Финансы и финансовая система РФ

негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение

страховых операций.

Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой

коммерческой деятельности, но многие страховые компании не имеют четкой

специализации по направлениям страхования. Например, известное акционерное

общество «АСКО» производит более 40 видов страхования.

Фонд социального страхования (ФСС РФ)

действует в соответствии с указом Президента РФ от 7 августа 1992г.

Положение о ФСС утверждено постановлением Правительства РФ от 12 февраля

1994г.

Основные задачи Фонда - обеспечение гарантированных государством пособий:

-по временной нетрудоспособности (до 5 лет непрерывного стажа - 60%, от 5

до 8 лет - 80%, свыше 8 лет - 100% заработка, вследствие трудового увечья -

100%);

-по беременности и родам: 70 дней до и 70 дней после часа “Х”, в случае

трудных родов после - 86 дней, при рождении 2-х - 110 дней. Выплата в

полной сумме до родов и после родов в размере 100%;

-единовременное пособие к декретному отпуску в случае постановки на учет

в ранние сроки беременности (до 12 недель - 50%);

-при рождении ребенка (с 1.04.93г. - 5 минимальных размеров оплаты

труда);

-по уходу за ребенком до 1.5 лет;

-ежемесячное пособие на детей в возрасте до 18 лет - 70% от минимального

размера оплаты труда;

-на погребение (5 минимальных размеров оплаты труда);

Средства фонда образуются из следующего:

-страховых взносов хозяйствующих субъектов независимо от форм

собственности;

-доходов от инвестирования части временно свободных средств;

-ассигнований из Федерального бюджета.

Норматив отчислений в ФСС - 5,4% на все виды начисленной оплаты труда.

В отличие от Пенсионного фонда плательщик сначала перечисляет в ФСС 15%

начисленной за квартал суммы, а 85% - используется на предприятии для

выполнения задач фонда . Недоиспользованные средства в конце года подлежат

перечислению в ФСС.

Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН). Образован по Закону

РСФСР “О занятости населения РСФСР (19 апреля 1991г.)". Положение о ГФЗН

утверждено ВС РФ 8 июля 1993г.

Фонд формируется за счет:

-обязательных страховых взносов работодателей;

-обязательных стразовых взносов работающих;

-ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Размер страховых взносов:

-для работодателей 1,5% к начисленной по всем основаниям оплате труда.

Работающие не платят.

Освобождены от уплаты:

-религиозные объединения и их предприятия;

-общественные организации инвалидов и их предприятия;

-воинские формирования РФ.

Начисленная сумма страховых взносов распределяется между Фондами

занятости местных органов, Федеральным фондом занятости и фондом занятости

субъектов РФ.

Средства фонда направляются:

- на профессиональное обучение безработных;

- на создание новых рабочих мест;

- на компенсации, выплаты и субсидии;

- на переезд безработных;

- на материальную поддержку безработных;

- на создание страхового резерва;

- на содержание аппарата фонда;

Пособие по безработице выплачивается 18 месяцев уволенным и имеющим

работу в течение последних 26 недель и не работающим в настоящее время

гражданам.

Первые 3 месяца - 75% среднемесячного заработка за последние 3 месяца;

4 месяца - 60%;

в дальнейшем - 45% , но не ниже минимального размера оплаты труда.

Уволенным и не имеющим стажа 26 недель; впервые ищущим работу (например,

студентам); возобновляющим работу после длительного перерыва (например,

после ухода за ребенком) пособия выплачиваются в размере минимального

размера оплаты труда. Кроме этого, безработным выплачивается материальная

помощь, за них оплачиваются коммунальные услуги, транспортные расходы,

лечение в больнице.

Имеющим стаж работы достаточный для выхода на пенсию по старости, но не

достигшим возраста для выхода на пенсию, за счет средств Фонда занятости

может быть оформлена пенсия по старости.

Стипендии на период подготовки и переподготовки по направлению Фонда

занятости устанавливается в размере:

- всем уволенным и имеющим стаж 26 недель - в размере75% среднего

заработка за последующие 3 месяца; но не ниже минимального размера оплаты

труда;

- лицам, впервые ищущим работу или возобновляющим ее - в размере

стипендии для учебных заведений, но не ниже пособия по безработице для этой

категории;

-гражданам, утратившим способность выполнять прежнюю работу вследствие

несчастного случая - за счет средств предприятия в размере 100% среднего

заработка, но не ниже минимального размера оплаты труда и не выше

средней заработной платы.

Управление фондом осуществляет Государственный комитет РФ по занятости

и центры при представительных органах власти. Оперативное управление -

Правление фонда.

Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС). Для реализации

политики в области медицинского страхования в соответствии с Законом

РСФСР “Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР” от

28.06.93г. созданы (собственно положение о фондах вышло 24.02.93г.):

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (субъектов

РФ);

А на территории России создаются страховые медицинские компании,

заключающие с медицинскими учреждениями договора по оказанию застрахованным

в них гражданам гарантированный объем медицинской помощи: “скорая помощь”,

лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных, помощь

детям, пенсионерам, инвалидам (например, бесплатные лекарства).

Всем гражданам выдается страховой полис.

Средства фондов формируются за счет:

-страховых взносов хозяйствующих субъектов независимо от форм

собственности;

-ассигнований из федерального бюджета;

-доходов от использования временно свободных финансовых средств фонда и

нормированного страхового запаса финансовых средств;

-добровольных взносов юридических и физических лиц и других поступлений;

-ассигнований органов исполнительной власти, осуществляющих платежи за

неработающих граждан (детей, учащихся, студентов, безработных,

пенсионеров).

Кроме ОМС существует (с 1993г.) и добровольное медицинское страхование

за счет части прибыли предприятия, выводимой из под налогообложения.

2.5. Фондовый рынок.

Среди звеньев финансово-кредитной системы фондовый рынок занимает особое

место. Его можно выделить в звено, так как фондовый рынок представляет

собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-

продажи специфических финансовых активов - ценных бумаг.

Задача фондового рынка - обеспечение процесса перелив капитала в отрасли

с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и

эффективного использования временно свободных денежных средств. Его

особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитывают

на получение более высокого довода по сравнению с вложением денег в банк.

Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный

риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят

от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными

бумагами.

2.6. Финансы предприятий.

Финансы предприятий имеют определенный иерархический уровень и составляют

основу финансовой системы страны. Это децентрализованные финансы.

Гражданский кодекс (ГК) РФ признает юридическим лицом организацию,

которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном

управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим

имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные

и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком

в суде. ГК РФ установлено, что самостоятельный баланс или смета необходимы

для юридического лица.

Представляется возможным назвать финансами предприятий замкнутые

перераспределительные отношения между подразделениями и видами деятельности

одного юридического лица, с определенной целью или некоторым множеством

целей (адаптации к изменению рыночной среды, обеспечения конкурентных

преимуществ, ускорения научно-технического прогресса, гармонизации

отношений в коллективе и др.), в реальных условиях функционирования, а

также взаимоотношения с бюджетами разных уровней, инвестиционная и

эмиссионная деятельность юридических лиц.

В условиях рынка финансы субъектов хозяйствования представляют собой

денежные отношения, связанные с формированием и распределением финансовых

ресурсов. Эти ресурсы формируются за счет таких источников, как собственные

и приравненные к ним средства (акционерный капитал, паевые взносы, прибыль

от основной деятельности, целевые поступления и др.); средства,

мобилизуемые на финансовом рынке в результате операций с ценными бумагами;

средства, поступающие в порядке перераспределения (бюджетные субсидии,

субвенции, страховые возмещения и т.п.).

Известна точка зрения, что финансовые отношения возникают при

распределении выручки предприятий. Приверженцы этого подхода считают, что

финансы предприятий опосредуют процессы деления выручки на составные части,

имеющие специфическое целевое назначение: себестоимость, прибыль, налог на

добавленную стоимость, акцизы и др.

Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой

единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и

распределения общественного продукта и национального дохода.

От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных

денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование

финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не

исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита,

страхования.

В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой

независимости предприятия осуществляют свою деятельность на началах

коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение

прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции,

формируют и используют фонды производственного и социального назначения,

изыскивают необходимые им средства для расширения производства продукции,

используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка. Развитие

предпринимательской деятельности способствует расширению самостоятельности

предприятий, освобождению их от мелочной опеки со стороны государства и

вместе с тем повышению ответственности за фактические результаты работы.

Заключение.

Финансовые системы возникли с зарождением классового общества и

развивались как часть политической, социальной и экономической системы

государства.

Наряду с прямым администрированием, информационным воздействием,

законодательной и нормативной деятельностью финансы являются одним из

инструментов социального менеджмента.

История экономического развития и финансов показывает, что в периоды

относительного благополучия и устойчивого развития государства для

оживления деловой активности используют либеральный подход, а в периоды

кризисов и возрастания социальной напряженности усиливается роль

государства, государственных финансов в социальных и экономических

преобразованиях.

Возможны широкая и узкая трактовка предмета финансов, связанные с

использованием положений теории систем, известных как процедуры

агрегирования (объединения элементов в целое) и декомпозиции (расчленение

целого на части) при исследованиях.

Аргументом в пользу того, что финансы охватывают все стадии

воспроизводственного процесса, может быть то, что движение денежных средств

носит как пространственный, так и временной характер. При этом движение во

времени существует объективно и всегда вне зависимости от воли

хозяйствующих субъектов. Такое движение объективно обеспечивает

перераспределение денежных средств даже тогда, когда нет их

пространственного движения.

Существует тесная взаимосвязь цены, зарплаты, кредита с возможностью и

интенсивностью источников финансовых ресурсов, временной ценностью

финансовых потоков. Наличие такой тесной взаимосвязи, представляется, может

позволять отнести цену, зарплату, кредит к категориям относительно

самостоятельным, но входящим в сферу финансовых отношений.

Системообразующим финансовым инструментом, формально и непосредственно

обеспечивающим включение цены, зарплаты, кредита, страхования в сферу

финансов, являются налоги.

В состав децентрализованных финансов, кроме денежных отношений,

опосредующих кругооборот денежных фондов предприятий, могут быть включены и

денежные распределительные и перераспределительные отношения в рамках

финансово-промышленных групп, холдингов, а также финансы предпринимателей

без образования юридического лица, инвестиционная деятельность граждан по

сохранению или изменению своего социального статуса;

Финансы играют различную роль в деятельности организационно-

производственных систем, работающих на товарном рынке в рамках сбытовой

стратегии или маркетинговой стратегии.

Наблюдается все более тесная связь финансовых отношений и отношений

собственности, что находит отражение, в частности, в развитии процедур

приватизации, финансового лизинга, франчайзинг, залога, конвертация ценных

долговых бумаг в долевые и др.

Финансовая система обладает всеми свойствами сложных систем: большое

число разнородных элементов, эмергентность, иерархия, надежность, гибкость,

уязвимость, устойчивость и др.

Финансовую систему необходимо проектировать. Для этого могут быть

использованы типовые представления и, в частности, метод функционально-

логического проектирования финансовой системы.

При проектировании финансовой системы необходимо обеспечить вероятность

нахождения объекта проектирования в области управляемых состояний не менее

заданной, а управление осуществлять в реальном масштабе времени.

Список использованной литературы.

1. Ф.Котлер. Основы маркетинга. С-Петербург, АО “КОРУНА”, АОЗТ

“ЛИТЕРАТУРА ПЛЮС”, 1994.-698с.

2. Глущенко В.В. Менеджмент: системные основы. Железнодорожный, М.О., НПЦ

"Крылья", 1998, изд. 2-е.-224, изд.2-е.

3. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. -М.: Финансы и статистика, 1996, 192с.

4. Колб Р.У. Финансовые деривативы. -М.: “Филинъ”, 1997.- 360с.

5. Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. -М. Страховой полис, ЮНИТИ,

1997,- 311с.

6. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Факторы развития современных финансов.

М.: Рук. деп. в ВИНИТИ № 3067-В97 от 15.10. 1997 г.

7. Орланюк-Малицкая Л.А. О понятиях и факторах финансовой устойчивости

страховых компаний. М.: Финансы и статистика, Вестник Финансовой академии,

1998, №1, с 31-39.

8. Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления // Финансы, 1997, № 11.

9. Федеральный Закон от 26.03.98 № 42-Ф “О Федеральном бюджете на 1998

год”.

10. Гринкевич Л.С. Основы финансов предприятий (учебное пособие), Томск

2000г,-83с.

11. Ковалева А.М. Лапуста М.Г. Скамай Л.Г. Финансы фирмы. Учебник.-М.:

2000г.-414с.

12. Финансовый менеджмент /ред. Стоянова Е.С.-М.: 1996г.-405с.

13.Ковалев В.В. Финансовый анализ.-М.: 1998г.-512с.

14. Финансы. Учебник./ ред. Казак А.Ю. Сергеев Л.И.- Санкт-Петербурк:

2000г.- 520с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты