Значение принципа системности в познавательной деятельности. Гносеология и онтологические схемы науки

функционального и системно-структурного анализа. Большое значение имеет

также принцип зависимости данной системы от среды.

Системны подход в этике и принцип историзма.

Попытка применения системного подхода к этике неизбежно встречается с

проблемой: можно ли путем теоретического конструирования создать такую

общую (всеисторичес-кую) “модель” нравственной системы, которая подходила

бы ко всем разнообразным, специфическим, конкретно-содержательным типам

морали?

Теоретическое воспроизведение сложной системы возможно только с помощью

категорий; категорий, которые представляют собой синтез существенных

характеристик системы. Такая модель по необходимости будет иметь форму

логической конструкции, в которой историческая может быть представлена лишь

в снятом виде. Эта модель не заменяет собой конкретно-исторических типов

нравственности, а открывает возможность получить их действительное

изображение, будучи использована в качестве инструмента познания.

О социальных функциях морали

(системно-функциональный анализ)

Системный подход требует установления места и роли объекта в большой

системе, то есть мораль, взятая в виде целостного образования, должна быть

рассмотрена с точки зрения ее места и роли в обществе.

Вопрос о роли морали в обществе решается в советской этической литературе

путем установления ее социальных функций. К настоящему времени их описано

большое число: регулятивная, воспитательная, познавательная, оценочно-

императивная, ориентирующая, мотивационная, коммуникативная,

прогностическая.

Большинство советских авторов выделяют в качестве главной, ведущей

социальной функции морали регулятивную.

Вопрос о нормативной природе нравственности наиболее подробно описан

О.Г.Дробницким. Рассматривая норматив как особый способ детерминации

поведения, он делает обобщенный вывод: “В процессе исторического усложнения

социальной жизни “естественодействующие” факторы человеческого поведения

(собственно природные и ставшие “второй” внутренней природой индивида,

возникшие на основе частных интересов индивида или образующаяся из

стихийного сочетания воли) становятся недостаточными для обеспечения

социально-необходимых действий.”

Возникает нужда в создании особых норм, системы ограничения запретов

призванных согласовать массовое поведение с общественными потребностями.

Эти нормативные регуляторы создаются посредством особой исторической

деятельности людей — нормотворчества. Моральная норма должна быть

соотнесена с конкретной ситуацией и поступком: ”моральная норма — это

требование в виде предписания или запрещения какой-либо формы поведения

(поступка)”. Рассматривая проблему обоснования моральной нормы,

О.Г.Дробницкий показал, что в моральном сознании эта процедура не носит и

не может носить рационально-логического характера. Он делает вывод, что

полезное, ценностное основание морального требования остается не раскрытым,

оно выступает в морали “сперва как должное, а затем только в силу этого

ценное, но отнюдь не как ощутимое в своих результатах блага жизни

коллектива”.

Однако здесь фиксируется явление, а не сущность. В этом вопросе прав

В.Брожин: “Ценностная предметность как сущность и ценность как проявление

этой сущности первичны в отношении нормы. Другими словами, в

действительности ценность, полезность первичны по отношению к требованию,

долженствованию — в нравственной практике. Закрепляются не требования,

которые несут в себе ценность, хотя это остается скрытым от эмпирического

морального сознания”.

Мораль опирается на специфический для каждого конкретно-исторического

типа морали нравственный идеал. Учитывая наличие двух уровней обобщения в

долженствовательных элементах морали, важно провести различие между

понятиями “регуляция” и “ориентация”. Регуляция осуществляется с помощью

норм, а ориентация указывает на некую перспективную цель, дает общий

ориентир.

Все это приводит к выводу о том, что логичнее видеть главную функцию

морали именно в ориентации, а не регуляции деятельности. Эта функция

определяется деятельной сущностью человека — человек находится в

практическом отношении к природе и другому человеку, и благодаря сознанию

он самоопределяется в этом практическом взаимодействии.

Скорее всего, следует говорить не о двух различных функциях морали в

большой системе, а о двух уровнях реализации основной социальной функции:

ценностно-ориентирующем (мировоззренческом) и нормативно-регулирующем. В

конкретной исторической системе нравственности эти уровни образуют некую

целостность. Но их единство не абсолютно, в процессе реального

функционирования и исторического развития нравственности между этими

уровнями могут возникать напряженность и определенные противоречия.

Ценностно-ориентирующее действие реального идеала в нравственной

практике проявляется через те жизненные цели и ценности, которые

сознательно или бессознательно стремятся реализовать в своей деятельности

люди.

Нравственность как система (опыт системно-структурного анализа)

Более конкретно социальная роль морали раскрывается при применении

системного подхода с точки зрения ее внутренней структуры.

Следующий шаг в разработке общеисторической модели нравственности должен

состоять в том, чтобы выявить содержательную сторону структурных элементов,

образующих в своем функционировании системную организованность.

В рамках данной работы ставится задача установить наличие (или

отсутствие) содержательной связи между общими показателями структур

нравственности и основными ценностными понятиями морального сознания.

В качестве первого структурного элемента нравственности выступает и

ценностная ориентация, понимаемая как общая императивно-оценочная

направленность, устремленность сознания. Попытки осмысления содержания этой

ценностной ориентации морали всегда были продуктами теоретического разума.

Так рождались этические концепции долга, любви, счастья. В этих случаях за

ценностную основу нравственности принималось какое-либо моральное

требование, которому придавалось значение всеобщности. Полученная таким

образом конструкция не выходила за рамки морального сознания и поэтому не

отражала адекватно свой предмет.

В практике нравственной жизни общая ценностная ориентация морали

реализуется в постановке и решении проблемы смысла жизни. Каждая конкретная

система нравственности дает ответ на вопросы: как следует жить человеку,

какие качества заслуживают одобрения, — то есть она вырабатывает

определенный идеал человеческой жизни, который приобретает обязывающее

значение и реализуется индивидом в той или иной мере. С реализацией идеала

связывается удовлетворенность человека своей жизнью — то есть счастье

человеческой жизни. В идеале императивно-оценочная устремленность

нравственности получает обобщенное выражение, она с необходимостью

конкретизируется через систему моральных качеств личности (добродетелей),

через кодексы поведения (нормы поведения и принципы), через систему

предметно-ценностных ориентаций (жизненные ценности как цели субъекта).

В качестве второго общего показателя выступает исходная моральная

позиция индивида, которая обеспечивает перевод общей ценностной ориентации

морали в личностную форму: субъект нравственной деятельности всегда

занимает определенную социальную позицию, принадлежит к определенной

социально-демографической группе и общую ценностную ориентацию морали

воспринимает и интериоризует через призму своего положения, формируя образ

своего морального “я”. Нравственная идентификация, формирование образа

морального “я” выражается через понятия чести и достоинства личности.

В случае, когда исходная моральная позиция личности описывается путем

выделения основного принципа поведения, более резко выступает объективный

характер взаимосвязи индивидов в обществе. Как известно, К.Маркс выделил

четыре основных типа социальных связей между индивидами, которые возможны в

истории.

Во-первых, это такая связь, когда “индивидум выступает

несамостоятельным, принадлежащем к более обширному целому: сначала еще

совершенно естественным образом он связан с семьей и с семьей, развившейся

в род...” [ 1, т46, чI, с18]

Во-вторых, это “отношения личной зависимости” [1, т46, чI, с100],

которые свойственны рабовладению и феодализму.

В третьих, “личная независимость, основанная на вещной зависимости” [

1, т46, чI, с101], — такова следующая крупная форма связи между индивидами,

пришедшая в общественную практику с утверждением капитализма. И наконец,

“свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов

и на превращении их коллективной, общественной производительности в их

общественное достояние”, которую К.Маркс относит и к коммунистической

формации.

Всякое системное образование нуждается в механизме обратной связи,

эту функцию в нравственности выполняет процедура моральной оценки и

самооценки, которая приобретает в функционировании стандартизованный

характер. Множественность применяемых в качестве средства оценки понятий

создает первоначально картину хаоса и произвола в моральных оценках. В то

же время возникает проблема соотнесения оценок, принадлежащих различным

системам нравственности.

Представляя собой качественную смену структур, история нравственности

тем не менее выступает как непрерывный, единый процесс. И на каждом

историческом этапе процедура моральной оценки осуществляется с помощью

обобщенного понятия, на которое опираются ситуативные критерии — с помощью

понятий добра и зла. Этика не располагает содержательным определением добра

и зла, и дело тут не в беспомощности теории, а в самом процессе этого

предельно широкого понятия. Не случайно в “Словаре по этике” подчеркивается

фактическое совпадение содержания понятий добра и зла с нравственным и

безнравственным, указывается, что они служат для разграничения

положительного и отрицательного в явлениях социальной действительности, в

мотивах и поступках людей. О.Н.Крутова верно замечает, что “для

характеристики работающей морали более значим вопрос не о “субординации”

этих категорий, а об их “координации” — иными словами, о принципах их

постоянного и непременного взаимодействия.” [62, с18]. Предложенный вариант

“координации” основных понятий морального сознания позволяет устранить ряд

противоречий в этическом просвещении, в теоретическом отношении. Он может

быть использован как методологическая предпосылка исследования нравственной

практики, то есть морали, взятой в единстве должного и сущего.

1.4. Ощибки неиспользования принципа системности или неправильного

использования. Метафизические интерпретации системного подхода.

Системный подход получил особое звучание в последние десятилетия.

Азарт энтузиастов этого направления, сыгравших немалую роль в углублении

понимания сущности систем и эвристической роли системного подхода,

выразился однако, и в том, что этот подход абсолютизировался и иной раз

толковался как особое и новое глобальное направление научной мысли вопреки

тому факту, что истоки его содержались ещё в античной диалектике целого и

его частей. Принцип системности - исконная черта диалектического метода.

Метафизическая абсолютизация системного метода развивалась по такой

схеме. Первым вариантом явился тезисо «десубстанциализации» мира

(разновидность махизма с его тезисом о том, что «материя исчезла») и

соответственно о выдвижении на первый план структурных моментов бытия без

их конкретного материального носителя. Этот тезис основывается на той идее,

что раз стабильным моментом в процессе изменения системы является не сама

имеющая материальный носитель система, а её структура, то в основе мира

лежит десубстанциализированная структура как чистое отношение.

Однако конкретное развитие частных наук, применяющих системный

подход, опровергло эту идею. Например, известный в лингвистике тезис «язык

- это система чистых отношений», провозглашённый в начале века, привёл лишь

к излишней математизации языка, а в конечном счёте к превращению

лингвистики как науки в систему логических построений, в которой добытое

этой наукой новое знание представляло собой, по существу, не новое знание о

языке, а уточнение и углубление логических операций мышления. Но как только

перед лингвистами встала необходимость создания искуственныхязыков для

общения с ЭВМ, математические выкладки сразу же потеряли свою

определённость, и лингвистика опять обратилась к живой плоти языка, к её

звуковой материи.

Таким образом, структура, взятая вне субстанциального наполнения, как

вещественного,так и энергетического свойства, представляет собой не

самостоятельно существующий объект, но логическое понятие.

Вторым вариантом, явившимся определённой детализацией первого, стала

философия структурализма, в которой выдвигался новый тезис о статистических

и неизменяемых, то есть фактически априорно заданных, структурных схемах,

особенно в мышлении. В основе культурной эволюции лежит с точки зрения этой

концепции некий «фундаментальный шифр», состоящий из неизменного набора

структурных архетипов (кодов, элементов), прояляющихся в действительности в

самой разнообразной форме, но лишённой какого бы то ни было развития.

Помимо частичного возрождения кантовского априоризма и привкуса метафизики

в этой концепции философского структурализма отчётливо прослеживается и

идеалистическая тенденция, так как априорные структуры здесь заменяют собой

идеальное первонвчало мира, а идея развития подменяется идеей

«воспроизводства архитипических структур». Но, как известно, источником

развития, появления новых форм, в том числе и новых структур, является

материальное взаимодействие и обоюдная обусловленность конкретных явлений,

которые для осуществления этого взаимодействия должны иметь материальную -

вещественную или энергетическую оформленность. Чистые структуры не

взаимодействуют между собой, у них нет для этого «точки опоры».

Общим для рассмотренных вариантов метафизической абсолютизации

системного подхода является отказ от принципа причинной детерминации и

возведение системных корреляций, лишённых к тому же материальной

воплощённости, в ранг фундаментального, базисного свойства бытия. Для

диалектического же материализма системный подход является наряду с

принципом причинности лишь одной из составныхчастей его методологии. С

точки зрения диалектики стабильность структуры не противопоставляется её

развитию, не исключается из динамики, а органично входит в неё.

Структура при этом мыслится не как заранее данная для материального

становления цепь (телеология -является ещё одним следствием, ввытекающим из

философии структурализма), но как результат самого материального

становления. Без материи структура лишается атрибута развития и преврвщаетс

в чисто логический конструкт.

Итак, системный подход уточняет ту сторону принципов всеобщей связи и

развития, которая не исчерпывается причинным подходом. Оба эти подхода в

совокупности составляют содержание философского детерминизма в его

расширенном понимании, то есть в объединенииразличных форм обусловленности

явлений, которая (обусловленность), в сою очередь лежит в основе процесса

развития.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты