас эти ощущ-я: звук, вкус, запах-субъект:если чел-к не слыших, то звук
как идея исчеза-
ет(отступл от материализма.
Беркли: критика принятия материи зв вещест основу мира. Восприн можно
только отд вещи
и их св-ва, мы не можем ощущ общую идею. Материя(если удалить запах, цвет,
не оттанется
ничего, что могло бы быть предметом познания)-пустое слово. Разум способен
восприним
отд, конкр предметы, это восприятие-совок ощущений("идей"). Сущ только то,
что можно
воспринимать. "Быть"-"быть в восприятии". Исх начало-комбинац ощущ, вторичн
кач-ва
сущ не в самих телах, в восприятии чел-ка, но субъективны и первичн кач-
ва(тк идеи сущ в
душе). Идеи-не копии вещей, они порожд духом и в нем сущ-ют. Восприним не
животное
вообще, а конкр жив-е(общие понятия ничего реального не обознач. Привело к
солипсизму
(кр форма субъкт идеал, признающ реальн-тью мыслящ S, а ост-сущ только в
его сознании)
Беркли преодолевал: S в мире не один, вещь может восприним др S, даже если
все S исчезнут,
Вещь останется как совок идей Бога. Бог-творец всего сущего. Беркл-субъкт
ид(объект.
Юм:действ-ть-поток впечатл, кот мы получаем, вызывающ эти ощущ причины-
непознаваемы.
Впечатл: вп чувств(ощущ внешн опыта), вп внутр деят-ти(рефлексия). Ист
познания-опыт(сов
ощущ). На основе впечатл опыта образ идеи(складыв когда чел-к начин
рассуждать о впечат-ях,
идеи-копии наших впечатл, идея не м воникн без предшеств впечатл. Идеи как
копии впечатл
вступают в связь друг с другом на осн 3 принц: 1)сходство, 2)смежность во
врем и простр, 3)
причинность. Причинн связь: если нечто предшеств чему-то, из этого не
следует, что 1-при-
чина, а 2-сл-е, причин связи не познаются-агностиц, мы приобрет
привычку(при появл одного
нбх ожидать др). Опыт дает только послед-ть событий, не раскрыв связей.
Задача знаний-рук-во
для практики.
Франц материализм: Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах, механист форма.
Материя-то, что
вне нас и вызывает ощущения, объект реальн-ть, вне сознания. Атриб матер-
движ-е. Гольбах:
"Сист прир": матер-причина всего и самой себя, все явл природы сводимы к
разл формам
движ-я матер частиц, кот образ вечную природу(Вселен), природа получ движ
от самой себя,
природе присуща энергия. Дидро-абс покой-абстрактн пон, кот не сущ. Связь
материи и движ-
элемент диал. Сводили все к механич движ-ю, отриц скачки, непрер движ. Чел-
к машина, но
может мыслить. Все матер в-ва сост из неделим атомов и молекул. Св-ва
материи(тяжесть, фи-
гура), движ-перемещ частиц внутри тел, перемещ матер тел. Цепь причин и сл-
вий-нбх-ть, не
случ-ть(чел-к не свободен в своих поступках, тк во всем царит нбх-
ть(никакой свободы быть
не может. Т позн: сенсуализм. Ист зн-ощущ, возник в рез-те возд внешн матер
тел на орг чувств.
Дух деят-ть(воображ, желан)-из ощущ. Гельв-ум-совок ощущ чел-ка, деят-ть
мышл-процесс
сравнив ощущ друг с другом. Дидро-соотнош чувств и логич познан, сознан чел-
ка не только
чувства, но и разум, критика врожд идей Декарта. Учен об истине: Ист-связь
наших идей и по-
нятий, кот соотв связи вещей, не затраг возд чел-ка на объект, чел-к
пассивен. Учен об общ-ве:
первичн потр чел-ка(еда), вторичн(гордость, зависть). "Разумн эгоизм"-
собств интерес чел-ка-
основа соц добродет, личн интерес-гл причина челов поведения, нбх согласов
частн выгоду с
общ интересом., чтобы измен людей, нбх измен окруж среду, а это зав-т от
общ мнения(
мнения правят миром. Чел-к-продукт среды, з-ны делают все, зав от монарха.
Свободомыслие,
воинств атеизм(церковь защищ свои привилег-раздавим гадину). Если в мире
нет ничего кро-
ме материи в движ, не ост и места д/Бога, теология-фикция, научн знание д
это уничтожить.
Кант:1)докритич, 2)критич("Критика чистого разума"). 1)Идея о развитии в
природе, про-
исх солнца из первонач туманности, множ-ть миров, непрерывн процесс их
возникн, за-
медл вращ Земли(приливы/отливы). Механич объяснен возникн Всел,
первопричина-
Бог. 2)Агностич-непознаваемость мира. Т познан: 1 Чувств познан. Вещи в
себе-пред-
меты окруж мира. Идеал и мат толков!, эти ощущ-не вещи в себе, не дают
знания об
объекте. Знание: 2части:1)"материя" знания(эмпирич)- a posteriori, 2)до
опыта, нах-ся
в S-a priori(априоризм). Апр сужд носят всеобщ хар-р, апр сужд подтвержд в
опыте(
время(часы), апр сужд не рождают знание, чистые-простр-во, время-формы
чувствен-
ности, представления. 1 прост-во, 1 время-единичны, не вещи в себе.
1)Чувств позн- спо-ть
упоряд хаос ощущ при помощи прост-ва и времени.2)Рассудочн позн. Опыт-
продукт дея-
ти чувств-ти и рассудка. Сужд воприятия д приобрести "объект" путем
подведения сужд
под априорн катег. Причинность 12 катег: ед-во, множ-во, всеобщ-ть, реаль-
ть, отриц,
огранич, принадл, возм-ть, нбх, сущ-е. 3) Разумное позна. Разум поражд
"трансцед"
идеи, выход за пределы опыта-3. 1)Психол (уч о душе), 2)Космолог(уч о
мире), 3)Теолог
(уч о Боге)-выраж стремл разума к постиж вещей в себе. Но вещи отс
непознанными(
разум дает "антиномии" (противор полож-я)-4, Т(Т. 3 док-ва Бога:
1)Онтологич(Бог
S всех Р кот абс нбх-мы, 2)Космолог(Бог-абс сущ), 3)От противн. Не подтверж
и не
опроверг опытом, несостоят-ны, единств док-во бога-мораль, вера в это Бога
побужд
чел-ка к моральн поступкам. Этика: "Практич разум"-уч о нравств-ти, чел-как
цель
(самоцель), а не как ср-во. Теоретич разум подчин практич. Категоричн
императив
(осн з-н), действие само по себе, априорн хар-р. Чел свободен, приобщен к
миру
вещей в себе. Практика-сфера примен нравств оценок поступков людей, основа-
кат
имп(действие ради него самого, без отнош к др цели), имп-априорн хар-р,
заповедь.
Кат имп-поступай так, чтобы принцип твоей воли мог служить принц зак-ва.
Чел не
д зависеть от др, религ д выводиться из принц нрав-ти.
Фихте:"1 сист свободы". Филос-самосознан, связ с хар-ром, образом мыслей.
Суб
идеализм. "Я"-мыслящий S, волевое сущ-во. Тожд-во бытия и мышлен. Не-Я-
окруж
мир, объект природы, физич природа "Я", Не-Я-опред деят-ть Я. Деят-ть Я-
теоретич
(мышление), бессознат(нравств повед S), приоритет человеч над природой. Не-
Я-про-
дукт Я, рез-т деят-ти Я, Первичн S-Я, Япорожд не-Я, Не-Я поражд Я.
Интеллект со-
зерцание(инт интуиция), практич деят-ть, сфера нравств-ти. Высш теоретич
разум
подчин практич-му. Другие Я. Я:1"Я" тожд инд сознанию, 2Абс Я-сверхчелов
созн-
Бог. 2)Диалектика-антитетич.(Т выводится не из Т, а сопоставл сним.
3)Свобода
(Кант). Влияние Канта:право, мораль,с воб-Кант. Центр познания-S, Беркл,
Юм,
Кант, Фихте-суб идеализм. В познании чел творит мир, мы созд свой чел мир
(многомерн Вселен, цвет-спектр), опред св-ва этого мира похожи на образ, но
есть различия, Какова степень этого сходства? Достижимо полное сходство:
Кант-
опыт, Ф-мир идея. Гегель-абс истина-философ достиг. Нет полного исчерпыв
зна-
ния, неполн знание доступно чел-ку, науке, но не дост филос(абс истина).
Материализм и диалектика Маркса:идейн ист-к-Гегель, Фейербах. Ценное у Ге
геля-диалектика(прир, ист, дух мир в виде процесса, беспрерыв движ-я,
пытался
раскрыть внутр связь этого движ-я). Матер решение осн ?филос, пришли к
диалектич
мат-му. Фейербах, марксисты исслед наряду с природ и соц предпос-ки
единства
чел-ка и природы. Источн мат диал-ки-обобщение научн опыта(Энг-матер един-
ство мира, критика натурфилософии. Кроме субъект диал, говорили об объектив-
царит в природе. Суб диал(диал мышления). Предмет мат диал-ки-изучение
общих,
диалект з-нов природы, истории и познания, в тч мышления. З-н единства и
борьбы
противоп, з-н перехода кол-ва в кач-во, они это применяют при анализе
истории,
з-н отриц отриц(появл нового из старого). Чел часть природы, высш продукт
ее
развит. Диал-ка: возврат к греч филос. Вся природа, от мельч частиц до огр
тел
нах в вечном возникн и исчезнов, движ и измен. Тперь это подтвержд на
опыте.
Движ материи-не только перемещ, но и теплота, свет, поле. Материя немыслима
без движения(тела возд друг на друга), она неуничтож, вечна, одна и та же.
Т познан: диал-матер, первичн, несотвор мат бытия, познаваемость мира, диал
и
мат предпосылки единства з-нов природы и мышления. Мышлен и сознан-продукт
чел мозга, похожи на з-ны природы. Диалектика-теор познан. Субъект диал
отраж
объект диал, не зерк отраж, а активн взаимод S и объекта. Познание истины-
диал
процесс, мы сталкив с противор: между абс и относ истиной, абс истина
непости-
жима, если под абс ист понимать объект, правильн процесс действ-ти, то это
воз-но.
Истина-не застывш итог, а познан относительно, противоречиво, чтобы
отличить
истину от заблужд, нбх выяснить, насколько наше знание соотв объект дейст-
ти.
Истина объект-на-содержан знания совпад с объект дейст-тью, но в тоже время
она
субъективна по способу оформления конкр чел-ком. Если абс ист(как исчерпыв
знание о мире)недостижима, может ли чел полное и достов знание о мире
вообще?
Наше знание не статично, не неизменно, это пост процесс движ относит истин,
кот
приводит к накоплению и обогащению чел знания. Абс истина-сумма относит