Значение принципа системности в познавательной деятельности. Гносеология и онтологические схемы науки

Значение принципа системности в познавательной деятельности. Гносеология и онтологические схемы науки

ВВЕДЕНИЕ

Система (греч. systema — составленная из частей, соединенное) —

совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и

образующих определенную целостность; единство. Понятие система играет

важную роль в современной философии, науке, технике и практической

деятельности. Начиная с середины 20 века ведутся интенсивные разработки в

области системного подхода и общей теории систем. Понятие система имеет

длительную историю. Уже в античности был сформулирован тезис о том, что

целое больше суммы его частей. Стоики истолковали систему как мировой

порядок. В развитии философии, начиная с античности (Платон, Аристотель),

большое внимание было уделено также раскрытию специфических особенностей

системы знаний. Системность познания подчеркивал Конт; дальнейшее развитие

эта линия получила у Шеллинга и Гегеля. В 17-19 веках в различных

специальных науках исследовались определенные типы системы (геометрические,

механические системы и т. д.). Марксизм сформулировал философские и

методологические основы научного познания целостных развивающихся систем.

Важнейшую роль в этой связи играет диалектико-материалистический принцип

системности. В середине 20 века большое значение для понимания механизмов

системы управления (больших, сложных систем) сыграли кибернетика и цикл,

связанных с нею научных и технических дисциплин. Понятие система

органически связано с понятием целостности, элемента, подсистемы, связи,

отношения, структуры и др. Для системы характерно не только наличие связей

и отношений между образующими ее элементами (определенная

организованность), но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях

с которой система проявляет свою целостность. Любая система может быть

рассмотрена как элемент системы более высокого порядка, в то время как ее

элементы могут выступать в качестве системы более низкого порядка.

Иерархичность, многоуровневость характеризуют строения, морфологию системы

и ее поведение, функционирование: отдельные уровни системы обуславливают

определенные аспекты ее поведения, а целостное функционирование оказывается

результатом взаимодействия всех ее сторон, уровней. Для большинства систем

характерно наличие в них процессов передачи информации и управления. К

наиболее сложным типам системы, поведение которых подчинено достижению

определенной цели, и самоорганизующиеся системы, способны в процессе своего

функционирования изменять свою структуру. Причем для многих сложных систем

(живых, социальных и т. д.) характерно существование разных по уровню,

часто несогласующихся между собой целей, кооперирование и конфликт этих

целей и т. д. В наиболее общем плане системы делятся на материальные и

абстрактные (идеальные). Первые в свою очередь, включают систему

неорганической природы (физические, химические, геологические и т. п.

системы), живые системы, особый класс материальных систем образует

социальные системы. Абстрактные системы являются продуктом человеческого

мышления, и они также могут быть разделены на ряд типов. Используются и

другие основания классификации систем. Интенсивное развитие в 20 веке

системных методов исследования и широкое использование этих методов для

решения практических задач науки и техники (например, для анализа различных

биологических систем, систем воздействия человека на природу, для

построения системы управления транспортом, космическими полетами, различных

систем организации и управления производством, систем моделирования

глобального развития и т. д.), потребовало разработки строгих формальных

определений понятия системы, которые строятся с помощью языков множеств

теорий, математической логики, кибернетики и т. д. взаимно дополняя друг

друга.

Системности принцип, принцип диалектико-материалистический.

Методологии, выражающий философские аспекты , системного подхода и служащий

основой изучения сущности и всеобщих черт системного знания, его

гносеологических оснований и категориально-понятийного аппарата, истории

системных идей и системоцентрических приемов мышления, анализа системных

закономерностей различных областей объективной действительности. В реальном

процессе научного познания конкретно-научного и философского направлений

системные знания взаимодополняют друг друга, образуя систему знаний в

системность. В истории познания выделение системных черт целостных явлений

было связано с изучением отношений части и целого, закономерностей состава

и структуры, внутренних связей и взаимодействий элементов, свойств

интеграции, иерархии, субординации. Однако это были разрозненные знания об

отдельных системных формах, не выходящих за рамки рассмотрения “предмета

как системы”. Утверждение в науке системности как одного из всеобщих

принципов методологии началось с появлением представлений о системном

устройстве мира. Коренное преобразование старой научной картины мира —

создание теории общественно-исторического развития К. Марксом и Ф.

Энгельсом и эволюционного ученья Ч. Дарвином — внесло в научное познание

материалистическую диалектику и макромасштабные представления об эволюции и

развитии объективного мира (включая в частности и теоретические

представления и больших системах — общественно-экономических формах и видах

животных и растений). Способ познания был впервые теоретически обоснован в

учении Маркса о диалектике естественно-исторического процесса, развитии

общественно-экономических формаций.

Маркс ввел в гносеологию и методологию о двух рядах качественной

определенности явлений. Второе качественное измерение (формационная)

предполагает, что предмет рассматривается не только сам по себе, но и как

часть (элемент) видо-родовой системы, где его качественные свойства

объясняются опосредованно — как типичные проявления свойств макросистемы.

Конкретную реализацию этот принцип методологии сложного знания нашел

в марксовом учении о труде (конкретном и абстрактном), товаре (его

потребительской стоимости и себестоимости), природных и социальных

качествах вещей — товаров, об общих и формационных законах народонаселения

и др.

Появление во второй половине 19-20 вв. фундаментальных теорий макро-

и микромира привело к утверждению многоуровневого и многомерного системного

понимания объективной действительности, к разработке адекватных

методологических принципов отображенных сложных объектов. Одним из таких

принципов является способ познания как составная часть современной научной

методологии.

Диалектико-материалистическая методология охватывает как

процессуальных, так и объектных (статических) аспектов реальности, опираясь

при этом на разнообразный арсенал научных методов. Способ познания в

основном ориентирован на изучении стабильных форм, структурных зависимостей

и соотношений (часть и целое, устойчивое единство, отношение субординации и

иерархии и т. п.). Однако в практике научного исследования он выступает в

диалектической связи с принципом развития, органически дополняет познания

процессов изменения, становления и развития.

Способ познания — одно из методологических оснований синтеза и

интеграции современного научного знания. Дифференциация научного знания

порождает существенную потребность в системном синтезе знаний, в

преодолении дисциплинарной узости, порожденной предметной или

методологической специализацией знания.

С другой стороны, умножение разноуровневых и разнопорядковых знаний о

предмете обусловливает необходимость в таком системном синтезе, который

расширяет понимание предмета познания при исследовании все более глубоких

оснований бытия и более системного изучения внешних взаимодействий. Способ

познания служит методологическим способом выявление системной специфики

теоретико-познавательных средств, применяемых в естественнонаучной и

инженерной сферах, а также развития эвристических приемов познания и

практической деятельности. Важное значение имеет также и системный синтез

разнообразных прочностных знаний, являющийся средством перспективного

планирования, предвидения результатов практической деятельности,

моделирования вариантов развития и их последствий и т. п.

Системный анализ

1. В одном смысле — совокупность методологических средств, используемых для

подготовки и обоснования решений по сложным проблемам политического, во ,

социального, экономического, научного, технического характера.

2. В широком смысле термин “системный анализ” иногда употребляют как

синоним “системного подхода”.

Привлечение методов системного анализа для решения указанных проблем

необходимо прежде всего потому, что в процессе принятия решений приходится

осуществлять выбор в условиях неопределенности, которая обусловлена

наличием факторов, не поддающихся строгой количественной оценке. Процедуры

и методы системного анализа направлены на выдвижение альтернативных

вариантов и сопоставление вариантов по тем или иным критериям

эффективности.

Интенсивное расширения сферы использования системного анализа тесно

связана с распространением програмно-целевого метода управления, при

котором специально для решения важной проблемы составляется программа,

формируется организация (учреждение или сеть учреждений) и выделяются

необходимые материальные ресурсы. Первой широкой программой такого рода

явился проект ГОЭЛРО, разработанный в 1920 г. на основе указаний

В.И.Ленина.

В развитых капиталистических странах, и прежде всего в США применение

системного анализа в сфере частного бизнеса началось с 50-х годов 20 века.

Одновременно системный анализ все шире проник и в сферу управления

деятельности государственно аппарата, прежде всего при решении проблем,

связанных с развитием вооруженных сил и освоением космоса.

Основой системного анализа считают общую теорию систем и системный подход.

Системный анализ однако, заимствует у них лишь самые общие исходные

представления и предпосылки его методологический статус весьма необычен: с

одной стороны системный анализ располагает детализированными методами и

процедурами, подчерпнутыми из современной науки и созданными специально для

него, что ставит его в ряд с другими прикладными направлениями современной

методологии; с другой — в рамках системного анализа применяется не строго,

основан на интуиции, качественные суждения, оценки и методы, при этом,

однако, необходимость их использования в каждом случае специально

обосновывается. В системном анализе тесно переплетены элементы науки и

практики.

Важнейшие принципы системного анализа сводятся к следующему: процесс

принятия решения должен начинаться с выявления и четкой формулировки целей;

необходимо рассмотреть всю проблему как целое, как единую систему и выявить

все последствия и взаимосвязи каждого частного решения, необходимы

выявления и анализ возможных альтернативных путей достижения целей; целей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты