Возникновение и становление философских учений. Предмет философии, его историческая трактовка

иметь ни начала, ни конца, ни середины. Одновременно единое не есть бытие,

а выступает как ничто. Единое выступает как единое, но одновременно как

многое и бесконечное множество. В конечном итоге единое трактуется Платоном

как нечто, о чем вообще ничего определенного сказать нельзя, так как оно

выше всех доступных человеческому разуму пониманий — превосходит всякое

бытие, любые ощущения и всякий уровень мышления. Единственное, о чем с

определенностью можно сказать о едином, отмечает Платон в «Пармениде» — это

то, что «если единое не существует, то и иное не существует».

Первопричиной всякого сущего — явления и вещи — у Платона выступает

также ум. Разумеется, ум трактуется Платоном не только онтологически, но и

гносеологически. Рассматривая ум как одну из первопричин, Платон считает,

что именно ум вместе с другими первопричинами составляет суть Вселенной, и

поэтому мудрецы считают, что «ум у нас — царь неба и земли...» Ум не только

одна из основных составляющих Вселенной, он также вносит порядок и

разумение в нее. «Ум устрояет все», в том числе явления, достойные

«мирового порядка — Солнца, Луны, звезд и всего круговращения небесного

свода». У Платона встречаются высказывания, в которых ум выступает как

жизнь, как нечто живое, но, в действительности, ум рассматривается не как

какое-либо живое существо или свойство, а скорее как рациональное родовое

обобщение всего того, что живет, обладает способностью жить. Выражено это в

достаточно обобщенной, можно сказать, метафизической форме.

Третьей основной онтологической субстанцией у Платона выступает душа,

которая подразделяется на «мировую душу» и «индивидуальную душу».

Естественно, что в качестве субстанции выступает «мировая душа».

Происхождение души трактуется Платоном неоднозначно. Как и при

характеристике сущности двух предыдущих субстанций у Платона встречается

немало противоречивых суждений. С учетом сказанного платоновскую «мировую

душу» можно представить как нечто созданное из смешения вечной сущности и

той сущности, которая зависит от времени. Душа выступает как сущее для

того, чтобы объединить мир идеи с телесным миром. Она возникает не сама по

себе, а по воле демиурга, под которым подразумевается «вечносущий бог».

Когда весь состав «души был рожден в согласии с замыслом того, кто его

составлял, этот последний начал устраивать внутри души все телесное и

приладил то и другое друг к другу в их центральных точках. И вот душа,

простертая от центра до пределов неба и окутывающая небо по кругу извне,

сама в себе вращаясь, вступила в божественное начало непереходящей и

разумной жизни на все времена. Притом тело неба родилось видимым, а душа

невидимой...»

Подытоживая онтологическое учение Платона, следует сказать, что в

качестве первопричины всего сущего он рассматривает идеальные субстанции —

«единое», «ум», «душу», которые существуют объективно, независимо от

сознания человека.

Теория познания Платона базируется не на чувственных знаниях, а на

познании, любви к идеи. Схема этой концепции строится по принципу: от

вещественной телесной любви по восходящей линии к любви души, а от нее к

чистым идеям. Платон считает, что ни чувства, ни ощущения в силу своей

переменчивости никогда и ни при каких условиях не могут быть источником

истинного знания. Самое большее, что могут выполнить чувства — это

выступить в качестве внешнего стимулятор, побуждающего к познанию.

Результат ощущений чувств — это формирование мнения о предмете или явлении,

истинное знание — это познание идей, возможное только с помощью разума.

Большое внимание Платон уделяет разработке вопросов диалектики. При

этом следует учесть, что его отношение к диалектике менялось по мере

эволюции его философских взглядов вообще. Наиболее полно свое учение о

диалектике Платон выразил в диалогах «Парменид» и «Софист». Если в целом

резюмировать его взгляды по этой проблеме, то следует отметить, что

диалектика у него выступает как основная наука, так как с ее помощью

определяется сущность всех других наук. Достигается это благодаря тому, что

диалектика выступает и как наука, и как метод. Вот лишь одно из

диалектических рассуждений Платона, с помощью которого раскрывается

сущность понятий: «Небытие, таким образом, необходимо имеется как в

движении, так и во всех родах. Ведь распространяющаяся на все природа

иного, делая все иным по отношению к бытию, превращает это в небытие, и,

следовательно, мы по праву может назвать все без исключения небытием и в то

же время, так как оно причастно бытию, назвать его существующим».

В качестве метода диалектика выступает благодаря тому, что помогает

четко разделять единое на многое, сводить многое к единому, позволяет

представить целое как раздельно-единую множественность. Вот какой путь

исследования предлагает Платон философу-диалектику: «Различать все по

родам, не принимать один и тот же вид за иной и иной за тот же самый —

неужели мы не скажем, что это (предмет) диалектического знания? — Кто,

таким образом, в состоянии выполнить это, тот сумеет в достаточной степени

различить одну идею, повсюду пронизывающую многое, где каждое отделено от

другого; далее он различает, как многие отличные друг от друга идеи

охватываются извне одною и, наоборот, одна идея связана в одном месте

совокупностью многих, наконец, как многие идеи совершенно отделены друг от

друга. Все это называется уметь различать по родам, насколько каждое может

взаимодействовать (с другим) и насколько нет.»

Большой интерес представляет социальная философия Платона. По

существу, он был первым из греческих мыслителей, кто дал систематическое

изложение учения о государстве и обществе, которые он, судя по всему, в

действительности, отождествлял. Государство, по Платону, возникает из-за

естественной потребности людей к объединению с целью облегчения условий

своего существования. Согласно Платону, государство «возникает, когда

каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом—

Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для

удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие

люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу

помощь: .такое совместное поселение и получает у нас название

государства...»

Разрабатывая концепцию идеального государства, Платон исходит из того

соответствия, которое, по его мнению, существует между космосом в целом,

государством и отдельной человеческой душой. В государстве и в душе каждого

отдельного человека имеются одни и те же начала. Трем началам человеческой

души, а именно: разумному, яростному и вожделеющему в государстве

соответствуют три аналогичных начала — совещательное, защитное и деловое, а

последнее в свою очередь формирует три сословия — философов-правителей,

воинов-защитников и производителей (ремесленников и земледельцев).

Государство, по Платону, может считаться справедливым лишь в том случае,

если каждое из трех его сословий выполняет в нем свое дело и не вмешивается

в дела других. При этом предполагается иерархическая соподчиненность этих

начал во имя сохранения целого.

В государстве могут существовать три основные формы правления — монархия,

аристократия и демократия. В свою очередь, каждая из них делится на две

формы. Законная монархия — это власть просвещенного царя, незаконная —

тирания; власть просвещенных и немногих — аристократия, власть немногих,

думающих только о себе, — олигархия. Демократия как власть всех может быть

законной и незаконной. Симпатии Платона однозначно на стороне царской

власти.

Каждая форма государства, по Платону, гибнет из-за внутренних

противоречий. Поэтому, чтобы не создавать в обществе предпосылок для

волнений, Платон ратует за умеренность и средний достаток и осуждает как

чрезмерное богатство, так и крайнюю бедность.

Управление государством Платон характеризует как царское искусство,

главным для которого является наличие истинного царского знания и

способность управлять людьми. Если правители имеют такие данные, то будет

уже неважно, правят ли они по законам или без них, добровольно или против

воли, бедны они или богаты: принимать это в расчет никогда и ни в коем

случае не будет правильным.

Философская концепция Аристотеля

Наше представление о древнегреческой философии будет неполным без

анализа философского наследия Аристотеля (384—322 до н. э.), одного из

величайших мыслителей в истории человеческой цивилизации. Аристотель

родился в Стагире, именно поэтому его иногда называют Стагиритом. В

семнадцатилетнем возрасте Аристотель становится слушателем Платоновской

академии и остается там в течение двадцати лет до смерти Платона. Покинув

академию, он восемь лет был воспитателем знаменитого царя и полководца

Александра Македонского. В 335—334 годах неподалеку от Афин организовал

учебное заведение под названием Ликей, где он вместе со своими

последователями обучал учеников философии.

Характеризуя взгляды Аристотеля, следует сказать, что вначале он

находился под сильным влиянием учения Платона, но постепенно освободился от

него, затем подвергает его критическому анализу и создает собственное

философское учение. Поражает масштаб деятельности древнегреческого

мыслителя. Практически не было в тот период науки, которой не коснулся бы

Аристотель и в развитие которой он не внес бы свою лепту. Вот название лишь

некоторых его работ, по которым можно составить представление о его научных

интересах: «Категории», «Аналитика первая и вторая», «Физика», «О небесных

явлениях», «О душе», «История животных», «Политика», «Об искусстве поэзии»,

«Метафизика».

В отличие от Платона, рассматривавшего в качестве всего сущего лишь

идеи, Аристотель с других позиций трактует соотношение в бытии общего и

единичного, реального и логического. Он не противопоставляет и не разделяет

их, как это делал Платон, а объединяет. Сущность, а также то, чьей

сущностью она является, не могут, согласно Аристотелю, существовать

раздельно. Сущность находится в самом предмете, а не вне его и они

составляют единое целое. Свое учение Аристотель начинает с выяснения того,

какая наука или науки должны изучать бытие. Такой наукой, которая бы,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты