Финансовое право Украины (Шпаргалка)
1. Понятие финансов и финансовой деятельности Украины. 1
2. Регламентация финансовой деятельности по Конституции Украины. 1
3. Задачи финансовой деят-ти гос-ва в условиях перехода к рыночной
экономике. 1
4. Методы финансовой деятельности гос-ва. 1
5. Принципы финансовой деят-ти Украины. 1
6. Состав финансовой системы Украины. 1
7. Роль экономических нормативов в фин. деят-ти гос-ва. 1
8. Предмет, наука и отрасль финансового права. Источники финансового права.
1
9. Финансово-правовые отношения, их содержание и важнейшие особенности. 1
10. Финансово-правовые нормы, их виды и структура. 1
11. Место фин. права в системе правовых наук Украины. 2
12. Санкции, применяемые к предприятиям, орг-циям, объединениям и гр-нам за
нарушение норм фин. права. 2
13. Система органов, осуществляющих контроль. 2
14. Виды и формы фин. контроля. Санкции, применяемые ГНА за нарушение норм
фин. права. 2
15. Финансовый контроль-специальная отрасль гос-ного контроля. 2
16. Методы фин. контроля. Обяз-ти главных бухгалтеров по контр. за
финансово-хоз-ной деят-тью по Положению об организациях бухгалтерского
учета и отчетности в У-не. 2
17. Источники формирования децентрализованных фондов предпр-тий в свете З-
на о предпр-тиях. 2
18. Порядок распределения прибыли производственных объединений, предпр-тий
и орг-ций пром-ти по действующему зак-ву. 2
19. Порядок образ-ния и расходования фондов: а) развития произв-ва, науки,
техники; б) фонда матер-ного поощрения; в) соц-ного развития на предпр-
тиях, орг-циях, объединениях. 2
20. Хар-ка фин. планов предприятий, орг-ций, объединений. Порядок их
утверждения. 2
21. Понятие бюджета Украины. 2
22. Бюджетное устройство У-ны по действующему зак-ву. 2
23. Порядок составления и рассмотрения, утверждение Гос-ного бюджета. 2
24. Бюджетные права Украины и местных Советов по действующему зак-ву. 3
25. Система доходов Гос-ного бюджета У-ны. 3
26. Роль бюджетной комиссии ВРУ в разработке З-на о Гос-ном бюджете на
1997г. 3
27. Понятие бюджетного процесса. Стадии его. Бюджетный период. 3
28. Принципы бюджетного процесса Украины. 3
29. Долгосрочное банковское кредитование. Порядок формирования фонда
кредитования; источники возмещения полученных ссуд и оплаты процентов. 3
30. Структура дох-ов и расх-ов Гос. бюджета У-ны (по з-ну «О Гос. бюджете
на 1997 г.). 3
31. Бюджетная классификация и ее назначение. 3
32. Принципы и порядок распределения доходов и расходов между отдельными
бюджетами. Мероприятия по усилению финансовой базы местных Советов. 3
33. Бюджетное регулирование. Его задачи и методы (на примере з-на «О Гос.
бюджете на 1997г.). 3
34. Роспись бюджета. Не правовое значение. 3
35. Исполнение расходной части бюджета. Распорядители бюджетных кредитов,
их виды, права и обязанности. 3
36. Акцизный сбор (плательщики, объекты обложения). 3
37. Понятие налогов. Налоговые правоотношения. Положение о взыскании
невнесенных в срок налогов и налоговых платежей. 4
38. Отв-ть плательщиков и контроль за соблюдением зак-ва о налогах. Порядок
применения и взыскания фин. санкций органами ГНА по инструкции ГНА Украины
от 20.04.95 №28. 4
39. Подоходный налог гр-ан У-ны, иностр. гр-ан и лиц без гр-ва (группы
плательщиков, порядок обложения и уплаты). 4
40. Льготы по подоходному налогу с населения. 4
41. Сметно-бюджетное финансирование. Понятие, принципы. 4
42. Виды иностр. инвестиций по З-ну У-ны от 19.03.96. 4
43. Компенсация и возмещение убытков иностр. инвесторам. 4
44. Понятие и формы гос-ного кредита. 4
45. Понятие, назначение и принципы банковского кредитования. 4
1 Понятие финансов и финансовой деятельности Украины.
Фин. деят-ть в У-не строится на экономической основе гос-ва.
Финансы - это совок-ть эконом. отношений по формированию
децентрализованных фондов денежных ср-в в распоряжении каждого из них для
осущ-ния деят-ти с целью получения прибыли (дохода).
Фин. деят-ть необходима в любом гос-ве. Ее появление связано с появлением
гос-ва. Фин. деят-ть обуславливает процесс развития экономики в гос-ве. Все
фин. ресурсы в гос-ве представлены централизованными и децентрализованными
фондами ден. ср-в. Централиз. фонды принадлежат гос-ву, они представлены-
гос. бюджет, бюджеты местных советов, целевыми фондами-пенсионными фондами,
фондами соц. страхования, профсоюзов. Все централизован. фонды-ден. ср-ва
отраслей нар. хоз-ва фирм, объединений, предприятий всех форм соб-ти.
Централиз. фонды образуются за счет ресурсов всех отраслей.
Фин. деят-ть-это система ден. отношений, возникающее в связи
формирования, распредел., использования централиз. и децентрализов. доходов
денежных ср-в.
Гос. финансы-это система ден. отношений, к-рые возникли одновременно с
гос-вом и неразрывно связаны с его существованием и функционированием.
2 Регламентация финансовой деятельности по Конституции Украины.
Фин. деят-ть широко регламентирована в К-ции У-ны, в частности п.4 и 85
относит к полномочиям ВРУ утверждение гос. бюджета У-ны и внесение
изменений в него, контроль за его исполнением. Исходя из необходимости
обеспечения экономической безопасности гос-ва п. 2 ст. 92 закрепляет, что
исключительно законами устанавливается: гос.бюджет и бюджетная система,
система налогообложения, налоги, эконом., ден. рынки, статус лиц и иностр.
выплаты и т.д. Ст.95 Конституции закрепляет, что бюджетн. Система Украины
строится на основах справедливого и непредвзятого распределения обществ-го
богатства между гр-нами и территориальными громадами. Ст. 96 Кон-ии
закрепляет за ВРУ утверждение бюджета на определенный срок. Участие КМУ и
счетной палаты, НБУ в осуществлении фин. деятельности закреплено в ст. 92,
100. Ст. 99 определяет национальную ден. единицу. Ст. 116 закрепляет за КМУ
проведение финансовой, ценовой, инвестиционной политики. Ст.138 относит к
ведению Автономной Республики Крым (АРК) разработку, утверждение и
исполнение бюджета АРК. Ст. 143 закрепляет участие органов местного
самоуправления (ОМСУ), территориальных громад в проведении финансовой
деятельности.
3 Задачи финансовой деят-ти гос-ва в условиях перехода к рыночной
экономике.
В условиях перехода к рыночной экономике всем институтам фин. деят-ти
придается большое значение, т.к. они вносят определ. вклад в развитие
экономики гос-ва.
Основной задачей финансовой деятельности государства является:
максимальное обеспечение всего финансирования и исполнения задач, стоящих
перед государством на разных этапах развития.
Отношения, возникающие в процессе финанс. деятельности, являются не
только экономическими. Правовое регулирование финанс. деятельности является
одной из форм гос. управление экономикой.
На данном этапе, когда Украина стоит на пути перехода к рын. экономике,
государство осуществляет фин. деятельность, руководствуясь основными
принципами государственного управления: плановость, равноправие наций и
национальных меньшинств, участие трудящихся в управлении, законность и
финансовая дисциплина. Отношения обеспечения финансовых принципов является
также одной из главных задач гос-ва фин. деятельности.
Фин. деятельность является основной отраслью управления, специальной
задачей которой является мобилизация средств для всех отраслей управления.
С помощью фин. деятельности обеспечивается финансирование государства.
4 Методы финансовой деятельности гос-ва.
Для мобилизации ден. средств гос-во применяет:
. Метод установления обязательных платежей и налогов. С помощью этого
метода изыскивается все прямые и непрямые налоги, обязательные платежи,
взносы в целевые фонды.
. Метод добровольного привлечения средств. Состоит в том, что государство
привлекает в свое распоряжение временно свободные средства населения и
предприятий путем выпуска гос. займов, денежно-вещевых лотерей, вклады
населения.
. Сочетание обязательного и добровольного страхования (институт
страхования).
При расходовании средств:
. Метод бюджет. финансирования, т.е. безвозвратный безвозмездный целевой
отпуск средств на определенные нужды.
. Банковское кредитование, т.е. возвратный, возмездный, целевой, срочный
отпуск средств под залог.
5 Принципы финансовой деят-ти Украины.
. Плановость. Каждая сфера фин. деятельности обязательно планируется фин.
планы бюджета, предприятия (баланс доходов и расходов), министерства
(сводный баланс расходов и доходов), в учреждениях и организациях - смета
доходов и расходов, в банках - кредитный план и кассовый план.
. Учета и контроля. Для учета - установка одинаковой методики бух.учета
(постановление КМУ № 25 93 года «Об организации бух.учета в Украине»,
т.е. для юр. и физ. лиц установлены единые правила учета.
. Контроль - он осуществляется от имени гос-ва (ВРУ, ГНА, казначейства,
органы местн. самоупр-ния, контрольно-ревиз. служба У-ны.)
. Равноправие национальностей и нац. меньшинств, т.е. учитывается
требования, специфика малых народов.
. Участие нас-ния в управлении делами гос-ва, т.е. через тех, кого мы
избрали (депутатский корпус).
. Законности, т.е. соблюдение финанс. дисциплины (сфера планирования,
рассмотрение и утверждение бюджета, исполнение его, админ. и угол. отв-
ть.).
6 Состав финансовой системы Украины.
Совок-ть фин. институтов, объединяющих опред. фин. отношения по
образованию и использованию соответствующих централизованных и
децентрализованных фондов денежных ср-в представляет собой фин. систему У-
ны.
Вся фин. система состоит из централизованных и децентр. фондов.
Централиз.-гос-во собирает ден. ср-ва для выполнения внутр. и внешн. ф-
ций. Через этот фонд гос-во обеспечивает содержание соц. сферы, соц. защиты
нас-ния, развитие нар. хоз-ва, отрасли, к-рые способствуют развитию всей
экономики производственной и непроизв. сфер. Сюда входят: гос. бюджет У-ны,
местные бюджеты, фонд соц. страхования и соц. защиты Пенсионный фонд,
Чернобыльский фонд, Фонд занятости.
Децентрализов. фонды-это институт финансов гос. предприятий и отраслей
нар. хоз-ва. Они формируются от доходов предприятий.
Институт кредитования: банковские кредиты.
Институт гос. кредита.
Институт гос. и коммерческого имущественного и личного страхования, для
потерь от различных страховых случаев.
Институт расчетов. Обязательно присутствует в каждом из названных ин-тов,