Ф. Аквинский выдвигает пять доказательств существования Бога. В разных
вариациях они и сейчас проводятся в неотомистской литературе.
Большую роль в неотомизме играет понятие аналогии бытия, идущее еще от
Августина Блаженного. Утверждается, что творение Бога аналогично ему. В то
же время оно подобно и не подобно ему. Уподобление толкуется как высшее
сходство. Творение сопричастно Богу, сходно с ним и различно от него.
Католическая схоластика уже с Фомы Аквинского занимает достаточно четкую
позицию по отношению связи Бога и мира. Она выступает против отождествления
мира и Бога, против пантеизма. Именно поэтому Ватикан запрещал печатать
труды известного мыслителя Тейяра де Шардена, ученого католика, члена
ордена иезуитов, который, по существу, обожествлял природу. Но она
отвергает и полное противопоставление сотворенного Богом мира его творцу.
Для неотомизма характерна своеобразная диалектика, проявляющаяся прежде
всего в соотношении различных областей бытия: формы и материи, субстанции и
атрибута, божественного и сотворенного, бесконечного и конечного. Любое
знание о Боге толкуется как несовершенное. Бог всегда остается таинством и
постигается человеком не в адекватном, а только в аналогическом познании.
В противоположностях на первый план выдвигается не их борьба, а
гармония и взаимопроникновение. Немецкий философ Б. Лакебринк на этой
основе создал свой метод, который он назвал аналектикой, противопоставляя
его диалектике. В аналектике фактически отрицается борьба
противоположностей, их взаимоотрицание и с этих позиций критикуется
диалектика. По мнению этого философа, «диалектическое мышление является
разрушительным элементом, который ограничивает всемогущество Бога».
Аналектика подчеркивает тождественность, сходство противоположных
сторон, их гармонию, образующую некую целостность. «Сходство как целое
существует всегда раньше различий, сходство является материнской
первоосновой своих частей».
В аналектике правильно отражены характеристики так называемых
статистических противоречий, обеспечивающих целостность и стабильность
развивающихся систем. Так, язык как система может функционировать благодаря
наличию в нем элементарных противоположностей гласных и согласных звуков,
живой организм существует, пока в нем действуют взаимообусловленные
противоположности: ассимиляция и диссимиляция, арифметика, к которой
сводимы ряд разделов математики в целом, основывается на противоположности,
в частности, двух операций: сложения и вычитания. Таких примеров можно
привести сколько угодно. Но есть и другие противоположности, которые
определяют переход одного качественного состояния веши в другое, одной
системы — в другую. Это могут быть те же самые противоположности, достигшие
степени полного взаимоотрицания, когда, например, живое переходит в неживое
и т д. Поэтому аналектику можно считать частью диалектики, а не ее
антиподом.
Неотомизм использует учение Ф. Аквинского о материи и форме,
заимствованное им у Аристотеля. В отличие от Аристотеля, он не считал
материю вечной. В соответствии с Библией он считает материю сотворенной
Богом из ничего. Каждое качественно определенное материальное образование
трактуется как единство материи, и формы. При этом материя мыслится
пассивной, в качестве лишь возможности. Форма считается активной и
духовной. Как во Вселенной, так и в микромире, мире элементарных частиц все
обладает материей и формой. Характерны для неотомистов, как и для Фомы
Аквинского, представления об иерархическом устройстве мира. Ступенями в
этой иерархии являются первоматерия, неорганическая природа, мир растений,
животный мир, человек и мир чистых духов, ангелов.
Во второй половине XX в. наметилась антропоцентрическая направленность
неотомизма, т. е. усиление роли человека в современном мире. При этом
используются методологические средства философии Канта и современного
экзистенциализма. Основание социокультурной активности личности неотомисты
видят в ее устремленности к Богу. Общество рассматривается как объединение
личностей и как сверхличность. Отвергается и буржуазный индивидуализм с его
эгоизмом и социалистический коллективизм, унифицирующий людей.
Подчеркивается их общность, основанная на солидарности всех индивидов,
устремленных к общему благу, пропагандируется идея социального мира.
5.2 Неопротестантство.
В отличие от католицизма в протестантстве нет официальной философской
доктрины. В начале XX в. после Первой мировой войны возникло течение
неоортодоксального протестантства как реакция на «либеральное христианство»
XIX в., отличающееся оптимистическими взглядами на человека, на его
исторические перспективы, на общественный прогресс.
