финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в
Российской Федерации; проверка платёжно-расчётной документации, налоговых
деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых
экономических субъектов. Аудиторские службы могут оказывать и другие
услуги: постановку и ведение бухгалтерского учёта; составление
бухгалтерской отчётности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование
финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских
служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного
законодательства; проработку рекомендаций, полученных в результате
аудиторских проверок.
Все услуги аудиторских организаций платные. Как правило, отношения
аудитора (аудиторской фирмы) с клиентом оформляются договором с оплатой
услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка проводится на основе
поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к
производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата
аудиторских услуг производится за счёт проверяемой организации по тарифам,
утверждённым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности –
за счёт средств бюджета, с последующим возмещением из имущества проверяемой
организации, признанной судом банкротом.
Аудиторская проверка может быт обязательной и инициативной. Если
инициативная проверка осуществляется по решению самого экономического
субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех
случаях, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994
года. Обязательной аудиторской проверке подлежат банки, страховые
организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счёт обязательных
отчислений; благотворительные фонды; предприятия, созданные в форме
открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера
уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю,
принадлежащую иностранным инвесторам.
Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за
исключением муниципальных и государственных) отдельные финансовые
показатели которых превышают критерии, установленные Правительством.
Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственных
органов – прокуратуры, казначейства, налоговой службы и налоговой полиции.
Уклонение экономического субъекта от проведения проверки либо
препятствование её проведению влечёт за собой взыскание штрафа по решению
суда.
Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора
(аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех
юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают
четыре варианта заключения:
. Заключение без замечаний – аудитор подтверждает достоверность
показателей финансовой отчётности и бухгалтерского баланса;
. Заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об
общем положительном мнении аудитора о достоверности показателей
финансово-бухгалтерской отчётности, но им установлены отельные
упущения, которые излагаются в аналитическом разделе заключения;
. Отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по
мнению аудитора, бухгалтерский учёт не соответствует требованиям
нормативного законодательства, а финансовая отчётность не даёт
достоверного представления о финансовом положении проверяемого
предприятия;
. Заключение не составляется в том случае, если аудитор не смог
выразить своё мнение о качестве учёта и отчётности ввиду
неполучения от проверяемого субъекта достаточно убедительных
доказательств.
Выделяются два вида аудита – внешний и внутрифирменный.
Внутрифирменный аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской
службой, функционирующей как на уровне центрального руководства фирмы, так
и на уровне филиалов, дочерних компаний и т.д.
Внутрифирменный аудит направлен на повышение эффективности
управленческих решений по совершенствованию финансовой и хозяйственной
деятельности предприятия в целях максимизации рентабельности и прибыли. В
его задачи входит: проверка соблюдения принципов и правил бухгалтерского
учёта при подготовке ежегодной отчётности; проработка рекомендаций внешних
аудиторов; консультирование руководства фирмы по всем вопросам финансовой
стратегии предприятия; проверка своевременности, надёжности и точности
финансовой информации, подготовленной для руководства филиалами центральных
органов; анализ адекватности и эффективности мероприятий по обеспечению
сохранности активов; выявление резервов экономии ликвидных средств;
определение эффективности финансово-хозяйственной деятельности фирмы и
филиалов и т.п.
Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы по договору с
государственными налоговыми и другими органами, предприятиями, другими
пользователями – банками, иностранными партнёрами, акционерами, страховыми
обществами и т.п. Основной их задачей является установление достоверности
финансовой отчетности проверяемых объектов, а также разработка рекомендаций
по устранению имеющихся недостатков в деятельности хозорганов, улучшению их
финансово-хозяйственной деятельности.
Для достижения поставленных задач и целей аудиторские фирмы
осуществляют: финансовые экспертизы; проверки и ревизии финансово-
хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий и организаций;
контроль за правильностью определения доходов, подлежащих налогообложению;
предотвращение их занижения и возможности избежания взыскания штрафных
санкций; консультирование по вопросам организации учёта и управления,
составления отчётности, проблемам налогообложения; проверку правильности и
эффективности внутрифирменного финансового контроля и аудита.
В целом область аудиторских услуг весьма значительна. К ней можно
отнести также: постановку и организацию бухгалтерского учёта; подготовку
документов, необходимых при создании совместных предприятий и акционерных
обществ; посредничество при заключении торговых сделок; предварительный и
последующий контроль за заключенными договорами и контрактами; содействие
отечественным и иностранным партнёрам при переговорах о сотрудничестве,
учредительстве, разъяснение вопросов финансово-банковского, налогового,
страхового и других видов законодательства и т.д.
Из перечня услуг чётко прослеживается превентивный характер
контрольной деятельности аудиторских фирм, состоящий в предотвращении каких-
либо финансово-хозяйственных нарушений и неудач.
Можно выделить несколько этапов аудиторской проверки. Начальный или
подготовительный этап включает действия аудитора, обеспечивающие
достоверность и эффективность анализа: подбор и систематизацию необходимых
материалов, проверку сопоставимости и взаимной связи различных показателей
отчётности. На втором этапе выполняется большое количество различных
аналитических расчетов. Третий этап сводится к обобщению результатов и
формулированию экспертно-аудиторской оценки.
Выполняя предусмотренные программой аудиторские процедуры,
профессионалы проверяют полноту отражения важнейших хозяйственных операций
в бухгалтерском учёте и отчётности; своевременность и правильность
фиксирования результатов инвентаризации основных средств (фондов),
материальных ценностей, денежных средств и расчётов, сохранность в течение
установленного срока первичных учётных и другого рода оправдательных
документов, подтверждающих совершение хозяйственных операций и их отражение
в бухгалтерских записях. Проверка данных, содержащихся в отчётности,
выполняется, как правило, на базе специальных тестов. Чаще всего они имеют
форму вопросника по сбору данных и исчислению показателей.
На основе проверки и анализа финансового состояния аудиторы должны в
официальной форме засвидетельствовать обоснованное мнение о конечных
результатах деятельности контролируемых экономических объектов за
определенный период.
Аудиторский финансовый контроль находится в процессе развития. Его
сфера деятельности будет расширяться по мере укрепления цивилизованных
рыночных отношений в стране, повышения квалификации сотрудников аудиторских
служб и роста спроса на их услуги со стороны частных фирм и корпораций с
целью снижения финансовых рисков в условиях растущей конкуренции.
По формам проведения финансовый контроль делиться на:
. Предварительный;
. Текущий;
. Последующий.
6 Предварительный финансовый контроль
Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии
составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов, смет доходов и
расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных
соглашений, учредительных документов и т.д. Таким образом, он способствует
предотвращению неправильного, нерационального расходования материальных,
трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых
результатов деятельности хозорганов в целом. Ещё на стадии составления
финансовых планов (прогнозов) и смет доходов и расходов с его помощью могут
быть выявлены дополнительные ресурсы, что особенно важно в условиях
усиления ответственности предприятий за своё финансовое состояние. Эта
форма финансового контроля позволяет предупредить нарушение законов и
нормативных актов. Осуществляется он и при проверке обоснованности расчётов
прибыли, потребности в источниках финансирования капитальных вложений и
т.п.
7 Текущий финансовый контроль
Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения
финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций,
когда проверяется соблюдение норм расходования товарно-материальных
ценностей и денежных средств, соответствия отпуска средств, выполнению
планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов. Эта форма
финансового контроля предполагает системный факторный анализ деятельности
предприятий и организаций в целях выявления полноты и своевременности
расчётов с бюджетом. Важное значение текущий финансовый контроль имеет в
изыскании внутрихозяйственных резервов роста накоплений. Он производится
повседневно финансовыми службами, для исключения нарушений финансовой