эффективной координации;
51. контроль исполнения (например, квотирование сбыта) и контроль
затрат производятся с помощью относительных показателей;
52. относительные показатели могут играть важную роль при формировании
и обеспечении внешних и внутренних взаимоотношений руководства и
держателей акций;
53. относительные показатели могут использоваться как мерило
эффективности (например, при сравнении двух различных периодов и
компаний).
Важнейшие финансовые коэффициенты и показатели
Некоторые из наиболее важных показателей и характеристик содержатся в
отчетном балансе. Сошлемся на такой пример (см. табл. 1).
Таблица 1
|Компания «АиБ» | | |
|Отчетный баланс по состоянию на 31 декабря 1996г. (тыс. у.е) |
| |Стоимость |Амортизация|Остаточная |
| | | |стоимость |
|ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ | | | |
|Земля |20 |— |20 |
|Сооружения |144 |40 |104 |
|Оборудование |36 |12 |24 |
|Всего: |200 |52 |148 |
|ОБОРОТНЫЕ ФОНДЫ | | | |
|Запасы |72 | | |
|Дебетовая часть счетов |100 | | |
|Касса |20 | | |
|КРАТКОСРОЧНЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА | | | |
|Всего | |192 | |
|Торговые кредиторы | |64 | |
|Всего: | | |128 |
|Чистые вложенные активы | | |276 |
|ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗА СЧЕТ: | | | |
|- акционерного капитала | | |150 |
|- резервов | | |76 |
|- заемного капитала с 10% ставкой | | |50 |
|ОБЩИЙ ВЛОЖЕННЫЙ КАПИТАЛ | | |276 |
| | | | |
|Счет прибылей и убытков и оборота по состоянию на 31 декабря 1996г. (тыс. |
|у.е.) |
|СБЫТ | | |400 |
|Минус издержки сбыта | | |300 |
|Валовая прибыль | | |100 |
|Минус расходы | | |100 |
|ПРИБЫЛЬ ОТ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ | | |76 |
|Налоги | | |28 |
|Прибыль после налогооблажения | | |48 |
|Примечание: | | | |
|1.Запас в начале отчетного периода | | |88 |
|2.Дивиденты по акциям | | |15 |
|3.Рыночная стоимость акции номиналом | | |2.5 у.е. |
|1у.е. | | | |
Первичные относительные показатели. Среди них прежде всего следует выделить
возврат от вложенного капитала (окупаемость), который равен прибыли после
налогообложения, поделенной на разность между общей стоимостью имущества и
краткосрочными долговыми обязательствами и умноженной на 100%. Если
подставить в формулу данные табл. 1, получим
(48/276) х 100 = 17.4%
Под вложенным капиталом понимается общая стоимость имущества (по
рыночной цене) минус краткосрочные долговые обязательства. Существуют и
другие определения, но для всех них отправной точкой является
вышеизложенное. Отдача от вложенного капитала (ОВК) является важным
показателем эффективности менеджмента.
Норма прибыли характеризуется соотношением между чистой прибылью и
объемом продаж. Этот показатель оценивает приемлемость продажных цен и
эффективность производства. Он равен прибыли после налогообложения,
разделенной на объем сбыта, умноженный на 100%, то есть
(48/400) х 100 = 12.0%
Оборот капитала. Этот показатель характеризует соотношение между
объемом сбыта и вложенным капиталом, то есть оценивает степень, до которой
чистые вложенные активы генерируют сбыт. Отметим, что этот показатель
выражается как коэффициент, а не как процент. Если объем сбыта равен 400, а
вложенный капитал — 276, то оборот капитала составит
400/276 = 1.45
то есть каждая единица вложенного капитала обеспечила сбыт на 1,45
у.е.
Соответствующий агрегатный первичный показатель равен норме прибыли,
помноженной на оборот капитала:
12.0 х 1.45 = 17.4
Соотношение оборотного капитала и суммы краткосрочных обязательств.
Этот показатель увязывает объем действующего капитала и платежеспособность
предпринимателя.
|Оборотный капитал | |192 | |3 |
|—————————————— |= |———— |= |— |
|Краткосрочные обязательства | |64 | |1 |
Уровень ликвидности означает оценку способности фирмы к
удовлетворению краткосрочных долговых обязательств. Определяется как
отношение ликвидных фондов (т. е. оборотные фонды минус запасы) к
краткосрочным обязательствам. Если ликвидные средства равны 120, а
краткосрочные обязательства — 64, то уровень ликвидности составит
120/64 = 1.9 : 1.
Производные относительные показатели.
Оборот запасов указывает на эффективность контроля запасов. Следует
избегать чрезмерных запасов в целях препятствования неэкономичному
связыванию действующего капитала. Вычисляется как соотношение издержек
сбыта и среднего уровня запасов, то есть
300/((88 + 72)/2) = 3.75 (раза, или примерно каждые 97 дней).
Средний период погашения покупательской задолженности указывает на
уровень, в пределах которого потребители оплачивают продажу в кредит.
Является мерой измерения эффективности кредитного контроля. Получается при
делении дебетовой части счетов на средний ежедневный объем продаж:
(100/400) х 365 = 91 (день)
Оборачиваемость кредитов вычисляется как соотношение между кредитовой
частью счетов и издержек сбыта или закупок (если они известны). Полученное
умножается на 365 дней:
(64/384) х 365 = 60 (дней)
Показатели доходности
Уровень доходности дивидендов — это уровень отдачи от обычных акций
по отношению к их рыночной цене. Определяется как отношение дивиденда и
рыночной цены акций, умноженное на 100%:
(15/2.5) х 100% = 6%
Доходность акции — указание держателю обычной акции о возможном
доходе, если бы вся достигнутая прибыль была распределена. Доход означает
прибыль после налогообложения применительно к держателю обычной акции,
включая любые преференциальные дивиденды и т. п.
Доходность акции определяется как отношение между доходами от обычной
акции и рыночной ценой акции, умноженное на 100%:
(48 : 150)/2.5 х 100 = 12.8 %
Соотношение курса акции и доходов оценивает число лет, в течение
которых акция окупится (при неизменной рыночной цене).
|Рыночная цена | |2.5 | | |
|—————————— |= |———— |= |7.8 (лет)|
|Доходы от акции | |48 : 150 | | |
Уровень «джиринга» капитала (Gearing) является показателем
взаимосвязи между капиталом с фиксированными процентами (привилегированные
акции и долговые обязательства) и обычными акциями. Компания с большим
объемом обычных акций именуется низкоприводной, а компания с преобладанием
капитала с фиксированными процентами — высокоприводной. Этот показатель
определяется как отношение суммы привилегированных акций (если таковые
имеются) и долговых обязательств к капиталу от обычных акций:
50/150 = 1 : 3
Затоваривание
Затоваривание является проблемой, возникающей в связи со слишком
быстрым увеличением сбыта. В конечном счете возникает серьезный дефицит
наличности, означающий, что требования по выплате зарплаты, налогов и
долгов не будут удовлетворены.
Типичным примером является ситуация, когда компания принимает
дополнительные заказы. Это означает наем дополнительных рабочих или
сверхурочные. В то же время необходимы дополнительные закупки сырья в
кредит. Если производственный цикл достаточно продолжителен, то, несмотря
на то что наличные будут выплачиваться более или менее последовательно, в
рассматриваемый период может и не быть дополнительных поступлений средств.
Дополнительно произведенная продукция будет продаваться без замедлении, но
в определенных обстоятельствах может принять форму накопления запасов. В
таком случае нехватка наличности может привести к снижению цен на продукцию
в целях увеличения сбыта, но это скажется на прибыльности.
Анализируя ситуацию, показанную в отчетном балансе, очень важно
обнаружить признаки затоваривания. Наиболее значимыми из них являются
следующие:
54. бизнес занимает гораздо больше времени, чем требуется для выплаты
всех кредитов. Это не всегда просто обнаружить. Указателем может
стать увеличение общих заимствований;
55. увеличение запасов без увеличения их оборачиваемости;
56. рост уровня заимствований до тех пор, пока доля заимствований по
отношению к активам держателей акций не станет чрезмерной;
57. общая прибыль начинает уменьшаться;
58. любые неожиданные взлеты или падения различных показателей.
Необходимо напомнить, что лучше сравнить данные за три и более лет,
чтобы исключить вероятность случайных изменений данных.
Сравнения
Внутренние сравнения
Внутренние сравнения должны делаться между подразделениями и группами
продукции. Однако во многих случаях такие сравнения затруднительны,
поскольку вложенный капитал и прибыль по каждому подразделению различны.
Внешние сравнения
Результаты деятельности компании должны сравниваться с итогами
конкурентов, хотя это и имеет ограниченную ценность по следующим причинам:
59. счета подготавливаются на основе длительного периода;
60. разные компании имеют различия в прибылях и издержках;
61. влияние различий в направлениях деятельности;
62. использование трансфертных цен между компаниями одной группы,
обусловливающее несопоставимость данных.
Заключение
Жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования, "слепое"
стремление к получению прибыли приведет к быстрому краху. При создание
любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности,
что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование
определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны
на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику.
Основой планирования является план сбыта, так как производство
ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть
пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства,
который в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том
числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов. Это
обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек
и прибыли. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме,
использовать расчеты многих количественных показателей.
Планирование и моделирование дальнейшей деятельности, конечно же,
носит несколько абстрактный характер из-за непредсказуемости ряда внешних
факторов, но дает возможность учесть те изменения, которые не всегда
очевидны на первый взгляд.
В настоящее время стратегический анализ является одной из
основополагающих дисциплин, которые необходимо знать любому менеджеру.
Процесс стратегического планирования включает в себя ряд важных операций:
планирование издержек, планирование производства, планирование сбыта и
финансовое планирование (планирование прибыли). Стратегический анализ, как
наука, позволяет предпринимателю так спланировать деятельность фирмы в
кратком, среднем и долгом периодах, чтобы обеспечить получение фирмой
максимально возможной прибыли с минимальными затратами в условиях
изменчивости состояния рынка. Конечно это связано с неизбежным финансовым
риском, особенно в современных Российских условиях, но правильно
проведенное планирование позволит свести риск к минимуму.
Данный курсовой проект имел целью доказать необходимость финансового
планирования деятельности любой фирмы, рассчитывающей на успех в
современных условиях рынка. Нельзя забывать о том, что мы находимся в особо
жестких условиях российской экономики, в которых некоторые рыночные законы
действуют с точностью до наоборот, однако, с учетом того, что до
перестройки наша страна в течение многих лет являлась ярким примером
авторитарной директивно-плановой экономики, то процесс планирования
производственно-коммерческой деятельности предприятия и основных рыночных
показателей имеет под собой многолетний опыт. Разумеется, с наступлением
этапа реформ в нашем государстве изменились как методы планирования, так и
его задачи.
Список литературы
АЛАН ХОСКИНГ, «КУРС ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ПРАКТИчЕСКОЕ ПОСОБИЕ», ПЕР. С
АНГЛ. — М. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИя, 1994 Г.
Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. “Методика финансового анализа” Москва “Инфра-
М” 1995
Баканов М.И., Шеремет А.Д. “Теория экономического анализа” Москва “Финансы
и статистика”, 1993 г.
Первозванский А.А., Первозванская Т.Н. “Финансовый рынок: расчет и анализ”
Москва “Инфра-М” 1994 г.
Кузнецова Е.В “Финансовое управление компанией” Москва, "Правовая
Культура", 1995г.
Й.Ворст, П.Ревентлоу “Экономика фирмы”, Москва, “Высшая школа” 1993 г.
А.К.Шишкин, С.С.Вартанян, В.А.Микрюков “Бухгалтерский учет и финансовый
анализ на коммерчиских предприятиях” Москва, “Инфра -М” 1996 г.
Большаков C.В. «Финансовая политика и финансовое регулирование экономики
переходного периода» - Финансы. 1994г. № 11.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН 2
ТЕОРЕТИчЕСКИЙ РАЗДЕЛ 5
КАЛЬКУЛяЦИя ЗАТРАТ 5
УПРАВЛЕНчЕСКИЙ УчЕТ 5
РАСчЕТНАя НОРМА ПРИБЫЛИ 5
ИНВЕСТИЦИИ 7
БЮДЖЕТ И СОСТАВЛЕНИЕ СМЕТ 12
БЮДЖЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ 13
ЦЕЛИ И ЗНАчЕНИЕ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА 17
СТОРОНЫ, ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ В ФИНАНСОВОМ УчЕТЕ 17
ЗНАчЕНИЕ И ИСТОчНИКИ ИНФОРМАЦИИ ДЛя ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА 17
ЦЕЛИ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА 19
СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА 21
МЕТОДЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ 23
НЕПОСРЕДСТВЕННАя ОЦЕНКА 23
АНАЛИЗ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 24
ВАЖНЕЙШИЕ ФИНАНСОВЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ И ПОКАЗАТЕЛИ 25
ПРОИЗВОДНЫЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ. 28
ПОКАЗАТЕЛИ ДОХОДНОСТИ 28
ЗАТОВАРИВАНИЕ 29
СРАВНЕНИя 30
ЗАКЛЮчЕНИЕ 31