проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального
контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности,
обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных
операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных
бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в
деятельности ревизуемого объекта.
По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются
ревизии[1]:
1. полные – предусматривают проверку всех сторон финансово-
хозяйственной деятельности объекта;
2. частичные - проводятся для проверки отдельных сторон или участков
финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;
3. комплексные - являются наиболее полными, охватывающими все
стороны деятельности проверяемого предприятия, учреждения,
организации, охватывают хозяйственную и финансовую деятельность
субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного
использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов,
качества и состояния бухгалтерского учета и отчетности. Для
проверки узких технических и технологических вопросов к ревизии
привлекаются соответствующие специалисты. Это позволяет при
проведении комплексной ревизии обеспечить эффективность и полноту
ее результатов;
4. тематические - проводятся на определенную тему по деятельности
однотипных предприятий, организаций, учреждений, что позволяет
выявить типичные недостатки или нарушения и принять меры к их
устранению.
В зависимости от степени «охвата» финансовых и хозяйственных операций
различают ревизии:
1. сплошные - предполагают проверку всех операций на определенном участке
деятельности за весь проверяемый период;
2. выборочные — это проверка определенной части первичных документов за
тот или иной промежуток времени. Как правило, проверяют один месяц в
квартале, при обнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии;
комбинированные – предусматривают проверку одних участков сплошным методом,
а других — выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты с высоким
документооборотом, осуществляющие крупные хозяйственные операции.
Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных
предприятий и учреждений, а также различными государственными и
негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и
аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком,
аудиторскими службами). На основании проведенной ревизии оформляется акт,
по которому принимаются меры по устранению нарушений, возмещению
материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности.
2.4. Основные методы государственного финансового контроля
Основными методами государственного контроля являются комплексные
ревизии и тематические проверки. Способы проведения ревизий и проверок
зависят от конкретных задач, которые ставит перед контролерами направившее
их ведомство. Если ревизия предполагает контроль законности и правильности
проведения финансовых операций и достоверности финансовой информации, то
проверки преследуют цель контроля качества управления финансовыми ресурсами
на всех стадиях их планирования и использования, оценки эффективности и
целесообразности произведенных финансовых операций.
1. Результативность контроля зависит не только от профессионального
уровня государственных контролеров и независимых аудиторов, но и от
регламента ревизий и проверок. Порядок последовательность проведения
финансовых ревизий основаны на стандартах бухгалтерского учета.
Общепринятый регламент проведения комплексной ревизии включает
следующие поэтапные действия контрольных органов:
1. инвентаризация наличия и сохранности товароматериальных
ценностей, незавершенного производства (строительства),
полуфабрикатов, офисного и другого оборудования, денежных
средств и расчетов;
1.2. визуальная проверка правильности оформления документов (полноты и
достоверности заполнения реквизитов; соответствие предъявленных к проверке
документов утвержденным нормам; выявление некачественных документов);
арифметичекий подсчет итогов;
1.3. проверка полноты и правильности отражения в документах финансово-
хозяйственных операций. По первичным записям водятся таксировка (проверка
количественных суммовых данных) и контировка (проверка правильности
корреспонденции бухгалтерских счетов). Проверяются также правильность и
полнота отражения бухгалтерских записей в учетных регистрах, разработочных
таблицах, журналах-ордерах, в главной книге и т. д.;
1.4. проверка правильности исчисления расчетных показателей (заработной
платы, налогов, амортизационных сумм, резервов процентов за кредиты и
т.д.);
1.5. проверка правильности формирования отчетности — бухгалтерской,
финансовой, налоговой, статистической, страховой, кредитной и другой
отчетности, предусмотренной страновым законодательством.
Другие формы контроля, например, документальные тематические проверки,
основаны на регламентах, определяемых соответствующими контрольными
ведомствами или руководством фирмы (при проведении внутреннего контроля).
2. Результативность финансового контроля зависит также от санкций,
применяемых в отношении финансовых нарушений.
Мировая практика выделяет две сложившиеся модели финансового контроля.
В странах, приверженных англо-саксонской модели, деятельность контрольного
органа ограничена подготовкой отчета о проверке (ревизии). Вопрос о
санкциях за финансовые нарушения рассматривают административные и судебные
органы.
В странах, придерживающихся французской модели, контрольные органы
исполняют и некоторые судебные функции имеют право определять степень
виновности лиц в финансовых нарушениях, требовать возмещения финансового
ущерба.
Глава 3. Государственный финансовый контроль
Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РФ и конституциях
(уставах) субъектов Федерации, предусматривает контроль финансовой
деятельности органов исполнительной власти со стороны Президента и органов
представительной власти. Такой контроль осуществляется, прежде всего, при
рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов,
государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении
отчетов об их исполнении.
3.1. Контроль со стороны органов представительной власти
3.1.1. Контроль со стороны Президента Российской Федерации
Контроль финансов со стороны Президента РФ осуществляется в
соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам,
подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности
министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатуры для
назначения на должность председателя Центрального банка.
Определенные функции финансового контроля выполняет Главное контрольное
управление Президента РФ, созданное Указом Президента от 24 мая 1994г. Как
структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется
непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами
исполнительной власти. Среди его функций: контроль над деятельностью
органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти,
подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти
субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических
лиц.
Главное Контрольное управление наделено правом требовать от
руководителей государственных органов, организаций и предприятий
(независимо от формы собственности) представления документов, материалов и
любой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к
проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и
вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок.
Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений,
которые должны быть рассмотрены и течение 10 дней. Но оно не имеет права
самостоятельно применять какие-либо санкции.
3.1.2. Контроль со стороны органов исполнительной власти
Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый
контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и
контролируют деятельность, подведомственных им управленческих структур, в
том числе финансовых.
Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и законом «О Совете
Министров — Правительстве РФ» наделено широкими полномочиями. Оно
контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета,
осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита.
Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность
министерств и ведомств; направляет деятельность подведомственных ему
органов финансового контроля. Правительством РФ утверждены положения «О
Министерстве финансов» (на основании Положения от 6 марта 1998 г.), «О
Казначействе» (на основании Постановления от 27 августа 1993 г.). При
Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд
контрольных функций в области финансов.
Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны Правительства
РФ занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое не только
разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует
ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной
форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего Минфин осуществляет
финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета;
контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств
федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля;
контролирует направление и использование государственных инвестиций,
выделяемых на основе решений правительства РФ.
По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения выявленных
нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального
бюджета предприятий и организаций при наличии у них фактов незаконного
расходования средств, а также непредставления ими соответствующей
отчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по