совпадает с областью финансовой политики, в обоих случаях представляя
собой, совокупность государственных мер по регулированию и распределению
финансовых ресурсов. Совпадение понятий объясняется тем, что распределение
подразумевает управление по доходам и расходам, то есть для того, чтобы
распределить что-либо требуется изначально это получить (доход), а далее
передать (расход).
Большой вклад в понимание сущности финансовой политики сделали работы
отечественных экономистов.
Профессор В. В. Лавров, раскрывая суть финансовой политики , отмечал
ее связь с учетом и контролем за производством, количеством труда и
распределением продуктов. Эти вопросы были базовыми для определения
очередных задач финансовой политики в области национальных банков,
монополизации внешней торговли, государственного контроля за денежным
обращением, введения налогов. Финансовая политика рассматривалась тогда как
одна из основных в области государственного регулирования экономики и
связывалась с обеспечением финансовой централизации, концентрации сил и
средств для экономических преобразований.
Другой экономист И. В. Левчук, подчеркивая большую роль финансовой
политики в повышении производства, отмечает что эта политика призвана
создать правильное сочетание централизованного и демократического в
управлении распределением и использованием финансовых ресурсов.
Интересна трактовка финансовой политики, данная В. С. Павловым. Он
исходит из неразрывности финансов и кредита в деле государственного
управления и связывает финансово-кредитную политику с условиями реального
финансово-экономического положения страны, направлениями и методами
перестройки финансово-кредитной системы, новыми подходами к решению проблем
реформирования экономики.
Весьма полное исследование настоящего вопроса дает М. К. Шереметьев
в своей работе «Финансы России».Автор дает два определения ее содержания
как основные направления деятельности государства в области использования
финансов и как концентрированное выражение финансов, то есть во втором
случае финансовой политики является как бы результирующей финансовых
процессов, происходящих внутри экономики страны
Итак, советские экономисты определяли финансовую политику прежде всего
как политику использования финансов в системе стоимостной, денежной формы
реализации экономических законов товарного производства,
концентрированного выражения через финансы системы денежных отношений в
экономике. Финансовая политика трактовалась как искусство
перераспределения через формирование и использование фондов финансовых
ресурсов в интересах создания условий для увеличения натурального и
денежной базы народного хозяйства.
Действительно, такие определения финансовой политики
подтверждаются ее основными целями, к которым можно отнести следующие:
1) Повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов.
Последнее очень важно для проверки воздействия финансовой политики на
экономику. Отказ от учета повышения эффективности и использования
финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может
привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения
постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.
2) Оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем
объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК,
упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление
конвертируемости рубля.
3) Достижение более высокого уровня жизни населения на оспнове развития
отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность
финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей
увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния
народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень
жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства,
направление и структуру использования финансовых ресурсов.
Некоторые экономисты выделяют также и другие цели проведения
финансовой политики, такие как: снижение темпов инфляции (чему особенно
много внимание уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас
представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию
граждан), сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь,
понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для
борьбы со спадами). Однако легко заметить, что указанные цели являются по
своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое
благосостояние всего населения
Итак, исходя из вышесказанного, мне представляется возможным
определить финансовую политику как государственное регулирование финансовых
ресурсов с целью повышения уровня жизни граждан.
2.2 Виды финансовой политики и механизм ее реализации
Потребность в разработке и систематическом проведении финансовой
политики возникла с развитием капитализма. Непосредственный толчок к
составлению и осуществлению программ финансовой политики дал экономический
кризис 1929 — 1933, поставивший под сомнение способность рыночной системы к
саморегулированию без активного вмешательства государства в экономическую
жизнь. Свое теоретическое обоснованние принципы финансовой политики
получили в работах Джона Мейнарда Кейнса и его последователей. В 30 — 40-
ые годы задачи финансовой политики преимущественно сводились к ослаблению
влияния кризисов перепроизводства на экономику, поддержанию высокой
хозяйственной активности и расширению платежного спроса. К 60-ым годам
акцент сместился, и основной ее задачей становится достижение высокой
занятости и стимулирование увеличения темпов экономического роста. С 70-ых
же годов, включая также современную финансовой политику, приоритетным
направлением стала борьба с инфляцией в совокупности с прежними задачами:
обеспечением высокой занятой и стимулированием экономического роста,
выравниванием платежного баланса и другими.
Итак, исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой ведущие
экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста,
политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.
Под первой, то есть политикой экономического роста понимают систему
финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового
национального продукта и повышение уровня занятости. Данная
стимулирующая финансовая политика включает:
— рост государственных расходов;
— снижение налогового бремени.
Другими словами, если в настоящее время имеется сбалансированный
бюджет, финансовая политика должна двигаться в направлении бюджетного
дефицита в период спада или депрессии.
Если же правительство использует меры фискальной политики и политики
государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его
типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать. стабильность цен,
то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом
было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую
и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию
экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями
существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста
может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем
производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному
уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать
не имеет права.
В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив
направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его
потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или
бума с целью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей
вместе с избыточным спросом.
Сдерживающая политика подразумевает:
— уменьшение правительственных расходов;
— увеличение налогов.
Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на
положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой
стоит задача контроля над инфляцией.
Теперь, рассмотрев какие виды финансовой политики применяет
правительство в той или иной ситуации, сложившейся в национальной
экономике, следует подробнее остановиться на самом механизме воздействия
финансовой политики на хозяйство страны.
Итак, реализация финансовой политики проводится в три этапа:
1. Выработка научно обоснованных концепций развитии финансов, которая
формируется на основе изучения требований экономическим законов,
всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния
потребностей населения.
2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу
и текущий период, то есть выработка стратегии и тактики финансовой
политики. Здесь, исходя из поставленных целей учитывают возможности роста и
падения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-
экономические факторы.
3. Собственно осуществление практических действии направленных на
достижение поставленных целей.
Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику
начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух
предыдущих ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так как
не учитывает все возможности финансового регулирования,
Известно, что существуют два типа финансовой политики:
а) дискреционная политика или политика, проводимая непосредственно
правительством;
б) недискреционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.
Описанный выше способ реализации финансовой политики, несомненно,
относится к первому ее типу. Для второго же он будет абсолютно неверен, что
объясняется особенностями последнего.
Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей
налоговой системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее
особенности, позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране
без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.
Рассмотрим следующую ситуацию. Для ослабления производственного бума
необходим бюджетный излишек, то есть превышение приходной части
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10