предварительного и текущего контроля. В этой форме контроля производится
проверка финансово-хозяйственных операций за истекший период на предмет
законности и целесообразности производимых расходов. Он производится путем
анализа отчетов, баланса, проверок и ревизий непосредственно на
предприятии.
2.2 Методы фин. контроля
Финансовый контроль осуществляется при помощи определенных способов и
приемов, которые принято обозначать понятием «методы».
Методы финансового контроля – это приемы, средства и способы его
осуществления.
К основным методам относятся:
1) наблюдение
2) проверка
3) обследование
4) анализ
5) ревизия
1) Наблюдение - это направленное на общее ознакомление с состоянием
финансовой деятельности объекты контроля действия.
2) Проверка – это исследование отдельных вопросов финансовой
деятельности, осмотр помещений и других объектов с целью выявления
нарушения финансовой дисциплины.
3) Обследование – производится в отношении отдельных сторон финансовой
деятельности. При этом используют анкетирование и опрос.
4) Анализ – направлен так же на выявления нарушений финансовой
дисциплины.
5) Ревизия – детальное исследование финансово-хозяйственной
деятельности проверяемого субъекта с целью выявления нарушений
законности, целесообразности и эффективности.
Ревизии подразделяются на несколько видов:
1) по содержанию ( доказательные и фактические)
2) по способу назначения ( плановые и внеплановые)
3) по степени охвата данных ( сплошные и выборочные)
4) по объему ревизуемой деятельности (комплексные и тематические)
Проверки и ревизии – самые эффективные методы финансового контроля. Их
отличает друг от друга широта и глубина проверяемых вопросов.
Как правило, различают формальные, фактические, встречные,
корреспондирующие, аналитико-нормативные проверки.
Формальная проверка заключается в контроле за правильностью оформления
самого документа. При этой проверке выясняется: соблюдена ли установленная
форма документа, написан ли на надлежащем бланке, имеются ли на нем
необходимые подписи, печати, штампы и прилагаемые к нему другие документы.
Фактическая проверка имеет большое значение. При ее проведении
устанавливается достоверность расходования и оприходования материальных
ценностей и денежных средств. В данном случае проводится инвентаризация, на
основе которой производится сличение действительного наличия материально-
денежных средств с учетными данными. При фактических проверках могут
производиться контрольные замеры, химико-технологический анализ и т.п.
Важным методом установления достоверности финансово-хозяйственных
операций является встречная проверка. Она производится в тех случаях, когда
возникает сомнение в подлинности и правильности документов и операций. В
связи с этим проверяется, нет ли расхождения в документах подконтрольного
объекта с документами его партнеров.
Корреспондирующая проверка представляет собой сопоставление одной и той
же операции, отраженной в различных документах.
Аналитико-нормативная проверка заключается в сопоставлении учетных и
отчетных данных с установленными показателями и нормами. Это дает
возможность выявить неоправданные отклонения от них. Отсутствие отклонений
нередко связано с завышенными нормами, что позволяет фактические затраты
показывать на уровне таких норм. Завышенные нормы – фактор, способствующий
хищениям товарно-материальных ценностей и денежных средств. Проверки так же
могут быть тематическими и комплексными.
Тематическая ревизия проводится по однотипным предприятиям,
учреждениям. Здесь проверяется один и тот же круг вопросов. Значение
тематической ревизии заключается в том, что, охватывая большое число
однородных объектов, она дает возможность проверить состояние определенного
участка, вскрыть типичные недостатки и принять меры к их устранению.
Комплексная ревизия включает все участки и широкий круг вопросов. Она
позволяет более глубоко проверить деятельность ревизуемого объекта. Такие
ревизии проводятся, как правило, группой ревизоров с привлечением
специалистов по отдельным вопросам. Во время такой ревизии обязательно
производится инвентаризация материальных ценностей и денежных средств.
Практика показывает, что самым действенным методом финансового контроля
является ревизия, при которой производится наиболее глубокое обследование
финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с
целью проверки её законности, правильности и целесообразности.
Ревизии производятся непосредственно на подконтрольных объектах. В
зависимости полноты и охвата деятельности ревизуемого объекта различают
ревизии полные и частичные, тематические и комплексные.
Полная документальная ревизия предполагает проверку всех финансово-
хозяйственной деятельности предприятия, организации, учреждения.
При частичной ревизии производится проверка отдельных сторон или
участков финансово-хозяйственной деятельности.
Про тематические и полные ревизии было сказано выше.
Ревизии могут производится сплошным и выборочным методами. Сплошной
метод подразумевает проверку всех документов на определенном участке
деятельности. Выборочный метод заключается в том, что проверке подвергаются
документы на выборку за тот или иной период времени. Может применяться и
комбинированный метод, когда на одних участках проверяются все документы,
на других - на выборку, по желанию ревизора.
Весь процесс документальной ревизии можно разбить на несколько этапов:
1. Предъявление полномочий. По прибытии на проверяемый объект ревизор
обязан предъявить руководителю своё удостоверение и предписание (
приказ ) на проведение ревизии.
2. Проведение инвентаризации материальных ценностей и проверка
сохранности денежных средств.
3. Личное ознакомление с объектом.
4. Непосредственная документальная проверка операций подконтрольного
объекта.
5. Систематизация ревизионных материалов и составление акта.
6. Реализация материалов ревизии на подконтрольном объекте и
информирование органа, назначившего ревизию, о её результатах. При
необходимости материалы ревизии могут быть переданы следственным
органам.
7. Проверка выполнения приказа, изданного на предприятии, об устранении
причин и условий, приведших к нарушениям, и наказании виновных
должностных лиц.
Ревизии могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые ревизии
проводятся в соответствии с планами работы контролирующих органов.
Внеплановые ревизии, как правило, назначаются в связи с возникшей
необходимостью:
- в случае продолжительной неудовлетворительной работы предприятия,
организации, учреждения в целях вскрытия причин плохой работы и
принятия мер к её улучшению;
- по указаниям правоохранительных органов в связи с имеющейся у них
информацией о грубых нарушениях в финансово-хозяйственной
деятельности предприятия, злоупотреблениях должностных лиц;
- в порядке контроля за выполнением на ранее обревизованном объекте
решений по устранению недостатков, приведших к нарушениям финансовой
дисциплины.
Органы государственного финансового контроля строят свою работу на
основании годовых и квартальных планов согласно установленным срокам.
Внутриведомственные документальные ревизии проводятся один раз в год;
документальные ревизии бюджетных учреждений – раз в два года.
В целях исключения дублирования органы государственного финансового
контроля должны координировать свои планы. В роли координатора, как
правило, выступает высший контрольный орган государства.
Планы проведения ревизий и проверок не подлежат оглашению. В планах
ревизионной работы указываются: объекты ревизий, вид ревизии, тема ревизии,
срок начала и окончания, место проведения, исполнители ( ревизоры).
К ревизорам предъявляются исключительно высокие требования, поскольку
от их моральных и профессиональных качеств зависит успех ревизии. Поэтому
кадры контрольно-ревизионной работы подбираются из высококвалифицированных
специалистов финансовых органов.
Ревизоры наделены определенным объемом прав, необходимых для реализации
их профессиональных функций. К ним относится право : требовать предъявления
всех необходимых для проверки материалов; применять все методы
документального контроля; запрашивать данные у банков; требовать
предоставления первичных документов; получать от работников подконтрольного
объекта устные и письменные пояснения; изымать необходимые подлинники
документов; производить инвентаризацию; опечатывать кассы и склады; ставить
вопрос об отстранении от работы виновных должностных лиц; передавать
материалы следственным органам; требовать возмещения причиненного ущерба.
Вместе с тем ревизор обязан: хорошо знать законодательные, нормативные
акты, действующие инструкции и указания; в совершенстве владеть методами и
приемами контроля; знать бухгалтерский учет; объективно и принципиально
излагать все факты выявленных нарушений в акте ревизии; проявлять твердость
и решительность при реализации материалов ревизии.
В результате деятельности органов государственного финансового контроля
ежегодно доначисляются в бюджет огромные суммы, пресекается незаконное и
неэффективное использование государственных средств, виновные должностные
лица привлекаются к материальной, административной, дисциплинарной и
уголовной ответственности.
III. Аудит в системе финансового контроля
Понятие и предмет аудиторской деятельности
Правила определяют аудиторскую деятельность как предпринимательскую
деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых
вневедомственных проверок бухгалтерской отчётности, платёжно-расчётной
документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и
требований экономических субъектов, а также по оказанию других аудиторских
услуг таких как постановка, восстановление бухгалтерского учёта,
составление финансовой отчётности и налоговых деклараций, трансформация
финансовой отчётности в соответствии с иными, чем приняты в Республике
Беларусь нормативными документами бухгалтерского учёта, анализ финансово-