Для философии протестантства характерна социально-этическая
проблематика. Обсуждаются проблемы смысла бытия человека в его отношениях с
миром и Богом. Главные представители неоортодоксализма: К. Барт (обычно
возникновение этого течения связывают с появлением в 1918 г. комментариев
К. Барта к «Посланиям к римлянам» апостола Павла), Э. Брукнер, Рейнольд и
Ричард Нибуры, Я. Тимих, Р. Буаьтман и др. Они претендуют на возрождение
подлинного наследия Реформации.
Либеральное протестантство критикуется неоортодоксами за ничем не
обоснованный оптимизм. Они не считают возможным общественный прогресс уже в
силу отсутствия какого-либо его критерия. К. Барт отвергает понимание
человека как автономного индивида, способного преобразовать мир и создать в
конечном итоге идеальный мировой порядок. Такое убеждение рассматривается
им как заблуждение и тяжкий грех, как отрицание одной из главных
религиозных истин:
««Никакой мост», никакая преемственность не связывает гончара и глину,
творца и его творение. Они несоизмеримы. Различие между ними качественное и
абсолютное».
Об этом же говорит и Рейнольд Нибур. Он утверждает, что «... идеал
самодовлеющего индивида, так превозносимый в нашей либеральной литературе,
признается в христианской мысли как одна из форм первородного греха».
Многие проблемы, рассматриваемые неоортодоксами по-своему, являются
заимствованиями из концепций экзистенциализма, особенно из философии М.
Хайдеггера, явно оказавшего влияние на протестантских мыслителей. Это
проблемы свободы и отчуждения, подлинного и неподлинного существования,
вины, тревоги, совести. Человеческое бытие разбивается на два вида:
социально ориентированное и бытие с полной отдачей на милость Бога. Вся
сфера исторического, социального бытия оказывается отчужденной, отходом от
Бога, выражением греховности. П. Тиллих утверждает, что любые действия
людей остаются в области гражданской справедливости, моральных и правовых
норм, где принципиально невозможно спасение. Человек способен к достижениям
в политической организации общества, в научной деятельности, он может
самосовершенствоваться и т.п., но это нисколько не приближает его к
«подлинности», не уменьшает его разрыва с Богом. Тиллих считает даже, что
все эти достижения только увеличивают отчуждение и греховность.
У религиозного человека всегда присутствует неустранимое чувство вины
за свою ограниченность и греховность. И это чувство, по мнению
неоортодоксов, побуждает к критике любых человеческих достижений. За
религией закрепляется функция духовного критицизма, поскольку она является
самым беспощадным критиком общества, признавая лишь один высший
потусторонний идеал, стоящий над историей. Религиозный человек постоянно в
тревоге, так как, осознавая свою греховность, он в то же время не знает
никаких объективных критериев правильности или неправильности своих
поступков. Воля Бога абсолютно свободна и всякий раз иная в момент ее
проявления. У человека нет и критерия для ее познания.
В XX в. в протестантстве оформилась и так называемая радикальная, или
новая теология. У ее истоков стоит лютеранский пастор Л. Банхоффер. Он
отвергает основной тезис традиционного христианства о противоположности и
несовместимости земного греховного и святого сверхъестественного. Такое
противопоставление искажает-де подлинный смысл христианства, так как
Христос, будучи богочеловеком, воплощает в себе единство этих двух миров.
Название религии — не в том, чтобы обращаться с надеждой к потустороннему
миру, а чтобы повернуть человека лицом к миру, в котором он живет.
Радикальная теология противоречит неоортодоксальной с ее
противопоставлением Бога и человека. Банхоффер убежден в том, что движение
за «человеческую автономию», появившееся в эпоху Возрождения, находится в
полном своем расцвете. Он говорит, что «... человек сам научился
справляться со всеми важными вопросами, не прибегая к помощи «рабочей
гипотезы», именуемой «Богом». Бог был выдан на заклание, поэтому Он слабый
и беспомощный в мире, и это как раз тот единственный путь, благодаря
которому Он с нами и помогает нам... благодаря своей слабости и страданию»
.
Книга англиканского епископа Дж. Робинсона «Честность перед Богом»
явилась манифестом радикальной теологии. Он полагает, что «... в теологии
необходима коперниковская революция», которая должна устранить христианскую
идею Бога как высшего существа, пребывающего вне нас. По Робинсону, Бог не
может быть определен, он «нечто», которое не имманентно миру, не
трансцендентно. Он не в нем и не вне его. Бога нужно понимать как тайну, а
теологию — как «положения о человеческом существовании», «о глубинах
человеческого опыта в свете любви».
Большое влияние приобрела радикальная теология среди протестантских
философов в США, где возникло даже учение о мертвом Боге. «Мы должны
признать, — пишет один из них, — что смерть Бога есть исторический факт:
Бог умер в наше время, в нашей истории, в нашем существовании».
Представители этого направления утверждают, что умерший Бог однажды
воскреснет и предстанет перед людьми в новой форме. А до тех пор нужно
служить ближнему и любить его.
5.3 Исламская философия.
В отличие от католической христианской философии, которая развивалась,
не выходя за рамки теологии, являясь ее служанкой, исламская философия была
в относительной независимости от религиозной догматики. Именно там
зародилась теория двойственной истины, перешедшая затем от Аверроэса
(1126—1198) в европейскую схоластику. В исламской философии большое
распространение получил взгляд, что истины, найденные разумом, не находятся
в противоречии с истинами священного писания, если те и другие правильно
понимаются. Трактовка Аллаха как безличностного Бога все больше приобретает
сторонников среди богословов, стремящихся придать исламу (араб., букв. —
предание себя Богу) религиозно-философский характер.
В современном исламе существуют два направления: традиционное и
модернистское. Там, где наиболее сильны остатки феодализма, преобладает
традиционализм, выступающий против всяких новшеств и использования
современной философии. Утверждается, что только Коран и Шариат могут
обеспечить социальный прогресс.
Модернизм появился еще в XIX в. Наиболее известные его представители
Мухамед Акбал (1873 — 1938) из Индии и Мухамед Абдо из Египта, пытавшийся
использовать учение Р. Декарта. Картезианский дуализм соответствует
стремлению модернистов установить равновесие между разумом и верой, а также
«западной» и «восточной» культурами. Модернисты утверждают единство Бога и
отвергают какое-либо подобие между ним и сотворенными вещами. Они
подчеркивают неограниченные возможности человеческого разума, а также
свободу человека и, следовательно, его ответственность за свои поступки, за
добро и зло в мире. Известны попытки модернизировать ислам, используя
учения экзистенциалистов и персоналистов. Но как следует из новейшей
Британской энциклопедии, история современной исламской философии должна еще
быть написана.
5.4 Буддизм.
Так же, как христианство и ислам, буддизм является мировой религией.
Возник в глубокой древности, в VI в. до н. э. в Индии, а затем
распространился на многие страны Востока и Запада. Провести какую-либо
четкую линию между религиозными и философскими доктринами в буддизме
труднее чем во всех других индийских школах. Он включает в себя два учения:
о природе вещей и о пути познания. В основании учения о природе лежит
концепция дхарм, «элементов», или «частиц» мира, составляющих субстанцию
физического и психического миров, которые каждое мгновение вспыхивают и
потухают. Каждое потухание означает появление нового вспыхивания и нового
потухания. Мир является вечно изменяющимся и перерождающимся. Буддисты в
основном отвергают отдельно существующую душу, или атман, вне пяти групп
элементов, образующих человеческую личность. Это сознание, представления,
чувства, кармические силы, т. е. силы, которые определяют следующее
перерождение личности, хорошее или плохое, и материальную оболочку
личности. Видимое бытие представляет собой мир иллюзорный. Истинным миром
является нирвана, или «пустота». О нирване мудрец ничего не может сказать,
кроме того, что она существует. В этом буддизм оказывается агностицизмом.
Существует также множество сознательных духовных личностей, которые
постоянно перерождаются. Основатель буддизма Будда Шакья-Муни вспоминал о
сотнях своих прежних перерождений. Окончание перерождений означает слияние
с нирваной.
В современном буддизме происходит некоторая его рационализация по
протестантскому типу. Обращается внимание на связь и единство науки и
религиозного учения. Ряд физиков указывают на то, что современное учение о
физическом вакууме свое начало имеет в буддизме. Главное внимание буддисты
обращают на этическую проблематику.
Список литературы.
1.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. – М.: Теис,
1996.
2.Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М.: Мысль, 1986.
3. Кун Т.С. Структура научных революций. Пер. с англ. – М.: Прогресс,
1977.
4. Поппер К.Р. Логика и рост научного знания: Пер. с англ. – М.:
Прогресс, 1983.
5. Философия: Учебник для вузов / Под. Ред. Лавриненко В.Н., Ратникова
В.П. – М.: ЮНИТИ, 2001.