приоритетов, например, рекомендовать полное или частичное освобождение от
налогов прибыли банков, полученной от вложения средств в малый бизнес, а
также определить совместно с Центральным банком России порядок компенсации
коммерческим банкам льгот по целевым кредитам для предприятий малого
бизнеса.
Стимулировать коммерческие банки к посредничеству и предоставлению
кредитов малому бизнесу будет появление организации по переучету займов.[2]
Программы такого переучета привлекательны тем, что они приводят к росту
портфеля займов без излишней нагрузки на собственные ресурсы банков.
Внешним внебюджетным источником финансирования малого бизнеса, помимо
коммерческих банков, является частное или спонсорское финансирование. На
Западе нередко за малой фирмой стоит крупная частная корпорация,
заинтересованная в результатах работы тех или иных предприятий, например,
венчурных компаний, которые берут на себя риск конструкторской,
технологической и проектной разработки принципиально новых технологий,
опытного и промышленного их освоения.
Главный стимул венчурного инвестирования - прибыль от прироста стоимости
акций компании. Кредитор рассчитывает на то, что последняя, быстро
достигнув стадии серийного производства новой оригинальной продукции,
станет приносить повышенную прибыль. В этом случае финансист,
предоставивший кредит в обмен на акции новой фирмы, сможет с большой
выгодой реализовать свою долю ее ценных бумаг. Несмотря на то что многие
венчурные фирмы терпят неудачу (и соответственно средства, предоставленные
им, приходится списывать в убытки), прибыль, полученная от успешных
проектов, с лихвой оправдывает риск. Использование венчурного капитала пока
не получило широкого распространения в российской предпринимательской
практике, хотя отечественное законодательство предусматривает возможность
участия в инвестиционной деятельности как частных лиц, так и предприятий
различных организационно-правовых форм.
Еще одним внешним внебюджетным источником финансирования малых
предприятий может служить совместное инвестирование. Например, в ФРГ
банками и страховыми компаниями создаются специальные фирмы, участвующие в
капитале мелких и средних предприятий. Совместное инвестирование в нашей
стране возможно через договоры-подряды по финансированию какой-либо
разработки. В зависимости от характера выполняемых работ и достигнутых
между сторонами договоренностей финансирование производится путем частичной
предварительной оплаты (авансирования) или предоплаты.
Особый интерес представляет такой внешний источник финансирования, как
привлечение капиталов с помощью выпуска и размещения акций и иных ценных
бумаг при посредничестве инвестиционных институтов. Существенным
недостатком акционирования в качестве способа привлечения дополнительных
средств является возможность частичной или полной утраты финансируемым
предприятием-эмитентом самостоятельности.
Коммерческие банки могли бы организовывать сотрудничество между
отечественными финансово-промышленными группами и малым и средним бизнесом
с помощью контрактных, субподрядных, арендных отношений. Это позволило бы
соединить мобильность, гибкость, инициативу малого производства и мощь и
влияние крупных предприятий. В результате возрастет конкуренция в сфере
малого и среднего бизнеса за контракты с корпорациями.
Финансированию малого бизнеса могут содействовать кредитные программы и
многочисленные региональные, городские, целевые фонды. Поскольку
деятельность самих малых предприятий ориентирована главным образом на
местный рынок, многие финансовые вопросы необходимо решать с участием
местных органов власти. Последние должны определить основные направления
поддержки предпринимательства, разработать комплекс необходимых
мероприятий, изыскать материально-технические и финансовые ресурсы для их
реализации за счет региональных источников.
Согласно Федеральной программе государственной поддержки малого
предпринимательства в РФ на 1996-1997 гг. (утвержденной правительством РФ
18 декабря 1995 г.) и Закону РФ "О государственной поддержке малых
предприятий" от 14 июня 1995 г., доходы от деятельности Федерального фонда
поддержки малого предпринимательства, преобразованного из Фонда поддержки
предпринимательства и развития конкуренции и находящегося в ведении
Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого
предпринимательства (создан в соответствии с указом президента РФ от 6 июня
1995 г.), государственных и муниципальных фондов остаются в их
распоряжении, не подлежат налогообложению и направляются на реализацию
целей и задач, предусмотренных федеральным законом.
Большую роль в организации финансирования малого бизнеса в регионах
могли бы сыграть общества взаимного кредита и торгово-промышленные палаты,
выступающие в качестве гарантов кредита. Общество взаимного кредита -
объединение страховой организации и банка для финансирования малых
предприятий. Ему предоставляется право производить все краткосрочные
банковские операции, кроме выдачи целевых кредитов, прежде всего товарно-
комиссионные, учет и обеспечение векселей. Названные общественные структуры
должны также давать коммерческим банкам или городским фондам свои
рекомендации по кредитованию отдельных предприятий после соответствующей
проверки их финансового состояния. В этих случаях кредит может выдаваться
без залога.
Глава. 2. Финансовое планирование
2.1. Задачи и методы финансового планирования.
Финансовый план – является итоговым документом, для разработки
которого необходимо предварительно учесть и рассчитать все возможные
изменения в условиях деятельности малого предприятия, которые могут
произойти в планируемом периоде по сравнению с условиями базисного периода.
Для расчетов влияния этих изменений на финансовые показатели малого
предприятия существует несколько методов. Они различаются тем, какая
исходная база выбирается для финансового планирования.
Один из наиболее простых – метод, базирующийся на планируемом объеме
реализации.
От объема реализации зависит большинство показателей финансового
плана: прибыль, платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в
резервный и другие фонды предприятия и т.д.
Финансовый план можно рассматривать как задание по отдельным
показателям, а также как финансовый документ, обеспечивающий взаимоувязку
показателей развития малого предприятия с имеющимися ресурсами,
взаимодействие совокупной стоимостной оценки средств, участвующих в
воспроизводственном процессе, и используемого денежного капитала.
Задачи финансового планирования:
1. Обеспечение нормального воспроизводственного процесса необходимыми
источниками финансирования.
2. Соблюдение интереса акционеров и других инвесторов. Бизнес-план,
содержащий подробное финансовое обоснование инвестиционного проекта,
является для инвесторов основным документом, стимулирующим вложение
капитала.
3. Гарантия выполнения обязательств малого предприятия перед бюджетом и
внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами. Оптимальная для
малого предприятия структура капитала приносит максимальную прибыль и
обеспечивает платежи в бюджет на минимально необходимом уровне.
4. Выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного
использования прибыли и других доходов, включая и внереализационные.
5. Контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и
кредитоспособностью предприятия.
Стратегический финансовый план определяет важнейшие показатели,
пропорции и темпы расширенного воспроизводства; является главной формой
реализации целевых установок, стратегии инвестиций и предполагаемых
накоплений.
2.2. Оценка финансового состояния малого предприятия.
Оценка финансового состояния может быть выполнена с различной степенью
детализации, в зависимости от цели анализа, имеющейся информации и т.д.
Содержание и основная целевая установка финансового анализа - оценка
финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности
функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой
политики. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика
его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности,
кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала,
выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими
субъектами.
В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод
оценки и прогнозирования финансового состояния малого предприятия на основе
его бухгалтерской отчетности. Принято выделять два вида финансового анализа
- внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками
предприятия (финансовыми менеджерами). Внешний анализ проводится
аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия (например,
аудиторами).
Анализ финансового состояния малого предприятия преследует несколько
целей:
V определение финансового положения;
V выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном
разрезе;
V выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;
V прогноз основных тенденций финансового состояния.
Финансовое состояние малого предприятия характеризуется системой
показателей, отражающих наличие, размещение, использование финансовых
ресурсов предприятия и всю производственно-хозяйственную деятельность
предприятия.
Основной формой при анализе финансового состояния является баланс.
Согласно действующим нормативным документам баланс в настоящее время
составляется в оценке нетто (учет основных средств и МБП по остаточной
стоимости без учета износа). Итог баланса даёт ориентировочную оценку суммы
средств, находящихся в распоряжении предприятия. Исследовать структуру и
динамику финансового состояния предприятия удобно при помощи сравнительного
аналитического баланса.
Сравнительный аналитический баланс можно получить из исходного баланса
путём сложения однородных по своему составу и экономическому содержанию
статей баланса и дополнения его показателями структуры, динамики и
структурной динамики. Аналитический баланс охватывает много важных