Финансовый контроль

назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое

Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учета в

стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию

аудиторской деятельности (сюда не входит аудит банков).

Следует отметить, что контрольные полномочия Минфина РФ

распространяются на финансовые средства только федерального уровня.

Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность

субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они сами несут

ответственность за формирование и использование своих бюджетов и

внебюджетных фондов.

Оперативный контроль использования государственных средств

осуществляет действующий в рамках Минфина Департамент государственного

финансового контроля и аудита, а также органы Федерального казначейства.

Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина РФ,

созданный Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998г., является

преемником Контрольно-ревизионного управления Минфина РФ. Департамент и его

территориальные подразделения обязаны проводить комплексные ревизии и

тематические проверки с целью контроля поступлений и целевого использования

средств федерального бюджета I государственных внебюджетных фондов;

документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности по заданиям

правоохранительных органов, а также органов государственной власти

субъектов РФ и местного самоуправления.

Органы Федерального казначейства призваны осуществлять государственную

бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета,

осуществляя при этом жесткий контроль поступления, целевого и экономного

использования государственных средств.

На него возложены следующие задачи:

1. контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в ходе

его исполнения;

2. контроль состояния государственных финансов в целом (предоставление

высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о

финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;

3. контроль совместно с Банком России состояния государственного внешнего

и внутреннего долга РФ;

4. контроль государственных федеральных внебюджетных фондов и финансовых

отношений между ними и федеральным бюджетом.

Органы Казначейства имеют право производить проверки различных денежных

документов, отчетов и смет в государственных органах, банках, на

предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального

бюджета и вне бюджетных фондов, приостанавливать операции по их счетам в

банках. Они имеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорном

порядке государственных средств, с наложением штрафа в размере действующей

учетной ставки Центрального банка России, а также налагать штрафы на

коммерческие банки в случае несвоевременного зачисления ими поступающих от

хозяйствующих объектов средств на счета федерального бюджета и внебюджетных

фондов в размере действующей в данном банке процентной ставки, увеличенной

на 10 пунктов. Как правило, органы Казначейства взаимодействуют с

налоговыми и правоохранительными органами.

По решению Правительства РФ переход на казначейскую систему

исполнения федерального бюджета, который должен закончиться в 1999 г.,

призван значительно укрепить контрольные полномочия Федерального

казначейства в части федерального бюджета.

Следует отметить, что в настоящее время не предусмотрено серьезной

административной или уголовной ответственности за нецелевое использование

бюджетных средств, что резко снижает степень эффективности государственного

финансового контроля. Практически неизвестны случаи, когда возбужденные по

фактам нецелевого использования государственных ресурсов дела были доведены

до суда. Решить эту проблему призван находящийся в стадии проекта закон «О

Государственном финансовом контроле», предусматривающий соответствующие

санкции и механизм их применения.

3.1.3. Контроль со стороны органов законодательной власти

С этой целью созданы соответствующие структуры: комитеты и комиссии

Совета Федерации и Государственной Думы, Счетная палата РФ, контрольно-

счетные палаты субъектов РФ.

Начало такому контролю было положено в 1992 г. созданием Контрольно-

бюджетного комитета при Верховном Совете РФ как органа, не зависимого в

своих действиях ни от Правительства РФ, ни от администрации Президента РФ.

В настоящее время основная часть его функций передана Комитету

Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам,

соответствующие подкомитеты которого проводят экспортно-аналитические

работы по всем финансовым вопросам. Так, подкомитет по бюджету дает

заключение по проекту федерального бюджета. Другие подкомитеты занимаются

оценкой законодательных предложений соответственно по вопросам

налогообложения, банковской и финансовой деятельности.

Особое место в системе финансового контроля со стороны органов

представительной власти принадлежит Счетной палате РФ, деятельность которой

определяется Федеральным законом РФ от 11 января 1995 г. Это не зависимый

от Правительства РФ постоянно действующий орган государственного

финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный

Федеральному Собранию РФ. Сфера полномочий Счетной палаты — контроль

федеральной собственности и расходования федеральных денежных средств.

Контролю подлежат все юридические лица — государственные органы и

учреждения, включая государственные внебюджетные фонды и ЦБР, органы

местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы, а также

другие коммерческие фирмы и негосударственные коммерческие организации — в

части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств

федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной

собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот,

предоставленных федеральными органами. Перед должностными лицами Счетной

палаты РФ поставлены следующие задачи:

1. организация контроля исполнения федерального бюджета и внебюджетных

фондов;

2. подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и

упорядочению бюджетного процесса;

3. оценка эффективности и целесообразности расходования государственных

средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и

использования федеральной собственности;

4. определение степени обоснованности статей проектов федерального

бюджета и внебюджетных фондов;

5. финансовая экспертиза, т. е. оценка финансовых последствий принятия

федеральных законов для бюджета; контроль поступления и движения

бюджетных средств на счетах банков;

6. регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе

информации о ходе исполнения федерального бюджета; контроль

поступления в федеральный бюджет денежных средств от приватизации

государственной собственности, продажи и управления ею.

Счетная палата обязана также контролировать состояние государственного

внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельность Центрального банка

России по обслуживанию государственного долга, эффективность использования

иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также

предоставление Россией финансовых и материальных ресурсов в форме займов и

на безвозмездной основе иностранным государствам и международным

организациям.

Основные методы контроля, проводимого Счетной палатой, —

тематические проверки и ревизии. Для принятия мер по устранению выявленных

нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к

ответственности, в том числе к уголовной, должностных лиц, виновных в

нарушении законодательства и бесхозяйственности. Счетная палата направляет

представление руководителю проверяемого предприятия, учреждения или

организации, которое должно быть рассмотрено в указанный в нем срок. При

выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины,

наносящих государству прямой ущерб, или при несоблюдении порядка и сроков

рассмотрения представлений Счетной палаты она имеет право давать

предписания, обязательные для исполнения. В случае если предписания не

исполняются, Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной

Думой может принять решение о приостановлении финансовых, платежных и

расчетных операций по счетам юридического лица. Предписание может быть

обжаловано в судебном порядке.

По закону деятельность Счетной палаты является гласной: результаты

должны освещаться в средствах массовой информации.

3.2. Контроль со стороны специализированных государственных структур

Помимо рассмотренных выше органов финансового контроля, в России существует

ряд специализированных органов финансового контроля, сферой деятельности

которых является конкретная область финансов, например налогообложение или

страхование.

В связи с повышением роли налогов в доходах государства при переходе к

рыночной экономике стало необходимым выделение органов налоговой службы в

особую систему. Главная задача налоговых органов — обеспечение единой

системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью

исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других

обязательных платежей.

Система налоговых органов, подчиняющаяся Президенту РФ, включает

Федеральную налоговую службу, а также государственные налоговые инспекции в

субъектах РФ и органах местного самоуправления. Основное оперативное звено

— городские и районные налоговые инспекции, поскольку именно они

осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет

налогоплательщиков. В свою очередь Федеральное налоговое ведомство

контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов, координирует

взаимодействие органов налоговой службы с другими контролирующими и

правоохранительными органами.

|

Налоговые органы имеют право в соответствии с налоговым

законодательством проверять любые денежные документы у юридических и

физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты