Финансовый контроль
Содержание
Введение……………………………………………………………………...3
Содержание финансового контроля, его значение и функции в условиях
рыночной экономики………………………….…4
Формы, виды и методы финансового контроля…………..00
Государственный финансовый контроль…………………..99
3.1. Контроль со стороны Президента Российской
Федерации……..99
2 3.2. Контроль со стороны представительных органов
власти………99
3.3. Контроль со стороны специализированных
. государственных структур…………………………………………………00
.
4. Негосударственный финансовый контроль………………..22
. 4.1. Внутрифирменный финансовый контроль……………………….55
. 4.2. Контроль со стороны коммерческих банков……………………..88
. 4.2. Аудиторский контроль…………………………………………….99
Заключение…………………………………………………………………
Введение
Наша страна сейчас находится в состоянии, которое принято называть
переходным. Мы постепенно движемся от тоталитарного типа к
демократическому. При этом происходит смена взглядов, идеологии, системы
ценностей. Но, пожалуй, основные изменения происходят в экономике. Слишком
уж рознятся наше прошлое и то, к чему мы стремимся.
Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а
финансовый контроль – неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас
происходят значительные изменения как в задачах финансового контроля, так и
в оценке его значении.
Проблема переориентации финансового контроля, его адаптация к новым
условиям является, на мой взгляд, одной из основных на сегодняшний день.
Потому что он касается как государства (так как с его помощью государство
увеличивает собираемость налогов), так предприятия, организации и
учреждения (которые с помощью финансового контроля могут сократить свои
расходы, увеличивая таким образом свою прибыль).
Целью данной работы является рассмотрение понятия финансовый контроль,
его видов, основных методов, а также показать каким образом осуществляется
контроль со стороны властных структур Российской Федерации.
Работа состоит из четырех глав, первые две из которых раскрывают само
понятие финансовый контроль, а последние две посвящены двум его формам :
государственному и негосударственному. В первой главе будет раскрыто
понятие финансовый контроль, во второй главе будут рассмотрены его виды,
формы и методы. Третья глава посвящена контролю со стороны государства. По
законодательству финансовый контроль в Российской Федерации осуществляется
со стороны Президента, органов представительной власти и специализированных
органов. Каким образом и на каком основании осуществляется контроль со
стороны всех вышеперечисленных государственных структур будет рассмотрено в
соответствующих пунктах главы третьей. Четвёртая глава посвящена
негосударственному контролю, т.е. контролю со стороны негосударственных
структур, прежде всего со стороны аудиторских фирм (или аудиторов –
физических лиц).
Таким образом работа будет представлять собой некое теоретическое
пособие, в котором будут рассмотрены все аспекты такого понятия, как
финансовый контроль.
Глава 1. Содержание финансового контроля, его значение и функции в
условиях рыночной экономики
Финансовый контроль является практическим воплощением контрольной
функции, присущей финансам как экономической категории.
Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:
1) строго регламентированную деятельность специально созданных
контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и
финансовой дисциплины всех экономических субъектов;
2) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на
макро-, и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности
финансовых операций1.
Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями,
методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая
и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на
аналитическую сторону финансового контроля.
Финансовый контроль за состоянием экономики, развитием социально-
экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по
управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает
финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной
реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса
формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех
сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при
переходе к рынку многократно возрастает.
Таким образом, финансовый контроль, с одной стороны, является одной из
завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает
необходимым условием эффективности управления ими. Сложность понимания
финансового контроля обусловлена сложностью самой категории финансов. Так
же как финансы являются основой любой сферы общественной деятельности и в
то же время отражают их материальную результативность, так и финансовый
контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется
весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования
финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в
любой сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.
Можно сказать, что финансовый контроль - это совокупность действий и
операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности
субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и
методов его организации.
Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные
органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права,
обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в
законодательном порядке.
Финансовый контроль как особая область контроля, связанная с
использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и
соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля
являются денежные, распределительные процессы при формировании и
использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных
средств, на всех уровнях и звеньях экономики страны.
Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые
(стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную
стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на
различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер,
поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все
стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности
объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных
взаимосвязей.
Сферой финансового контроля являются практически все операции,
совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них
(бартерные сделки и т. п.).
Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации,
но и имеющие нормальные результаты деятельности.
Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований
экономических законов, оптимальности пропорций распределения и
перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального
дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового
состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых
ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый
контроль; другие направления.
Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие
сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами
денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности
и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным
бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых
ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;
содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных
ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также
правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение
соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области
налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-
правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности
предприятий, в том числе по валютным операциям и др.
Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий,
организаций, учреждений, а также государственных и финансово-банковских
структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может
быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных)
мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины. Экономические меры
воздействия конкретно проявляются через финансовые санкции, являющиеся теми
рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению эффективности
производства, его интенсификации, экологическому оздоровлению и т.д.
Проблема усиления финансовой ответственности, действенности финансового
контроля требуют, с одной стороны, сокращения количества применяемых
санкций, а, с другой, повышения их результативности.
В государствах тоталитарного типа формы организации и цели финансового
контроля подчинены интересам правящей администрации. Государственный
контроль носит глобальный и повсеместный характер и преследует чисто
фискальные цели. В странах с переходной экономикой, к которым в настоящее
время принадлежит Россия, экономико-правовая организация финансового
контроля имеет специфические черты. Такие государства постепенно отходят от
тоталитарности государственного финансового контроля и создают правовую
основу для его организации. Так, помимо института счетных палат и налоговых
ведомств, присущих развитым странам, современная система государственного
финансового контроля России включает и ряд других специальных органов. В
соответствии с Указом Президента РФ от 25 мая 1996 г. «О мерах по
обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» к
таким органам относятся: Центральный банк, Государственный таможенный
комитет, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.