Бюджетный федерализм

[20,. ст. 10].

Вообще развитие договорных начал в регулировании отношений центра и

регионов могло бы привести к относительной конфедератизации России. В

договорах о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенных в

1994-1995 годах осуществлялось перераспределение и предметов ведения

Российской Федерации и предметов совместного ведения Федерации и ее

субъектов. Однако затем возобладало представление о верховенстве

конституционных норм и недопустимости отхода в двухсторонних договорах от

предусмотренной им вариантов разграничения.

Федеративным Договором, разграничиваются полномочия федеральных

органов власти и органов государственной власти конкретного субъекта

Российской Федерации. При этом договор не может устанавливать, либо

изменить конституционный статус субъектов Российской Федерации и в договоре

не допускается изъятие или перераспределение предметов ведения Российской

Федерации и ее субъектов, установленное статьями 71 и 72 Конституции

Российской Федерации. Одновременно указывалось, что в договоре могли

определяться предметы совместного ведения, обусловленные географическими,

экономическими, социальными, национальными особенностями конкретного

субъекта РФ. Очевидно, здесь имелось в виду пополнение перечня предметов

совместного ведения за счет исключительной компетенции субъекта Федерации.

Содержательную основную часть договоров должны были составить соглашения о

разграничении полномочий по конкретным предметам ведения установленным в

статье 72 Конституции и перечисленным в договоре [3, ст.116] .

Первые внутрифедеральные договоры с областями –с Калининградской и

Свердловской – были одновременно последними «индивидуальными» договорами.

Если Договор с Калининградской областью, по сути, дополнял Федеративный

Закон от 22 января 1996 года «Об особой экономической зоне в

Калининградской области», то Договор со Свердловской областью являлся

своеобразной компенсацией Конституции, так и не созданной Уральской

республики - в нем был установлен перечень предметов ведения. Все

последующие договоры суть «шаблонные».

Отличительной особенностью Договоров 1996 года, являлось отсутствие

прямых противоречий с Конституцией Российской Федерации. Если договорами

1994-1995 годов ст.71-72 Конституции Российской Федерации откровенно

переписывались в нужном ключе, то договоры 1996 года, в основном, только

дополняли и конкретизировали статью 72. В то же время имели место косвенной

ревизии конституционных положений.

Договоры, подписанные в 1997 году ввиду практически полной идентичности

содержания и структуры, можно назвать «договорами-клонами». Дополнение и

конкретизация конституционных норм, а в ряде случаев и их ревизия,

осуществлялись по единой модели («модифицированная» версия Договора со

Свердловской областью).

В 1998 году были заключены договоры о разграничении предметов ведения и

полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и

органами государственной власти города федерального значения Москва.

Заключение договора о разграничении предметов ведения и полномочий с

городом федерального значения Москвой было недопустимо. В статье 6 Устава

города Москвы содержится положение, достойное того, чтобы его

процитировать: «На основании статьи 66 Конституции Российской Федерации, в

соответствии с определенным статьей 65 Конституции Российской Федерации

статусом города Москвы как города Российской Федерации и как субъекта

Российской Федерации, во исполнение требований статей 11, 32 и 131

Конституции Российской Федерации и настоящим Уставом устанавливается

двойной статус представительного и исполнительного органов власти города

Москвы - правовое положение, согласно которому эти органы одновременно

являются органами городского (местного) самоуправления и органами

государственной власти субъекта Российской Федерации и обладают всеми

законодательно установленными полномочиями указанных органов». Насколько

эта правовая конструкция соответствует Конституции РФ (ст. 12) и

Федеральному закону от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации», как

представляется, должен решить Конституционный Суд РФ (если будет

инициирован соответствующий запрос).

Что до Договора, то, во-первых, он фактически создает прецедент

разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и

муниципальным образованием, что не предусмотрено Конституцией. Во-вторых, в

самом Уставе города Москвы отсутствует разграничение компетенции ее

властных органов на компетенцию органов государственной власти и органов

местного самоуправления. Это затрудняет разграничение полномочий властных

органов города Москвы по конституционным и договорным предметам ведения.

Кроме того, что касается специфики города Москвы как столицы Российской

Федерации, то Конституцией РФ предусмотрено принятие специального

федерального закона (ч.2 ст. 70). И такой закон есть - Закон РФ от 15

апреля 1993 г. №4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации».

Положение закрепило, что договор о разграничении предметов ведения и

полномочий не может устанавливать или изменять статус субъекта РФ, изымать

или перераспределять конституционные предметы ведения Российской Федерации

и предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, но

может определять предметы совместного ведения, обусловленные

географическими, экономическими, социальными, национальными и иными

особенностями конкретного субъекта (абзацы четвертый, пятый, восьмой п.4).

Следовательно, признано допустимым договорное дополнение и конкретизация

конституционного перечня предметов совместного ведения. Но с учетом

региональной специфики.

Договоры 1998 года, как и все прочие, содержат ссылки на некие

географические, природные, экономические, социальные, национально-

культурные и иные особенности соответствующих субъектов РФ,

предопределяющие предметы совместного ведения органов государственной

власти Российской Федерации и органов государственной власти

соответствующих субъектов( преамбула и статья 2 договоров с Республикой

Марий – Эл, Амурской, Воронежской, Ивановской, Костромской областями и с

городом Москвой). И действительно - определенную часть договорных перечней

составляют конкретные «специфические» предметы ведения. К примеру, в

Договоре с Амурской областью- социально-экономическое развитие территории

области, приравненных к районам Крайнего Севера(п. «д» ст.2) Но, помимо

«специфических» предметов совместного ведения, в договорные перечни

включены предметы совместного ведения, по сути, «универсальные», актуальные

для всех субъектов Федерации, не связанные с какой-либо региональной

спецификой. Разумеется, все «универсальные» предметы ведения считаются

«специфическими». Ведь признать, что эти положения носят универсальный

характер, а отнюдь не обусловлены спецификой соответствующих субъектов, -

означает признать, что договоры составлены с серьезным нарушением

требований Положения.

Договоры устанавливают перечни полномочий органов государственной

власти РФ и органов государственной власти субъектов Федерации по предметам

совместного ведения.

Конституция РФ не предусматривает заключения соглашений о разграничении

полномочий органов исполнительной власти, но это предусматривает Положение.

Последние определяет соглашения о разграничении предметов ведения и

полномочий. В текстах договоров эта норма воспроизводиться, но дополняется

оговорками о том, что соглашения могут быть заключены как одновременно с

подписанием договоров, так и в любое время после их вступления в силу.

Из Положения также вытекает, что предметом соглашений о разграничении

полномочий по договорным предметам совместного ведения Российской Федерации

и субъектов Российской Федерации, названным в договорах. Однако во всех

договорах 1998 года фиксируется, что полномочия органов исполнительной

власти Российской Федерации и соответствующих субъектах Российской

Федерации по конкретным предметам совместного ведения, установленным

Конституцией РФ и перечисленным в соответствующих договорах, определяется

соглашениями, «если иное не установлено федеральным законодательством».

По сути, речь идет о параллельном договорном регулировании по предметам

совместного ведения, о порядке, альтернативном (и противоречащем)

предусмотренному законодательству.

Наделение полномочиями. Одним из видов соглашений о делегировании

полномочий, прописанным в договорах, следует считать соглашения между

органами исполнительной власти Российской Федерации и соответствующих

субъектов Российской Федерации о на делении органов исполнительной власти

соответствующих субъектов Российской Федерации полномочиями территориальных

подразделений федеральных органов исполнительной власти (ст. 11 Договора с

Республикой Марий Эл. ст. 1 0 Договоров с Амурской, Воронежской,

Ивановской, Костромской областями, ст. 12 Договора с городом Москвой).

При этом во многих договорах в перечнях предметов совместного ведения

органов государственной власти Российской Федерации и соответствующих

субъектов Российской Федерации отдельными положениями прописываются

«согласованная кадровая политика» или «проведение согласованной кадровой

политики». Как правило, идет речь о назначении (и освобождении от

должности) руководителей федеральных предприятий, организаций, учреждений.

Но в отдельных договорах в перечнях полномочий органов государственной

власти Российской Федерации зафиксировано согласование с органами

государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации

кандидатур руководителей территориальных подразделений федеральных органов

исполнительной власти (п."ж" ст.4 Договора с Воронежской областью, ст.8

Договора городом Москвой).

Однако согласование кандидатур руководителей территориальных

органов федеральных органов исполнительной ' власти с органами

государственной власти субъектов Российской Федерации признано

противоречащим Конституции РФ (ч.1 ст.78) Постановлением Конституционного

Суда РФ от 1 февраля 1996 г. №3-П подолу о проверке конституционности ряда

положений Устава - Основного Закона Читинской области.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты