Финансовое планирование

Финансовый анализ является существенным элементом финансового

планирования и аудита. Практически все пользователи финансовых отчетов

предприятий используют методы финансового анализа для принятия решений по

оптимизации своих интересов.

Прежде чем приступить к интерпретации, необходимо рассмотреть точки

зрения сторон, для которых выполняется интерпретация. В качестве таких

сторон обычно выступают следующие.

Менеджмент. Руководство должно знать, насколько эффективно

вкладывается капитал, какова отдача, сравнение с конкурентами.

Держатели акций. Держатели как обычных, так и привилегированных акций

обеспокоены надежностью своих дивидендов и прибыльностью бизнеса. Держатель

обычных акций, в отличие от держателя привилегированных, особенно

заинтересован в получении достаточной прибыли (дивидендов) по своим акциям.

Кредиторы должны быть уверены, что компания в состоянии выплатить

свои долги, а это определяет сумму кредита, которую они могут предоставить

фирме.

Владельцы долговых обязательств требуют регулярных платежей процентов

по своим вкладам.

Значение и источники информации для финансового анализа

Можно твердо говорить, что качество принимаемых решений целиком

зависит от качества аналитического обоснования решения. В последние годы

появилось достаточно много серьезных и актуальных публикаций, посвященных

финансовому анализу. Активно осваивается зарубежный опыт финансового

анализа и управления предприятиями, банками, страховыми организациями и

т.д. Вместе с тем следует отметить, что наличие большого числа интересных и

оригинальных изданий по различным аспектам финансового анализа не снижает

потребности и спроса на специальную методическую литературу, в которой

последовательно, шаг за шагом воспроизводилась бы комплексная логически

целостная процедура финансового анализа.

Введение нового плана счетов бухгалтерского учета, приведение

форм бухгалтерской отчетности в большее соответствие с требованиями

международных стандартов вызывает необходимость использования новой

методики финансового анализа, соответствующей условиям рыночной экономики.

Такая методика нужна для обоснованного выбора делового партнера,

определения степени финансовой устойчивости предприятия, оценки деловой

активности и эффективности предпринимательской деятельности.

Основным (а в ряде случаев и единственным) источником информации

о финансовой деятельности делового партнера является бухгалтерская

отчетность, которая стала публичной. Отчетность предприятия в рыночной

экономике базируется на обобщении данных финансового учета и является

информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми

партнерами- пользователями информации о деятельности предприятия.

Субъектами анализа выступает, как непосредственно, так и

опосредованно, заинтересованные в деятельности предприятия пользователи

информации. К первой группе пользователей относятся собственники средств

предприятия, заимодавцы (банки и др.), поставщики, клиенты (покупатели),

налоговые органы, персонал предприятия и руководство. Каждый субъект

анализа изучает информацию исходя из своих интересов. Так, собственникам

необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала

и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия;

кредиторам и поставщикам- целесообразность продления кредита, условия

кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственникам и

кредиторам- выгодность помещения в предприятие своих капиталов и т.д.

Следует отметить, что только руководство (администрация) предприятия может

углубить анализ отчетности, используя данные производственного учета в

рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления.

Вторая группа пользователей финансовой отчетности- это субъекты

анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности

предприятия, но должны по договору защищать первой группы пользователей

отчетности. Это аудиторские фирмы, консультанты, биржи юристы, пресса,

ассоциации, профсоюзы.

В определенных случаях для реализации целей финансового анализа

бывает недостаточно использовать лишь бухгалтерскую отчетность. Отдельные

группы пользователей, например руководство и аудиторы, имеют возможность

привлекать дополнительные источники (данные производственного и финансового

учета). Тем не менее чаще всего годовая и квартальная отчетность являются

единственным источником внешнего финансового анализа.

Методика финансового анализа состоит из трех взаимосвязанных

блоков:

анализа финансовых результатов деятельности предприятия;

анализа финансового состояния;

анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

Основным источником информации для финансового анализа служит

бухгалтерский баланс предприятия (Форма №1 годовой и квартальной

отчетности). Его значение настолько велико, что анализ финансового

состояния нередко называют анализом баланса. Источником данных для анализа

финансовых результатов является отчет о финансовых результатах и их

использовании (Форма № 2 годовой и квартальной отчетности). Источником

дополнительной информации для каждого из блоков финансового анализа служит

приложение к балансу (Форма № 5 годовой отчетности). Указанные формы

утверждены Министерством финансов Российской Федерации для годового

бухгалтерского отчета за 1994 год, а форма №1 и №2 - и для квартальной

отчетности 1995 года. Несколько иная отчетность утверждена для предприятий

с иностранными инвестициями внешнеэкономических фирм.

Чем удобны такие источники информации для предприятий?

В первую очередь тем, что можно не подготавливая данные для анализа

уже на основании баланса предприятия (Форма №1) и (Форма №2 ) сделать

сравнительный экспресс анализ показателей отчетности предприятия за

предыдущие периоды.

Во-вторых: с появлением специальных автоматизированных бухгалтерских

программ для анализа финансового состояния предприятия, удобно сразу после

составления форм отчетности не выходя из программы произвести на основании

готовых форм бухгалтерской отчетности с помощью встроенного блока

финансового анализа простейший экспресс анализ предприятия.

Цели и методы финансового анализа

Основной целью финансового анализа является получение небольшого

числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и

точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков,

изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и

кредиторами, при этом аналитика и управляющего (менеджера) может

интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его

проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые

параметры финансового состояния.

Но не только временные границы определяют альтернативность целей

финансового анализа. Они зависят также от целей субъектов финансового

анализа, т.е. конкретных пользователей финансовой информации.

Цели анализа достигаются в результате решения определенного

взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача

представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных,

информационных, технических и методических возможностей проведения анализа.

Основным фактором в конечном счете является объем и качество исходной

информации. При этом надо иметь в виду, что периодическая бухгалтерская или

финансовая отчетность предприятия - это лишь “сырая информация”,

подготовленная в ходе выполнения на предприятии учетных процедур.

Чтобы принимать решения по управлению в области производства,

сбыта, финансов, инвестиций и нововведений руководству нужна постоянная

деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является

результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной сырой

информации. Необходимо также аналитическое прочтение исходных данных исходя

из целей анализа и управления.

Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов- это

дедуктивный метод, т.е. от общего к частному, Но он должен применяться

многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится историческая и

логическая последовательность хозяйственных фактов и событий,

направленность и сила влияния их на результаты деятельности.

Практика финансового анализа уже выработала основные виды

анализа (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6

основных методов:

23. горизонтальный (временной) анализ — сравнение каждой позиции

отчетности с предыдущим периодом;

24. вертикальный (структурный) анализ — определение структуры итоговых

финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции

отчетности на результат в целом;

25. трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом

предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной

тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и

индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда

формируют возможные значения показателей в будущем, а

следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;

26. анализ относительных показателей (коэффициентов) — расчет отношений

между отдельными позициями отчета или позициями разных форм

отчетности, определение взаимосвязей показателей;

27. сравнительный (пространственный) анализ — это как

внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по

отдельным показателям предприятия, филиалов, подразделений, цехов,

так и межхозяйственный анализ показателей данного предприятия в

сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и

средними хозяйственными данными;

28. факторный анализ — анализ влияния отдельных факторов (причин) на

результативный показатель с помощью детерминированных или

стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может

быть как прямым (собственно анализ), когда анализ дробят на

составные части, так и обратным, когда составляют баланс отклонений

и на стадии обобщения суммируют все выявленные отклонения,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты