которыми он встречается, чувствуют, что он не такой, как все, чужой. И сам
он все глубже осознает это. В XVIII в. он остро осознает свое одиночество и
отверженность. Он молит Бога о смерти и с ужасом думает о том, что
переживет всех и останется один на земле с оживленной крысой. Проблемы
жизни и смерти предстают как наиболее важные для человека.
Пессимистические мотивы, характеризующие человеческое существование,
звучат и у А. Камю, и у Ж.-П. Сартра, ученика Хайдеггера. Сартр, например,
разделяет мнение о том, что «История любой жизни, какой бы она ни была,
есть история поражения». Трагедия истории человечества в XX в., конечно же,
отразилась на таком мировоззрении.
Однако надо отметить, что в 60-х гг., в Англии появился и
оптимистический вариант экзистенциализма. Один из главных его
представителей — писатель и философ Колин Уилсон, написавший шеститомную
работу «Аутсайдер». Он считает философию Хайдеггера и Сартра
нигилистической и пессимистической и поэтому не имеющей будущего для своего
развития. Уилсон говорит о новом понимании свободы, которая состоит в
расширении и углублении сознания путем различных методов психоанализа,
психотерапии и медитации. Аутсайдер — прототип нового человека с развитым
интеллектом, контактирующий со сферой подсознательного как источником
космической энергии. Герой Уилсона занят поиском и осуществлением смысла
человеческого бытия. Сам К. Уилсон пишет, что он развивает оптимистический
экзистенциализм. «Его методы могут быть описаны скорее как англо-саксонские
и эмпирические», чем как «континентальные и метафизические».
Кроме нового экзистенциализма возник еще ряд феноменологических и
экзистенциальных философско-социологических школ.
4.2 Проблемы отчуждения и свободы.
Для всех экзистенциалистов одной из главных является проблема
отчуждения и связанные с ней проблемы свободы, произвола, насилия,
ответственности и вины, случайности и необходимости.
В прошлом веке проблему отчуждения разрабатывал Гегель. Понятие
отчуждения носило у него двойственный характер. Отчуждение часто понималось
им как опредмечивание. Абсолютная идея отчуждает себя, опредмечиваясь в
природе. В учении Гегеля можно обнаружить и другой смысл отчуждения.
Например, в его рассуждениях о хозяине и слуге или о господине и рабе. Раб
отчуждает свою свободу, подчиняясь господину. Он зависим от произвола
господина. Однако затем обнаруживается, что не в меньшей степени
отчуждается и господин, так как его жизнь зависит полностью от трудовой
деятельности раба. Эти идеи Гегеля продолжил Маркс, который говорил уже о
социально-экономическом отчуждении класса эксплуатируемых капиталистами
рабочих. Рабочий, лишенный средств производства, продает свою рабочую силу.
В итоге продукты деятельности отчуждаются от него, как и сам его труд, и
противостоят ему.
В истории человеческого общества в результате неустранимости элементов
стихийности исторического процесса результаты трудовой деятельности часто
противостоят человеку, отчуждаются от него. Это стало очевидным в
поразившим человечество экологическом кризисе. Такую историческую ситуацию
и пытаются осмыслить экзистенциалисты, говоря о непреодолимой случайности
человека, — его заброшенности в мире и об абсурдности самого мира. Формула
свободы как познанной необходимости и действий в соответствии с полученным
знанием трудно реализуема, ибо познание необходимости в общественном бытии
— достаточно сложная задача, не решаемая средствами естественнонаучного
знания.
Хайдеггер разделяет бытие личности на собственное, свободное бытие и
несобственное, отчужденное бытие в некой усредненности, в Ман (Ман —
местоимение в немецком языке указывающее на то, что кто-то что-то делает,
например, manraucht — курят, mansingt — поют). Собственное существование
переживается перед лицом опасности, в страхе перед ничто или в таких
пограничных ситуациях, по Ясперсу, как смерть, любовь, страдание, вина. В
самом деле, именно в опасные для жизни, критические ситуации раскрывается
человек — каким он есть на самом деле и не только для других, но и для
самого себя. В романе «Война и мир» Л.Толстой рассказывает, как его герой
Пьер Безухов безуспешно искал смысла своего бытия в масонстве, в пирушках с
друзьями, в женщинах. И только в занятой французами Москве, когда его,
обвиненного в поджоге Москвы, вместе с другими выводят на расстрел, он
вдруг постигает смысл своего существования как патриота России.
В экзистенциализме справедливо подчеркивается полностью не
рационализируемое понятие свободы, однако, что особенно заметно в философии
Ж.-П. Сартра (1905—1980), преувеличивается ее иррациональный характер. У
него нет разделения бытия человека на собственное и несобственное, как у
Хайдеггера, но у него есть понятие непреднамеренного самообмана (bad foi).
Человек всегда колеблется между самообманом и своим истинным бытием, однако
он в любом случае свободен. «Человек не может быть то свободным, то рабом,
он полностью и всегда свободен или его нет». Сартр неоднократно повторяет,
что человек осужден быть свободным. Такая свобода неизбежно превращается в
свою противоположность — жесткую необходимость. Сартр этого не отрицает.
«Свобода сама создает препятствия, от которых мы страдаем» , — говорит он.
Но если человек абсолютно свободен, то он также абсолютно за все
ответствен.
«Если я мобилизируюсь на войну, эта война является моей войной... Я
заслуживаю ее с самого начала, потому что я мог бы всегда уклониться от нее
посредством дезертирства или самоубийства... Если я не уклоняюсь от
мобилизации на войну, значит я это выбрал».
Сартр писал свой философский труд в оккупированном фашистами Париже. И
призыв к сопротивлению нацистам звучит в этом его труде. Сам философ был
участником движения Сопротивления.
4.3 Тема человеческой коммуникации.
Еще одной важной темой в философии существования является тема
человеческой коммуникации, взаимообщения или интерсубъективности. Человек в
экзистенциализме изначально выступает как социальное существо. В
отчужденном бытии, например в толпе, в массе, каждый поступает так, как
поступают остальные, следуя моде, установившимся схемам общения, обычаям,
привычкам. Экзистенциалисты не просто описывают факты, но явно выражают
протест против массовой, бульварной культуры, ханжеской буржуазной морали.
Правда, это часто делается с позиций нигилизма и анархизма. Так, герой
романа А.Камю «Посторонний» Мерсо — мелкий служащий ведет себя просто,
естественно, пренебрегая условностями или не понимая их. Но это в конечном
итоге обернулось его равнодушием даже к своей умершей матери, а затем он,
защищаясь, убивает на пляже араба.
Характерно, что выступая против массовой культуры 60-х гг., сам
экзистенциализм стал впоследствии модой и элементом той же самой массовой
культуры.
Социальность личности, глубоко выраженная Марксом, когда он говорил,
что человек становится человеком, только смотря на другого как в свое
зеркало, подробно и убедительно анализируется во многих работах
экзистенциалистов. Экзистенциальная коммуникация предполагает связь людей
во внутренней любви. Для этого, по Ясперсу, необходимы три условия:
• одиночество. «Неудовлетворенность в коммуникации является поэтому
началом прорыва к подлинному существованию»;
• риск. Тот, кто свое интимное переживание доверяет другому, рискует
быть отвергнутым и осмеянным. Но коммуникация противоречива: «Я не могу
стать собой, не вступая в коммуникацию, и не могу вступить в коммуникацию,
не будучи в одиночестве»;
• борьба. Но это «любящая борьба». В ней другого хотят не уничтожить, а
завоевать. В ней нет обмана и хитрости, нет превосходства над другим, но
есть искренность и беспощадное раскрытие своих слабостей.
Совсем по-другому рассуждает Сартр. Исходя из концепций абсолютной
свободы каждого он полагает, что конфликт лежит в основании отношений
людей. Нельзя быть одновременно субъектом и объектом, хотя это и является
недостижимой целью бытия-для-себя. Либо ты субъект, тогда ты отчуждаешь
другого и он становится объектом, либо ты объект и другой подавляет тебя.
«Напрасно желали бы гуманного мы.... — пишет Сартр, — Подобный идеал может
быть только мечтой.... Сам этот идеал, впрочем, предполагает признание
конфликта как первоначального состояния бытия для другого». «Ад — это
другие люди?» — восклицает герой из пьесы Сартра «Без выхода»».
Каждый из философов-экзистенциалистов концентрирует внимание на какой-
то реальной стороне человеческих отношений и дает их убедительный социально-
психологический анализ. Однако, обращая внимание на какую-то одну из
характеристик этих отношений, он оставляет в стороне другие, считая их
производными от нее и создает при этом довольно сложные философские
конструкции.
5. Современная религиозная философия.
В годы догматизации марксизма всякая религиозная философия в связи с
воинствующим атеизмом рассматривалась как реакционная. Конечно же, критики
марксизма со стороны представителей этой философии не оставались в долгу и
наряду с обоснованными претензиями к диалектическому и историческому
материализму допускали искажения и вульгаризацию, хотя уже в те времена
наметился и диалог марксизма с религиозными философами. Сейчас, пожалуй,
настало время по возможности непредвзятого изложения и оценки религиозно-
философских школ.
5.1 Неотомизм.
Это наиболее разработанная философская доктрина католической церкви,
ядро неосхоластики. Ее виднейшие представители: Э. Жильсон, Ж. Маритен, И.
Бохенский, Г. Веттер и др. Основой для развития неотомизма послужило
возрожденное церковью учение Фомы Аквинского (1225—1274), приспособившего
философию Аристотеля к нуждам и потребностям католической религии.
Благодаря синтезирующему и компромиссному характеру творчества этого
мыслителя, основные положения его философии продолжают существовать с
определенными изменениями и поныне. Прежде всего, это принцип гармонии веры
и разума. Фома Аквинский выдвигает его в борьбе с доктриной «двойственной
истины», по которой научные истины и истины теологии имеют разные предметы
и поэтому не касаются друг друга и не противоречат друг другу. Бог, по
этому принципу, постигается двумя путями. Путь вниз — это откровение, вера
и путь вверх — от исследования сотворенной природы к познанию его творца.