Финансовый контроль: формы, методы, органы
Министерство образования
Российской Федерации
Петрозаводский Государственный университет
Экономический факультет
Кафедра экономической теории и финансов
Курсовая работа
по финансам
«Финансовый контроль: формы, методы, органы»
Выполнила:
студентка 2-го курса гр. 83202
Непомнящая Т.Н.
Проверила:
К.э.н., доцент, Рабогошвили П.С.
Петрозаводск, 2002.
1. Введение 3
2. Необходимость и содержание финансового контроля 4
2.1 Сфера финансового контроля 7
2.2 Задачи финансового контроля 8
3. Организация финансового контроля, пути повышения его действенности
9
3.1 Государственный финансовый контроль 9
3.2 Внутрихозяйственный финансовый контроль 9
3.3 Общественный финансовый контроль 10
3.4 Банковский надзор 10
3.5 Аудиторский контроль 12
3.6 Предварительный финансовый контроль 16
3.7 Текущий финансовый контроль 17
3.8 Последующий финансовый контроль 17
4. Методы финансового контроля 18
4.1 Сущность и методы экономического анализа на микроуровне 18
4.1.1 Сущность анализа экономики на микроуровне 18
4.1.2 Задачи и методы экономического анализа деятельности фирмы 19
4.2 Сущность, задачи и виды ревизии 23
5. Органы, осуществляющие финансовый контроль. Задачи и функции органов
государственного финансового контроля в Российской Федерации. 28
5.1 Финансовый контроль со стороны представительной власти 29
5.2 Оперативный контроль 33
5.3 Финансовый контроль со стороны специализированных органов 35
6. Список используемой литературы 38
1. Введение
Современный этап развития Российской Федерации характеризуется
тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства
в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и
правонарушениями в экономической сфере. В этой связи объективно возрастает
значение и роль финансового контроля.
Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам
как экономической категории присущи не только распределительная, но и
контрольная функции. Поэтому использование государством и муниципальными
образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает
проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый
контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей
системой органов государственной власти и органов местного самоуправления,
в том числе специальными контрольными органами при участии общественных
организаций, трудовых коллективов и граждан.
Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении
проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе
финансовой деятельности органами государственной власти и местного
самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и,
во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых
действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований.
Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и
целесообразности проводимой финансовой деятельности.
Требование соблюдения законности в деятельности по образованию,
распределению и использованию денежных фондов государства и субъектов
местного самоуправления имеет конституционную основу: органы
государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица,
граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской
Федерации и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).
Необходимость и содержание финансового контроля
Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических
процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению
народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый
контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации
финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного
использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного
хозяйства.
Роль финансового контроля в условиях рыночной экономики многократно
возрастает. Финансовый контроль является формой реализации контрольной
функции финансов, которая и определяет назначение и состояние финансового
контроля. Вместе с тем в зависимости от социально-экономического положения
государства, расширения прав хозяйствующих субъектов в осуществлении
финансовой деятельности, возникновения различных организационно-правовых
форм предпринимательства содержание финансового контроля существенно
обогащается.
Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке
финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов
хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений,
организаций) с применением специфических форм и методов его организации. Он
осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех
уровней, а также специально созданными учреждениями и включает: контроль за
соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе
формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической
эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности
произведённых расходов.
Финансовый контроль в отличие от других видов контроля
(экологического, санитарного, административного и др.) связан с
использованием стоимостных категорий. Предметом проверок выступают такие
финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, рентабельность,
себестоимость, издержки, обращения, налог на добавленную стоимость,
отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели носят синтетический
характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями
охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой
деятельности предприятий, а также механизм финансово-кредитных
взаимосвязей. Объектом финансового контроля являются денежные,
распределительные процессы при формировании и использовании финансовых
ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях
народного хозяйства.
Конкретные формы и методы организации финансового контроля - это
практическое воплощение объективно присущего финансам, как экономической
категории свойства контроля. Поскольку финансовая система государства
охватывает все виды денежных фондов (как на федеральном и региональном
уровне, так и на уровне отдельно хозяйствующих субъектов), финансовый
контроль является многоуровневым и разносторонним.
Финансовый контроль призван обеспечивать как интересы и права
государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов;
финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.
Государственный финансовый контроль предназначен для реализации
финансовой политики государства, создания условий для финансовой
стабилизации. Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение
бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроля за финансовой
деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных
банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства
негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения
денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие
обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при
расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также
установленных правительством правил организации денежных расчётов, ведения
учёта и отчётности.
Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также
контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль:
проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов –
собственных, заёмных и привлечённых; анализ и сопоставление фактических
результатов с прогнозируемыми; финансовую оценку результатов инвестиционных
проектов; правильность и достоверность финансовой отчётности; контроль за
финансовым состоянием и ликвидностью.
Финансовый менеджер в крупной коммерческой структуре контролирует
весь процесс инвестирования капитала. Это так называемый, постаудит,
который включает сравнение фактических финансовых результатов на каждой
стадии производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в
финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их
несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методов
финансового прогнозирования.
Следовательно, финансовый контроль – важный элемент системы управления
финансами.
Экономические и политические преобразования в Российской Федерации в
начале 90-х годов привели к существенной перестройке системы контрольных
органов. В частности, в 1990 году были упразднены органы народного
контроля; в связи с новой политической властью во главе с Президентом
возник президентский контроль.
Появились новые органы финансового контроля: Федеральное Казначейство,
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Счётная Палата,
Федеральная служба налоговой полиции и другие. Перестроена структура
Министерства финансов России, изменились его функции. Возник аудиторский
контроль. Новые формы приобрёл общественный финансовый контроль.
Разгосударствление банковской системы и появление коммерческих банков
и других кредитных организаций вызвали к жизни новые методы финансового
контроля, как со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием
предприятий-клиентов, так и за деятельностью самих коммерческих банков со
стороны Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ), так и за
деятельностью самого ЦБ РФ со стороны законодательных органов.
В условиях перехода к рынку содержание и методы контроля претерпевают
значительные уточнения, вызванные изменением роли государства в экономике,
в частности, сужается, центрируется на сфере макроэкономических процессов,