Финансовый контроль в Республике Беларусь

предварительного и текущего контроля. В этой форме контроля производится

проверка финансово-хозяйственных операций за истекший период на предмет

законности и целесообразности производимых расходов. Он производится путем

анализа отчетов, баланса, проверок и ревизий непосредственно на

предприятии.

2.2 Методы фин. контроля

Финансовый контроль осуществляется при помощи определенных способов и

приемов, которые принято обозначать понятием «методы».

Методы финансового контроля – это приемы, средства и способы его

осуществления.

К основным методам относятся:

1) наблюдение

2) проверка

3) обследование

4) анализ

5) ревизия

1) Наблюдение - это направленное на общее ознакомление с состоянием

финансовой деятельности объекты контроля действия.

2) Проверка – это исследование отдельных вопросов финансовой

деятельности, осмотр помещений и других объектов с целью выявления

нарушения финансовой дисциплины.

3) Обследование – производится в отношении отдельных сторон финансовой

деятельности. При этом используют анкетирование и опрос.

4) Анализ – направлен так же на выявления нарушений финансовой

дисциплины.

5) Ревизия – детальное исследование финансово-хозяйственной

деятельности проверяемого субъекта с целью выявления нарушений

законности, целесообразности и эффективности.

Ревизии подразделяются на несколько видов:

1) по содержанию ( доказательные и фактические)

2) по способу назначения ( плановые и внеплановые)

3) по степени охвата данных ( сплошные и выборочные)

4) по объему ревизуемой деятельности (комплексные и тематические)

Проверки и ревизии – самые эффективные методы финансового контроля. Их

отличает друг от друга широта и глубина проверяемых вопросов.

Как правило, различают формальные, фактические, встречные,

корреспондирующие, аналитико-нормативные проверки.

Формальная проверка заключается в контроле за правильностью оформления

самого документа. При этой проверке выясняется: соблюдена ли установленная

форма документа, написан ли на надлежащем бланке, имеются ли на нем

необходимые подписи, печати, штампы и прилагаемые к нему другие документы.

Фактическая проверка имеет большое значение. При ее проведении

устанавливается достоверность расходования и оприходования материальных

ценностей и денежных средств. В данном случае проводится инвентаризация, на

основе которой производится сличение действительного наличия материально-

денежных средств с учетными данными. При фактических проверках могут

производиться контрольные замеры, химико-технологический анализ и т.п.

Важным методом установления достоверности финансово-хозяйственных

операций является встречная проверка. Она производится в тех случаях, когда

возникает сомнение в подлинности и правильности документов и операций. В

связи с этим проверяется, нет ли расхождения в документах подконтрольного

объекта с документами его партнеров.

Корреспондирующая проверка представляет собой сопоставление одной и той

же операции, отраженной в различных документах.

Аналитико-нормативная проверка заключается в сопоставлении учетных и

отчетных данных с установленными показателями и нормами. Это дает

возможность выявить неоправданные отклонения от них. Отсутствие отклонений

нередко связано с завышенными нормами, что позволяет фактические затраты

показывать на уровне таких норм. Завышенные нормы – фактор, способствующий

хищениям товарно-материальных ценностей и денежных средств. Проверки так же

могут быть тематическими и комплексными.

Тематическая ревизия проводится по однотипным предприятиям,

учреждениям. Здесь проверяется один и тот же круг вопросов. Значение

тематической ревизии заключается в том, что, охватывая большое число

однородных объектов, она дает возможность проверить состояние определенного

участка, вскрыть типичные недостатки и принять меры к их устранению.

Комплексная ревизия включает все участки и широкий круг вопросов. Она

позволяет более глубоко проверить деятельность ревизуемого объекта. Такие

ревизии проводятся, как правило, группой ревизоров с привлечением

специалистов по отдельным вопросам. Во время такой ревизии обязательно

производится инвентаризация материальных ценностей и денежных средств.

Практика показывает, что самым действенным методом финансового контроля

является ревизия, при которой производится наиболее глубокое обследование

финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с

целью проверки её законности, правильности и целесообразности.

Ревизии производятся непосредственно на подконтрольных объектах. В

зависимости полноты и охвата деятельности ревизуемого объекта различают

ревизии полные и частичные, тематические и комплексные.

Полная документальная ревизия предполагает проверку всех финансово-

хозяйственной деятельности предприятия, организации, учреждения.

При частичной ревизии производится проверка отдельных сторон или

участков финансово-хозяйственной деятельности.

Про тематические и полные ревизии было сказано выше.

Ревизии могут производится сплошным и выборочным методами. Сплошной

метод подразумевает проверку всех документов на определенном участке

деятельности. Выборочный метод заключается в том, что проверке подвергаются

документы на выборку за тот или иной период времени. Может применяться и

комбинированный метод, когда на одних участках проверяются все документы,

на других - на выборку, по желанию ревизора.

Весь процесс документальной ревизии можно разбить на несколько этапов:

1. Предъявление полномочий. По прибытии на проверяемый объект ревизор

обязан предъявить руководителю своё удостоверение и предписание (

приказ ) на проведение ревизии.

2. Проведение инвентаризации материальных ценностей и проверка

сохранности денежных средств.

3. Личное ознакомление с объектом.

4. Непосредственная документальная проверка операций подконтрольного

объекта.

5. Систематизация ревизионных материалов и составление акта.

6. Реализация материалов ревизии на подконтрольном объекте и

информирование органа, назначившего ревизию, о её результатах. При

необходимости материалы ревизии могут быть переданы следственным

органам.

7. Проверка выполнения приказа, изданного на предприятии, об устранении

причин и условий, приведших к нарушениям, и наказании виновных

должностных лиц.

Ревизии могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые ревизии

проводятся в соответствии с планами работы контролирующих органов.

Внеплановые ревизии, как правило, назначаются в связи с возникшей

необходимостью:

- в случае продолжительной неудовлетворительной работы предприятия,

организации, учреждения в целях вскрытия причин плохой работы и

принятия мер к её улучшению;

- по указаниям правоохранительных органов в связи с имеющейся у них

информацией о грубых нарушениях в финансово-хозяйственной

деятельности предприятия, злоупотреблениях должностных лиц;

- в порядке контроля за выполнением на ранее обревизованном объекте

решений по устранению недостатков, приведших к нарушениям финансовой

дисциплины.

Органы государственного финансового контроля строят свою работу на

основании годовых и квартальных планов согласно установленным срокам.

Внутриведомственные документальные ревизии проводятся один раз в год;

документальные ревизии бюджетных учреждений – раз в два года.

В целях исключения дублирования органы государственного финансового

контроля должны координировать свои планы. В роли координатора, как

правило, выступает высший контрольный орган государства.

Планы проведения ревизий и проверок не подлежат оглашению. В планах

ревизионной работы указываются: объекты ревизий, вид ревизии, тема ревизии,

срок начала и окончания, место проведения, исполнители ( ревизоры).

К ревизорам предъявляются исключительно высокие требования, поскольку

от их моральных и профессиональных качеств зависит успех ревизии. Поэтому

кадры контрольно-ревизионной работы подбираются из высококвалифицированных

специалистов финансовых органов.

Ревизоры наделены определенным объемом прав, необходимых для реализации

их профессиональных функций. К ним относится право : требовать предъявления

всех необходимых для проверки материалов; применять все методы

документального контроля; запрашивать данные у банков; требовать

предоставления первичных документов; получать от работников подконтрольного

объекта устные и письменные пояснения; изымать необходимые подлинники

документов; производить инвентаризацию; опечатывать кассы и склады; ставить

вопрос об отстранении от работы виновных должностных лиц; передавать

материалы следственным органам; требовать возмещения причиненного ущерба.

Вместе с тем ревизор обязан: хорошо знать законодательные, нормативные

акты, действующие инструкции и указания; в совершенстве владеть методами и

приемами контроля; знать бухгалтерский учет; объективно и принципиально

излагать все факты выявленных нарушений в акте ревизии; проявлять твердость

и решительность при реализации материалов ревизии.

В результате деятельности органов государственного финансового контроля

ежегодно доначисляются в бюджет огромные суммы, пресекается незаконное и

неэффективное использование государственных средств, виновные должностные

лица привлекаются к материальной, административной, дисциплинарной и

уголовной ответственности.

III. Аудит в системе финансового контроля

Понятие и предмет аудиторской деятельности

Правила определяют аудиторскую деятельность как предпринимательскую

деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых

вневедомственных проверок бухгалтерской отчётности, платёжно-расчётной

документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и

требований экономических субъектов, а также по оказанию других аудиторских

услуг таких как постановка, восстановление бухгалтерского учёта,

составление финансовой отчётности и налоговых деклараций, трансформация

финансовой отчётности в соответствии с иными, чем приняты в Республике

Беларусь нормативными документами бухгалтерского учёта, анализ финансово-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты