Финансовые аспекты экономики рэкета

позже формируются национальные модели рыночного хозяйства, тем отчетливее в

них видны следы рукотворности. Современная американская модель рыночного

хозяйства несет на себе явный отпечаток “нового курса” Ф. Рузвельта,

германская модель — программ Л. Эрхарда, японская модель — концепций

американских администраторов оккупационного периода. Еще заметнее

сознательное институциональное строительство в новых индустриальных странах

и в постсоциалистических странах, осуществлявших рыночную модернизацию в

последнюю треть XX в.

Чтобы подчеркнуть качественные различия национальных путей рыночной

модернизации, современные американские экономисты Т. Фрей и А. Шляйфер

предложили выделять три основных типа условий развития бизнеса в переходных

обществах — модель “невидимой руки” (invisible hand), модель

“поддерживающей руки” (helping hand) и модель “грабящей руки” (grabbing

hand) (табл. 2). Эти модели различаются, прежде всего, тем, насколько

обеспечены права собственности предпринимателей и как это осуществляется: в

первом случае эти права защищаются законом, во втором случае —

правительственными чиновниками, в третьем случае — мафией.

Табл. 2 Основные типы условий развития бизнеса в экономиках переходного

типа

В принципе, даже то, что Т. Фрей и А. Шляйфер называют моделью

“невидимой руки”, отнюдь не тождественно полному невмешательству

государства в дела бизнеса. Просто в данном случае государство выступает в

роли не “доброго деспота”, как в модели “поддерживающей руки”, а стража

порядка, который вырабатывает единые для всех эффективные “правила игры” и

следит за их выполнением — защищает права собственности, что есть первейшая

функция государства в рыночном хозяйстве. Но и эта модель является своего

рода идеальным типом, реальная же ситуация в различных странах с

модернизируемой экономикой представляют собой, как правило, “смешение всех

трех типов”.

Таким образом, распространенное среди отечественных либералов

(особенно, в начале 1990-х годов) представление, будто для рыночной

модернизации достаточно дать экономическую свободу и затем все наладится

наилучшим образом, следует считать вредной утопией. Чтобы обеспечить защиту

прав собственности зарождающегося бизнеса, надо выбирать между “невидимой

рукой” закона, “поддерживающей рукой” государственного чиновника и

“грабящими руками” бюрократов, коррупционеров и бандитов.

По классификации Т. Фрея и А. Шляйфера, постсоветские республики

относятся к модели “грабящей руки”: хотя на словах бюрократы придерживаются

риторики в духе “поддерживающей руки”, в действительности бизнесмены

оказываются во враждебном окружении. Кто и как отщипывает “крошки” от

предпринимательского “пирога”? Для ответа на этот вопрос обратимся к данным

компаративистских исследований условий развития бизнеса, проводившихся в

1996 и 1997 гг. в некоторых постсоциалистических странах под несомненным

влиянием и по образцу знаменитых исследований Э. де Сото (табл. 3 и 4).

Таблица 3 Сравнение условий развития мелкого торгового бизнеса в

Москве и Варшаве, 1996 г

Таблица 4 Сравнение условий развития бизнеса в пяти

постсоциалистических странах, 1997 г.

Согласно социологическим опросам, в “грабеже” российских

предпринимателей первоочередную роль играют государственные чиновники.

Взимая довольно высокие налоги (порядка 30 % от выручки), они не

обеспечивают взамен предпринимателям сколько-нибудь эффективной поддержкой.

Регистрационные процедуры довольно длительны. Предприниматели реже, чем

хотели бы, обращаются в суды для разрешения конфликтов, поскольку судебные

процедуры длительны и дорогостоящи, а решения судов не всегда предсказуемы

и не имеют обязательной силы. Государственные службы буквально

терроризируют бизнесменов (особенно, мелких) требованиями мелочной

отчетности (на нее уходит почти 20 % рабочего времени руководителей фирм) и

частыми инспекциями (в мелких магазинчиках Москвы, по данным опроса 1996

г., — в среднем полтора раза в месяц), участники которых считают своим

святым долгом наложить штраф. Кредитная поддержка бизнеса находится в

жалком состоянии. В такой ситуации даже честные чиновники (те, кто не берут

взяток) воспринимались бы бизнесменами как грабители: уплатив государству

налоги, предприниматель получает взамен не просто полное равнодушие к своим

потребностям, а еще и лишние заботы. Такие налоги заставляют вспомнить

“поминки”, которыми Российское государство в XVI—XVIII вв. откупалось от

слишком ожесточенных набегов крымских татар (по принципу “заплатишь —

будешь иметь беду, не заплатишь — будешь иметь еще большую беду”).

Однако честный, не вымогающий взяток чиновник в современной России

рискует оказаться музейным экспонатом. Опросы свидетельствуют, что примерно

9 бизнесменов из 10 считают взяточничество повседневным явлением: давать

“барашка в бумажке” приходится и при регистрации фирмы, и при регулярных

“наездах” проверяющих инспекций. Взятки, с одной стороны, снижают издержки

бюрократического надзора (вместо выполнения массы формальностей достаточно

выполнить “просьбу” проверяющего инспектора). С другой стороны, повальное

взяточничество приучает бизнесменов видеть в государственных чиновниках не

доброжелательных помощников, а обладателей “лицензии на грабеж”.

Соответственно, и государственные служащие привыкают рассматривать свой

пост как своего рода “кормление” (по образцу институтов средневекового

Московского государства), не связанное к тому же с полезной деятельностью.

Возникает одна из институциональных ловушек, когда сиюминутный выигрыш

оборачивается тупиком в скором будущем.

Позиция рэкетира выглядит едва ли не наиболее благопристойно. Когда

бизнесмен платит дань представителям организованной преступности, он знает,

что идет на сомнительную сделку с заведомыми нарушителями закона, не

прикрывающимися служебным удостоверением, а потому здесь не возникает

искаженного представления об общественных функциях. Частота столкновений с

уголовным рэкетом оказывается примерно такой же, что и частота встреч с

чиновниками-вымогателями.

Таким образом, в постсоветской России мы видим не одну “грабящую

руку”, а целых три: бюрократа, который не помогает бизнесмену, но взимает с

него налоги и выматывает административным контролем; взяточника,

отказывающегося одобрять деятельность предпринимателя без “бакшиша”;

рэкетира, обеспечивающего защиту прав собственности бизнесмена (часто —

защиту только от насилия самого рэкетира) в обмен на уплату дани. Первые

две социальные роли на практике обычно персонифицируются одним лицом —

чиновники налагают на предпринимателей административную узду, чтобы затем

иметь возможность ослаблять ее за личное вознаграждение. Такую ситуацию

американский советолог Стивен Фиш называет “экономикой рэкета”:

вымогательство у предпринимателей, постоянные посягательства на их права

собственности становятся нормой действий и нелегальных, и легальных

структур. “Экономика рэкета” — это институциональная форма российского

бизнеса второй половины 1990-х годов.

3.2. Препятствия для легальной защиты прав собственности

Негативный имидж российского бизнеса. Почему же отечественные

предприниматели оказались в столь незавидном положении, когда все

рассматривают их как объект вымогательства, но никто не спешит на помощь?

Можно назвать много причин, препятствующих нормальной, легальной защите

прав предпринимателей: низкая законопослушность россиян (традиция

неправовой свободы); слабость и малоэффективность самих законодательных

норм, направленных на защиту прав собственности; низкие ресурсы органов

правопорядка, которые не в силах поддерживать даже те законодательные

нормы, которые уже есть. Однако по большому счету все эти факторы трудно

назвать первостепенными. Главная причина заключается в том, что большинство

россиян (включая законодателей и стражей закона) просто не считают защиту

бизнеса первостепенной задачей. В самом деле, с начала радикальных рыночных

реформ прошло почти десятилетие, а степень защищенности предпринимателей

если и улучшилась, то отнюдь не качественно.

Почему же беды предпринимателя в постсоветской России не считают

объектом первостепенных забот? Для любого россиянина ответ не составит

особого труда: в бизнесменах видят не трудолюбивых производителей, а

нахрапистых и аморальных хищников, грабить которых — не преступление, а

своего рода восстановление социальной справедливости (“экспроприация

экспроприаторов”).

Негативный имидж бизнесменов в глазах основной массы россиян можно, в

принципе, принять за аксиому, не требующую доказательств в силу ее

постоянного подтверждения повседневным опытом.

Таблица 5 Мнения россиян о том, что необходимо для занятия бизнесом

(по данным социологического обследования в Санкт-Петербурге, 1998 г.)

Примечания: В рубрику “Неопределенные факторы” сведены те ответы, в

которых названы качества предпринимателей, не определяемые однозначно как

позитивные или негативные.

Таким образом, спустя десятилетие после начала “воспитания” уважения к

предпринимательской деятельности во “второй столице” России примерно

половина людей считает бизнесменов скорее “проклятыми буржуями”, чем “солью

земли русской”. Понятно, что в провинции, где народ живет победнее, и где

либеральная ментальность укоренилась гораздо слабее, имидж бизнесменов еще

менее привлекателен.

Если “бизнес” прочно ассоциируется с “криминалом” и “воровством”, то

вполне понятно, почему никто не торопится протянуть молодому российскому

бизнесу руку помощи. Большинство явно или неявно считает предпринимателей

своего рода “легальными преступниками” и уверено, что относиться к ним надо

именно в соответствии с криминальными “понятиями”, то есть по принципу

“права силы”.

Криминальность российского бизнеса. В какой степени, однако, оправдан

негативный имидж российского бизнеса? Быть может, отечественные

предприниматели — “без вины виноватые”? Нет, российских предпринимателей

трудно назвать невинными овечками. Представления “простых людей” о

предпринимателях как о жуликах, увы, не слишком расходятся с реальным

положением дел.

Действительно, в 1990-е годы главным генератором криминогенности в

России стал именно молодой бизнес. Кажется, будто отечественные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты