Финансовый контроль

Финансовый контроль

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

Содержание финансового контроля, его значение и функции в условиях

рыночной экономики………………………….…4

Формы, виды и методы финансового контроля…………..00

Государственный финансовый контроль…………………..99

3.1. Контроль со стороны Президента Российской

Федерации……..99

2 3.2. Контроль со стороны представительных органов

власти………99

3.3. Контроль со стороны специализированных

. государственных структур…………………………………………………00

.

4. Негосударственный финансовый контроль………………..22

. 4.1. Внутрифирменный финансовый контроль……………………….55

. 4.2. Контроль со стороны коммерческих банков……………………..88

. 4.2. Аудиторский контроль…………………………………………….99

Заключение…………………………………………………………………

Введение

Наша страна сейчас находится в состоянии, которое принято называть

переходным. Мы постепенно движемся от тоталитарного типа к

демократическому. При этом происходит смена взглядов, идеологии, системы

ценностей. Но, пожалуй, основные изменения происходят в экономике. Слишком

уж рознятся наше прошлое и то, к чему мы стремимся.

Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а

финансовый контроль – неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас

происходят значительные изменения как в задачах финансового контроля, так и

в оценке его значении.

Проблема переориентации финансового контроля, его адаптация к новым

условиям является, на мой взгляд, одной из основных на сегодняшний день.

Потому что он касается как государства (так как с его помощью государство

увеличивает собираемость налогов), так предприятия, организации и

учреждения (которые с помощью финансового контроля могут сократить свои

расходы, увеличивая таким образом свою прибыль).

Целью данной работы является рассмотрение понятия финансовый контроль,

его видов, основных методов, а также показать каким образом осуществляется

контроль со стороны властных структур Российской Федерации.

Работа состоит из четырех глав, первые две из которых раскрывают само

понятие финансовый контроль, а последние две посвящены двум его формам :

государственному и негосударственному. В первой главе будет раскрыто

понятие финансовый контроль, во второй главе будут рассмотрены его виды,

формы и методы. Третья глава посвящена контролю со стороны государства. По

законодательству финансовый контроль в Российской Федерации осуществляется

со стороны Президента, органов представительной власти и специализированных

органов. Каким образом и на каком основании осуществляется контроль со

стороны всех вышеперечисленных государственных структур будет рассмотрено в

соответствующих пунктах главы третьей. Четвёртая глава посвящена

негосударственному контролю, т.е. контролю со стороны негосударственных

структур, прежде всего со стороны аудиторских фирм (или аудиторов –

физических лиц).

Таким образом работа будет представлять собой некое теоретическое

пособие, в котором будут рассмотрены все аспекты такого понятия, как

финансовый контроль.

Глава 1. Содержание финансового контроля, его значение и функции в

условиях рыночной экономики

Финансовый контроль является практическим воплощением контрольной

функции, присущей финансам как экономической категории.

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1) строго регламентированную деятельность специально созданных

контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и

финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на

макро-, и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности

финансовых операций1.

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями,

методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая

и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на

аналитическую сторону финансового контроля.

Финансовый контроль за состоянием экономики, развитием социально-

экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по

управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает

финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной

реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса

формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех

сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при

переходе к рынку многократно возрастает.

Таким образом, финансовый контроль, с одной стороны, является одной из

завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает

необходимым условием эффективности управления ими. Сложность понимания

финансового контроля обусловлена сложностью самой категории финансов. Так

же как финансы являются основой любой сферы общественной деятельности и в

то же время отражают их материальную результативность, так и финансовый

контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется

весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования

финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в

любой сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.

Можно сказать, что финансовый контроль - это совокупность действий и

операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности

субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и

методов его организации.

Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные

органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права,

обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в

законодательном порядке.

Финансовый контроль как особая область контроля, связанная с

использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и

соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля

являются денежные, распределительные процессы при формировании и

использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных

средств, на всех уровнях и звеньях экономики страны.

Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые

(стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную

стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на

различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер,

поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все

стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности

объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных

взаимосвязей.

Сферой финансового контроля являются практически все операции,

совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них

(бартерные сделки и т. п.).

Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации,

но и имеющие нормальные результаты деятельности.

Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований

экономических законов, оптимальности пропорций распределения и

перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального

дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового

состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых

ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый

контроль; другие направления.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие

сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами

денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности

и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным

бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых

ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;

содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных

ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также

правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение

соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области

налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-

правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности

предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий,

организаций, учреждений, а также государственных и финансово-банковских

структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может

быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных)

мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины. Экономические меры

воздействия конкретно проявляются через финансовые санкции, являющиеся теми

рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению эффективности

производства, его интенсификации, экологическому оздоровлению и т.д.

Проблема усиления финансовой ответственности, действенности финансового

контроля требуют, с одной стороны, сокращения количества применяемых

санкций, а, с другой, повышения их результативности.

В государствах тоталитарного типа формы организации и цели финансового

контроля подчинены интересам правящей администрации. Государственный

контроль носит глобальный и повсеместный характер и преследует чисто

фискальные цели. В странах с переходной экономикой, к которым в настоящее

время принадлежит Россия, экономико-правовая организация финансового

контроля имеет специфические черты. Такие государства постепенно отходят от

тоталитарности государственного финансового контроля и создают правовую

основу для его организации. Так, помимо института счетных палат и налоговых

ведомств, присущих развитым странам, современная система государственного

финансового контроля России включает и ряд других специальных органов. В

соответствии с Указом Президента РФ от 25 мая 1996 г. «О мерах по

обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» к

таким органам относятся: Центральный банк, Государственный таможенный

комитет, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты