Финансовый контроль: формы, методы, органы

финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в

Российской Федерации; проверка платёжно-расчётной документации, налоговых

деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых

экономических субъектов. Аудиторские службы могут оказывать и другие

услуги: постановку и ведение бухгалтерского учёта; составление

бухгалтерской отчётности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование

финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских

служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного

законодательства; проработку рекомендаций, полученных в результате

аудиторских проверок.

Все услуги аудиторских организаций платные. Как правило, отношения

аудитора (аудиторской фирмы) с клиентом оформляются договором с оплатой

услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка проводится на основе

поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к

производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата

аудиторских услуг производится за счёт проверяемой организации по тарифам,

утверждённым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности –

за счёт средств бюджета, с последующим возмещением из имущества проверяемой

организации, признанной судом банкротом.

Аудиторская проверка может быт обязательной и инициативной. Если

инициативная проверка осуществляется по решению самого экономического

субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех

случаях, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994

года. Обязательной аудиторской проверке подлежат банки, страховые

организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счёт обязательных

отчислений; благотворительные фонды; предприятия, созданные в форме

открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера

уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю,

принадлежащую иностранным инвесторам.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за

исключением муниципальных и государственных) отдельные финансовые

показатели которых превышают критерии, установленные Правительством.

Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственных

органов – прокуратуры, казначейства, налоговой службы и налоговой полиции.

Уклонение экономического субъекта от проведения проверки либо

препятствование её проведению влечёт за собой взыскание штрафа по решению

суда.

Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора

(аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех

юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают

четыре варианта заключения:

. Заключение без замечаний – аудитор подтверждает достоверность

показателей финансовой отчётности и бухгалтерского баланса;

. Заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об

общем положительном мнении аудитора о достоверности показателей

финансово-бухгалтерской отчётности, но им установлены отельные

упущения, которые излагаются в аналитическом разделе заключения;

. Отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по

мнению аудитора, бухгалтерский учёт не соответствует требованиям

нормативного законодательства, а финансовая отчётность не даёт

достоверного представления о финансовом положении проверяемого

предприятия;

. Заключение не составляется в том случае, если аудитор не смог

выразить своё мнение о качестве учёта и отчётности ввиду

неполучения от проверяемого субъекта достаточно убедительных

доказательств.

Выделяются два вида аудита – внешний и внутрифирменный.

Внутрифирменный аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской

службой, функционирующей как на уровне центрального руководства фирмы, так

и на уровне филиалов, дочерних компаний и т.д.

Внутрифирменный аудит направлен на повышение эффективности

управленческих решений по совершенствованию финансовой и хозяйственной

деятельности предприятия в целях максимизации рентабельности и прибыли. В

его задачи входит: проверка соблюдения принципов и правил бухгалтерского

учёта при подготовке ежегодной отчётности; проработка рекомендаций внешних

аудиторов; консультирование руководства фирмы по всем вопросам финансовой

стратегии предприятия; проверка своевременности, надёжности и точности

финансовой информации, подготовленной для руководства филиалами центральных

органов; анализ адекватности и эффективности мероприятий по обеспечению

сохранности активов; выявление резервов экономии ликвидных средств;

определение эффективности финансово-хозяйственной деятельности фирмы и

филиалов и т.п.

Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы по договору с

государственными налоговыми и другими органами, предприятиями, другими

пользователями – банками, иностранными партнёрами, акционерами, страховыми

обществами и т.п. Основной их задачей является установление достоверности

финансовой отчетности проверяемых объектов, а также разработка рекомендаций

по устранению имеющихся недостатков в деятельности хозорганов, улучшению их

финансово-хозяйственной деятельности.

Для достижения поставленных задач и целей аудиторские фирмы

осуществляют: финансовые экспертизы; проверки и ревизии финансово-

хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий и организаций;

контроль за правильностью определения доходов, подлежащих налогообложению;

предотвращение их занижения и возможности избежания взыскания штрафных

санкций; консультирование по вопросам организации учёта и управления,

составления отчётности, проблемам налогообложения; проверку правильности и

эффективности внутрифирменного финансового контроля и аудита.

В целом область аудиторских услуг весьма значительна. К ней можно

отнести также: постановку и организацию бухгалтерского учёта; подготовку

документов, необходимых при создании совместных предприятий и акционерных

обществ; посредничество при заключении торговых сделок; предварительный и

последующий контроль за заключенными договорами и контрактами; содействие

отечественным и иностранным партнёрам при переговорах о сотрудничестве,

учредительстве, разъяснение вопросов финансово-банковского, налогового,

страхового и других видов законодательства и т.д.

Из перечня услуг чётко прослеживается превентивный характер

контрольной деятельности аудиторских фирм, состоящий в предотвращении каких-

либо финансово-хозяйственных нарушений и неудач.

Можно выделить несколько этапов аудиторской проверки. Начальный или

подготовительный этап включает действия аудитора, обеспечивающие

достоверность и эффективность анализа: подбор и систематизацию необходимых

материалов, проверку сопоставимости и взаимной связи различных показателей

отчётности. На втором этапе выполняется большое количество различных

аналитических расчетов. Третий этап сводится к обобщению результатов и

формулированию экспертно-аудиторской оценки.

Выполняя предусмотренные программой аудиторские процедуры,

профессионалы проверяют полноту отражения важнейших хозяйственных операций

в бухгалтерском учёте и отчётности; своевременность и правильность

фиксирования результатов инвентаризации основных средств (фондов),

материальных ценностей, денежных средств и расчётов, сохранность в течение

установленного срока первичных учётных и другого рода оправдательных

документов, подтверждающих совершение хозяйственных операций и их отражение

в бухгалтерских записях. Проверка данных, содержащихся в отчётности,

выполняется, как правило, на базе специальных тестов. Чаще всего они имеют

форму вопросника по сбору данных и исчислению показателей.

На основе проверки и анализа финансового состояния аудиторы должны в

официальной форме засвидетельствовать обоснованное мнение о конечных

результатах деятельности контролируемых экономических объектов за

определенный период.

Аудиторский финансовый контроль находится в процессе развития. Его

сфера деятельности будет расширяться по мере укрепления цивилизованных

рыночных отношений в стране, повышения квалификации сотрудников аудиторских

служб и роста спроса на их услуги со стороны частных фирм и корпораций с

целью снижения финансовых рисков в условиях растущей конкуренции.

По формам проведения финансовый контроль делиться на:

. Предварительный;

. Текущий;

. Последующий.

6 Предварительный финансовый контроль

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии

составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов, смет доходов и

расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных

соглашений, учредительных документов и т.д. Таким образом, он способствует

предотвращению неправильного, нерационального расходования материальных,

трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых

результатов деятельности хозорганов в целом. Ещё на стадии составления

финансовых планов (прогнозов) и смет доходов и расходов с его помощью могут

быть выявлены дополнительные ресурсы, что особенно важно в условиях

усиления ответственности предприятий за своё финансовое состояние. Эта

форма финансового контроля позволяет предупредить нарушение законов и

нормативных актов. Осуществляется он и при проверке обоснованности расчётов

прибыли, потребности в источниках финансирования капитальных вложений и

т.п.

7 Текущий финансовый контроль

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения

финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций,

когда проверяется соблюдение норм расходования товарно-материальных

ценностей и денежных средств, соответствия отпуска средств, выполнению

планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов. Эта форма

финансового контроля предполагает системный факторный анализ деятельности

предприятий и организаций в целях выявления полноты и своевременности

расчётов с бюджетом. Важное значение текущий финансовый контроль имеет в

изыскании внутрихозяйственных резервов роста накоплений. Он производится

повседневно финансовыми службами, для исключения нарушений финансовой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты