носит хар-р устанавливаемого порядка по ср-вам расчета между субъектами в
строго установленных формах, применение к-рых обязательно для каждого
клиента.
Ин-т денежного обращения-это установленная форма деят-ти по выдаче
наличных денег на опред. нужды. Порядок исп-ния наличных денег регулируется
спец. актами о кассовых операциях.
Ин-т валютных расчетов обеспечивает вал. операции, к-рые связаны с
обеспечением внешне-экон. связей.
7 Роль экономических нормативов в фин. деят-ти гос-ва.
Экономические нормативы это обоснованные расходы денежных средств на
единицу, с применением тех. норм выраженных в натуральном и денежном
выражении, эти нормы определяются в зависимости от конкретной сферы и для
конкретных целей.
Контингент сеть и штат.
Контингент, на примере нашего ВУЗа, это количество или численность
студентов. Сеть – кол-во структурных подразделений в составе бюджетного
учреждения. Штаты расчитываются исходя из контингента и из структуры
подразделения.
Эти нормативы всегда минимальны и определены с режимом экономии.
8 Предмет, наука и отрасль финансового права. Источники финансового права.
Фин. право-это совок-ть правовых норм, регулирующих процесс мобилизации,
распределения и исп-ния централиз. и децентрализ. ден. ресурсов с целью
обеспечения задач и ф-ций гос-ва. Фин. право регулирует большую группу
отношений, связанную с опред. полномочиями управленческой сферы, регулирует
бюджетный процесс, кредитование и ден. систему, ин-т страхования и налог.
систему.
Предмет фин. права-это общ-ные отношения, возникающие в процессе фин.
деят-ти, формирования, распределения и использования гос. централизованных
фондов и децентрализован. Фондов всех форм соб-ти.
Отрасль фин. права регулирует определ. Круг общ-ных отношений,
отличающихся от др. общ-ных отношений своими особ-тями. В отрасль фин.
права входит теоретическая часть, к-рая изучает понятия в фин. праве,
содержание действий фин.-правовых норм и фин. правоотношений, способы
защиты интересов гос-ва, юр. и физ. лиц, остальные положения науки фин.
права, полномочия органов, осуществляющих фин. деят-ть и фин. контроль.
Теоретическая часть делится на общую и особенную.
Фин.-правовая наука исходит из основных предпосылок фин. деят-ти,
изучения прошлого опыта, теоретических исследований и действия эконом. з-
нов в настоящем времени. В фин. науке разработаны эконом. з-ны,
направленные на развитие общ-ва.
Отличие науки фин. права и фин. правом:
. фин. право действует на основе действ. зак-ва;
. наука фин. права-это теоретические обоснования;
. наука фин. права изучает все ин-ты фин. права, опирается на ин-ты фин.
права и базируется на нормах фин права.
Источники фин. права:
. нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления). Все эти акты не
ограничены в пространстве и во времени.
. все фин. правовые акты, к-рые ограничены во времени и в пространстве
(бюджет, кредитные планы банков и т.д.)
9 Финансово-правовые отношения, их содержание и важнейшие особенности.
Все отношения, к-рые возникают в гос-ве при перераспределении доходов и
образовании централизованных и децентрализ. фондов регулируются
соответствующими группами норм фин. права, явл. фин. правоотношениями. С
ними связано возникновение, изменение и прекращение фин. правоотношений. К
фин.-правов. отношениям относятся:
. отношения между ПУ, ВРУ и КМУ по поводу принятия законов налог. системы,
конкретных налогов, бюджетной системы, ежегодное принятие ВРУ бюджетной
резолюции, составления, рассмотрения, утверждения контроля об исполнении
и утверждении отчета об исполнении гос. бюджета У-ны.
. отн-ния между ВРУ и органами местного и регионального самоуправления по
поводу ежегодных отчислений, общего-ных налогов и платежей в пользу
местного бюджета (сбалансирование всех бюджетов У-ны путем процентных
отчислений из гос. бюджета, дотаций ).
. отношения между Минфином, Казначейством и Мин-вами и ведомствами по
поводу составления проекта гос. бюджета.
. отношения между фин. и налог. органами и физ. и юр. лицами по уплате
налогов, обяз. платежей и сборов в доход гос. и местного бюджетов.
. отношения между Минфином, Казначейством и юр. лицами, получающие
бюджетное финансирование.
. отношения между фин. органами и кредитной системой (НБУ, Укрсоцбанк и др.
установленных 10 коммерческих банков У-ны).
Матер. содержание фин. правоотношений явл. поведение субъектов (уплата
налогов, сборов, платежей). Юр. содержание-субъективные права и обяз-ти,
установленные фин.-правовыми нормами.
10 Финансово-правовые нормы, их виды и структура.
Фин.-прав. Нормы - это обязательные предписания гос. органами по поводу
мобилизации, распределении и использования центр. и децентр. фондами,
выраженные в категорической форме и обеспеченной принудительной силой
закона. Ф-п нормы установлены на основании законодательных актах. Они носят
обязательный, императивный х-р. Эти нормы по своему содержанию определяют
х-р финансовой деятельности.
Виды норм:
обязывающие нормы - нормы, которые устанавливают обязательный характер
выполнения предписаний, и в случае их невыполнения применяются
принудительные меры законов в форме санкций.
запрещающие нормы (носят х-р запрета, например, запрещается хранить наличку
в кассах, превышающих лимит).
уполномачивающие нормы (например, банк устанавливает проценты от
пользования кредитом по своему усмотрению).
Структура:
норма состоит из 3-х элементов:
гипотеза - наличие условий, с которыми связываются возникновение финансово-
правовых отношений.
диспозиция - это установленные правила дозволенного поведения юр., физ лиц
с одной стороны и гос-ва с другой.
санкция - это форма ответственности за нарушение этой нормы.
11 Место фин. права в системе правовых наук Украины.
В число отраслей Украинского права входит финансовое право. Оно
регулирует определенный круг общественных отношений, отличающихся от других
общественных отношений своими особенностями. Сфера действия финансового
права — отношения, возникающие в результате применения государством такого
экономического рычага, как финансы, и осуществления им в связи с этим
финансовой деятельности. Поэтому для определения места финансового права,
требуется выяснить, что такое финансы Украины.
Финансы — одна из стоимостных экономических категорий (к ним относятся
также деньги, прибыль, себестоимость, и др.), свойственных социалистической
системе народного хозяйства. С помощью этих категорий определяется мера
труда и мера потребления, производится оценка результатов работы
предприятий и стимулирование производственной деятельности работников и
трудовых коллективов. На этапе развития рынка, в который вступила Украина,
роль экономических рычагов усиливается. Необходимость активного -применения
их стала требованием Конституции Украины.
Все это говорит о все повышающейся роли фин. права в системе правовых
наук Украины.
12 Санкции, применяемые к предприятиям, орг-циям, объединениям и гр-нам за
нарушение норм фин. права.
Санкции по налогам применяются последовательно:
1. Пеня - за несвоевременную уплату налогов (0,3% за каждый день
просрочки /письмо ГНА № 19-0211/10-1877 от 14.03.97/)
. подоходный налог-5%
. с прибыли-учетные ставки НБУ на день исчисления пени (ставки по кредиту).
2. Принудительное взыскание со счета не внесена в срок платежей и
налогов. Если нет ср-в на счету, НА предусматривает арест на счет, лишает
предприятие возм-ти пользоваться счетом до момента начисления
задолженности.
Обращение взыскания на сумму дебитора-недоимщика. Те предприятия, к-рым
недоимщик перечислил деньги, на эти деньги утан. арест.
В случае укрытия дохода. Админ. способ защиты применяется ко всем юр.
лицам. Санкция-это механизм этого способа.
С суммы укрытого дохода исчисляется налог и 200% штраф от размера
доначисленного дохода. Адм. штраф в этом случае применяется к руководителям
и гл. бухгалтеру в размере от 2 до 5 необл. минимумов. Если же на
протяжении года у предприятия установлено повторно укрытие дохода, на него
налогается штраф в размере 500% от исчисленной суммы налога. На д. лиц-
размер от 5 до 10 необл. минимумов.
В случае злостного укрытия дохода в крупн. размерах примен. угол. отв-ть
(ст. 1482 УКУ)
. Укр. дохода в крупн. размерах до 100 необлагаемых минимумов (угол. отв-ть
до 3 лет).
. Укр. доходов в особо крупных размерах 1000 минимумов. До 10 лет с
конфискацией им-ва либо без него.
При привлечении к угол. отв-ти устанавл. пеня с момента возникновения и
при инфляции принимается индекс инфляции.
По кредитам: примен. последовательность:
. повышение ставки на 10% за несвоеврем. возврат очередных сумм
. за несвоеврем. возврат, а также за нецелевое использование-санкция:
прекращение кредитов, досрочный отзыв сумм полученного кредита.
По ден. обращению:
по положению о кассовых операциях о порядке использования наличных ден.
ср-в, санкция состоит в том, что устанавл. кол-во сверхлимитной суммы
наличных ден. ср-в подлежат изъятию в доход бюджета и штраф 200% от изъятой
суммы.
13 Система органов, осуществляющих контроль.
Контроль за фин. деят-тью в У-не осуществляют:
. Гос. налоговые администрации
. Контрольно-ревизионная служба У-ны
З-он «О ГНА» определил полномочия ГНА-ций по взысканию налогов и др.
обязательных платежей, осущ-нию контроля за правильностью исчисления и
уплаты этих платежей, и соблюдению налогового зак-ва.
Для осущ-ния гос-ного контроля за финансово-хоз-ной деят-тью действует
Гос. КРС.
Перед ГКРС поставлена осн. задача: контроль за расходованием ср-в и
матер. ценностей, их сохранностью, состоянием и достоверностью бухучета и
отчетности в Мин-вах и ведомстывах, Госкомитетах и фондах, бюджетных
учреждениях, в предприятиях и орг-циях, получающих ассигнования из бюджетов
всех уровней.
К задачам КРС относится разработка предложений по устранению выявленных
ревизиями недостатков и нарушений; предупреждение их в дальнейшем.
14 Виды и формы фин. контроля. Санкции, применяемые ГНА за нарушение норм
фин. права.
В зависимости от времени проведения финконтроль бывает: предыдущий,
поточный и последующий. Предыдущий осуществляется на стадии разработки
прогрнзных расчетов бюджета и плана, целью является проверка обоснованности