— идея власти закона. Вместе с этим он указывает, что «Власть закона: самая
насущная потребность России». Нельзя не согласиться с автором в том, что
воплотить в жизнь хорошее законодательство, превратить его в высшую власть
.в стране гораздо труднее, чем его создать. «Особенно трудна эта задача для
России, которая на бумаге уже имела хорошие законы, оставшиеся, к
несчастью, бессильными и неиспользуемыми». Нельзя не согласиться с
философом также в том, что для воплощения в жизнь власти закона необходимо
подготовить хороших, квалифицированных и честных юристов. Но следует
отметить, что основа любого общества — экономическая сфера, и для создания
правового государства нужна соответствующая экономическая база. Хотя
понятно, что последнюю нельзя создать без утверждения власти закона. То
есть вопрос должен ставиться и решаться диалектически.
Заметный вклад в разработку постпозитивистской теории внес американский
философ Томас Сэмюэл Кун один из лидеров историко-эволюционистского
направления в философии науки. Свою концепцию исторической динамики
научного знания он изложил в работе «Структура научных революций» (1962).
Особенность развития науки, по Куну, состоит в том, что она ставится в
зависимость от господствующего в определенные исторические периоды способа
деятельности научного сообщества. В связи с этим он вводит в научный оборот
понятие «парадигма», которое является одним из важнейших в современном
постпозитивизме. Та или иная парадигма — это совокупность убеждений,
ценностей и технических средств, применяемых научным сообществом и
обеспечивающих существование научной традиции.
«Под парадигмами, — пишет Кун, — я подразумеваю признанные всеми
научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному
сообществу модель постановки проблем и их решений».
Как правило, парадигма находит свое воплощение в классических трудах
ученых и в учебниках. Она на многие годы определяет круг проблем и методов
их решения в определенной области науки. Формирование общепризнанной
парадигмы — показатель зрелости той или иной системы научного знания.
Смена одной научной парадигмы другой представляет собой научную
революцию. Развитие науки в ключевых точках как раз и осуществляется
посредством научных революций как скачкообразный процесс.
Работы Куна внесли заметный вклад в философское осмысление науки. Они
углубили наши представления о развитии науки и деятельности ученых,
раскрыли некоторые диалектические характеристики развития науки. Однако Кун
ошибочно противопоставил элементы относительности и абсолютности,
дискретности и непрерывности в развитии научного знания.
Сегодня постпозйтивизм во многом утратил свое былое значение. Это
связано с тем, что создание общепризнанной теории развития науки зашло в
тупик. Наличие дискуссий, содержащих в рамках самого постпозитивизма
множество противоречивых точек зрения, еще раз показало плюралистический
характер философского знания.
4. Экзистенциализм.
4.1 Философия существования.
Экзистенциализм (от лат. exsistentia — существование), или философия
существования, играла и продолжает играть значительную роль в развитии
философии XX в. Она характеризуется антисциентистской направленностью и
ориентирована на проблемы, связанные с человеком, смыслом его бытия в
современном мире.
Однако философия существования не представляет собой какого-то
монолитного, единого учения. Каждый из её главных представителей создает
как бы свое особое учение. Во многом это объясняется тем, что среди ее
представителей известнейшие писатели и мыслители XX в.: Ж.-П. Сартр, А.
Камю, Г. Марсель, Симона де Бувуар и др. Экзистенциальные мотивы можно
встретить и у таких выдающихся писателей нашего века, как Т. Манн, Г.
Гессе, Э. Хемингуэй, Э.М. Ремарк, М. Унамуно и др.
Предтечей экзистенциализма как философии существования человека по
праву называют великого русского писателя-мыслителя Ф.М. Достоевского. Но
систематическое упорядочение идей философии существования можно найти и у
немецких философов, прежде всего в книге «Бытие и время» М. Хайдеггера
(1927), и в трехтомной «Философии» К. Ясперса (1932), а также у
французского философа Ж.-П. Сартра в его книге «Бытие и ничто» (1943).
Нередко экзистенциализм подразделяют на атеистический и религиозный. Но это
деление достаточно условное, так как все представители этого направления
сосредоточивают внимание на общих для них экзистенциальных проблемах,
прежде всего смысле человеческого бытия в мире, и не просто человека
вообще, а каждой личности.
Большое влияние на экзистенциалистов оказал датский мыслитель С.
Кьеркегор, живший в XIX в. и резко выступавший пропив философии Гегеля,
который растворил конкретного человека в абсолютной идее, строго логически
и диалектически развертывающейся в истории. Философия жизни Ф. Ницше, И.
Бергсона, В. Дильтея, 3. Фрейда также явилась предшественницей этого
направления.
Экзистенциалисты используют феноменологический метод Эдмунда Гуссерля
(1859—1938), изменяя его в соответствии со своей концепцией. Для Гуссерля
важно было найти достоверное основание, исходя из которого можно создать
философию как строгую науку, которая бы служила фундаментом для всех
остальных наук и всей человеческой культуры. Такое основание он видит в
«cogito...» Декарта и в трансцендентальном идеализме Канта, который он и
пытается углубить. Главное в его методе — непосредственное усмотрение
сущности вещи в процессе переживания этой вещи.
Этот метод называется еще методом интенционального анализа. Интенция
означает направленность сознания на какой-либо предмет. Сознание есть
всегда сознание о чем-то. Если я переживаю радость или печаль, то эти
радость и печаль будут по поводу какого-то предмета или события.
Беспредметных переживаний не существует. Объект сознания есть отражение
какой-тo стороны объективно существующей реальности.
Для Гуссерля главная задача — раскрыть структуру чистого сознания, т.
е. указать, какие акты сознания каким предметностям соответствуют.
Экзистенциалисты исходят из положения о неразрывности субъектно-объектного
описания. При этом основное внимание они обращают на эмоционально-волевую
сферу переживаний человека.
Немаловажное значение для них имела упомянутая выше работа Гуссерля
«Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», в которой
основатель феноменологии вводит понятие «жизненного мира» (Lebenswelt),
выражающее «царство первоначальных очевидностей» в обыденной житейской
практике человека. По существу, это понятие обозначает непосредственные
переживания человека, взятого в его связях с другими людьми.
Надо сказать, что экзистенциалисты разрабатывали свои учения в эпоху
крупных исторических потрясений после Первой мировой войны, а также во
время и после Второй мировой войны. Во многом бессмысленная гибель
миллионов людей на полях сражений остро поставила вопрос о смысле
человеческого бытия, разнообразных отношениях между личностью и обществом.
Социально-этические и социально-психологические проблемы оказались в центре
внимания философии существования. Оптимистическая надежда философов на
разум, вера в неуклонный прогресс истории потерпели крах. Поэтому все
экзистенциалисты говорят об ограниченности рационального, в том числе
научного мышления и считают главным средством познания мира эмоциональную
интуицию, чувства и переживания людей. Так, Сартр пишет: «Бытие будет нам
раскрываться через некоторое средство доступа тоски, тошноты и т.д.». А в
своем романе «Тошнота» он образно показывает, как это происходит. Его герой
Антуан Рокантен рассказывает, как ему открылась действительность. На берегу
он брал плоские камушки и бросал их по поверхности воды. Сверху камешки
были сухие, теплые, гладкие, а снизу — мокрые, клейкие, грязные. Антуана
внезапно охватила тошнота. Это было не просто субъективное чувство. Ему
открылась через это чувство| действительность как темная и отвратительная.
Мир для человека враждебен, жесток и абсурден.
Ученик и последователь Гуссерля, от которого он отходил все дальше,
Мартин Хайдеггер (1889—1976) средством описания и толкования бытия берет не
категории объективной науки, а субъективные категории — экзистенциалы —
эмоционально окрашенные понятия, такие, как, например, бытие-к-смерти (Sein-
zum-Tode). Бытие вообще раскрывается для него через человеческое бытие —
тут-бытие (Dasein), которое всегда эмоционально. Даже равнодушие есть
определенная душевная настроенность (Befindlichkeit). Экзистенциалисты
справедливо подчеркивают тот факт, что познание человеком мира
осуществляется с позиций определенной системы ценностей, целенаправленно и
эмоционально. Это очень хорошо выразил Хайдеггер: «Всякое истолкование мира
неизбежно является очеловечиванием». Познание и понимание мира есть, в
сущности, одна из главных сторон бытия человека. Основной экзистенциал
Хайдеггера «бытие-в-мире» как раз и говорит об этом. Имеется в виду, что
бытие человека и мир неотделимы друг от друга. Человек всегда в мире и мир
— это мир человека.
Философия существования пытается раскрыть социально-этические стороны
человеческого бытия. При этом немецкий и французский экзистенциализм часто
подчеркивают темные, пессимистические свойства бытия, его абсурдный
характер. Тревога, страх, вина, страдание неизменно сопутствуют человеку в
его жизни. Хайдеггер различает страх эмпирический, касающийся каждодневного
существования человека (Furht), и страх онтологический, лежащий в
сердцевине его бытия (Angst). Это страх перед ничто, смертью в ее подлинном
смысле, а также страх из-за неумения найти свой личностный смысл бытия.
Все это сложные и важные проблемы, которые так или иначе возникают
перед каждым человеком. Представительница экзистенциализма французская
писательница Симона де Бовуар в своем романе «Все люди смертны»
рассказывает фантастическую историю о том, как в XIII в. один из мастеров-
ремесленников занимался поисками эликсира бессмертия. Однажды ему
показалось, что он его нашел. Чтобы это проверить, он поймал крысу, убил
ее, а затем побрызгал эликсиром. Крыса ожила и убежала. Тогда он выпил
эликсир и стал бессмертным, но смерть своей жены и близких он не может
предотвратить. Проходят века, люди, с которыми он сталкивается, женщины, с