Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и
накоплений самих предприятий.
Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов
и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном
звене, финансовая система — единая система, так как базируется на едином
источнике ресурсов всех звеньев.
Основой единой финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку
они непосредственно участвуют в процессе материального производства.
Источником централизованных государственных фондов денежных средств
выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального
производства.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении
определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства;
перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами
страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами
собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное
использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной
финансовой политики государства.
Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий.
С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный
доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны,
процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет
собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного
фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования
банковских кредитов. При недостатке собственных средств, предприятие может
привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на
базе операций с ценными бумагами — заемные средства. Посредством заключения
договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование
предпринимательских рисков.
Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы
обусловлены единой сущностью финансов.
Через финансовую систему государство воздействует на формирование
централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и
потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета,
государственный кредит.
2.1. Государственный бюджет.
Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Он
представляет собой форму образования и использования централизованного
фонда денежных средств, для обеспечения функций органов государственной
власти.
Государственный бюджет является основным финансовым планом страны,
утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Его основное назначение -
создание условий для эффективного развития экономики и решения
общегосударственных и социальных задач.
ГБ характеризуется следующими чертами:
-носит ярко выраженный балансовый характер. Превышение расходов над
доходами составляет дефицит бюджета,
-формирование и
использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал с
инициативой местных органов.
Основные функции бюджета:
-перераспределение национального дохода и примерно 50% ВВП между
территориями, отраслями деятельности, социальными группами населения;
-государственное регулирование и стимулирование экономики;
-финансовое обеспечение финансовой политики;
-контроль за образованием и использованием централизованного фонда
денежных средств.
В условиях перехода на рыночные отношения государственный бюджет
сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на
общественное производство путем создания иного режима расходования
бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного
производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и
дотирования, а с помощью экономических методов, позволяющих перейти к
финансовому регулированию экономики.
В управлении бюджетным процессом принимают участие все органы
государственной власти и управления РФ, однако центральное место в этом
процессе занимает Министерство финансов РФ.
Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принципы ее
построения, совокупность бюджетов государства.
Организационная структура - включает республиканский бюджет, 21 бюджет
республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты
Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов,
бюджет автономной Еврейской области и около 29 тыс. местных бюджетов.
Единой правовой базой бюджетной системы является Конституция РФ и Закон
“Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ”
Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и
расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
Принципы бюджетного устройства: единство, полнота, реальность,
гласность и самостоятельность всех бюджетов, входящих в государственную
бюджетную систему.
Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образуют понятие
“Консолидированный бюджет” РФ.
Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве - бюджетный федерализм,
т.е. взаимоотношения центра и регионов.
В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных
бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и
субвенций, кредитных ресурсов.
Закрепленные доходы это доходы, полностью поступающие в соответствующие
бюджеты, например, налог на имущество предприятий для бюджетов РФ и налоги
на имущество физических лиц для местных бюджетов.
Регулирующие доходы - средства, передаваемые из вышестоящего звена
бюджетной системы нижестоящему бюджету.
Дотации - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме
для сбалансирования нижестоящего бюджета при его дефиците.
Субвенции — средства на возмещение текущих расходов и на финансирование
инвестиционной деятельности.
Субвенции на возмещение непредвиденных расходов из бюджетов республик,
краев, областей и т.д. на ликвидацию последствий стихийных бедствий,
катастроф и других ЧП предоставляются по решению правительства РФ за счет
резервных фондов правительства, а также целевых отчислений из федерального
бюджета, выделяемых по предложению Правительства.
Субвенция как таковая, не использованная в срок или использованная не по
назначению, подлежит возврату. Возврат осуществляется в бесспорном
порядке за счет средств получателя субвенций в трехмесячный срок после
решения органа, выдавшего субвенцию.
Кредитные ресурсы - средства, предоставляемые на кредитной основе, т.е.
на основе платности и возвратности.
В 1994 г. введен механизм межбюджетных отношений, в которых основным
регулятором стал выступать Целевой фонд финансовой поддержки регионов.
На финансовую помощь из этого фонда могут рассчитывать те регионы, у
которых сумма федеральных налогов (налога на прибыль, НДС, акцизов и
подоходного налога с физических лиц), собираемых на их территории и
подлежащих исчислению в региональный бюджет в расчете на 1 жителя < 95%
от средней величины по РФ в целом и условная сумма расходов окажется < 100
% плановых расходов регионального бюджета.
Трансферты регионам перечисляются ежемесячно. В целях сбалансированности
бюджетов устанавливаются предельные размеры дефицита бюджета. Если этот
показатель превышен или значительно снизились доходы бюджета, то вводится
механизм секвестра расходов - это пропорциональное снижение
государственных расходов на 5, 10, 15 % ежемесячно по всем статьям бюджета
в течение оставшегося текущего года. Защищенными статьями являются
зарплата, стипендии, государственные пособия. Покрытие дефицита
осуществляется также за счет выпуска государственных займов и кредитов
международных финансовых организаций.
Все доходы и расходы располагаются в бюджетах по единой бюджетной
классификации, представляющую собой группировку доходов и расходов
бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации сгруппированных
кодов. Это обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. В
Федеральном законе “О бюджетной классификации” №115-Ф3 от 15.08.96г.
отмечается, что БК включает:
-классификацию доходов бюджетов РФ;
-функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
-экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
-классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов
РФ;
-классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального
бюджета;
-классификацию видов государственного внутреннего долга РФ и субъектов
РФ;
-классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов
РФ;
-ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. Бюджетный
процесс - это регламентированная законодательством деятельность органов
власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Эта
деятельность регулируется Законом РФ “Об основах бюджетного устройства и
бюджетного процесса РСФСР (10.10.91г.).
Принципы организации бюджетного процесса: единство, самостоятельность,
балансовый метод.
Проект Федерального Бюджета и документы, полученные Думой, направляются в
Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения.
Комитет представляет проект ФБ на рассмотрение в Государственную Думу.
Принятый Думой Федеральный Закон “О Федеральном бюджете на предстоящий
год” в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет
Федераций. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более
половины общего числа членов, или если он в течение 14 дней не был
рассмотрен. В случае отклонения Закона Советом Федерации создается
согласительная комиссия.
В случае несогласия ГД с решением СФ закон о бюджете считается принятым,
если за него при повторном голосовании проголосовало не менее 2/3 общего
числа членов Думы.
Принятый Федеральный Закон в течении 5 дней направляется на подпись
президенту. На подписание закона ему отводится 14 дней и на обнародование
закона - 7 дней.
Если до начала финансового года Федеральный бюджет не будет принят, то ГД
принимает Федеральный закон о финансировании государственных расходов из