Финансовая политика Франции

Последнее, конечно, в определенной степени отражало чисто статистический

момент, связанный с тем же ростом занятости. Однако оно свидетельствует о

том, что прежние опережающие темпы роста производительности по сравнению,

например с Великобританией или Германией, - следствие не столько

интенсифика- ! ции производства, сколько очередная "лукавая цифра",

порожденная фактическим отсутствием увеличения занятости.

Другая особенность экономического роста Франции последних лет в отличие от

1990-1996 гг. -опора по преимуществу на внутренний спрос. Правда, толчок

подъему 1997 г. дал экспорт, подскочивший тогда до 10.7% (почти втрое по

сравнению с 1996 г.). Однако в 1998 г. этот показатель снизился до 6.2%, а

в 1999 г., с падением мирового спроса, и вовсе упал до 1.4%. По мнению

французских зарубежных экспертов, такое падение -временное явление и темпы

экспорта должны восстановиться к 2000-2001 гг. до 5.3-5.4%.

Внутренний спрос развивался более стабильно. Это относится в первую очередь

к его основным компонентам - личному потреблению и инвестициям. Судя по

поквартальному движению личного потребления, оно почти не пострадало во

время ухудшения конъюнктуры (см. таблицу), продолжив в 1999 г. тенденцию

уверенного роста.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В 2000 г.

В 2000 г. французская экономика развивалась достаточно активно. Темпы ее

роста составили 3.3ас. что несколько выше показателя предыдущего года.

Однако по прогнозам 1999 г. прирост

Основные экономические показатели, темпы прироста. % к предыдущему году

| |1960|1971|1981|1991|1996|1999|2000|200!|

| |-197|-198|-199|-199|-200|г. |г. |г., |

| |0гг.|0 |0 |6гг.|0гг.| | |прог|

| | |гг. |гг. | | | | |ноз |

|ВВП |56 |2.3 |3.3 |1.1 |2.8 |2.9 |3.3 |3.1 |

|Личное |4.3 |3.5 |. |0.7 |1.7 |;. ;|2.6 |2.8 |

|потребление | | |1.S | | | | | |

|Госпотребление|4.1 |3.3 |2.5 |2.3 |1.3 |2.6 |1.3 |1.3 |

| | | | | | | | | |

|Инвестиции |7.8 |2.5 |2.6 |3.4 |4.8 |7.1 |6.2 |5.4 |

|Импорт |10.2|5.8 |3.9 |5-1 |8.1 |3.7 |13.1|q - |

| | | | | | | | | |

|Экспорт |8.6 |7.2 |5.2 |5.3 |7.4 |з.~ |12.8|8^6 |

| | | | | | | | | |

|Промышленное |5.1 |3.2 |1.2 |0.9 |1.0 |3.6 |13.1|8.6 |

|производство | | | | | | | | |

|Занятость |0.6 |0.5 |0.3 |0.3 |1.1 |1.8 |1.9 |1.6 |

|Производительн|5.1 |1.5 |74 |с\ -|1.7 |1.0 |1.4 |1.4 |

|ость труда | | | | | | | | |

|Норма |25.0|20.6|18.S|19.3|20.8|21.4|21.7|21.3|

|сбережений | | | | | | | | |

|Индекс |4.2 |9.9 |6.1 |2.6 |0.9 |0.4 |1.8 |1.9 |

|потребительски| | | | | | | | |

|х цен | | | | | | | | |

|Баланс текущих|0.5 |0.3 |-0.5|-0.7|0.9 |1.8 |1.6 |1.3 |

|операций | | | | | | | | |

должен был составить 4.2% (3.5% по самым осторожным подсчетам). Таким

образом, результаты года оказались неплохими, но худшими, чем

предполагалось.

По-видимому, высшая точка нынешнего цикла была пройдена во П полугодии 1999

г., когда показатель роста действительно достигал 4%. После этого началось

постепенное торможение, выявившееся уже в I квартале 2000 г. и ставшее

очевидным к лету. Здесь наложились друг на друга снижение действия

девальвации евро и повышение мировых цен на нефть. Впрочем, и нынешний темп

ВВП позволяет Франции оставаться лидером по этому показателю в ЕС.

Стабилизация темпов роста сочеталась в истекшем году с дальнейшим

расширением занятости. В результате экстенсивный характер роста, ставший

приметой развития второй половины 90-х годов, сох~ ' "глея и в 2000 г. За

счет расширения занятости опять, как и в предыдущем году, была получена

почти половина прироста ВВП.

В исследуемый период функция "опоры роста" перешла от внутреннего спроса к

экспорту. Однако и внутренний спрос продолжал развир-.-ься стабильно.

Особенно это относится к личному потреблению, темпы которого возросли с 2.1

до 2.6%. В I полугодии оно несколько сократилось, прежде всего из-за скачка

мировых цен на нефть и внутренних (на 45%) - на энергоносители. Однако

затем покупательная способность населения стала возрастать: включились

инфляционные поправки заработной платы, предусматриваемые коллективными

договорами. Положительно действовало и дальнейшее сокращение безработицы, а

также снижение некоторых местных прямых налогов и ставки налога на

добавленную стоимость (за 2000 г. общая сумма снижения достигла 0.8% ВВП).

Динамика капвложений сохранялась в 2000 г. на достаточно высоком уровне, но

была нес.^ лько ниже, чем в 1999 г. Слегка уменьшилась и норма накопления.

Некоторое торможение инвестиционного процесса было вызвано, вероятно,

определенным насыщением инвестиционного спроса после бурного трехлетнего

переоснащения экономики в 1997-1999 гг.; порожденной теми же причинами

стабилизацией роста жилищного строительства (которое к тому же

отреагировало на временное сжатие потребления); наконец, уже упоминавшимся

ростом цен на энергоносители. В 2000 г., как и в предшествующие годы,

вложения в активные элементы основного капитала росли более высокими

темпами, чем в пассивные.

По-прежнему наименее динамичным -.;емен-том внутреннего спроса оставалось

государственное потребление. Государство продолжает его сдерживать для

дальнейшего уменьшения бюджетного дефицита, сократившегося в 2000 г. до

1.8% ВВП. Известным камнем преткновения остается рост расходов социальной

сферы (во Франции она является частью системы государственных финансов) на

1.3%.

По сравнению с 1999 г. темпы роста экспорта повысились более чем втрое. Это

связано как с введением евро, так и с его с девальвациями. Несомненно

позитивную роль сыграли модернизация предприятий и некоторое снижение

стоимости трудозатрат. Вместе с тем вследствие роста цен на нефть стоимость

импорта несколько превысила стоимость экспорта. Впгочем. это не сказалось

на состоянии баланса текущих операций и платежного баланса, сведенных в

2000 г., как и в 1999 г., с положительным сальдо.

Характерной приметой 2000 г. стали высокие темпы развития промышленности,

заметно опережавшие динамику ВВП. Это даже вызвало на-

которое повышение ее удельного вес;, „ структуре валового продукта по

производству Впрочем общий тренд не изменился: французская экономика

остается "экономикой услуг", до.,,,, КОТОпых в ВВП в 2000 г. составляла

72%. Этот Показатель соответствовал аналогичным цифрам по США

Великобритании и превышал немецкиц Особенно впечатляет годовой прирост в

машиностроении (14.1%) и в отраслях. производящцч потреби-

J?fv™ Т°ВарЫ Д<«г°?Ремен«°го пользования (в.5%). Выпуск полуфабрикатов и

готовых изче-лий кратковременного пользования, напротив увеличивался

медленнее средних тем„ов (соответственно 4.5 и 1.5%). Это означало

Д(\.,ЬНейшее изменение пропорций промышленное ,-и и экспорта в пользу более

современных производств Наконец, 2000 г. стал рекордным по прцбуд^ос-ти

промышленных компаний, осоС*нно крупных экспорториентированных: их

Донало,оВая прибыль возросла на 15-20%. v

Безусловно положительными является изме нения на рынке труда. В 2000 г.

работу получили 432 тыс. человек. Уровень безработиц,, СНИЗи1СЯ до 9.6%.

Теперь, чтобы достичь равцовесия'на рынке труда (5% безработных от

чц01енности экономически активных), достаточно п* течение 3-4 лет создавать

не более 160 тыс. раЛ,1Чих мест ежегодно. Впервые за очень длительней

период отмечалось повышение занятости в птц»,,.„,,,,,»» ности(1.7%).

^'мышлен-

Одной из основных макропроблем 2С*М г стало повышение темпов роста цен.

Инд,^с потребительских цен возрос втрое по сравнс„ию с „L. дыдущим годом и

почти достиг потолк^ предусматриваемого Маастрихтским договором По

прогнозам на 2001 г., этот индекс стабц шзируст-ся, но еще на более высоком

уровне.

Вообще прогнозы дальнейшего рал,1ития ме-нее благоприятны, чем на 2000 г. и

и ,(елОм на прошедшее трехлетие. Предпринимать ,„ и эко_ номисты говорят о

весьма вероятном пщении мирохозяйственной конъюнктуры, преж;('с всего в

связи с ухудшением экономической curvarruu « США. Ожидается, что в 2001 г.

рост стадии* * ется на уровне 3.1%, заметно снизятся инвестиции и экспорт.

Эйфория конца века кончи, 1ась пср-спективы роста уже не кажутся столь бллч-

гящимн.

В течение 2000 г. правительство Жочч,ена про-должало следовать "неизменно

социлдистичес-ким" курсом, направленным прежде bcvixj на стимулирование

спроса через решение счч„иа1ЬНЬ1Х проблем. Результаты этой политики

нсмщознач-ны. Конечно, 2000 г. был для экономив весьма успешным. Но успехи

были достигнута» в значительной мере благодаря валютной полц v-,,Ke про-

води.мой не на национальном, а на ев(учпейском уровне, росту мощи

французского биз^-^а и вы. сокой мировой конъюнктуре. Расширение лично-

го потребления было непропорционально низким по отношению к темпам и

масштабам сокращения безработицы. Инвестиционный же спрос затормозился.

Чтобы его подтолкнуть, повысить конкурентоспособность национальных

производителей и, наконец, чтобы двигаться дальше по пути выполнения

требований ЕВС, необходимо срочное проведение реформ в сфере

государственных финансов. А этого пока не предвидится.

Перед лицом надвигающихся президентских выборов левое правительство,

опасающееся утратить свой основной электорат, более чем когда-либо сковано

в своих действиях. На 2000 г. была объявлена реформа местной налоговой

администрации, предполагавшая сокращение расходов на управление фискальной

системой (во Франции они считаются едва ли не самыми высокими среди

развитых стран). Реформа была провалена из-за забастовок налоговых

инспекторов, поддержанных депутатами местных органов власти. Аналогичная

участь постигла также запланированную на истекший год реформу в сфере

высшего образования: по стране прокатились демонстрации преподавателей и

студентов.

Постоянно атакуемый слева за недостаточно активное перераспределение

увеличившегося общественного пирога в пользу трудящихся, а справа - за то,

что не снижаются налоги, Л. Жоспен решил дать ответ всем своим критикам. В

середине марта 2000 г. он выступил с предложением сокращения налогов на 40

млрд. фр. (дополнительно к 40 млрд- сокращений, уже заложенных в годовой

бюджет). Речь шла о подоходном налоге, местных налоговых сборах (налог на

профессии и на жилье), а также о снижении ставки НДС с 20.6 до 19.6%.

Государство располагало средствами для проведения этих мероприятий.

Благодаря успешному общеэкономическому развитию и рассасыванию безработицы,

вызвавшему существенный рост числа налогоплательщиков, фискальные

поступления возросли на 30 млрд. фр. в

1999 г. по сравнению с 1998 г. и еще на 50 млрд. в

2000 г. При jtom налоговое бремя во Франции достигло рекордной (и для

данной страны, и для ЕС) величины - 46.3%, что на 0.7% выше уровня

предыдущего гида.

Проведенные налоговые снижения распространяются главным образом на лиц с

низкими доходами. Например, снижение налога на жилье составляет 11 млрд.

фр., 5.8 млрд. из которых - отмена обложения им на региональному уровне, а

5.2 млрд. - его сокращение на уровне коммун для низших групп получателей

доходов. То же относится и к подоходному налогу, ставка которого снижается

только для двух групп населения с самыми низкими доходами. Максимальная

ставка этого налога - 52%, самый высокий показатель в ЕС. давно вызывает

претензии европейских орга-

нов. Но в 2000 г. она осталась неизменной, равно как и налоги на

корпорации, а также налоги на сбережения и на имущество, очень высокие во

Франции.

Доходная часть бюджета возросла столь значительно, что позволила снова, как

и в 1999 г., сократить дефицит государственного бюджета до 1.8% ВВП. И это

при том. что бюджетные расходы если ие возросли, то по крайней мере не

сократились. Особенно это касается расходов на социальную сферу, которые по-

прежнему составляют около 60% всех бюджетных затрат. Реформы, направленные

на снижение государственных затрат, пока не начались. Хотя в некоторых

случаях (пенсии, здравоохранение) в 2000 г. государство обозначило основные

направления перемен, но сроки их проведения так и не названы. Сокращения

расходной части бюджета не предвидится и в 2001 г. С этого года вводится

трехлетняя программа государственных доплат лицам, получающим минимальную

заработную плату, так называемых премий за занятость. Прибавка составит 14%

от уровня минимальной заработной платы 2000 г. Для семьи из двух

получателей такой заработной платы и детей она составит в 2001 г. 1.5 тыс.

фр., а в 2003 г. - 4.5 тыс. Бюджет понесет немалые расходы, так как

потенциальных получателей "премий за занятость" в стране на сегодня

насчитывается около 9 млн. человек. Анало-

гичный эффект будет иметь очередное увеличение численности государственных

служащих, по количеству которых Франция и так прочно занимает первое место

в ЕС.

В целом в 2000 г. в экономической политике Франции сохранялись черты, резко

отличавшие ее от большинства стран региона. Как отмечалось на саммите ЕС

2000 г. в Лиссабоне, Франция "слишком упряма, чтобы отказаться от своих

традиционных нединамичных подходов, слишком неохотно проводит рыночные

реформы, слишком горда, чтобы признать достоинства американской либеральной

модели" ("Экономист", 01.IV.2000. С. 11). Проведение этой политики делает

подъем последних лет скорее случайным, чем закономерным, а перспективы

будущего развития страны представляются весьма неопределенными. Однако в

обществе, разделенном на резко консервативных левых и не менее

консервативных правых, радикальная смена курса представляется

маловероятной. Обычно смены такого рода становятся возможными лишь после

глубоких экономических и социальных потрясений. Остается лишь надеяться,

что Франция окажется способной избежать их и удержать за собой и в XXI в. с

таким трудом сохраненный в предыдущем столетии статус великой экономической

державы.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В 2001-2015 гг.

Хозяйственное развитие в ближайшие 15 лот по всей вероятности, будет

соответствовать общим тенденциям развития западноевропейского региона. В

частности, среднегодовые темпы роста за этот период должны колебаться у

Франции как минимум в пределах 2.4—2.6%.

Внешние факторы развития, прежде всего углубление и расширение

интеграционных процессов, хорошо известны. Поэтому подробнее остановимся

лишь на факторах внутреннего характера. Для обеспечения необходимых темпов

роста Франции нужно сохранить хотя бы нынешние показатели динамики экспорта

и внутреннего спроса (прежде всего личного потребления и инвестиций). Это

ставит перед страной задачу более активной адаптации к мировому спросу, в

котором, очевидно, усилится значение передовой наукоемкой продукции. Пока

же здесь Франция отстает. В национальном экспорте на долю машин и

оборудования приходится всего около 48%, что заметно меньше, чем, например,

у США или ФРГ. Напротив, удельный вес изделий более низкой степени

обработки (полуфабрикатов, продукции АПК) выше, чем у основных конкурентов.

Чтобы избавиться от остатков неверно выбранной еще в начале 50-х годов

общехозяйственной и промышленной специализации. Франции предстоит прежде

всего повысить конкурентоспособность частного бизнеса. Это, в свою очередь,

потребует его концентрации. Сейчас самыми крупными национальными частными

фирмами являются "Данон" и "Л'Ореаль" (по биржевой капитализации и обороту

они занимают весьма скромные места во второй-третьей сотнях

западноевропейских компаний). Кроме того, необходимо продолжить передачу в

руки более эффективных собственников ведущих государственных

промышленных компаний. Бол* с адекватной современному этапу должна стать

пан конская система, которой еще присуще отсутствие тесной связи между

финансистами и промышленниками, характерной например, для Германии.

Таким образом, Франции необходимы очень серьезные институциональные

реформы, которые, в свою очередь, вряд ли возможны без изменения модели

поведения частного бизнеса, преодоления так называемого антииндустриального

настроения массы предпринимателей, традиционной вялости инициативы и боязни

риска в промышленности, предпочтения финансовых операций и т.п. Правда, в

стране уже начинает постепенно формироваться слой бизнесменов, получивших

образование за рубежом и признающих несостоятельными традиционные для

национального предпринимателя ценности "социал-кольбертизма".

Для укрепления позиций предпринимателей необходимо также изменить в их

пользу соотношение сил между ними и вторым важнейшим хозяйственным

субъектом - государством путем либерализации (скорее всего, негласно)

экономической политики. В ближайшие 3-5 лет произойдут перемены в наиболее

"жесткой", "негибкой" сфере этой политики - регулировании рынка труда.

Если рынок труда станет более гибким, то безработица во Франции начнет

рассасываться, как в США, то есть путем повышения занятости по крайней мере

в частном секторе сферы услуг. Это, правда, несколько затормозит темпы

инвестирования, но будет способствовать сохранению на высоком уровне

личного потребления и позитивной динамике всех связанных с ним финансовых и

психологических компонент, что и обеспечит необходимые темпы внутреннего

спроса.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты