Финансовые аспекты экономики рэкета

Восточной Европе. При слабости индивидуалистических ценностей “человек,

сделавший себя сам” воспринимается большинством окружающих как выскочка,

который делает свою карьеру, “идя по головам”. Естественно, что в таких

условиях бизнесмен классического типа как единоличный лидер выглядит

аномалией, антиобщественным элементом.

Существует ли, в российской экономической культуре качественное

разграничение “честного” и “нечестного” бизнеса? И на этот вопрос также

придется дать отрицательный ответ. Дело отнюдь не сводится к тому, что в

советскую эпоху жажда богатства клеймилась как моральное извращение.

Характерная деталь: в классической русской литературе XIX в. нет буквально

ни одного вполне положительного образа предпринимателя, зато отрицательных

— сколько угодно. Дореволюционные русские писатели, от А.С. Грибоедова до

А.П. Чехова, считали людей, отдавших свои силы презренной материальной

наживе, “мертвыми душами”, рядом с которыми даже лентяй Обломов выглядит

положительным персонажем. Ничего похожего на поэтизацию предпринимательства

в духе О. Бальзака, Дж. Лондона и Т. Драйзера в отечественной литературе

нет и в помине. Схожую картину рисует знакомство с русским фольклором:

среди народных пословиц многие осуждают погоню за богатством (сошлемся лишь

на общеизвестное “От трудов праведных не наживешь палат каменных”), но

трудно найти ее одобряющие. О чем-либо похожем на “Поучения Простака

Ричарда” Б. Франклина не может быть и речи. Можно, видимо, утверждать, что

традиционная российская экономическая ментальность в принципе не знает

понятия “честная нажива” и склонна негативно оценивать любые способы

индивидуалистического обогащения. Конечно, в советский период это осуждение

не могло не усилиться, но семена падали на хорошо подготовленную почву.

В принципе современная ситуация в российском бизнесе не так уж сильно

отличается от ситуации в той России, “которую мы потеряли”. Специалисты по

экономической истории хорошо знают, что отечественные предприниматели

дореволюционного периода также не служили образцом морального образа

действий. “Рентоискательство” у власть имущих, обман покупателей и

продавцов, ложные банкротства были вполне обыденными явлениями, а “честный

бизнес” конфессиональных меньшинств (старообрядцы, евреи) — исключением,

подтверждающим общее правило. Современное развитие бизнеса происходит,

однако, в условиях более низкой правовой защищенности (у “купцов-

аршинников” взятки мог вымогать городничий или городовой, но не уголовный

рэкетир), потому девиантное поведение предпринимателей проявляется в более

явных, откровенных формах, чем в дореволюционный период.

3.5. Криминальность бизнеса как следствие культурологического

стереотипа

Говорят, будто с падением коммунистического режима исчезли и

“советские” предрассудки о “греховности” индивидуального обогащения. На

самом деле российская традиция этического осуждения погони за богатством не

исчезла, а приобрела превращенную форму.

“Прорабы реформ” были в известном смысле революционерами, стремясь

сделать индивидуалистический бизнес вместо третируемой аномалии одобряемой

нормой. Но, как это часто бывает у революционеров, они, не замечая того,

находились в плену у тех культурных норм, с которыми боролись. Изначально,

в полном соответствии с российской традицией, либеральные радикал-

реформаторы не видели принципиальной разницы между “честным” и “бесчестным”

бизнесом, равно приветствуя любое частное предпринимательство. При

отсутствии этики бизнеса и господстве представлений о заведомой

аморальности бизнеса это было воспринято (не могло не быть воспринято) как

разрешение “делать деньги” любыми средствами.

Предпринимательство стало легальным и официально одобряемым, однако

культурологический стереотип, представляющий занятие бизнесом как этическую

аномалию, продолжает действовать. Человек, решившийся стать

предпринимателем, сразу попадает в ситуацию морального вакуума: для

подавляющего большинства россиян бизнес (любой бизнес!) однозначно

ассоциируется не столько с “трудолюбием” и “инициативностью”, сколько с

“нечестностью” и “обманом”. Начинающий предприниматель априори подвергнут

со стороны общества моральному осуждению, и сам себя осознает стоящим за

чертой общепринятых норм. Поскольку бизнесмен обречен (независимо от своего

личного поведения) олицетворять для сограждан вора и жулика, то у него

отсутствуют этические “тормоза”. Заранее “осужденный”, он с легкостью

совершает противоправные действия: его уже подвергли моральному остракизму,

и потому действительно совершаемые правонарушения мало вредят его

репутации.

Таким образом, главную причину криминальности российского бизнеса и,

соответственно, слабости легальной защиты прав бизнесменов мы видим не

столько в ошибках правящей элиты, сколько в принципиальной

рассогласованности ценностей классического либерализма и российских

культурных традиций. Попытка механически привить к российской “почве”

западную модель индивидуалистического бизнеса оборачивается тотальной

криминализацией экономики. Российская экономическая этика неизбежно

провоцирует развитие в процессе рыночных реформ криминального капитализма,

который, в свою очередь, закрепляет стереотип аморальности

предпринимательства. Образуются порочные круги (рис. 1), обрекающие

отечественного предпринимателя на незавидную роль “чужого среди своих”, к

которому испытывают сложную смесь чувств зависти и брезгливости, и к

которому ни официальные лица, ни рядовые граждане не торопятся прийти на

помощь.

Рис.1. Порочные круги отчуждения российского бизнеса от общества

3.6. Нелегальная защита прав собственности в советском и постсоветском

бизнесе

В условиях, когда предприниматель не может рассчитывать на сколько-

нибудь существенную поддержку официальных инстанций в защите своих прав

собственности, ему приходится искать суррогаты государственной системе.

Спрос на нелегальную защиту прав собственности бизнесменов не мог не

породить предложения. Сформировавшаяся в России теневая система защиты прав

собственности получила название “крыша”, которое на протяжении 1990-х годов

постепенно входит в международный лексикон, как ранее в него вошли

“колхоз”, “ГУЛАГ” и “спутник”.

Можно выделить три направления “крышестроительства”: использование

покровительства организованной преступности (“бандитские крыши”), создание

частных служб безопасности (коммерческие “крыши”) и, наконец, использование

неформального покровительства официальных правоохранительных органов

(“милицейские крыши”). В каждом из этих случае наблюдается ползучая

приватизация правоохранительной деятельности — перетекание реального

выполнения этой функции в руки внегосударственных институтов.

Исторически и логически первичной формой теневой защиты прав

собственности предпринимателей в России могла быть только “бандитская

крыша”. Как уже указывалось в начале данной главы, предпринимательство в

России стало зарождаться еще в советский период, когда примерно с 1960—1970-

х гг. “цеховики” и спекулянты начали создавать настоящие подпольные фирмы.

Естественно, новоиспеченные “буржуи” сразу оказались под пристальным

вниманием отечественного криминалитета. Первоначально отношения между

подпольными миллионерами и уголовниками повторяли сюжет “Золотого теленка”,

причем для облегчения мошны новоявленных Корейко использовались методы не

столько артистичного Остапа Бендера, сколько недалекого Паниковского. Когда

бандиты “наезжали” на теневых дельцов и забирали у них все, что только

можно, те, понятное дело, не рисковали обращаться в милицию. Однако

противостояние теневых предпринимателей и криминалитета долго продолжаться

не могло, поскольку объективно не было выгодно ни тем, ни другим.

Важным рубежом в экономической истории отечественной организованной

преступности стала совместная сходка “воров в законе” и “цеховиков” в 1979

г. в Кисловодске, когда неорганизованные поборы были заменены планомерной

выплатой подпольными предпринимателями 10 % от их доходов в обмен на

гарантированную безопасность от преступного мира. “Кисловодская конвенция”

первоначально действовала только в южных регионах СССР, где подпольное

предпринимательство цвело особенно пышно, но затем постепенно стала тем

образцом, по которому строились отношения теневых предпринимателей с

уголовниками и в других регионах.

С тех пор и по сей день основным видом доходов российской

организованной преступности остается рэкет — взимание поборов за

безопасность сначала с нелегальных, а с конца 1980-х годов — и с

большинства легальных предпринимателей. Поскольку новоиспеченные

предприниматели не получали сколько-нибудь существенной правовой поддержки

(статью Уголовного кодекса, объявляющую предпринимательство уголовным

преступлением, отменили лишь в декабре 1991 г.), они были обречены

оказаться “в объятиях” мафии. К середине 1990-х годов под контролем

“бандитских крыш” находилось, по некоторым оценкам, около 85 % коммерческих

предприятий — в сущности все, кроме занятых охранным бизнесом или

работающих под прямой протекцией правоохранительных органов. Впрочем,

подобную оценку можно считать существенно завышенной по принципу “у страха

глаза велики”: по данным социологических опросов предпринимателей, с

силовыми вымогательствами сталкиваются только 30—45. Это можно объяснить

тем, что подавляющая доля предприятий являются крайне мелкими и

неустойчивыми, поэтому у их руководителей не возникает особой нужды в

защите, а у бандитов — желания обкладывать их данью.

Введенная “кисловодской конвенцией” бандитская “десятина” превратилась

в устойчивый компонент издержек российского предпринимательства: в начале

1990-х годов А. Лившиц оценил потери коммерческих структур от рэкета той же

цифрой — 10 %. Когда криминальные авторитеты помогают своим подопечным

“налаживать отношения” с нерадивыми должниками, то “крыша” забирает еще 50

% от суммы возвращенного долга. Поскольку использование альтернативных

легальных институтов в защите прав собственности предпринимателей остается

крайне малорезультативным, подобные тарифы признаются приемлемыми.

Возмущение у бизнесменов вызывают не регулярные платежи как таковые, а

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты