Кредитно-инвестиционное обеспечение коммерческими банками и страховыми организациями инновационных проектов

такого рода тактического проектирования и планирования деятельности фирмы,

помогает в данном случае создать инновационно - инвестиционный механизм,

проявив его в конкретной форме для каждой конкретно взятой организации.

Причем, такая формализация инновационно - инвестиционного механизма

позволила бы как фирме, так и всему рынку в целом, более жестко планировать

необходимость собственных действий на рынке, одновременно отслеживая их

качество.

Таким образом, мы подошли к необходимости создания и последовательной

реализации инновационно - инвестиционного механизма, отвечающего новым

экономическим и социально-политическим реалиям, а также обеспечивающего

крупномасштабный приток капитала для модернизации производства. Одним из

существенных элементов данного механизма является организационно-

экономический момент.

Для реализации любого проекта, а тем более совокупности проектов

инвестиционной программы, нужны целевые структуры, которые могли бы

максимально качественно осуществлять тактическое планирование деятельности

страховых организаций на инновационно - инвестиционном рынке. Их характер,

выбор наиболее подходящих форм зависит от уровня новизны и масштабности

проекта. Иногда за его выполнение могут взяться уже существующие

организации или выделяемые в их составе целевые структуры. Но

целесообразнее было бы создавать под каждый проект особо специализированную

структуру. Это может быть малое предприятие, акционерное общество,

совместное предприятие и т. д.

Если реализуется группа взаимосвязанных проектов или целевая инвестиционная

программа, требующая крупных вложений на длительный срок и объединяющая

усилия десятков, а то и сотен предприятий, банков, фондов, то возникает

необходимость в формировании координирующих структур более высокого уровня,

которые, в свою очередь, могут включать несколько объединений по

подпрограммам или блокам проектов. Наиболее подходящими формами таких

координирующих структур, не лишающих самостоятельности добровольно

объединяющих часть своих функций и средств первичных звеньев, могут быть

финансово-промышленные группы, консорциумы или холдинги.

Не менее важно следующее. Опыт показал, что полагаться на

государственные организации рискованно, они недостаточно адаптированы к

рынку. Поэтому эффективнее ориентироваться на более инициативные, гибкие и

ответственные частные организации, акционерные общества, холдинги и

консорциумы (в которых могут принимать участие и госпредприятия),

независимые компании с участием иностранного партнера, принимающего на

себя основное бремя работ по маркетингу, обеспечению конкурентоспособности

реализуемой по проекту продукции, а также услуги по страхованию данной

деятельности.

Эффективность и жизнеспособность инвестиционного проекта во многим зависят

от обоснованности цен. Общеизвестно, что в начале жизненного цикла, на

стадии освоения новых изделий (особенно реализующих базисные инновации)

уровень издержек высок, а надежность изделия, отработанность конструкции

обычно еще недостаточны. Риск технологического прорыва используют не только

изготовители, но и первые потребители принципиально новых изделий. Если не

компенсировать эти издержки потребителю и попытаться покрывать повышенные

затраты производителя с помощью высокой цены, новый товар может быть

обречен на отторжение рынком, его не станут покупать. Поэтому наиболее

дальновидные фирмы на Западе, работающие с базисными инновациями, продают

первые партии изделий по цене ниже издержек, предоставляют разнообразные

скидки и гарантии, с тем чтобы с помощью такой “платы за вхождение на

рынок” сформировать достаточный спрос, расширить производство, снизить

издержки и компенсировать дополнительной прибылью первоначальные убытки.

Необходимо также своевременно и ощутимо снижать цены на новые изделия, не

скупясь на рекламу, чтобы расширять рамки рынка и увеличивать массу

прибыли.

Таким образом, создание эффективного инновационно - инвестиционного

механизма не просто необходимо, оно неотложно. И начинать нужно не только

сверху, с формирования федеральной инвестиционной программы и разработки

мер по ее реализации, но и снизу, с отбора и быстрого воплощения в жизнь

конкретных инвестиционных проектов и региональных программ, с координацией

усилий дееспособности агентов и инновационно -инвестиционного рынка.

Также необходимо заметить, что отмеченные выше целевые структуры в

данном случае могут рассматриваться в качестве одного из элементов

эффективного инновационно - инвестиционного механизма.

2.3. Инновационно - инвестиционный механизм.

Вернемся к анализу инновационно - инвестиционного механизма. Важнейшим его

элементом наряду с названным выше является ресурсное обеспечение проектов и

программ - кадровое, финансовое и техническое.

Обычно, приступая к реализации инвестиционных проектов, основное

внимание уделяют поиску источников финансирования, рассуждая примерно так:

будут деньги - все остальное приложится. Однако, инвестиции, и немалые,

попадая в ненадежные или неумелые руки, сплошь и рядом не дают отдачи.

Любой западный инвестор, прежде чем пойти на прямые вложения или

предоставить кредит, всесторонне исследует - что за предприятие или лицо

делает заявку на инвестиции, насколько надежен партнер, имеет ли он

сплоченную команду, квалифицированных менеджеров и работников. И лишь при

положительном ответе на эти и другие вопросы рассматриваются содержание

проекта, бизнес-план, размеры и условия окупаемости инвестиций, возврата

кредита и т. п.

Такой подход вполне оправдан, особенно в условиях широко распространенной

профессиональной некомпетентности, многолетней привычки получать

централизованные капиталовложения, не заботясь об их возврате,

неприспособленности к рыночной среде, незнакомства со многими современными

технологиями. Начинать осуществление приоритетных инновационно -

инвестиционных проектов и программ нужно с обучения и переподготовки кадров

- от менеджеров до рабочих.

При этом, надежная кадровая база помогает более успешно решать

вопросы финансирования проектов и программ. Нужно смотреть правде в глаза,

основной капитал сейчас находится у коммерческих банков, частных

предприятий, дельцов теневой экономики, а также иностранных инвесторов,

работающих преимущественно в сфере обращения, поскольку отпугивают

политическая нестабильность, круговерть законов и большой коммерческий

риск. “Живые деньги” есть также у части населения, которое готово

вкладывать их в строительство жилых домов, надежные ценные бумаги, но

нередко сталкивается с авантюрными либо мошенническими проектами.

Упомянутые выше, указы Президента и постановления Правительства направлены

на то, чтобы сломать этот порочный круг, создав благоприятный климат для

частных отечественных и зарубежных инвестиций.

После решения вопроса о финансировании проекта встает проблема

технологического оборудования. Сейчас много производственных помещений,

простаивающего оборудования. Но это обычно устаревшие машины, морально и

физически изношенная техника, не пригодная для производства

конкурентоспособной продукции. Помещения и производственную инфраструктуру

после некоторой реконструкции вполне можно использовать (что удешевляет

проект и сокращает сроки его реализации). Однако, как правило, приходится

приобретать технологическое оборудование. Стремятся заказать его за

границей вместе с апробированной эффективной технологией. Это лишает

отечественное машиностроение заказов, усиливает безработицу в данной

отрасли и зависимость от внешних поставщиков.

Следовательно, нужно поддерживать ориентацию заказчиков на комплекты

современного отечественного оборудования, широко привлекая к проектам

конверсионные предприятия. Но для этого необходимо, чтобы отечественная

техника не уступала импортной по своим параметрам, была дешевле и имела

налаженное обслуживание и ремонт.

2.4. Выработка инновационно - инвестиционной стратегической политики.

Наиболее важным элементом инновационно - инвестиционного механизма, с

позиции его тактической формализации в границах конкретного рыночного

предприятия, является следующий его элемент - выработка селективной

инновационно - инвестиционной стратегии, которая найдет выражение в

федеральных и региональных инновационных и инвестиционных программах и

крупных проектах, рассчитанных на длительный период (до 2000 г.) и

охватывающих все стадии технологического цикла. Главная трудность - выбрать

те узкие приоритетные производства, где концентрация ресурсов сможет в

сравнительно короткий срок обеспечить успех и цепную реакцию перелома в

более широких сферах народного хозяйства (“стратегия лазерного луча”).

Важно при этом не попасть в “черные дыры” экономики, имея в виду

предприятия, которые, поглощая в изобилии ресурсы, не в состоянии

произвести конкурентоспособную продукцию. Большинство действующих (или

частично бездействующих) предприятий оснащены техникой вчерашнего дня,

четвертого, а то и третьего технологических укладов и не выдерживают

конкуренции с хлынувшим на внутренний рынок потоком высокотехнологичных,

красочно оформленных товаров с мощной рекламой, пленяющей покупателей. В

этих условиях вкладывать средства в поддержание производителей устаревшей

продукции, не имеющей перспектив сбыта, - безнадежное дело.

Другая опасность состоит в чисто потребительском подходе к

капиталовложениям. Примером может служить структура инвестиций в Москве

(да и в других крупных центрах). Десятилетия Москва не знала такого размаха

в строительстве офисов, банков, магазинов, отелей, роскошных коттеджей и

квартир для “новых (и не слишком новых) русских”, реконструкции и

строительства храмов. Это было бы приемлемо, если бы пропорционально

вкладывались средства на обновление производственного аппарата, на

строительство жилья для москвичей со средним и малым достатком и т. д.

2.5. Наиболее приоритетные направления урегулирования проблем инновационно

-инвестиционной деятельности.

Какие же направления инновационно - инвестиционной деятельности можно

считать приоритетными, первоочередными, заслуживающими государственной

поддержки?

Прежде всего это массовое жилищное строительство. Речь не идет о

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты