такого рода тактического проектирования и планирования деятельности фирмы,
помогает в данном случае создать инновационно - инвестиционный механизм,
проявив его в конкретной форме для каждой конкретно взятой организации.
Причем, такая формализация инновационно - инвестиционного механизма
позволила бы как фирме, так и всему рынку в целом, более жестко планировать
необходимость собственных действий на рынке, одновременно отслеживая их
качество.
Таким образом, мы подошли к необходимости создания и последовательной
реализации инновационно - инвестиционного механизма, отвечающего новым
экономическим и социально-политическим реалиям, а также обеспечивающего
крупномасштабный приток капитала для модернизации производства. Одним из
существенных элементов данного механизма является организационно-
экономический момент.
Для реализации любого проекта, а тем более совокупности проектов
инвестиционной программы, нужны целевые структуры, которые могли бы
максимально качественно осуществлять тактическое планирование деятельности
страховых организаций на инновационно - инвестиционном рынке. Их характер,
выбор наиболее подходящих форм зависит от уровня новизны и масштабности
проекта. Иногда за его выполнение могут взяться уже существующие
организации или выделяемые в их составе целевые структуры. Но
целесообразнее было бы создавать под каждый проект особо специализированную
структуру. Это может быть малое предприятие, акционерное общество,
совместное предприятие и т. д.
Если реализуется группа взаимосвязанных проектов или целевая инвестиционная
программа, требующая крупных вложений на длительный срок и объединяющая
усилия десятков, а то и сотен предприятий, банков, фондов, то возникает
необходимость в формировании координирующих структур более высокого уровня,
которые, в свою очередь, могут включать несколько объединений по
подпрограммам или блокам проектов. Наиболее подходящими формами таких
координирующих структур, не лишающих самостоятельности добровольно
объединяющих часть своих функций и средств первичных звеньев, могут быть
финансово-промышленные группы, консорциумы или холдинги.
Не менее важно следующее. Опыт показал, что полагаться на
государственные организации рискованно, они недостаточно адаптированы к
рынку. Поэтому эффективнее ориентироваться на более инициативные, гибкие и
ответственные частные организации, акционерные общества, холдинги и
консорциумы (в которых могут принимать участие и госпредприятия),
независимые компании с участием иностранного партнера, принимающего на
себя основное бремя работ по маркетингу, обеспечению конкурентоспособности
реализуемой по проекту продукции, а также услуги по страхованию данной
деятельности.
Эффективность и жизнеспособность инвестиционного проекта во многим зависят
от обоснованности цен. Общеизвестно, что в начале жизненного цикла, на
стадии освоения новых изделий (особенно реализующих базисные инновации)
уровень издержек высок, а надежность изделия, отработанность конструкции
обычно еще недостаточны. Риск технологического прорыва используют не только
изготовители, но и первые потребители принципиально новых изделий. Если не
компенсировать эти издержки потребителю и попытаться покрывать повышенные
затраты производителя с помощью высокой цены, новый товар может быть
обречен на отторжение рынком, его не станут покупать. Поэтому наиболее
дальновидные фирмы на Западе, работающие с базисными инновациями, продают
первые партии изделий по цене ниже издержек, предоставляют разнообразные
скидки и гарантии, с тем чтобы с помощью такой “платы за вхождение на
рынок” сформировать достаточный спрос, расширить производство, снизить
издержки и компенсировать дополнительной прибылью первоначальные убытки.
Необходимо также своевременно и ощутимо снижать цены на новые изделия, не
скупясь на рекламу, чтобы расширять рамки рынка и увеличивать массу
прибыли.
Таким образом, создание эффективного инновационно - инвестиционного
механизма не просто необходимо, оно неотложно. И начинать нужно не только
сверху, с формирования федеральной инвестиционной программы и разработки
мер по ее реализации, но и снизу, с отбора и быстрого воплощения в жизнь
конкретных инвестиционных проектов и региональных программ, с координацией
усилий дееспособности агентов и инновационно -инвестиционного рынка.
Также необходимо заметить, что отмеченные выше целевые структуры в
данном случае могут рассматриваться в качестве одного из элементов
эффективного инновационно - инвестиционного механизма.
2.3. Инновационно - инвестиционный механизм.
Вернемся к анализу инновационно - инвестиционного механизма. Важнейшим его
элементом наряду с названным выше является ресурсное обеспечение проектов и
программ - кадровое, финансовое и техническое.
Обычно, приступая к реализации инвестиционных проектов, основное
внимание уделяют поиску источников финансирования, рассуждая примерно так:
будут деньги - все остальное приложится. Однако, инвестиции, и немалые,
попадая в ненадежные или неумелые руки, сплошь и рядом не дают отдачи.
Любой западный инвестор, прежде чем пойти на прямые вложения или
предоставить кредит, всесторонне исследует - что за предприятие или лицо
делает заявку на инвестиции, насколько надежен партнер, имеет ли он
сплоченную команду, квалифицированных менеджеров и работников. И лишь при
положительном ответе на эти и другие вопросы рассматриваются содержание
проекта, бизнес-план, размеры и условия окупаемости инвестиций, возврата
кредита и т. п.
Такой подход вполне оправдан, особенно в условиях широко распространенной
профессиональной некомпетентности, многолетней привычки получать
централизованные капиталовложения, не заботясь об их возврате,
неприспособленности к рыночной среде, незнакомства со многими современными
технологиями. Начинать осуществление приоритетных инновационно -
инвестиционных проектов и программ нужно с обучения и переподготовки кадров
- от менеджеров до рабочих.
При этом, надежная кадровая база помогает более успешно решать
вопросы финансирования проектов и программ. Нужно смотреть правде в глаза,
основной капитал сейчас находится у коммерческих банков, частных
предприятий, дельцов теневой экономики, а также иностранных инвесторов,
работающих преимущественно в сфере обращения, поскольку отпугивают
политическая нестабильность, круговерть законов и большой коммерческий
риск. “Живые деньги” есть также у части населения, которое готово
вкладывать их в строительство жилых домов, надежные ценные бумаги, но
нередко сталкивается с авантюрными либо мошенническими проектами.
Упомянутые выше, указы Президента и постановления Правительства направлены
на то, чтобы сломать этот порочный круг, создав благоприятный климат для
частных отечественных и зарубежных инвестиций.
После решения вопроса о финансировании проекта встает проблема
технологического оборудования. Сейчас много производственных помещений,
простаивающего оборудования. Но это обычно устаревшие машины, морально и
физически изношенная техника, не пригодная для производства
конкурентоспособной продукции. Помещения и производственную инфраструктуру
после некоторой реконструкции вполне можно использовать (что удешевляет
проект и сокращает сроки его реализации). Однако, как правило, приходится
приобретать технологическое оборудование. Стремятся заказать его за
границей вместе с апробированной эффективной технологией. Это лишает
отечественное машиностроение заказов, усиливает безработицу в данной
отрасли и зависимость от внешних поставщиков.
Следовательно, нужно поддерживать ориентацию заказчиков на комплекты
современного отечественного оборудования, широко привлекая к проектам
конверсионные предприятия. Но для этого необходимо, чтобы отечественная
техника не уступала импортной по своим параметрам, была дешевле и имела
налаженное обслуживание и ремонт.
2.4. Выработка инновационно - инвестиционной стратегической политики.
Наиболее важным элементом инновационно - инвестиционного механизма, с
позиции его тактической формализации в границах конкретного рыночного
предприятия, является следующий его элемент - выработка селективной
инновационно - инвестиционной стратегии, которая найдет выражение в
федеральных и региональных инновационных и инвестиционных программах и
крупных проектах, рассчитанных на длительный период (до 2000 г.) и
охватывающих все стадии технологического цикла. Главная трудность - выбрать
те узкие приоритетные производства, где концентрация ресурсов сможет в
сравнительно короткий срок обеспечить успех и цепную реакцию перелома в
более широких сферах народного хозяйства (“стратегия лазерного луча”).
Важно при этом не попасть в “черные дыры” экономики, имея в виду
предприятия, которые, поглощая в изобилии ресурсы, не в состоянии
произвести конкурентоспособную продукцию. Большинство действующих (или
частично бездействующих) предприятий оснащены техникой вчерашнего дня,
четвертого, а то и третьего технологических укладов и не выдерживают
конкуренции с хлынувшим на внутренний рынок потоком высокотехнологичных,
красочно оформленных товаров с мощной рекламой, пленяющей покупателей. В
этих условиях вкладывать средства в поддержание производителей устаревшей
продукции, не имеющей перспектив сбыта, - безнадежное дело.
Другая опасность состоит в чисто потребительском подходе к
капиталовложениям. Примером может служить структура инвестиций в Москве
(да и в других крупных центрах). Десятилетия Москва не знала такого размаха
в строительстве офисов, банков, магазинов, отелей, роскошных коттеджей и
квартир для “новых (и не слишком новых) русских”, реконструкции и
строительства храмов. Это было бы приемлемо, если бы пропорционально
вкладывались средства на обновление производственного аппарата, на
строительство жилья для москвичей со средним и малым достатком и т. д.
2.5. Наиболее приоритетные направления урегулирования проблем инновационно
-инвестиционной деятельности.
Какие же направления инновационно - инвестиционной деятельности можно
считать приоритетными, первоочередными, заслуживающими государственной
поддержки?
Прежде всего это массовое жилищное строительство. Речь не идет о