Финансы и финансовая система РФ
Томский Государственный Университет
Высшая Школа Бизнеса
Факультет Экономики и Финансов
Финансы и Финансовая система РФ
(курсовая работа)
Научный руководитель
Канд. экон. наук, доцент
________Л.В.Комаревцева
Выполнила студ. III курса
Заочного отд. спец-ти
«Менеджмент»
__________Т.В.Троеглазова
Томск 2002г
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
3
1.Финансы РФ.
7-13
1.1.Функции финансов.
8
1.2.Признаки финансов.
9
1.3.Особенности финансов.
11
2. Финансовая система РФ.
14-32
2.1.Государственный бюджет.
16
2.2.Внебюджетные фонды.
23
2.3.Государственный кредит.
23
2.4.Фонды страхования.
25
2.5.Фондовый рынок.
30
2.6.Финансы предприятия.
31
Заключение
33
Список использованной литературы.
35
Введение
Предметом науки о финансах является определенная система экономических
отношений, связанных с формированием, распределением и использованием
централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства,
предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях
выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного
воспроизводства.
Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные
отношения являются финансовыми.
Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым
функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего
измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы же это
экономический инструмент распределения и перераспределения валового
внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за
образованием и использованием фондов денежных средств.
Считается, что понятие финансовой системы является развитием общего
определения - финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают
экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте
системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного
общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:
-недостаточные темпы развития экономики;
-диспропорции развития экономической системы;
-отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых
рынках;
-излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на
воспроизводственный процесс;
- низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума
и др.
В менеджменте по характеру и частоте взаимодействия с внешней средой
выделяют два основных типа систем: закрытые и открытые.
Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия
независимы от среды, окружающей систему. В условиях директивной экономики
была закрытая финансовая система вследствие того, что
- курс валюты был строго фиксирован;
- собственником средств производства, земельной собственности, крупной
недвижимости было государство;
- предприятия могли обменивать отечественную валюту на иностранную в
пределах установленного жесткого плана (плановая конвертируемость);
-имела место замкнутость валюты в том смысле, что в контрактных
договорах
цены не выражались в отечественной валюте;
- валютные ценности в крупных размерах могли вывозиться
только государством, но не гражданами или предприятиями и др.
Открытая финансовая система характеризуется достаточно частым и
интенсивным взаимодействием с внешней средой. Финансовые ресурсы,
информация - это объекты обмена с вешней средой через проницаемые границы
открытой системы. Финансы организационно-производственной системы в
условиях рынка - это более открытая система, чем в условиях
директивной
экономики. Открытость финансовой системы в условиях рынка обусловлена
многообразием форм собственности, в частности, акционерной собственностью.
Такое многообразие форм собственности открывает возможность создания ряда
финансовых инструментов: лизинг, франчайзинг, залог, ипотека и др. Эта
открытость определяется возможностью свободно продавать и покупать валюту,
ценные бумаги, совершать внешнеэкономические страховые операции,
участвовать в деятельности международных финансовых организаций и т. д.
Степень открытости финансовой системы должна регулироваться в интересах
развития экономики страны.
Известно определение: “финансовая система - это система форм и методов
образования, распределения и использования фонов денежных средств
государства и предприятий”. В другом труде выделяют в общей совокупности
финансовых отношений (структурируют) три взаимосвязанные сферы: финансы
хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений),
страхование, государственные финансы. Каждое из этих звеньев (подсистем)
имеет свои задачи (подфункции финансовой системы), собственную
организационную структуру финансового аппарата, а в совокупности они
образуют финансовую систему государства.
Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление
финансами, называется финансовым аппаратом. На финансовый аппарат возложено
решение задач финансовой политики государства. Основными целями финансовой
политики являются:
- повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов.
Последнее, очень важно для проверки воздействия финансовой политики на
экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых
ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к
распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих
экономических и социальных потребностей общества;
- оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем
объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК,
упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление
конвертируемости рубля;
- достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития
отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность
финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей
увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния
народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень
жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства,
направление и структуру использования финансовых ресурсов.
1. Финансы РФ.
Финансы - это не деньги!
Когда финансы превращаются в прилагательное (финансовые фонды, финансовые
ресурсы и т.п.), тогда финансы становятся уже деньгами.
Финансы - это система экономических (денежных) отношений, с помощью
которой создаются и расходуются фонды денежных средств.
Финансы - совокупность объективно обусловленных экономических отношений,
имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и
материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в руках
государства и субъектов хозяйствования для целей расширенного
воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворение
социальных и других потребностей.
Финансы - "finance" (лат.) - денежный платеж.
Денежный платеж - отношения субъектов, следовательно, финансы как
экономическая категория есть совокупность отношений. Эти отношения
характеризуются определенными признаками. Отношения существуют между
субъектами воспроизводственного процесса. Они возникают на всех стадиях и
уровнях жизни общества. Именно как совокупность определенных отношений они
образовывают экономическую категорию.
На стадиях производства и потребления движения стоимости не происходит,
поэтому они не являются местом возникновения финансов.
Необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений объясняется
тем, что финансы необходимы для распределения стоимости общественного
продукта. Только с помощью категории финансов осуществляется этот процесс.
Финансы занимаются распределением созданной стоимости в денежном
выражении. В зависимости от того, как мы распределим, будет зависеть
процесс воспроизводства. Необходимы определенные пропорции, а главная
пропорция зависит от того, как мы поделим национальный доход.
1.1. Функции финансов.
Финансы обладают некоторыми функциями:
- распределительная (распределяет созданный продукт; с помощью этой
функции создаются фонды);
- перераспределительная (перераспределение созданного продукта, т.е.
вторичное распределение между членами общества);
-регулирующая (финансы могут как стимулировать производство. так и
угнетать его);
- контрольная (благодаря финансам общество имеет возможность наблюдать
все финансовые потоки в государстве для того, чтобы вовремя повлиять на тот
или иной товары).
Распределительная функция. Стадия распределения начинается с
распределения новой стоимости и заканчивается формированием первичных
доходов (заработная плата, прибыль). Стадия перераспределения -
многоступенчатый этап, на котором формируется общегосударственные фонды:
госбюджет, внебюджетные фонды, страховые, банковские фонды и фонды
предприятий. Распределительная функция - объективное свойство категории
финансов осуществлять распределение стоимости созданного продукта в
денежном выражении.
Перераспределительная стадия отличается от распределительной тем, что на
этой стадии перераспределяются ранее созданные доходы.