завершившийся Никиевым миром 421 г. до н. э.). Во втором периоде этой
злосчастной для Афин войны Сократ уже не участвовал. Но она его коснулась
одним из своих трагических событий. В 406 г. до н. э. афиняне после ряда
поражений одержали победу при Аргинусских островах в морском сражении, но
афинские стратеги вследствие бури не смогли похоронить убитых. Победителей
судили в совете пятисот. Будучи в это время пританом булэ (заседателем в
совете), Сократ воспротивился скороспелому суду над всеми стратегами сразу.
Сократа не послушались, и все восемь стратегов были казнены. Поражение Афин
в Пелопоннесской войне и последующая тирания тридцати также не прошли мимо
Сократа. Однажды, будучи снова пританом, Сократ отказался участвовать в
расправе тиранов над одним честным афинским гражданином.
Так Сократ исполнял свои общественные обязанности, которые в условиях
античной демократии исполняли все свободные афиняне. Однако Сократ не
стремился к активной общественной деятельности. Он вел жизнь философа: жил
непритязательно, но имел досуг. Был плохим семьянином, не заботился ни о
жене, ни о трех своих сыновьях, родившихся у него поздно. Все свое время
Сократ посвящал философским беседам и спорам. У него было много учеников. В
отличие от софистов Сократ не брал денег за обучение.
Смерть Сократа. После свержения тирании тридцати и восстановления в
Афинах демократии Сократ был обвинен в безбожии. Обвинение исходило от
трагического поэта Мелета, богатого кожевника Анита и оратора Ликона. В
диалоге «Менон» Платон сообщает, что Анит, демократ, изгонявшийся из Афин
тридцатью тиранами и участник их ниспровержения, выказывает крайнюю
неприязнь перед софистами, говоря, что «софисты—это очевидная гибель и
порча для тех, кто с ними водится» (91 С) Когда Сократ, приведя в пример
заурядных детей выдающихся афинян, высказывает уверенность, что
«добродетели обучить нельзя» (94 Е) Анит грубо его обрывает, после чего
Сократ с горечью замечает, что Анит думает, что и он, Сократ, подобно
софистам губит людей, В диалоге «Эвтифрон» Сократ говорит случайно
встреченному им Эвтифрону, что некий Мелет, человек, по-видимому, молодой и
незначительный, написал на него, Сократа, донос, где обвиняет его в том,
что он развращает юношество, выдумывая новых богов и ниспровергая старых.
Эвтифрон успокаивает Сократа. Однако весной 399 г. до н. э. философ
предстал перед гелиеей—судом присяжных. В качестве обвинителя выступил
Мелет, заявивший, что клятвенно обвиняет Сократа в том, что «он не чтит
богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что
развращает юношество; и наказание за то—смерть» Для успеха своего обвинения
Мелет должен был набрать по крайней мере пятую часть голосов тех, кто
заседал в Гелиее. В ответ на обвинение Сократ произнес свою защитительную
речь, в которой опровергал выдвинутые против него обвинения, после чего был
признан виновным уже большинством голосов. Теперь Сократу надо было самому
себе назначить наказание. Он предложил присудить ему пожизненный бесплатный
обед в Пританее вместе с олимпийскими чемпионами, а в крайнем случае—штраф
в одну мину, после чего присяжные осудили Сократа на казнь еще большим
количеством голосов. Тогда Сократ произнес свою третью речь, сказав, что он
уже стар (ему было тогда 70 лет) и не боится смерти, которая есть или
переход в небытие, или жизнь в Аиде, где он встретится с Гомером и другими
выдающимися людьми. В памяти же потомства он, Сократ, навсегда останется
мудрецом, тогда как его обвинители пострадают (и в самом деле они, согласно
Плутарху, повесились). Все три речи Сократа содержатся в платоновском
произведении «Апология Сократа».
Сократа должны были казнить сразу, но накануне суда из Афин ушел на
остров Делос корабль с ежегодной религиозной миссией. До возвращения
корабля казни запрещались обычаем. В ожидании казни Сократу пришлось
тридцать дней провести в тюрьме. Накануне ее ранним утром к Сократу,
подкупив тюремщика, пробирается его друг Критон, сообщивший, что стражи
подкуплены и Сократ может бежать. Сократ отказался, считая, что надо
повиноваться установленным законам, иначе он уже эмигрировал бы из Афин. И
хотя теперь его осудили несправедливо, закон надо чтить. Об этом мы узнаём
из платоновского диалога «Критон». В диалоге же «Федон» Платон повествует о
последнем дне жизни Сократа. Этот день Сократ провел со своими учениками.
Он говорит им, что не боится смерти, потому что был к ней подготовлен всей
своей философией и образом жизни. Ведь само философствование, по его
убеждению, есть не что .иное, как умирание для земной жизни и подготовка к
освобождению бессмертной души от ее смертной телесной оболочки. Вечером
пришла жена Ксантиппа, пришли родственники Сократа, привели его трех
сыновей. Он с ними простился и отпустил их. Затем в присутствии своих
учеников Сократ выпил чашу растительного яда. Согласно Платону, Сократ
скончался тихо. Его последними словами была просьба принести петуха в
жертву Асклепию. Такую жертву обычно приносили богу медицины выздоровевшие.
Сократ же хотел этим подчеркнуть, что смерть тела—это выздоровление души.
Нетрудно заметить, что «федоновский» Сократ по-другому представляет себе
смерть, чем Сократ из «Апологии». Это неудивительно. Сократ из «Апологии»
ближе к историческому Сократу. В «Федоне» же Платон приписал Сократу уже
свои, более идеалистические взгляды, вложив в его уста свои четыре
доказательства бессмертия души. .Такова внешняя сторона жизни и смерти
Сократа.
Внутренняя жизнь Сократа. Сократ любил задумчивую созерцательность.
Нередко он настолько уходил в самого себя, что становился неподвижным и
отключался от внешнего мира. В платоновском диалоге «Пир» Алкивиад
рассказывает, что однажды во время осады Потидеи Сократ задумавшись
простоял, нс сходя с места, сутки. Сократ пережил духовную эволюцию. Ему
никогда не приходило в голову, что он мудр, пока на вопрос одного его
почитателя, есть ли кто мудрее Сократа, дельфийский оракул ответил, что
нет, чем Сократ был очень озадачен. Желая опровергнуть пифию, Сохрат стал
общаться с теми, кого считал умнее себя, но с удивлением увидел, что
мудрость этих людей кажущаяся. Но и тогда Сократ не возгордился. Он решил,
что Аполлон устами пифии хотел сказать, что Сократ мудрее других не потому,
что он действительно мудр, а потому, что он знает, что его мудрость ничего
не стоит перед мудростью бога. Другие же не мудры, потому что думают, что
они что-то знают. Сократ так формулирует свое превосходство над другими
людьми: «Я знаю, что я ничего не знаю».
Призвание Сократа. Вместе с тем Сократ был убежден, что он избран богом,
приставлен им к афинскому народу, как овод к коню, дабы не давать своим
согражданам впадать в духовную спячку и заботиться о своих делах больше,
чем о самих себе. Под «делами» Сократ понимает здесь стремление к
обогащению, военную карьеру, домашние дела, речи в народном собрании,
заговоры, восстания, участие в управлении государством и т. тт., а под
«заботой о самом себе» — нравственное и интеллектуальное
самосовершенствование. Ради своего призвания Сократ отказался от дел. Его,
Сократа, сам «бог поставил в строй, обязав... жить, занимаясь философией».
Поэтому, гордо говорит Сократ на суде, «пока я дышу и остаюсь в силах, не
перестану философствовать» (29 Д) .
3. РЕЗЮМЕ
Сократ - противник афинской демократии. На место вопроса о космосе,
вопрос о человеке со всеми его связями характерен антропозитизм. Сократ
претендовал на роль просветителя. Он же враг изучения природы
(вмешательства в дело богов). Задача его философии - обоснование
религиозно-нравственного мировоззрения, познание природы - безбожное
дело. По Сократу, сомнение ведет к самопознанию, затем к пониманию
справедливости, права, закона, зла, добра. Он же сказал, что познание
человеческого духа - вот главное. Сомнение ведет к субъективному духу
(человек), а затем ведет к объективному духу (бог). Опять же по Сократу,
особое значение имеет познание сущности добродетели. Он поставил вопрос о
диалектическом методе мышления. Он же убедил, что истина - это
нравственность. А истинная нравственность — это знание того, что хорошо.
И элитарность знания ведет к добродетели. Он дал классификацию
государственных форм: монархия, тирания, аристократия, плутократия,
демократия. А по Сократу, аристократия - это наилучшая форма
государственного устройства.
4. ЭПИЛОГ
Сократ был цельным человеком, для которого собственная жизнь была
философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о
смысле жизни и смерти. Не отделяя философии от действительности, от всех
прочих сторон деятельности, он еще меньше повинен в каком бы то ни было
расчленении самой философии. Его мировоззрение было столь же цельным,
земным, жизненным, столь же полным и глубоким выражением духовной жизни и
античного мира.
Но то, чего не сделал сам Сократ, сделала за него история. Она хорошо
потрудилась над тем, чтобы каталогизировать одни его высказывания как
этические, другие - как диалектические, одни - как идеалистические,
другие - как стихийно-материалистические, одни - как религиозные, другие —
как еритические. Его признавали "своим" самые разные идеологические
течения, ему в вину ставились философские односторонности и однобокости, в
которых Сократ не мог быть повинен. Те критерии, которыми мы идеологически
расчленяем философа нового времени на различные школы и направления,
Сократу, а тем более к его предшественникам, неприменимы.
История хорошо поработала также над тем, чтобы все мертворожденное в
наследии Сократа довести до своих крайних пределов окаменелости, до
канонизированных идолов массового сознания , оттенив тем самым живые и
животворные родники сократовской мысли - его иронию и диалектику.
Приложение 1
А сейчас я хочу привести речь Сократа, чтобы вы смогли прочувствовать
сущность сократовского учения, его умение вести разговор и приводить
собеседника к противоречию.
| |
|РЕЧЬ СОКРАТА: ЦЕЛЬ ЭРОТА - ОВЛАДЕНИЕ БЛАГОМ |
| |