Электронные деньги

критиковать и издеваться, но сие есть факт массовой психологии конца ХХ

века.

Ясно, что с такой психологией будущего у Человечества просто не существует.

Не может Земля обеспечить западный уровень потребления всему

многомиллиардному Человечеству. Таких ресурсов у нее просто нет.

Нужна смена психологии. Но не просто смена парадигм сознания, но и

изменение самого типа производства.

Сначала о смене парадигм сознания.

В основе всей человеческой психологии лежит стремление выделиться,

отличиться от других. Это естественное свойство человека, отличающее его от

животных, в том числе и от коллективных, например, пчел. Впрочем, у высших

стадных животных уже имеется в зародыше этот инстинкт - стремление стать

главой стада, прайда и т.д.

Но у человека стремление к индивидуализации стало одним из главных

жизненных стимулов. Именно благодаря этому Человек и смог создать свою

цивилизацию, именно поэтому существует самое "Всемирная История".

Социализм пытался ввести это стремление Человека к выделению в некие

формализованные рамки. Поощрялось только "выделение" через деятельность в

сфере официальной работы или службы. Остальные пути были закрыты или

чрезвычайно осложнены. И это создавало "духоту" социализма. Честолюбивым и

талантливым людям просто нечем было дышать, они уходили в "андеграунд".

Лишившись поддержки наиболее талантливой и амбициозной (пассионарной) части

общества, социализм оказался, в конце концов, настолько ослабленным, что

пал в фантастически короткие сроки.

На Западе, в обществе потребления, человек пытается выделиться, прежде

всего, своим потреблением. Работа на Западе есть не смысл жизни, а лишь

источник потребления. И стремление к карьере определяется тем, что

появляется возможность больше потреблять.

Причем потребляется в этом обществе на 99.9 процентов созданное другими, в

рамках рыночного экономического процесса. Именно это и приводит к

расточительности общества.

Объем вещей у среднего западного человека просто умопомрачителен, если

рассматривать это с точки здравого смысла. Сотни предметов одежды, Десятки

предметов косметики, парфюмерии и гигиены, сотни предметов обстановки на

кухне, одна или даже две автомашины на семью.

Причем все это создано кем-то другим, индустриальным образом в

невообразимом разнообразии.

Эта система создает самораскручивающуюся спираль потребления, не могущая

остановиться,

Приведем один пример.

Значительное число людей хочет выделиться в одежде.

Материалом, покроем, фасоном выделиться невозможно, ибо индустрия мгновенно

тиражирует все. Тогда для того, чтобы выделиться в одежде состоятельные

люди начали покупать самую обычную одежду в отдельных магазинах или у

производителей (у Версаччи, Кардена и пр.) по бешеным ценам, отсекая от

этой "этикетки" массы других менее обеспеченных. Продавая товары по таким

ценам, естественно, эти фирмы стараются дать и хорошее качество, платят

бешеные цены своим модельерам дают рекламу и т.д. Таким образом, не в

"гениальности" Кардена и высоком качестве его предметов туалета дело, а в

высоких ценах, которые кое-кто готов платить только для того, чтобы

выделиться одеждой из массы других, когда других путей нет. На Западе

хорошо (модно) одетый человек - это просто дорого одетый, одетый от "фирм".

В моде быть одетым во все новое, "с иголочки".

А теперь представим себе, что мода коренным образом изменилась. Что одежда,

купленная в магазине, уже просто не модна. А в моде самоделки. В моде все,

что сделано собственными руками. Либо руками жены, знакомого надомного

мастера и т.д. В моде то, чего уж точно нет ни у кого. Представим, что в

моде старина. Девушка, одетая в платье своей бабушки, вызывает острую

зависть у своих сверстниц. В моде не покупать, а делать самому. Или

использовать старое.

Такое изменение потребительской психологии резко меняет все. Фактически,

исчезают дорогие магазины готовых товаров, ибо готовое - немодно. Исчезает

дух накопления вещей, ибо чем старее вещь, тем она моднее. Исчезает

громадное количество вещей, ибо своими руками можно сделать все-таки не

очень много, а если что-то и делается, то оно становится человеку дорогим,

с ним не так-то легко расстаться. Это не то, что выбросить купленное.

Выделиться человек стремится через свои руки, свою изобретательность, через

работу "на себя".

В результате мы возвращаемся к временам патриархального хозяйства, когда

каждый обеспечивал сам себя, но уже на новом уровне. Если ранее человек

брал сырье у Природы и доводил его до потребительского состояния, то теперь

он берет уже не сырье, а полуфабрикаты у индустрии и доводит его до

потребительского уровня.

Но индустриальное производство полуфабрикатов в нынешних условиях

чрезвычайно высокопроизводительно и дешево. Это поточное (конвейерное

производство), ибо номенклатура полуфабрикатов много меньше, чем

номенклатура готовых изделий. Сравните, сколько существует расцветок тканей

и фасонов одежды и сколько существует самих видов тканей. Цифры просто

несопоставимые.

Таким образом, создается новая производственная технология. Индустрия,

прежде всего, поставляет полуфабрикаты, из которых каждый сам либо в семье,

производит готовые продукты. И современная технология позволяет осуществить

это. Созданы различные станки и приспособления для ручной работы, имеется

уже много книг и спецлитературы под рубрикой "Сделай сам" - наиболее

известный пример - журналы "Бурда Моден". У многих на Западе имеются

собственные домашние мастерские. Существуют и специальные ателье, в которых

вы можете, оснащенные соответствующей техникой и консультантами, в которых

вы можете сами сшить себе платье, собрать себе телевизор или компьютер из

комплектующих и т.д. Можно даже представить себе в будущем даже ателье, в

которых человек сможет сам собрать себе автомобиль из отдельных узлов.

Например, он заказывает заранее в мастерской тип двигателя, кузов и другие

агрегаты, а затем приходит в мастерскую и на специальном стенде под

консультацией и проверкой специалистов сам собирает себе автомобиль, сам

его раскрашивает, сам устанавливает на него "прибамбасы" и т.д. Такой

автомобиль будет в несколько раз дешевле заводского. Да а и беречь его

хозяин будет ох как долго, ухаживать за ним будет лучше и сам, потому что

он же его знает до самого последнего винтика.

И мы получаем "богатое" общество, но со значительно меньшим уровнем

потребления.

Фактически, создается новый тип технотронного общества - индивидуально-

индустриальное общество. В нем совмещено индивидуальное производство

доиндустриального общества с индустриальным (конвейерным, рыночным) типом

производства индустриального.

А сейчас отметим, что указанный процесс действительно идет, на Западе он

получил название "демассофикации". Первый вызов массовому потреблению

бросили хиппи. Но они сделали его слишком рано. И тем ни менее, их

воздействие на общество продолжается. И потому мы скажем, что в эпоху

электронных денег именно "хиповая" идеология станет стилем жизни масс.

Именно она позволит обеспечить более высокое качество жизни при экономном

отношении к земным ресурсам.

Электронные деньги - новое воспитание

Для того чтобы человек смог войти в индивидуально-индустриальное общество,

его необходимо готовить с самых малых лет. Задача школы теперь состоит не в

том, чтобы подготовить "знающего", а "умеющего". В школе необходимо будет

перестроить образовательный процесс с упора на знание, на умение. Ребенка в

школе необходимо обучить работе с различными приборами, устройствами,

научить готовить пищу и работать в поле, шить и столярничать, собирать

радиоприемники и отремонтировать телевизор, ухаживать за кошкой и кроликом,

подстригать лужайку и работать на компьютере. Ясно, что всему обучить

невозможно, У разных детей будут разные склонности. И необходимо

разнообразие возможностей для школьника обучиться тому или иному умению.

Знание станет как бы идти вслед за умением, Ибо естественно, чтобы

отремонтировать телевизор необходимо соответствующее знание, чтобы

столярничать необходимо иное знание. Но оно должно стать не самоцелью, а

прежде всего способствовать его умению. Естественно, некоторые базисные

знания - языка, истории, морали, искусства, норм общечеловеческого общения,

математики, компьютеринга и др. должны даваться всем. Но нет никакого

смысла давать ребенку, склонного к технике давать какие-то углубленные

знания по биологии или искусству. Образование диверсифицируется. Должна

возникнуть новая модель школы.

Для школы всегда важен образовательный идеал.

Во времена феодального общества таким идеалом был государь, господин. И

соответственно этому школа прошлого века была нацелена на воспитание

гуманитарных качеств господина.

В советское время образовательным идеалом был "академик". Т.е.

Высококвалифицированный специалист в узкой области деятельности. Поэтому и

школа была нацелена на знание.

Образовательным идеалом школы будущего должен стать "космонавт".

Действительно, космонавт это дилетант. Он должен уметь работать с самыми

различными приборами, уметь работать руками, выполнять массу рабочих

операций сам, ибо пригласить специалистов неоткуда, должен иметь хорошее

здоровье, должен быть высококонтактным человеком с высокими нравственными

качествами, чтобы в условиях длительного полета не обратить в ад жизнь

своих сотоварищей, Наконец, это должен быть мужественный человек, ибо

космос опасен. Именно космонавт и должен стать идеалом школьного

воспитания. Именно такое воспитание и подготовит молодежь к вступлению в

жизнь в индивидуально-индустриальном обществе.

Понимание будущего ХХI позволит преодолеть кризис, переживаемый российской

системой образования, ибо школа уже сейчас должна готовить граждан будущего

века.

Российская промышленность фактически, развалилась. Это есть развал

промышленности, конечным результатом которой должно быть производство

готового продукта сравнительно узкой номенклатуры. Фактически, именно в

советской промышленности и отразилась в наибольшей степени черты чисто

индустриального общества - громадные предприятия с однообразной готовой

продукцией.

Для того чтобы восстановить российскую индустрию: необходимо осознать ее

место в мировой индустриальной системе. А для этого также необходимо

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты