Современная западная философия

Современная западная философия

Московский Государственный Технический Университет

имени Н.Э. Баумана

Радиотехнический отраслевой факультет

[pic]

Кафедра философии.

Реферат по курсу «Философия»

на тему: «Современная западная философия»

Выполнил:

студент группы КИУ4-61

ХХХХХХХХХХХХХХХ

Проверил:

Седов А.Б.

Москва 2002 г.

Содержание.

| |Стр. |

|1. Введение |2 |

|2. Особенности западной философии ХХ столетия |2 |

|3. Современный позитивизм |3 |

| |3.1 Логический позитивизм |4 |

| |3.2 Постпозитивизм |5 |

|4. Экзистенциализм |9 |

| |4.1 Философия существования |9 |

| |4.2 Проблемы отчуждения и свободы |12 |

| |4.3 Тема человеческой коммуникации |13 |

|5. Современная религиозная философия |14 |

| |5.1 Неотомизм |14 |

| |5.2 Неопротестанство |16 |

| |5.3 Исламская философия |18 |

| |5.4 Буддизм |19 |

|Список литературы |20 |

1. Введение.

В советской историко-философской литературе до 90-х гг. говорилось, что

западная, или буржуазная, философия переживает глубокий кризис. Однако в

кризисе находилась и философия в СССР, развитие которой тормозилось

тоталитарной политической системой. О кризисе западной культуры и философии

убедительно говорили ее самые выдающиеся представители. Так, например, одна

из интереснейших книг классика философии XX в. Э. Гуссерля, вышедшая в 1938

г., называется «Кризис европейских наук и трансцендентальная

феноменология». В этой книге автор показывает существенные пороки как

позитивистски ориентированной философии, так и философского иррационализма.

О глубоком кризисе философии XX в. не раз заявляла Франкфуртская школа в

Германии, а также представители других школ и направлений западной

философии.

Философия XX в. является продолжением развития философии XIX в. и

прежде всего ее завершающего этапа — немецкой классической философии.

Философия всегда была связана с социально-экономическими, культурными и

научными достижениями своего времени.

2. Особенности западной философии XX столетия.

В XX в. революционные сдвиги в научном познании, технический прогресс и

ряд других социокультурных изменений несколько ослабили жесткое

противостояние классов, каким оно было в XIX в. В связи с развитием

теоретического естествознания в конце прошлого и начале нынешнего века

спекулятивные как материалистические (Спиноза, Фейербах), так и

идеалистические системы (Шеллинг, Фихте, Гегель) обнаружили свою

недостаточность и даже непригодность для объяснения изменений в области

науки и в развитии общества. В философских школах XX в. противостояние

идеализма и материализма не занимает того места, как в эпоху Нового

времени, метафизический материализм и идеалистическая диалектика не имели

большого влияния.

На новой научно-исторической основе сохранились доктрины материализма

(антропологический материализм, научный материализм) и некоторые системы

спекулятивного идеализма (неотомизм, неореализм и др.). В то же время

просматривается тенденция к диалогу и синтезу (но не к слиянию) ряда

современных направлений в области философии. В развитии современной

философии стало обычным использование достижений разнообразных школ. Так,

например, в работах известного философа Ю. Хабермаса, одного из

представителей Франкфуртской школы, эта тенденция выразилась в

использовании многих положений психоанализа, герменевтики, марксизма,

современного позитивизма. Современная лингвистическая философия с успехом

использует идеи феноменологии. Таким образом, в XX в. четко проявилась

тенденция к открытости и взаимообогащению разных философских школ.

В XX столетии философия представлена, в частности, такими

противоположными направлениями, как сциентизм и антисциентизм. Сциентизм

(от лат. scientia — наука) ориентирован больше на развитие естествознания и

является продолжением позитивизма XIX в. Образцом научности прежде всего

рассматривается современная физика. Однако ее новейшие открытия, приведшие

к созданию теории относительности и квантовой теории в ее новейшем

варианте, обусловили появление нового вида рациональности, исходящей из

учета противоречивой природы физических объектов. В силу этого

противоположность сциентизма и антисциентизма, который отнюдь не полагается

на ясность научного мышления, оказывается весьма относительной. Стирается

также резкое противоречие между рационализмом и эмпиризмом, рационализмом и

иррационализмом. Иррационализм представлен концепциями «Философии жизни»

таких мыслителей, как А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, С.

Кьеркегор и др. Он стремится показать особенности гуманитарного знания и

неисчерпаемость объектов исследования человека и общества, его культуры.

Философию XX в. отличает также многопредметность. Это выразилось в

многообразии ее школ и направлений и свидетельствует о многослойности

современной науки и культуры. Все новые и новые сферы мира, ранее

остававшиеся неизвестными, включаются в орбиту их научного и философского

осмысления.

Вопрос о классификации направлений и школ философии XX в. разработан

пока не очень подробно и глубоко. Можно предложить следующее разграничение

современной философии на три, иногда пересекающиеся группы школ:

• аналитически-позитивистские школы;

• экзистенциально-феноменологические;

• религиозно-философские.

3. Современный позитивизм.

Эта школа имеет и другие названия, такие, как неопозитивизм, логический

позитивизм, современный эмпиризм. Её представители считают себя

наследниками английского эмпиризма Локка, Юма, Беркли. Современный

позитивизм берет свое начало с образования в 1922 г. Венского кружка, в

который входили профессора философии, логики, физики и других наук: М.

Шлик, О. Нейрат, Г. Фейгель, Э. Нагель, К. Гёдель и др. В 1926 г. в Вену

был приглашен Рудольф Карнап (1891—1970), который стал центральной фигурой

в дискуссиях кружка. Огромное влияние на членов кружка оказали труды Б.

Рассела и «Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна (1921 г.).

В 1929 г. был издан манифест «Научное понимание мира. Венский кружок»,

где были сформулированы задачи этой школы. С 1930 по 1939 гг. Венский

кружок выпускает специальный журнал «Познание», а с 1938 г. —

«Международную энциклопедию унифицированной науки». Проводится ряд

философских конгрессов в европейских столицах. В начале Второй мировой

войны Венский кружок прекратил свое существование в связи с эмиграцией

многих его членов из Австрии. Ведущие представители этого кружка в

эмиграции создают ряд школ: в Великобритании — школу Кембриджских

аналитиков, а в США — школу логического эмпиризма.

3.1 Логический позитивизм.

Неопозитивисты считают, что есть только два вида научного знания,

научных высказываний, обладающих значениями:

1) все то, что относится к частным дисциплинам, — все эмпирические

науки;

2) логика и математика, являющиеся инструментом упорядочения и

построения эмпирического знания.

В этом разделении знания для философии не остается места.

Неопозитивисты заявили, что философия — не наука, а просто деятельность по

прояснению языка науки. Тем самым в центр исследований ставится анализ

языка науки.

Именно эту задачу решает так называемый логический позитивизм — одна из

школ современного позитивизма, или неопозитивизма. То, что в традиционной

философии называлось теорией познания, неопозитивизм большей частью относит

к психологии, якобы исследующей способы и пути получения истинного знания.

Основная проблема философии науки, а логический позитивизм и является

ею, — это рассмотрение логической структуры научных теорий и анализ

значений научных высказываний. Для выяснения значений научных предложений

неопозитивисты выдвинули так называемый принцип верифицикации (от лат.

verus — истинный и facio — дела) — подтверждение. Он применим только ;к

высказываниям эмпирического характера, т. е. проверяемым наблюдением.

Значение предложения проверяется, в опыте. Так, находясь в аэропорту, мы

можем непосредственно соотнести смысл предложения — «Самолет Москва — Курск

вылетает в 18 часов» — с наблюдаемым событием, т. е. наглядно убедиться в

его истинности. Но можно проверить это и опосредованно, заглянув в

расписание. В результате такой проверки предложения могут оказаться как

истинными, так и ложными.

Такого рода предложения входят в область научных, эмпирически

проверяемых. Все остальные предложения являются либо бессмысленными как

«Круглый квадрат.», «Метр весит три килограмма.», либо неосмысленными и

поэтому незначимыми. Так, предложение из работы Гегеля «Абсолютное

находится вне времени.» проверить невозможно. Следовательно, оно

неосмысленно и тем самым не имеет научного значения, хотя построено

грамматически правильно.

Со временем логические позитивисты заменили формулировку верификации

положением подтверждаемости или испытуемости. Так, если мы можем вывести из

какого-то общего положения такие предложения, которые можно подтвердить в

опыте, то это общее положение считается истинным.

Многие трудности у логических позитивистов проистекали из-за

двусмысленности и узости понятия «опыт», который они понимали в основном

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты