Финансовый контроль: формы, методы, органы

осуществляет действующий в рамках Минфина Департамент финансового контроля

и аудита, а также органы Федерального казначейства.

Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина РФ,

созданный Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 года является

приемником Контрольно-ревизионного управления Минфина РФ. Департамент и его

территориальные подразделения обязаны проводить комплексные ревизии и

тематические проверки с целью контроля поступлений и целевого использования

средств федерального бюджета и внебюджетных фондов; документальные проверки

финансово-хозяйственной деятельности по заданиям правоохранительных

органов, а также органов государственной власти субъектов РФ и местного

самоуправления.

Органы Федерального казначейства призваны осуществлять государственную

бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета,

осуществляя при этом жёсткий контроль поступления, целевого и экономного

использования государственных средств.

На него возложены следующие задачи:

. Контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в

ходе его исполнения;

. Контроль состояния государственных финансов в целом и

предоставление высшим органам законодательной и исполнительной

власти отчётов о финансовых операциях Правительства РФ и

состоянии бюджетной системы;

. Контроль совместно с Банком России состояния государственного

внешнего и внутреннего долга РФ;

. Контроль государственных федеральных внебюджетных фондов и

финансовых отношений между ними и федеральным бюджетом.

Органы Казначейства имеют право производить проверки различных

денежных документов, отчётов и смет в государственных органах, банках, на

предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального

бюджета и внебюджетных фондов, приостанавливать операции по их счетам в

банках. Они имеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорном

порядке государственных средств, с наложением штрафа в размере действующей

учётной ставки Центрального банка России, а также налагать штрафы на

коммерческие банки в случае несвоевременного зачисления ими поступающих от

хозяйствующих объектов средств на счета федерального бюджета и внебюджетных

фондов в размере действующей в данном банке процентной ставки, увеличенной

на 10 пунктов. Как правило, органы Казначейства взаимодействуют с

налоговыми и правоохранительными органами.

По решению Правительства РФ переход на казначейскую систему исполнения

федерального бюджета, который должен был закончится в 1999 году призван

значительно укрепить контрольные полномочия Федерального казначейства в

части федерального бюджета.

Следует отметить, что в настоящее время не предусмотрено серьёзной

административной или уголовной ответственности за нецелевое использование

бюджетных средств, что резко снижает степень эффективности государственного

контроля. Практически неизвестны случаи, когда возбуждённые по фактам

нецелевого использования государственных ресурсов дела были доведены до

суда. Решить эту проблему призван находящийся в стадии проекта закон «О

Государственном финансовом контроле», предусматривающий соответствующие

санкции и механизм их применения.

3 Финансовый контроль со стороны специализированных органов

Помимо рассмотренных выше органов финансового контроля, в России

существует ряд специализированных органов финансового контроля, сферой

деятельности которых является конкретная область финансов, например

налогообложение или страхование.

В связи с повышением роли налогов в доходах государства при переходе к

рыночной экономике стало необходимо выделение органов налоговой службы в

особую систему. Главная задача налоговых органов – обеспечение единой

системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью

исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других

обязательных платежей.

Система налоговых органов, подчиняющаяся Президенту РФ, включает

Федеральную налоговую службу[1], а также государственные налоговые

инспекции в субъектах РФ и органах местного самоуправления. Основное

оперативное звено – городские и районные налоговые инспекции, поскольку

именно они осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учёт

налогоплательщиков. В свою очередь Федеральное налоговое ведомство

контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов, координирует

взаимодействие органов налоговой службы с другими контролирующими и

правоохранительными органами.

Налоговые органы имеют право, в соответствии с налоговым

законодательством проверять любые денежные документы у юридических и

физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц

без гражданства; получать от них соответствующие справки и сведения (за

исключением составляющих коммерческую тайну); контролировать соблюдение

хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность

исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов

производственные, складские и торговые помещения; применять меры

принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая

изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в

банках. Налоговые инспекции также имеют право наложения административных

штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет.

Для обеспечения экономической безопасности РФ и укрепления

государственной дисциплины в области налоговой дисциплины созданы органы

налоговой полиции, её территориальные и местные подразделения.

Налоговая полиция призвана решать следующие задачи:

. Выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и

правонарушений;

. Защиту сотрудников налоговой инспекции от противоправных

посягательств при исполнении ими служебных обязанностей;

. Выявление, предупреждение и пресечение коррупции в налоговых

органах.

Для осуществления финансового контроля в сфере страхования в

соответствии с Указом Президента РФ от 18 февраля 1992 года «О

государственном страховом надзоре РФ» была организована Федеральная служба

страхового надзора (Росстрахнадзор). Основные задачи и функции этой службы

были определены Законом РСФСР «О страховании» от 27 ноября 1992 года. В

1996 году Росстрахнадзор преобразован в Департамент страхового надзора

Министерства финансов РФ с сохранением основных задач и функций.

Департамент страхового надзора и территориальные органы, помимо

лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового

рынка, осуществляют контроль обоснованности страховых тарифов и следят за

соблюдением страховыми фирмами нормативов платёжеспособности.

Устанавливаются правила формирования и размещения страховых резервов,

методика расчёта соотношений между активами и обязательствами страховой

фирмы, а также порядок учёта страховых операций и формы отчётности по

страховой деятельности, включая соблюдение установленных нормативов. В

случае неоднократного выявления нарушений законодательства и нормативных

документов органы страхового надзора имеют право ограничивать действие

лицензий страховых фирм либо обратиться в арбитражный суд с иском об их

ликвидации.

Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит

Центральному банку России (ЦБР). Как орган государственного управления,

наделённый властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-

кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью

коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение –

Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими

банками банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов

банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или

предоставлении банками неполной или недостоверной информации ЦБР, в

зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам

воздействия: штраф в размере от 0,1 до 1 % от минимальной величины

уставного капитала, выполнение требований ЦБР по финансовому оздоровлению;

реорганизация; замена руководства коммерческого банка; применение более

жёстких нормативов; запрет на проведение отдельных операций и на открытие

филиалов на срок до одного года; назначение временной администрации в банке

на срок до полутора лет и, наконец, как крайняя мера – отзыв лицензии и

ликвидация банка.

На Государственный таможенный комитет (ГТК) возложен контроль за

соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении

товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Деятельность Федеральной службы по валютному и экспортному контролю,

созданной в 1992 году, тесно связана с ЦБР и ГТК. Основной задачей Службы

являются поиск и пресечение «лазеек» в валютном законодательстве,

позволяющих осуществлять беспрепятственный отток валютных активов за рубеж;

создания банка данных потенциальных нарушителей валютного законодательства.

Служба по валютному и экспортному контролю имеет право проверять все

финансовые документы организаций, осуществляющих внешнеэкономическую

деятельность; поднимать вопрос о приостановлении лицензий на право

осуществления таких операций в случае выявления несоблюдения валютного и

экспортного законодательства, непредставления отчётных документов. Кроме

того, Службе приданы военизированные подразделения; они используются в

разведывательно-карательных целях. Служба имеет право привлекать другие

организации Российской Федерации в качестве агентов валютного контроля.

6. Список используемой литературы

1. Анализ экономики. Страна, рынок, фирма: Учебник. Под ред. Проф.

Рыбалкина В.Е. – М.: Междунар. Отношения, 1999.

2. Андреев А.Г., Соменков А.Д. Правовые основы финансового контроля. //

Финансы. – М., 1999. - №12. – с. 62-64.

3. Андрюшин С.А. Дадашев А.З. Научные основы организации системы

общегосударственного финансового контроля. // Финансы. – М., 2002. - №4.

– с. 59-63.

4. Аудит: Учебник для вузов / Подольский В.И., Поляк Г.Б., Савин А.А.,

Сотникова Л.В.; Под ред. Проф. Подольского В.И. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.

5. Аудит и ревизия: Справ. Пособие / Бавдей А.Л., Белый И.Н., Дробышевский

Н.П. и др.; Под общ. ред. Белого И.Н. – Мн.: ООО “Мисанта”, 1994.

6. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы:

Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.

7. Бурцев В.В. об этике и принципах финансового контроля. // Финансы. – М.,

2001. - №6. – с. 59-62.

8. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник для вузов. – М.:

Информационно – внедренческий центр “Маркетинг”, 2000.

9. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Финансы. Финансовая политика, маркетинг,

менеджмент. Финансовый риск – менеджмент. Ценные бумаги. Страхование. –

Железнодорожный, Моск. Обл.: ТОО НЦП “Крылья”, 1998.

10. Деньги, кредит, банки: Справ. пособие / Кравцова Т.И., Войтешенко Б.С.,

Кравцов Е.И. и др.; Под общ. ред. Кравцовой Г.И. – Мн.: Меркаванне, 1994.

11. Лабынцев Н.П. Аудит: Теория, методология и практика. – М.: Финансы и

статистика, 1998.

12. Малышева В.И. Казначейство: цель, задачи, функции. // Финансы. – М.,

2001. - №12. – c. 24-26.

13. Нестеренко Т.Г. Казначейская система как инструмент эффективности

управления государственными финансами. // Финансы. – М., 2001. - №3. – с.

16-20.

14. Терехов А.А., Терехов М.А. Контроль и аудит: Основные методологические

приемы и технология. – М.: Финансы и статистика, 1998.

15. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под. Ред.

Дробозиной Л.А. – М.: ЮНИТИ, 1997.

16. Финансы / Родионова В.М., Вавилов Ю.Я., Гончаренко Л.И. и др.; Под ред.

Родионовой В.М. – М.: Финансы и статистика, 1995.

17. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Дробозиной Л.А. – М.:

ЮНИТИ, 2000.

18. Шевлоков В.З. Финансовый контроль как функция финансового управления.

// Финансы. – М., 2001. - №1. – с. 55-56.

-----------------------

[1] В конце 1998 года Федеральная налоговая служба преобразована в

Министерство по налогам и сборам.

-----------------------

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты