хозяйственной деятельности, оценка активов и пассивов баланса и т. д.
Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской
отчётности экономических субъектов и соответствия совершённых ими
финансовых и хозяйственных операций нормативным актам. От ведомственной,
прежде всего государственной, ревизии аудит принципиально отличают
самостоятельность определения им форм и методов аудиторской проверки,
исходя из требований законодательства и условий договора с экономическим
субъектом, независимость от любой третьей стороны, собственника и
руководителя аудиторской фирмы и возможность организовать аудит на
принципах предпринимательской деятельности: с получением прибыли, при риске
и объёме имущественной ответственности в зависимости от организационно-
правовой формы аудиторской фирмы.
Аудиторская проверка в полном объёме может проводиться на частных
предприятиях. Государственные и муниципальные предприятия, не являющиеся
собственниками имущества, закреплённого за ними на праве хозяйственного
ведения, могут привлекать аудиторов лишь для оказания отдельных аудиторских
услуг. Только орган, уполномоченный осуществлять управление государственным
или муниципальным имуществом, вправе решать вопрос о заключении договора на
проведение аудиторской проверки.
Особое внимание при проведении аудиторской проверки уделяется её
правовым аспектам. Проверяемый экономический субъект имеет право получать
от аудитора исчерпывающую информацию о требованиях законодательства,
касающихся проведения аудиторской проверки, о правах и обязанностях сторон,
а после ознакомления с заключением аудитора - о нормативных актах, на
которых основываются замечания и выводы аудитора. Аудитор обязан
предоставлять экономическому субъекту эту информацию. В аналитической части
аудиторского заключения указываются нарушения законодательства при
совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могли
нанести ущерб интересам собственников экономических субъектов, государства
или третьих лиц.
Исходя из выше написанного выводы о достоверности бухгалтерской
отчётности экономического субъекта должны подтверждаться соответствием их
требованиям законов и других правовых актов Республики Беларусь. Не
случайно правила допускают к аттестации на право осуществления аудиторской
деятельности лиц, имеющих экономическое и юридическое образование. Это
требование лежит в основе реализации задач по формированию правового
государства в Беларуси, повышению роли закона в предпринимательской
деятельности. Его надо понимать в
том смысле, что выборочные знания бухгалтерского учёта, анализа
хозяйственной деятельности, организации и техники аудита, финансового
менеджмента без сопоставления их с требованиями соответствующих норм права
не могут достичь основных целей аудиторских проверок. Конечно, в условиях,
когда в Беларуси пока отсутствует твёрдое детальное законодательство о
бухгалтерском учёте и отчётности, аудите, регламентация совершения
аудиторских действий подменяется простым следованием требованиям
разнородных чужестранных систем стандартов, может сложиться и возобладать
мнение, что знания хозяйственного права не нужны и аудитом могут заниматься
также лица, имеющие инженерное или иное образование..
Аудиторская проверка - необходимый элемент финансового контроля
(ревизии) и один из видов аудиторской деятельности. Она заключается в
установлении достоверности бухгалтерской отчётности, а также в совершении
иных услуг, в частности составлению деклараций о доходах и бухгалтерской
отчётности, консультированию в вопросах финансового, налогового,
банковского и иного хозяйственного законодательства Беларуси. Аудиторы
могут также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей
деятельности. Аудитор не может выступать учредителем, акционером,
собственником других предприятий, не связанных с аудиторской деятельностью.
Это ограничение в некоторой степени применительно к аудиторским фирмам, но
как поступать гражданину, который самостоятельно ведёт аудит? Ведь
формально правовых оснований для запрета заниматься другими видами
деятельности у гражданина-аудитора нет, если у него имеются для этого
имущество, время и способности.
Аудиторская проверка может быть обязательной или инициативной.
Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо
установленными нормативными актами. Например, в Законе о банках и
банковской деятельности предусмотрено, что банки публикуют годовой баланс
по форме и в сроки, которые устанавливаются Национальным банком Беларуси,
после подтверждения аудиторской организацией достоверности указанных в нём
сведений. Имеются и другие случаи обязательного аудита для страховых
компаний, инвестиционных фондов и т. д. В сфере общего аудита Закона об
иностранных инвестициях предусмотрена проверка аудиторской организацией для
целей налогообложения финансовой и коммерческой деятельности предприятий с
иностранными инвестициями.
Обязательные проверки в соответствии с процессуальным
законодательством проводятся также по поручению органа дознания,
следователя, прокурора, суда. Поручение о проведении аудиторской проверки
даётся аудитору при наличии в производстве возбуждённого уголовного дела,
принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственному
суду. Заключение аудитора по результатам такой проверки приравнивается к
акту экспертизы. Заключение аудитора - документ, имеющий юридическое
значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной
власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.
Если налоговый государственный или иной орган, на который законом
возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия и получение
соответствующей отчётности, не согласен с аудиторским заключением, принятым
экономическим субъектом, то он вправе оспорить его в суде. Если суд
установит неточности и ошибки в представленной аудитором отчетности, то он
возмещает
экономическому субъекту все убытки, связанные с неквалифицированным
аудиторским заключением.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Финансовый контроль в РФ как функция финансового управления
Конституционные аспекты бюджетно-финансового контроля берут свое начало от
более общих категорий — бюджетного и финансового права, по отношению к
которым Конституция Российской Федерации является основным правовым
источником. Финансовый контроль есть контроль не над действием какой-либо
отдельной части административного аппарата, а над всей финансово-
хозяйственной деятельностью исполнительной власти в целом.
Для того, чтобы финансовому контролю было обеспечено свойство
независимости, необходимо поставить орган государственного финансового
контроля в совершенно особое положение среди высших органов государства. В
Англии, согласно закону 1866 г., главный контролер назначается королем
пожизненно. Во Франции, по закону 1807 г. председатель и члены Счетной
палаты назначаются Президентом Республики по представлению министра
финансов. Аналогичные правила действуют и в других государства Западной
Европы и Америки.
Во всех государствах принимаются для обеспечения независимости финансового
контроля те или иные меры, касающиеся порядка назначения на должности
должностных лиц контроля, их несменяемости, материального обеспечения и
т.д. Но всего этого было бы недостаточно для обеспечения за финансовым
контролем необходимого авторитета, если бы высшие органы финансового
контроля не имели бы опоры для своей деятельности в верховных
государственных органах. Финансовый контроль, поставленный в независимое
положение от администрации, только в том случае обретает необходимый
авторитет, если деятельность его будет поставлена в связь с деятельностью
законодательных учреждений. К такому выводу пришла в свое время большая
группа ученых Института финансо-экономических исследований НКФ СССР еще в
1927 г. Если формально органы финансового контроля, созданные
исполнительной властью, и стоят обычно вне системы законодательных органов,
то фактически они повсюду приобретают теснейшую связь с ними. Потому что
финансовый контроль без власти, закрепленной за контрольными органами в
законодательном порядке, немыслим. В этом заключается один из важнейших
принципов организации финансового контроля.
Государственный контроль, связанный в своей работе с законодательными
органами, реализует, естественно, и представляемый ими интерес. В
частности, Счетная палата, образованная Федеральным Собранием Российской
Федерации, действует, разумеется, в интересах Парламента. В этом случае
контроль, организованный в качестве государственного, приобретает
общественный авторитет и претерпевает в своем развитии своеобразную
диалектику: оставаясь государственным, он становится вместе с тем и
контролем общественным (народным) в высшем смысле этого слова.
Связь Счетной палаты, как органа финансового контроля, с Советом Федерации
и Государственной Думой Федерального Собрания проходит по различным путям.
Наиболее обычен из них следующий. Счетная палата составляет отчет по
исполнению годового бюджета, который представляет Федеральному Собранию.
Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации приобретают знания
об истинном положении финансового хозяйства через указанный отчет и
сопровождающие его объяснительные записки. Комитеты Совета Федерации по
бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному
регулированию, банковской деятельности и комитет Государственной Думы по
бюджету, налогам, банкам и финансам проводят проверку контрольного отчета,
после чего принимается соответствующее постановление, которым этот отчет
утверждается.
Таким образом. Счетная палата становится авторитетным экспертом для актов
того высшего контроля, который производят законодательные органы власти.
Финансовый контроль является, следовательно, существенным и даже основным
элементом общего парламентского контроля.
Дальнейшее определение финансового контроля находится в связи с предыдущим.
Связанная вплотную с органами законодательной власти, Счетная палата РФ не
должна, однако,
функционировать в отрыве от административного и, особенно, финансового
аппарата. Интересы Министерства финансов Российской Федерации весьма близко
соприкасаются с интересами финансового контроля: руководя делам казны, оно
естественно стремится и контролировать исполнение этих дел. Составляя