Финансы и финансовая система РФ

Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и

накоплений самих предприятий.

Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов

и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном

звене, финансовая система — единая система, так как базируется на едином

источнике ресурсов всех звеньев.

Основой единой финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку

они непосредственно участвуют в процессе материального производства.

Источником централизованных государственных фондов денежных средств

выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального

производства.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении

определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства;

перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами

страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами

собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное

использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной

финансовой политики государства.

Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий.

С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный

доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны,

процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет

собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного

фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования

банковских кредитов. При недостатке собственных средств, предприятие может

привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на

базе операций с ценными бумагами — заемные средства. Посредством заключения

договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование

предпринимательских рисков.

Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы

обусловлены единой сущностью финансов.

Через финансовую систему государство воздействует на формирование

централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и

потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета,

государственный кредит.

2.1. Государственный бюджет.

Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Он

представляет собой форму образования и использования централизованного

фонда денежных средств, для обеспечения функций органов государственной

власти.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны,

утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Его основное назначение -

создание условий для эффективного развития экономики и решения

общегосударственных и социальных задач.

ГБ характеризуется следующими чертами:

-носит ярко выраженный балансовый характер. Превышение расходов над

доходами составляет дефицит бюджета,

-формирование и

использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал с

инициативой местных органов.

Основные функции бюджета:

-перераспределение национального дохода и примерно 50% ВВП между

территориями, отраслями деятельности, социальными группами населения;

-государственное регулирование и стимулирование экономики;

-финансовое обеспечение финансовой политики;

-контроль за образованием и использованием централизованного фонда

денежных средств.

В условиях перехода на рыночные отношения государственный бюджет

сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на

общественное производство путем создания иного режима расходования

бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного

производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и

дотирования, а с помощью экономических методов, позволяющих перейти к

финансовому регулированию экономики.

В управлении бюджетным процессом принимают участие все органы

государственной власти и управления РФ, однако центральное место в этом

процессе занимает Министерство финансов РФ.

Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принципы ее

построения, совокупность бюджетов государства.

Организационная структура - включает республиканский бюджет, 21 бюджет

республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты

Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов,

бюджет автономной Еврейской области и около 29 тыс. местных бюджетов.

Единой правовой базой бюджетной системы является Конституция РФ и Закон

“Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ”

Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и

расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Принципы бюджетного устройства: единство, полнота, реальность,

гласность и самостоятельность всех бюджетов, входящих в государственную

бюджетную систему.

Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образуют понятие

“Консолидированный бюджет” РФ.

Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве - бюджетный федерализм,

т.е. взаимоотношения центра и регионов.

В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных

бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и

субвенций, кредитных ресурсов.

Закрепленные доходы это доходы, полностью поступающие в соответствующие

бюджеты, например, налог на имущество предприятий для бюджетов РФ и налоги

на имущество физических лиц для местных бюджетов.

Регулирующие доходы - средства, передаваемые из вышестоящего звена

бюджетной системы нижестоящему бюджету.

Дотации - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме

для сбалансирования нижестоящего бюджета при его дефиците.

Субвенции — средства на возмещение текущих расходов и на финансирование

инвестиционной деятельности.

Субвенции на возмещение непредвиденных расходов из бюджетов республик,

краев, областей и т.д. на ликвидацию последствий стихийных бедствий,

катастроф и других ЧП предоставляются по решению правительства РФ за счет

резервных фондов правительства, а также целевых отчислений из федерального

бюджета, выделяемых по предложению Правительства.

Субвенция как таковая, не использованная в срок или использованная не по

назначению, подлежит возврату. Возврат осуществляется в бесспорном

порядке за счет средств получателя субвенций в трехмесячный срок после

решения органа, выдавшего субвенцию.

Кредитные ресурсы - средства, предоставляемые на кредитной основе, т.е.

на основе платности и возвратности.

В 1994 г. введен механизм межбюджетных отношений, в которых основным

регулятором стал выступать Целевой фонд финансовой поддержки регионов.

На финансовую помощь из этого фонда могут рассчитывать те регионы, у

которых сумма федеральных налогов (налога на прибыль, НДС, акцизов и

подоходного налога с физических лиц), собираемых на их территории и

подлежащих исчислению в региональный бюджет в расчете на 1 жителя < 95%

от средней величины по РФ в целом и условная сумма расходов окажется < 100

% плановых расходов регионального бюджета.

Трансферты регионам перечисляются ежемесячно. В целях сбалансированности

бюджетов устанавливаются предельные размеры дефицита бюджета. Если этот

показатель превышен или значительно снизились доходы бюджета, то вводится

механизм секвестра расходов - это пропорциональное снижение

государственных расходов на 5, 10, 15 % ежемесячно по всем статьям бюджета

в течение оставшегося текущего года. Защищенными статьями являются

зарплата, стипендии, государственные пособия. Покрытие дефицита

осуществляется также за счет выпуска государственных займов и кредитов

международных финансовых организаций.

Все доходы и расходы располагаются в бюджетах по единой бюджетной

классификации, представляющую собой группировку доходов и расходов

бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации сгруппированных

кодов. Это обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. В

Федеральном законе “О бюджетной классификации” №115-Ф3 от 15.08.96г.

отмечается, что БК включает:

-классификацию доходов бюджетов РФ;

-функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

-экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

-классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов

РФ;

-классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального

бюджета;

-классификацию видов государственного внутреннего долга РФ и субъектов

РФ;

-классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов

РФ;

-ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. Бюджетный

процесс - это регламентированная законодательством деятельность органов

власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Эта

деятельность регулируется Законом РФ “Об основах бюджетного устройства и

бюджетного процесса РСФСР (10.10.91г.).

Принципы организации бюджетного процесса: единство, самостоятельность,

балансовый метод.

Проект Федерального Бюджета и документы, полученные Думой, направляются в

Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения.

Комитет представляет проект ФБ на рассмотрение в Государственную Думу.

Принятый Думой Федеральный Закон “О Федеральном бюджете на предстоящий

год” в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет

Федераций. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более

половины общего числа членов, или если он в течение 14 дней не был

рассмотрен. В случае отклонения Закона Советом Федерации создается

согласительная комиссия.

В случае несогласия ГД с решением СФ закон о бюджете считается принятым,

если за него при повторном голосовании проголосовало не менее 2/3 общего

числа членов Думы.

Принятый Федеральный Закон в течении 5 дней направляется на подпись

президенту. На подписание закона ему отводится 14 дней и на обнародование

закона - 7 дней.

Если до начала финансового года Федеральный бюджет не будет принят, то ГД

принимает Федеральный закон о финансировании государственных расходов из

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты