Финансы и финансовая система РФ

Финансы и финансовая система РФ

Томский Государственный Университет

Высшая Школа Бизнеса

Факультет Экономики и Финансов

Финансы и Финансовая система РФ

(курсовая работа)

Научный руководитель

Канд. экон. наук, доцент

________Л.В.Комаревцева

Выполнила студ. III курса

Заочного отд. спец-ти

«Менеджмент»

__________Т.В.Троеглазова

Томск 2002г

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.

3

1.Финансы РФ.

7-13

1.1.Функции финансов.

8

1.2.Признаки финансов.

9

1.3.Особенности финансов.

11

2. Финансовая система РФ.

14-32

2.1.Государственный бюджет.

16

2.2.Внебюджетные фонды.

23

2.3.Государственный кредит.

23

2.4.Фонды страхования.

25

2.5.Фондовый рынок.

30

2.6.Финансы предприятия.

31

Заключение

33

Список использованной литературы.

35

Введение

Предметом науки о финансах является определенная система экономических

отношений, связанных с формированием, распределением и использованием

централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства,

предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях

выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного

воспроизводства.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные

отношения являются финансовыми.

Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым

функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего

измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы же это

экономический инструмент распределения и перераспределения валового

внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за

образованием и использованием фондов денежных средств.

Считается, что понятие финансовой системы является развитием общего

определения - финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают

экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте

системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного

общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

-недостаточные темпы развития экономики;

-диспропорции развития экономической системы;

-отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых

рынках;

-излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на

воспроизводственный процесс;

- низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума

и др.

В менеджменте по характеру и частоте взаимодействия с внешней средой

выделяют два основных типа систем: закрытые и открытые.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия

независимы от среды, окружающей систему. В условиях директивной экономики

была закрытая финансовая система вследствие того, что

- курс валюты был строго фиксирован;

- собственником средств производства, земельной собственности, крупной

недвижимости было государство;

- предприятия могли обменивать отечественную валюту на иностранную в

пределах установленного жесткого плана (плановая конвертируемость);

-имела место замкнутость валюты в том смысле, что в контрактных

договорах

цены не выражались в отечественной валюте;

- валютные ценности в крупных размерах могли вывозиться

только государством, но не гражданами или предприятиями и др.

Открытая финансовая система характеризуется достаточно частым и

интенсивным взаимодействием с внешней средой. Финансовые ресурсы,

информация - это объекты обмена с вешней средой через проницаемые границы

открытой системы. Финансы организационно-производственной системы в

условиях рынка - это более открытая система, чем в условиях

директивной

экономики. Открытость финансовой системы в условиях рынка обусловлена

многообразием форм собственности, в частности, акционерной собственностью.

Такое многообразие форм собственности открывает возможность создания ряда

финансовых инструментов: лизинг, франчайзинг, залог, ипотека и др. Эта

открытость определяется возможностью свободно продавать и покупать валюту,

ценные бумаги, совершать внешнеэкономические страховые операции,

участвовать в деятельности международных финансовых организаций и т. д.

Степень открытости финансовой системы должна регулироваться в интересах

развития экономики страны.

Известно определение: “финансовая система - это система форм и методов

образования, распределения и использования фонов денежных средств

государства и предприятий”. В другом труде выделяют в общей совокупности

финансовых отношений (структурируют) три взаимосвязанные сферы: финансы

хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений),

страхование, государственные финансы. Каждое из этих звеньев (подсистем)

имеет свои задачи (подфункции финансовой системы), собственную

организационную структуру финансового аппарата, а в совокупности они

образуют финансовую систему государства.

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление

финансами, называется финансовым аппаратом. На финансовый аппарат возложено

решение задач финансовой политики государства. Основными целями финансовой

политики являются:

- повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов.

Последнее, очень важно для проверки воздействия финансовой политики на

экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых

ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к

распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих

экономических и социальных потребностей общества;

- оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем

объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК,

упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление

конвертируемости рубля;

- достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития

отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность

финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей

увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния

народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень

жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства,

направление и структуру использования финансовых ресурсов.

1. Финансы РФ.

Финансы - это не деньги!

Когда финансы превращаются в прилагательное (финансовые фонды, финансовые

ресурсы и т.п.), тогда финансы становятся уже деньгами.

Финансы - это система экономических (денежных) отношений, с помощью

которой создаются и расходуются фонды денежных средств.

Финансы - совокупность объективно обусловленных экономических отношений,

имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и

материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в руках

государства и субъектов хозяйствования для целей расширенного

воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворение

социальных и других потребностей.

Финансы - "finance" (лат.) - денежный платеж.

Денежный платеж - отношения субъектов, следовательно, финансы как

экономическая категория есть совокупность отношений. Эти отношения

характеризуются определенными признаками. Отношения существуют между

субъектами воспроизводственного процесса. Они возникают на всех стадиях и

уровнях жизни общества. Именно как совокупность определенных отношений они

образовывают экономическую категорию.

На стадиях производства и потребления движения стоимости не происходит,

поэтому они не являются местом возникновения финансов.

Необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений объясняется

тем, что финансы необходимы для распределения стоимости общественного

продукта. Только с помощью категории финансов осуществляется этот процесс.

Финансы занимаются распределением созданной стоимости в денежном

выражении. В зависимости от того, как мы распределим, будет зависеть

процесс воспроизводства. Необходимы определенные пропорции, а главная

пропорция зависит от того, как мы поделим национальный доход.

1.1. Функции финансов.

Финансы обладают некоторыми функциями:

- распределительная (распределяет созданный продукт; с помощью этой

функции создаются фонды);

- перераспределительная (перераспределение созданного продукта, т.е.

вторичное распределение между членами общества);

-регулирующая (финансы могут как стимулировать производство. так и

угнетать его);

- контрольная (благодаря финансам общество имеет возможность наблюдать

все финансовые потоки в государстве для того, чтобы вовремя повлиять на тот

или иной товары).

Распределительная функция. Стадия распределения начинается с

распределения новой стоимости и заканчивается формированием первичных

доходов (заработная плата, прибыль). Стадия перераспределения -

многоступенчатый этап, на котором формируется общегосударственные фонды:

госбюджет, внебюджетные фонды, страховые, банковские фонды и фонды

предприятий. Распределительная функция - объективное свойство категории

финансов осуществлять распределение стоимости созданного продукта в

денежном выражении.

Перераспределительная стадия отличается от распределительной тем, что на

этой стадии перераспределяются ранее созданные доходы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты