Финансовый контроль

без гражданства; получать от них необходимые справки и сведения (за

исключением составляющих коммерческую тайну); контролировать соблюдение

хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность

исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов

производственные, складские и торговые помещения; применять меры

принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая

изъятие соответствующих документов и приостановление операции по счетам в

банках. Налоговые инспекции также имеют право наложения административных

штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет.

Для обеспечения экономической безопасности РФ и укрепления

государственной дисциплины в области налоговой дисциплины созданы органы

налоговой полиции, ее территориальные и местные подразделения.

Налоговая полиция призвана решать следующие задачи:

1. выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и

правонарушений;

2. защиту сотрудников налоговой инспекции от противоправных посягательств

при исполнении ими служебных обязанностей;

3. предупреждение, выявление и пресечение коррупции и налоговых органах.

Для осуществления финансового контроля в сфере страхования в соответствии с

Указом Президента РФ от 18 февраля 1992 г. «О государственном страховом

надзоре РФ» была организована Федеральная служба страхового надзора

(Росстрахнадзор). Основные задачи и функции этой службы были определены

Законом РСФСР «О страховании» от 27 ноября 1992 г.). В 1996 г.

Госстрахнадзор преобразован в Департамент страхового надзора Министерства

финансов РФ с сохранением основных задач и функций.

Департамент страхового надзора и территориальные органы, помимо

лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового

рынка, осуществляют контроль обоснованности страховых тарифов и следят за

соблюдением страховыми фирмами нормативов платежеспособности.

Устанавливаются правила формирования и размещения страховых резервов,

методика расчета соотношений между активами и обязательствами страховой

фирмы, а также порядок учета страховых операций и формы отчетности по

страховой деятельности, включая соблюдение установленных нормативов. В

случае неоднократного выявления нарушений законодательства и нормативных

документов органы страхового надзора имеют право ограничивать действие

лицензий страховых фирм либо обратиться в арбитражный суд с иском об их

ликвидации.

Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит

Центральному банку России (ЦБР). Как орган государственного управления,

наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-

кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью

коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение —

Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими

банками банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов

банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или

предоставлении банками неполной или недостоверной информации, ЦБР в

зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам

воздействия: штраф в размере от 0,1 до 1% от минимальной величины уставного

капитала; выполнение требований ЦБР по финансовому оздоровлению;

реорганизация; замена руководства коммерческого банка; применение более

жестких нормативов; запрет на проведение отдельных операций и на открытие

филиалов на срок до одного года; назначение временной администрации в банке

на срок до полутора лет и, наконец, как крайняя мера — отзыв лицензии и

ликвидация банка.

На Государственный таможенный комитет (ГТК) возложен контроль за

соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении

товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Деятельность Федеральной службы по валютному и экспортному контролю,

созданной в 1992 г., тесно связана с ЦБР и ГТК. Основной задачей Службы

являются поиск и пресечение «лазеек» в валютном законодательстве,

позволяющих осуществлять беспрепятственный отток валютных активов за рубеж,

создание банка данных потенциальных нарушителей валютного законодательства.

Служба по валютному и экспортному контролю имеет право проверять все

финансовые документы организаций, осуществляющих внешнеэкономическую

деятельность; поднимать вопрос о приостановлении лицензий на право

осуществления такт операций в случаях выявления несоблюдения валютного и

экспортного законодательства, непредставления отчетных документов. Кроме

того, Службе приданы военизированные подразделения; они используются в

разведовательно-карательных целях. Служба имеет право привлекать другие

организации Российской Федерации в качестве агентов валютного контроля.

Глава 4. Негосударственный финансовый контроль

Формирование основ рыночной экономики повышает роль тех видов

финансового контроля, которые проводятся без непосредственного участия

государственных контролирующих органов. К негосударственным видам

финансового контроля относятся внутрифирменный (корпоративный), контроль со

стороны коммерческих банков за организациями-клиентами, аудиторский

контроль[2].

4.1. Внутрифирменный финансовый контроль

Осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы,

корпорации — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового

менеджмента и др. — за финансовой деятельностью его предприятия, его

филиалов и дочерних структур. Службы внутреннего контроля постоянно следят

за эффективностью и целесообразностью расходования денежных средств

(собственных, заемных, привлеченных), проводят анализ и сопоставление

фактических финансовых результатов с прогнозируемыми, финансовую оценку

результатов инвестиционных проектов, контролируют финансовое состояние

предприятия.

Внутренний контроль сопровождает весь процесс инвестирования капитала. Так

называемый пост-аудит означает сравнение фактических финансовых результатов

на каждой стадии производственно-инвестиционной деятельности с

прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение

причин их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методов

финансового прогнозирования.

4.2. Контроль со стороны коммерческих банков

Появление коммерческих банков в результате перестройки банковской

системы в значительной мере изменило функции банков в области финансового

контроля. Если отделения Государственного банка СССР контролировали всю

финансовую деятельность закрепленных за ними предприятий, то коммерческие

банки по закону обязаны контролировать лишь соблюдение клиентами

установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и

валютного законодательства. Вместе с тем необходимость поддержания

ликвидности требует от банка оценки финансового состояния и

кредитоспособности предприятий — потенциальных заемщиков. В случае

предоставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды,

платежеспособность и ликвидность клиента для оценки вероятности возврата

ссуды с причитающимися процентами в установленный срок. Такой контроль со

стороны банка — важный элемент управления кредитным риском.

4.3. Аудиторский контроль

Это новый вид финансового контроля, возникший в Российской Федерации с

конца 80-х годов. С переходом к рыночной системе управления экономикой и

появлением различных коммерческих структур резко повысились требования к их

финансовой надежности, а также к объективности при оценке их финансового

состояния.

Основные задачи аудиторского контроля — установление достоверности

бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных

финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в

Российской Федерации; проверка платежно-расчетной документации, налоговых

деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических

субъектов.

Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и

ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и

деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной

деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в

вопросах законодательства; проработку рекомендаций, полученных в результате

аудиторских проверок..

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если

инициативная проверка осуществляется по предложению самого экономического

субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех

случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 7 декабря

19941. Обязательной аудиторской проверке подлежат все кредитный организации

(включая Банк России); страховые организации, биржи, внебюджетные фонды,

создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все

предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо

от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия,

имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за

исключением государственных и муниципальных), отдельные показатели которых

превышают критерии, установленные Правительством РФ. Обязательная

аудиторская проверка может быть проведена и по поручению государственных

органов — прокуратуры, казначейства, налоговой службы и налоговой полиции.

Уклонение юридического лица от проведения обязательной аудиторской проверки

либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по

решению суда.

Аудиторские проверки могут проводить как отдельные граждане, прошедшие

государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-

аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные). Они могут

иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским

законодательством, кроме открытого акционерного общества. После получения

лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в

Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и

аудиторы не могут одновременно заниматься какой-либо другой

предпринимательской деятельностью.

Все аудиторские услуги платные. Отношения аудиторской фирмы с

клиентами, как правило, оформляются договором с оплатой услуг по договорным

ценам. Если аудиторская проверка производится на основе поручения судебных

органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела,

подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторской услуги

производится за счет проверяемой организации по тарифам, утверждаемым

Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности — за счет

средств государственного бюджета с последующим возмещением из имущества

проверяемой организации, признанной судом банкротом.

В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в

Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 23 декабря 1993

г., результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора

(аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех

юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают

четыре варианта заключения:

1) заключение без замечаний — аудитор подтверждает достоверность

показателей финансовой и бухгалтерской отчетности;

2) заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем

положительном мнении аудитора о достоверности отчетности, но о наличии

отдельных упущений, которые указаны в аналитическом разделе;

3) отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по

мнению аудитора, бухгалтерский учет на предприятии не соответствует

требованиям законодательства, а финансовая отчетность недостоверна и не

дает представления о реальном состоянии финансов;

4) заключение не составляется в том случае, если аудитору не была

предоставлена возможность получить необходимую информацию о проверяемом

объекте.

Сфера действия аудиторского контроля в России расширяется по мере

становления развитых рыночных отношений, повышения профессионального уровня

сотрудников аудиторских служб, роста спроса на их услуги с целью снижения

финансовых рисков частных фирм в условиях растущей конкуренции.

Законопроект «Об аудиторской деятельности в РФ», находящийся в стадии

рассмотрения, учитывает международные требования к ведению аудиторской

деятельности, что со временем позволит российскому аудиту интегрироваться в

систему международных экономических отношений и обеспечит признание

российских аудиторских заключений зарубежными потребителями.

Список использованной литературы

I Основная литература

Конституция Российской Федерации;

1) Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-фз «О счетной палате

Российской Федерации;

2) Указ Президента Российской Федерации от16.03.1996 № 383 (ред. От

27.06.2000) «О Главном Контрольном Управлении Президента

Российской Федерации;

3) Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.1998

(ред. От 18.06.1999) «Об Утверждении Положения о Министерстве

Финансов Российской Федерации»;

4) Федеральный закон от 02.12.90 (ред. 08.07.1999) «О Центральном

Банке Российской Федерации (Банке России)»;

5) Финансы: учебник для вузов/ Под. Ред. Проф. Л.А. Дробозиной – М.:

ЮНИТИ, 2000;

6) Финансы. Денежное обращение. Кредит.: учебник для вузов/ Л.А.

Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под. Ред. Проф.

Л.А. Дробози- ной – М.: ЮНИТИ, 2000;

7) Финансы: учебник для вузов/ В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И.

Гончаренко и др.; Под ред. В.М. Родионовой- Финансы и статистика,

1993

8) Финансы: Учебник для вузов. Под ред. Проф. М.В. Романовского,

проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти.- М.:Издательство

«Перспектива»; Издательство «Юрайт», 2000.

II Дополнительная литература

1) В.В. Бурцев : Система государственного контроля.- Финансы, №

9, 2000;

2) Л.Н. Овсянников: Финансовый контроль как система.-Финансы,

№12, 2000.

-----------------------

[1] См. Финансы: Учебник для вузов. Под ред. проф. М.В. Романовского, проф.

О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти.- М.:Издательство «Перспектива»;

Издательство «Юрайт», 2000.

[2] См. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.-М.:

ЮНИТИ, 2000

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты