ресурсов.
Справедливо утверждается, что большие объемы валюты есть на руках у
населения (по некоторым оценкам, около 50 млрд. долл.). На основании этого
делается вывод, что проблема с ликвидностью в экономике не так остра.
Отметим, однако, что, во-первых, большая часть этой валюты
используется как средство накопления и не поступает в деловой оборот. Во-
вторых, валюта, которая все-таки направляется на платежи, обслуживает, как
правило, теневую экономику, не учитываемую официальной статистикой, и в
официальном ВВП не происходит увеличения ресурсов. И, наконец, в-третьих,
если валюта направляется на обслуживание некоторых операций официального
ВВП, то при этом речь идет об операциях, учитываемая стоимость которых
занижена (недвижимость и т.д.).
При этом очевидно, что часть операций, которая должна обслуживаться
рублями, обслуживается валютой, сужая тем самым сферу действия рубля.
Заслуживает также внимания и то обстоятельство, что те же американцы
признают свою заинтересованность в долларизации других стран, поскольку
такая ситуация (среди прочего) означает предоставление беспроцентного
кредита самим Соединенным Штатам. Они даже готовы рассмотреть возможность
компенсации странам - "кредиторам" части стоимости такого кредита, чтобы
еще больше простимулировать этот процесс (уже подготовлены соответствующие
законодательные документы, предусматривающие подобную компенсацию).
В интересах России было бы максимально расширить, сферу обращения
рубля, а что касается валюты - заставить ее работать на те цели, которые
предполагают внешнее финансирование, а не на обслуживание внутреннего
оборота.
4.1 Ориентир – спрос
В современных условиях центр тяжести при проведении денежно-кредитной
политики и привлечении дополнительных ресурсов переместился в развитых
странах с объема имеющихся золотовалютных резервов на денежный спрос,
формирующийся реальными операциями в экономике, для осуществления которых
требуются деньги, а также на создание условий для удержания ресурсов на
соответствующих сегментах рынка.
В этой связи реальные операции, которые обслуживаются суррогатами или
валютой в России, - это неиспользованный потенциал для расширения
капитальной базы и одна из форм опосредованного обеспечения национальной
валюты.
При этом пополнение ликвидности в экономике должно осуществляться в
первую очередь на внутренней основе, с использованием возможностей ЦБ, как
это происходит во многих ведущих странах (так, объемы государственных
казначейских обязательств, находящихся на балансе Федеральной резервной
системы США - т.е., по сути, накопленная эмиссия, - составляли к концу 1990-
х гг. около 500 млрд. долл.). И вопрос состоит в том, какие механизмы
следовало бы использовать, для того чтобы обеспечить поступление этих
ресурсов в реальную экономику и их удержание там, минимизировав при этом
негативные последствия для наиболее чувствительных сегментов, таких, в
частности, как валютный рынок.
При этом также есть большой международный опыт и уже накапливающийся
российский опыт подходов к данному вопросу. В тех же Соединенных Штатах и
Японии до сих пор действуют законы, которые стимулируют финансовые компании
и банки к участию в различных целевых программах, поощряют инвестиции в
регионы с отстающими темпами роста. Применяются рычаги, способствующие
удешевлению инвестиционных ресурсов.
Естественно, следует вести речь о комплексном подходе, создающем
благоприятные предпосылки на всех этапах движения финансовых средств - от
первоначального привлечения ресурсов до их конечною инвестирования. Так,
начинать следует с набора мер по удешевлению формируемой ресурсной базы.
Стимулами и для вкладчиков, и для банков могут быть более низкие ставки
налогообложения по начисляемым процентам в случае размещения средств на
длительные сроки. Эти меры могут сочетаться с более низкой нормой
резервирования по "длинным" ресурсам, что дает возможность устанавливать по
таким вкладам и более высокие проценты, повышая их привлекательность. То же
самое касается и последующих этапов движения ресурсов. Для предотвращения
возврата рублей на валютный рынок и его разбалансировки также существует
много рычагов.
В целом монетизацию российской экономики и предшествующие ей
мероприятия целесообразно осуществлять в увязке с нормализацией денежного
оборота и структуры денежной массы (особого внимания при этом заслуживает
практика переучета векселей) с политикой валютного контроля. В более
долгосрочном плане необходимо рассматривать монетизацию как системную
проблему во взаимосвязи с приоритетами промышленной политики.
Таким образом, с учетом тех подходов, которые используются в других
странах, и принимая во внимание специфику нынешней ситуации в российской
экономике, можно говорить о возможности увеличения ее ресурсной базы на
основе внутренних рычагов при минимизации негативных последствий. Это будет
способствовать устранению препятствий для экономического роста, которые
создаются перекосами в денежно-кредитной сфере, а также в целом уменьшит
зависимость от конъюнктуры мировых финансовых рынков.
4.2 Введение Евро – новый аспект мирового денежного оборота
Введение 1 января 1999 года евровалюты открыло новую страницу в
практике денежного оборота. В 1999-2002 годах банки и другие финансовые
институты Европы переходят на пользование безналичным евро. При этом
платежные операции будут осуществляться с помощью национальных валют стран
- членов экономического валютного союза (ЭВС). С 1 января 2002 года
появляются в обращении банкноты и монеты евро. Национальные денежные
единицы начнут изыматься из обращения.
1 июля 2002 года евро станет единственной денежной единицей для
Европы.
С началом действия Европейского валютного союза ускорится не только
политический интеграционный процесс на Старом континенте, фундаментальным
изменениям будут подвергнуты также экономическая позиция и роль Европы в
мире. Появление огромного единого валютного пространства окажет
значительное воздействие и на страны Восточной Европы. А учитывая, что
между Европейским союзом и Россией существуют прочные торговые и финансовые
связи, российским банкам, предприятиям, частным инвесторам полезно хорошо
подготовиться к ожидаемым преобразованиям.
Европейский валютный союз устранит границы для денежного обращения и
вместо множества национальных валют появится единая денежная единица -
евро. Впервые страны-участницы должны будут соединить такие основные
экономические элементы, как денежная политика, денежный оборот и т.д.
Будущий Европейский центральный банк и национальные центральные банки
объединятся и преобразуются в Систему центральных банков Европы, главнейшей
целью которой будет сохранение и поддержание стабильности денежной единицы.
Европа находится на пути к становлению валютного союза уже в течение
длительного времени. Первый этап этого процесса начался в 1990 году, с
момента либерализации оборота капиталов. Пройден и второй этап становления,
когда в 1994 году во Франкфурте-на-Майне был основан Европейский валютный
институт - предшественник Европейского центрального банка. В соответствии с
договором, подписанным в Маастрихте, третий и последний этап становления
валютного союза начался 1 января 1999 года.
Сегодня национальные центральные банки участвующих стран снимают с
себя ответственность за денежную политику и базовую процентную ставку и
возлагают ее на Европейский центральный банк. Для тех стран, которые не
сразу вступят в Европейский валютный союз, будет создан Союз обменных
курсов (ЕВС 2), который явится мостиком к более позднему их членству в ЕВС.
С момента создания валютного союза в 1999 году начался переходный
период, который может продлиться до трех лет. В начале этого этапа денежные
институты переведут на евро, к примеру, все свои операции с Европейским
центральным банком, далее - в зависимости от страны - будут переведены на
евро межбанковский платежный оборот, а также сделки с ценными бумагами.
Таким образом, безналичные деньги уже достаточно рано перейдут в евро.
Евробанкноты и монеты появятся в обращение уже к началу 2002 года. Переход
всех прочих секторов должен завершиться не позднее 1 июля 2002 года.
В соответствии с договором, подписанным в Маастрихте, основными
требованиями для участия в Европейском валютном союзе являются наличие
низких темпов инфляции, стабильных курсов обмена валют, сравнительно низких
процентных ставок, а также приемлемой государственной задолженности, т.е.
чтобы дефицит бюджета не превышал 3%, а общий долг составлял максимально
60% от совокупной экономической производительности страны (валовой
внутренний продукт). По состоянию на сегодняшний день шансами для членства
в Европейском валютном союзе с самого начала наряду с Францией и Германией
обладают страны Бенилюкса, Австрия, Ирландия, Финляндия, а также при
известных обстоятельствах - Португалия и Испания.
Валютный союз создает второй по величине финансовый рынок в мире,
который будет предлагать более широкие возможности вложений и
финансирования, чем сегодняшние разрозненные валютные рынки. Географическая
заграница превращается для стран-участников практически во внутренний
финансовый рынок. С начала деятельности Европейского валютного союза в 1999
году следует рассчитывать на переход биржевых курсов на евровалюту. Для
отдельных рынков ценных бумаг будет характерна большая конкурентная борьба
и прозрачность, что принесет выгоду и восточноевропейским странам за счет
более благоприятных условий финансирования. В операциях с акциями
становится шире выбор ценных бумаг без риска изменения курсов валют.
Европейский валютный союз способствует и появлению большого рынка
еврозаймов. Исчезнет разница в процентных ставках, которая основывается на
ожиданиях изменения курсов. Различия в курсах и процентных ставках будут
зависеть только от доверия к заемщикам, ликвидности рынка и наличия
деривативных гарантий, а также различий в налогообложении. Займы в экю
будут пересчитаны в евровалюту в пропорции один к одному. Инвестиционные
фонды получат выгоду от ожидаемого оживления на рынках ценных бумаг.
Российские эмитенты также активно осваивают международные рынки капиталов.
Инвесторы со всего мира будут, по всей видимости, повышать долю
евровалюты в своих портфелях ценных бумаг, если рынки капиталов будут
развиваться в сторону трехполярного мира с американскими долларами, иенами
и евровалютой. Впрочем, пока не известно, сможет ли евровалюта показать в
условиях глобальных рынков более стабильный курс, например, по отношению к
американскому доллару и иене, чем до сих пор немецкая марка. Многое зависит
при этом от соответствующей ориентации на стабильность и готовности к
сотрудничеству США, Европы и Японии.
Европейский валютный союз представляет собой логичное и естественное
дополнение внутреннего европейского рынка. Общая валюта повышает
эффективность ценообразования и укрепляет тем самым конкурентоспособность,
ускоряет рост. В валютном союзе исключаются риски изменения курсов валют-
участниц и, тем самым, связанные с этим операционные расходы и расходы на
хеджирование. Это ведет к большей надежности планирования торговли и
долгосрочных инвестиций, а также к снижению расходов экономики и
потребителей.
С другой стороны, предприятия столкнутся как со стратегическими, так и
с техническими требованиями перехода на евро. Обостренная конкуренция в ЕВС
может ощутимо изменить микроклимат рынка для отдельного предприятия, что
приведет к необходимости перепроверки поставщиков и мест расположения
производства.
И в России будет отмечаться влияние валютного союза, поскольку на
страны Европейского союза в общей сложности приходится 60 процентов
российской внешней торговли. Не в последнюю очередь за счет нынешнего
многообразия европейских валют доллар США сегодня является доминирующей
валютой в торговле со странами Европейского союза. Для европейских торговых
партнеров российских предприятий это, однако, подразумевает более высокие
риски и расходы, которые учитываются при ценообразовании и могут затем
перекладываться на российских импортеров. Благодаря Европейскому валютному
союзу российским предприятиям будет выгоднее вести расчеты в евро.
Банки - в качестве решающей составляющей в операциях с Европой -
должны не только создать условия для технического осуществления финансовых
операций, но и подготовить своих клиентов, предоставляя им обширные и
квалифицированные консультационные услуги.
В государствах Европейского союза подготовка к введению единой валюты
идет уже многие годы, но и сейчас, когда казалось бы решены все
принципиальные вопросы, острые дебаты вокруг евро отнюдь не стихли.
Однако вероятные достоинства евро, в том числе для России, вовсе не
снимают возникающие у нее вопросы.
Прежде всего предстоит произвести пересчет всех российских активов и
пассивов в Европе (долги, контрактные обязательства, оценка недвижимости,
ценные бумаги и др.). Понятно, что это огромная работа.
Одним из первых встает вопрос о гарантиях интересов наших экспортеров,
у которых контракты со странами ЕС во ряде случаев заключены в долларах
США. Если евро, к примеру, очень быстро потеснит доллар, то потери не
исключены.
В целом ряде двусторонних операций встанет вопрос о потерях при обмене
на курсовой разнице. Необходимо определить, кто и как будет нести валютные
риски.
Заключение
Денежное обращение в России функционирует и нелегких условиях,
характеризуемых определенным продолжением кризисных процессов и экономике и
банковской системе, деформацией платежной системы страны. Сохраняются
неплатежи, широко при меняется бартер, иностранная валюта - в основном
доллар США - используется для накопления, сбережения, а также обслуживает
очень значительную часть криминальной и теневой деятельности, применяются
денежные суррогаты.
Естественно, развитие платежной системы России невозможно только за
счет улучшения дел в области наличного обращения. Значительная составляющая
в сравнении с другими странами наличных денег в составе денежной массы -
явление вынужденное. Внедрение в практику современныx методов и
инструментов безналичных расчетов остается одной из главных задач в работе
Банка России. Эта задача может быть решена только в контексте обшей
политики оздоровления экономики России экономики на основе тесного
взаимодействия Банка Poccии к с Правительством и другими государственными
органами при согласовании и проведении единой денежно-кредитной политики.
На данном этапе основные усилия следует направить на вытеснение из
хозяйственного оборота бартера и суррогатов денег, создать условия для
нормализации расчетов между субъектами рынка, причем инициативу в этом
вопросе, ввиду ясно понимаемой экономической выгоды, должны проявить и сами
хозяйствующие субъекты. •
Библиографический список
1. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. – М.: Информац.-внедренч. центр
«Маркетинг», 1999. – 492 с.
2. Деньги, кредит, банки. / Под ред. О.И. Лаврушиной. – М.: Финансы и
статистика, 2000. – 376 с.
3. Долан Э.Дж., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл Р.Дж. Деньги, банковское дело и
денежно-кредитная политика. – М.: Профико, 1991. – 578 с.
4. Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,
1995. – 502 с.
5. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкая. Банковское дело. – М., Финансы и
статистика, 1999. – 344 с.
6. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебное пособие. –
М.: Финансы и статистика, 2000. – 368 с.
7. Финансы. Денежное обращение. Кредит. / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И.
Архипова. – М.: Проспект, 2000. – 496 с.
8. Косой А.М. Денежная эмиссия: сущность, свойства и оптимальность. //
Деньги и кредит. – 2001. - № 5. С. 35-45.
9. Намозов О. О причинах денежного дефицита в переходной экономике. //
Деньги и кредит. – 2000. - № 6. – С. 41-46.
10. Юров А.В. Наличные деньги в эпоху развития электронных технологий. //
Деньги и кредит. – 2001. - № 10. – С. 7-12.
11. Юров А.В. Наличные деньги, их место в современной России. // Деньги и
кредит. – 2000. - № 5. – С. 14-19.
-----------------------
[1] См. Долан Э. Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная
политика. М., 1991. С. 16.
[2] Россия в цифрах: краткий статистический сборник. М., 1998. С. 300.
[3] См. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М., 2000.
С. 16.
[4] Цит. по: Косой А.М. Денежная эмиссия: сущность, свойства и
оптимальность. // Деньги и кредит, 2001/5. С. 41.