Финансовая политика Франции

дирижизму 50-х годов. Франция снова доказала миру свое своеобразие, выбрав

второй путь тогда, когда все развитые страны выбрали первый.

В начале 80-х годов к власти пришло левое правительство, неспособное

принять либерализацию ни в теории, ни на практике. Оно решило добиться

подъема экономики через стимулирование спроса, что означало дальнейшее

"стягивание одеяла" с производителя. Данный подход дополнился попыткой

создания системы целенаправленного регулирования производства и

распределения на основе огосударствления кредита и зна-

чительной части крупного промышленного производства. С этой целью был

проведен ряд национализации, беспрецедентных для всего послевоенного

периода. Государству отошла 1/3 промышленности (27% оборота. 37%

инвестиций. 30% экспорта), два крупнейших финансовых холдинга, 36 крупных

банков, многие страховые компании. Одновременно вводились активный ценовой

и валютный контроль, высокий налог на крупные состояния.

Правительству удалось добиться финансового оздоровления и технической

модернизации огосу-дарствленных компаний благодаря огромным бюджетным

вливаниям. Но очередной вывод за рамки рынка столь существенной части

промышленности на этот раз оказался гораздо менее эффективным и

продолжительным, так как осуществлялся в совершенно иных внутренних и

внешних условиях. Разработчики экономического курса не учли ни возможностей

национального бюджета, ни степени открытости экономики, ни возросшей мощи

бизнеса и его способности сопротивляться ограничивающим его свободу

новациям. Крупный частный бизнес не желал сотрудничать с

антипредпринимательским правительством, средний и мелкий - не оправился от

шоков середины 70-начала 80-х годов. Задача решения едва ли не одновременно

всех обострившихся макропроблем — срочного расширения экспорта,

стабилизации цен, ускорения роста, наконец, обеспечения занятости - была

возложена на госкомпании. Последние оказались не в состоянии с ними

справиться из-за сложного финансового положения и высокой степени

бюрократизации руководства.

Резкое обострение бюджетных диспропорций, общая неудовлетворительная

экономическая и социальная ситуация заставили левое правительство

фактически пересмотреть взгляды на отношения государства и бизнеса. Была

начата негласная денационализация (продажа филиалов государственных

компаний частным инвесторам). В принятом плане экономического развития

указывалось, что инструментом восстановления экономики является

предприятие, вне зависимости от формы собственности.

Социалисты были вынуждены выдвинуть ту же микроэкономическую цель, что и

правые. -повысить прибыльность компаний, изменить в пользу бизнеса

пропорции национального дохода. Одновременно для ликвидации бюджетного

дефицита были приняты меры, которые вели к сокращению внутреннего спроса.

Подобные действия подтолкнули маятник предпочтений электората вправо: к

1986 г. к власти вернулись сторонники минимизации государственного

вмешательства, опять попытавшиеся развернуть экономику лицом к рынку. Они

отменили или су-

щественно снизили небллгсгтри-тгпые для крупного капитала налоги,

освободил! цены. Была свернута политика крупных проектов и "национальных

чемпионов". Произошло дерегулирование валютной сферы - отмена контроля над

валютными операциями, над движением капиталов, снятие ограничений с

межбанковского, биржевого и ипотечного рынков » т.д.

Правые приняли программу широкой денационализации. Она предусматривала

разгосударствление не только подавляющего большинства компаний,

национализированных в 80-е годы, но и ряда предприятий, ставших таковыми

еще в 40-е годы. К тому же все государственные предприятия (за исключением

естественных монополий) были переведены на независимое от бюджета

функционирование и начали действовать в жестких условиях мирового рынка,

открытости для международной конкуренции и прибыльности.

Вероятно, изменения второй половины 80-х годов были самыми серьезными

подвижками в направлении либерализации экономики за последнее двадцатилетие

XX в. 90-е годы характеризовались чередованием в правительстве носителей

прямо противоположных идеологий экономического развития. И ни у кого из них

не хватало ни времени, ни возможностей, а в некоторых случаях - решимости

для долгосрочного претворения в жизнь своих программ. Столь частые попытки

повернуть хозяйственный механизм в обратном направлении негативно

отражаются на состоянии экономики. Отсюда наличие открытых противоречий по

важнейшим вопросам экономической политики между оск-^аыми ветвями властл,

когда левому президенту противостоит правый парламент, или наоборот (как

это имеет место сегодня).

И вот поэтому во Франции так и не произошло окончательного поворота к

экономическому либерализму: признания доминирующей роли бизнеса в

хозяйственной жизни, открытого утверждения примата микроцелей в

экономической политике, отказа от "трансфертного государства". Последний по

времени разворот влево произошел в 1997 г. с приходом к власти

"социалистиче-ско-коммунистическо-зеленой" коалиции во главе с

Л. Жоспеном.

Видимо, непрерывные пертурбации в экономической политике государства - один

из факторов, мешающих французским компаниям догнать своих наиболее мощных

зарубежных конкурентов. Среди крупнейших 50 промышленных фирм мира 12

западноевропейских, в том числе одна французская. Она появилась в этом

списке лишь в 1000 г. благодаря слиянию "Тоталь", "Эльф-Акитен" и

бельгийской "Петрофины" и созданию концерна "ТотальФинаЭльф" (4-е место в

мировой исрагтп: кгстян'••?: члг" ~ -•'. В ЯО-90-е годы французские фирмы

активно наращивали

свою мощь, особенно благодаря широкой зарубежной экспансии. Но обращает

внимание низкий уровень их участия в производствах, связанных с

компьютерной революцией: на Францию приходится лишь 2% мирового объема

производства электронного машиностроения. Несколько лучше позиции в мировых

нефтепереработке, химии, автомобилестроении. Но и здесь французские

предприниматели занимают далеко не первые места.

Западные эксперты по-прежчему называют французскую экономическую политику

дирижизмом. Как представляется, ее можно квалифицировать так скорее по

сравнению с тем, что происходит в других развитых странах, чем с

деятельностью и позициями в экономике государства в 50-е годы. Да, в стране

еще сохраняется кр;тшая государственная собственность, которая распродается

по мере необходимости ликвидации бюджетных дефицитов (последний раз - в

1997-1998 гг.). Государство продолжает контролировать цены естественных

монополий, тарифы на услуги здравоохранения, цены на 80% аграрной продукции

и т.п. Деятельность бизнеса по-прежнему донельзя зарегулирована и

регламентирована. Но государственные предприятия продолжают работать как

обычные участники рынка, и среди их акционеров - крупнейшие зарубежные

компании, с которыми государство вынуждено считаться. Дали свои результаты

меры по борьбе с безработицей, способствовавшие (через рост занятости на 1

млн. за три года) ускорению динамики всех элементов внутреннего спроса.

Одновременно возросла гибкость рынка труда, что стхто важным фактором

увеличения конкурентоспособности французской промышленности и расширения

экспорта.

Настоятельной необходимостью является реформа налоговой системы и сферы

социального обеспечения (пенсионной системы и здравоохранения). При

переходе к единой вх-.юте выяснилось, что фискальное бремя и расходы на

соци-' альные цели во Франции выше, чем у основных соперников. Это

подрывает не только конкурентоспособность, но и вообще национальную

финансовую систему, в частности через снижение склонности населения и

компаний к сбережениям. Однако подготовленная предшествующим (правым)

правительством А. Жюппе реформа, встреченная обществом в штыки, положена Л.

Жоспеном под сукно. Вероятность ее проведения до новых президентских

выборов (весна 2002 г.) очень невелика.

ФИНАНСЫ И ВАЖНЕЙШИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНЪЮНКТУРЫ

1999 год был неоднозначным для Франции Прирост ВВП составил 2.6%, что

являлось поо' должением тенденции подъема 1997-1998 гг Од нако за этим

вполне благополучным среднегодо вым показателем скрывались заметные

колебания конъюнктуры - стагнация в первом полугодии и оживление - во

втором.

Французское хозяйство отреагировало на ази атские финансовые кризисы и

сокращение споо са со стороны основных европейских контраген тов с

некоторым лагом. Деловая активность ста ла снижаться лишь к концу 1998 г.,

поэтому на показателях уходящего года начавшийся спад ни как не сказался.

Зато со всей очевидностью его продемонстрировали показатели начала 1999 г

особенно его I кв., когда прирост ВВП оказался нулевым, промышленное

производство сократи лось по сравнению с предшествующим кварталом на 0.6%.

Однако уже со II кв. последствия спада начали понемногу преодолеваться; с

середины весны в экономике наметилось оживление, прирост ВВП за апрель-июнь

составил 0.7%, промышленной продукции - 0.6%. В дальнейшем хозяйство под

воздействием улучшающихся мировой и внутрен ней конъюнктуры продолжало

наращивать темпы. В результате, несмотря на ухудшение конъ юнктуры начала

года, динамика экономического роста за 1990 г. почти соответствовала уровню

фигурировавшему в прогнозах 1998 г.

В 2000-2001 гг., по всем имеющимся прогно зам, эти темпы составят 2.9-3% -

достаточно вы сокий для зрелой экономия уровень. В этом слу чае средний

темп роста за 1997-2001 гг. достигнет 2.7%, то есть будет почти в 2.5 раза

выше чем за предшествующее пятилетие.

Все это обеспечило некоторое повышение удельного веса Франции в

западноевропейском ВВП. Данный показатель (фактически вернучся к уровню

1990 г. - 16.9% (1995 г. - 15.5%).

Характерная черта экономического развития Франции за последнее время -

усиление его экстенсивного характера: соотношение вклада в рост экономики

производительности труда и занятое ти изменилось в пользу последней.'

Впервые эта тенденция обозначилась в 1998 г., когда едва ™ не треть

прироста ВВП была получена за счет

расширения занятости. В 1999 г. данный показатель дал уже почти половину

прироста ВВП. Ни в одной из ведущих стран Западной Европы такого не

наблюдалось. Именно повышение занятости определило в 1998-1999 гг.

лидерство Франции по темпам экономического роста среди ведущих

западноевропейских стран.

При всех положительных моментах, которые привнес рост занятости в развитие

страны (ускорение темпов личного потребления, улучшение общего

экономического и социального климата, стимулирующие национальное

производство), следует отметить, что этот фактор порождает сомнения в

серьезности экономической базы подобного лидерства.

Во-первых, расширение занятости осуществляется искусственными методами,

весьма спорными с точки зрения общей эффективности национального

производства (к данному вопросу мы еще вернемся). Во-вторых, в 1999 г. рост

занятости сочетался с замедлением динамики производительности труда.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты