виллах для богачей, поскольку они сами в состоянии найти для себя средства.
Главное в другом, в создании тактически выверенной, продуманной
стратегической политики распределения массового жилищного строительства не
только в районах большого скопления людей, но и по территории всей РФ. С
учетом необходимости развития или восстановления отдельных стратегически
важных районов страны.
Второй приоритет - современные средства коммуникаций, производство средств
транспорта и связи, создание и модернизация транспортных и информационных
сетей. Сейчас быстро стареют, приходят в негодность подвижной состав на
железных дорогах, авиалиниях, морском, речном и автомобильном транспорте,
многочисленные трубопроводные сети. Падает скорость и надежность доставки
грузов и пассажиров, растет число катастроф, уносящих десятки тысяч
человеческих жизней, наносящий непоправимый ущерб природной среде.
Телефонная и радиотелевизионные сети работают с перегрузками и все чаще
дают сбои. Транспортное машиностроение, промышленность средств связи почти
не получают государственной поддержки и находятся на грани ликвидации. Если
вовремя не устранить эти тенденции, то через год-два наступит транспортная
разруха, для преодоления которой потребуются огромные средства и многие
годы. Здесь не обойтись частными инвестициями, необходимы крупные
государственные и межгосударственные капиталовложения.
Третий приоритет - высокие технологии на базе конверсии. Жизненно важно,
опираясь на элементы пятого технологического уклада, сконцентрированные в
военно-промышленном комплексе, организовать производство
высокотехнологичных, конкурентоспособных на мировых рынках и
импортозамещающих товаров.
Четвертый приоритет - ресурсосберегающие, экологически чистые
технологии. Сейчас главное не в том, чтобы приостановить падение добычи
минерального и лесного сырья и наращивать их экспорт, ускоряя истощение
полезных ископаемых и загрязняя окружающую среду, а в том, чтобы
использовать новейшие научно-технические достижения и уже известные
технологии для более полного извлечения минеральных богатств из недр и
глубокой комплексной переработки природного сырья.
Пятый приоритет - экологически чистое продовольствие на базе
поддержки сети фермерских и личных подсобных хозяйств, перерабатывающих и
торговых предприятий, освоивших технологии производства, переработки,
упаковки, транспортировки, сбыта и контроля за строгим соблюдением
стандартов по экологически чистому продовольствию и продуктам с лечебными
добавками. Речь идет прежде всего о широкой гамме продуктов для детей и
молодежи, поставляемых в детские дошкольные учреждения, школы, вузы, о
продуктах с пектиновыми добавками, выводящими из организма радионуклиды и
тяжелые металлы, о выпуске лечебного хлеба, чая, других продуктов с
лечебными травами, ягодами т. д.
Перечисленные приоритеты должны лечь в основу системы федеральных,
региональных и отраслевых инновационно-инвестиционных программ и получать
первоочередную государственную поддержку в виде прямых инвестиций, льготных
кредитов, налоговых льгот и т. д.
3. КРЕДИТНО-ИНВЕСТИЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНЫХПРОЕКТОВ.
3.1. Настоящее положение дел на кредитно-инвестиционном рынке.
До настоящего времени кредиты в финансировании инновационной деятельности
используются крайне мало. В условиях инфляции коммерческим банкам невыгодно
предоставлять их на срок свыше трех месяцев. Даже те из них, которые еще в
конце 80-х гг. создавались как инновационные, почти не выдают долгосрочных
кредитов, а те банки, которые выдают кредиты такого рода, зачастую относят
их к безнадежным долгам. Недалеко от банков ушли и страховые организации.
И дело тут не только в инфляции и отсутствии стимулов к
инвестированию в системе налогообложения. Сказываются неразвитость
инфраструктуры аудита нововведений, неготовность предприятий к их созданию,
а также маломощность страховых компаний. Отрицательно влияет на
кредитование инноваций распыленность кредитных ресурсов по коммерческим
банкам, причем формирование последних до сих пор продолжается. Для
становления рыночных отношений такая тенденция положительна, однако
развивающиеся банки не могут отвлекать из оборота безболезненно для своего
финансового положения сколько-нибудь значительные средства в инновационные
проекты.
Осложняют положение также отдаленность перспективы получения прибыли и
отставание индексации кредитов от реальной инфляции. Не срабатывает и
механизм предоставления Национальным банком по льготным ставкам кредитных
ресурсов на финансирование коммерческими банками правительственных
программ. Так, например, выделенные на одиннадцать месяцев 1993 года из
инвестиционного фонда Национального банка Белоруссии 48 млрд. рублей
распределялись в соответствии с Программой кредитного обеспечения
приоритетных направлений развития экономики Белоруссии, но не оказали
существенного воздействия на структурную перестройку промышленности.
Основные причины, вызвавшие реакцию такого рода следующие.
Во-первых, кредитование не имело ярко выраженной инновационной
направленности и не учитывало наличие высоких технологий на конверсионных
предприятиях. Единственным количественным критерием выбора проектов
принимался лишь срок окупаемости в 3 - 4 года с момента начала
инвестирования. Во-вторых, не было системы отбора наиболее эффективных,
конкурентоспособных нововведений. В-третьих, не было комплексной
соорганизованности действий, направляющих деятельность инвесторов в
инновационную область. В-четвертых не были приняты меры по стимулированию
участия как внешних (иностранных), так и внутренних коммерческих банков в
инновационном процессе. Создание такой заинтересованности не было
предусмотрено и Основными направлениями денежно-кредитной политики
Белоруссии на 1994 г. И, наконец, в-пятых, выделенные на инвестиционные
проекты Национальным банком средства составляли всего 5,2% общего объема
кредитов, предоставленных коммерческим банкам. При этом 15 млрд. руб. из
них, или 30% общего объема, было направлено на строительство объектов
социальной сферы.
3.2. Необходимость систематизации и комплексности решения проблем.
В аспекте описанного положения недостаточности использования кредитов в
области инновационного инвестирования, возникает необходимость
систематизации и комплексности решения возникающих на рынке проблем. Это
помогает ресурсно обеспечить процесс инновационного инвестирования
кредитом, но только при наличии (создании) системы отбора наиболее
эффективных и конкурентоспособных нововведений, системы мотивации
внутренних и внешних коммерческих банков и страховых организаций к
инвестированию и сформировав на данной базе определенную рыночную
инфраструктуру, которой будут делегированы права по отслеживанию НИОКР с
дальнейшим обоснованием и рекомендацией инвестирования именно данной сферы
деятельности.
В данном случае, комплексное решение проблем повышения эффективности всех
составляющих кредитно-инвестиционного механизма ускорит развитие
инновационного процесса (и наоборот) и благодаря этому позволит как частным
инвесторам, так и корпорациям включиться в процесс увеличения собственной
прибыли с одновременной стимуляцией развития экономики собственной страны.
При этом возникает необходимость поиска источников кредитования, то
есть его ресурсов. Расширить возможности в финансировании инновационного
процесса могут приватизационные фонды, аккумулирующие чеки или ваучеры. В
данном случае необходимо эмиссию ценных бумаг использовать для
финансирования нововведений. То есть экономические методы стимулирования
вложения средств в инновации в виде льготного налогообложения надо
дополнить организационными мерами, закрепляющими в уставах фондов возможные
направления использования их ресурсов.
Также одним из перспективных источников финансирования инновационного
процесса являются зарубежные кредиты и инвестиции. Учитывая реальные
условия экономического и политического положения в странах СНГ, основной
долей зарубежных инвестиций могут стать пока взаимные республиканские
вложения средств в развитие жизненно важных для них производств. В первую
очередь это создание эффективных производств по добыче и переработке
сырьевых энергетических ресурсов, в котором должны принять участие все
республики.
Наряду с межреспубликанскими кредитами и инвестициями большой интерес для
развития инновационного процесса представляют зарубежные вложения. Их
привлечению может способствовать предоставление дешевой рабочей силы и
рынков сбыта. Однако на сегодняшний день эти преимущества нейтрализованы
рядом факторов.
Прежде всего отсутствуют реальные гарантии сохранности и возврата
иностранных кредитов и инвестиций, которыми должны бы обеспечивать рынок
страховые организации. Устранить такой недостаток можно при политической
стабилизации и принятии законодательных актов, гарантирующих
неприкосновенность иностранного капитала. В качестве материального
обеспечения зарубежных кредитов и инвестиций целесообразно использовать
республиканские авуары в заграничных банках, а также имущество, находящееся
на территории иностранных государств. Для обеспечения требуемых гарантий
важно расширять заграничные авуары и вкладывать валюту в совместное
производство за рубежом. Все эти аспекты комплексно и системно должны быть
учтены страховыми организациями.
Необходимо также распространить условия международного законодательства на
землю, используемую для организации хозяйственной деятельности. Следует
трансформировать законодательство, чтобы у зарубежных инвесторов возникла
реальная экономическая заинтересованность в инвестировании. В первую
очередь это касается свободного вывоза иностранными партнерами получаемой
прибыли.
3.3. Система отбора наиболее эффективных и конкурентоспособных
нововведений.
Для создания системы отбора наиболее эффективных и конкурентоспособных
нововведений, как кредиты, так и безвозмездно выделяемые средства
необходимо предоставлять на конкурсной основе.
В данной связи, распределение средств может осуществляться по двум
вариантам. Первый из них предусматривает выделение финансовых ресурсов