Кредитно-инвестиционное обеспечение коммерческими банками и страховыми организациями инновационных проектов

конечному производителю инноваций пли головному разработчику

технологического процесса, если средства направляются на проведение

базисных научных исследований. При этом, предприятия и организации,

получившие субсидии из инновационного фонда, самостоятельно распределяют их

между соисполнителями и несут ответственность за возврат кредитов и

эффективность использования безвозмездных сумм. Величина кредита в этом

случае определяется с учетом затрат на осуществление всего объема работ по

созданию нового изделия. Выделять же средства можно по этапам, с оценкой

качества результатов, достигнутых на предыдущем этапе финансирования.

Возвратность средств также может быть постепенной, по мере реализации

нововведения.

Затраты, финансируемые из предоставленного кредита с учетом их индексации,

и плата за кредит должны включаться в себестоимость продукции,

обеспечивающей создание инноваций. При этом каждый участник инновационного

процесса за счет средств, вырученных от продажи своей части общей работы,

возвращает кредит и расплачивается за него. Конечный производитель

возвращает его инновационному фонду за счет продажи готовой продукции.

По второму варианту кредиты могут предоставляться инновационным

фондом напрямую участникам нововведенческого процесса. Последние возвращают

проиндексированные кредитные ресурсы и плату за кредит непосредственно

фонду.

Кредиты конечному производителю нового изделия позволят повысить

обоснованность предоставления средств соисполнителям, уровень

компетентности подбора участников и ответственность изготовителя за

инновационный процесс в целом. Кроме того, существенно облегчается

процедура взыскания фондом кредитных ресурсов.

Второй вариант целесообразен в том случае, если в начале

осуществления проекта конечный производитель по тем или иным причинам не

определен. Необходимо прекратить административное распределение финансовых

ресурсов. Решение о предоставлении кредита должно основываться на

заключении аудиторской фирмы о конкурентоспособности и эффективности

предлагаемого к финансированию проекта. Качество подготовки заключения

зависит от специалистов, способных выбрать наиболее эффективное с позиций

рынка инновационное решение. При этом важно исследовать все аспекты

создания новшества: технический, экономический и маркетинговый.

3.4. Мотивация коммерческих банков и страховых организаций

(как внутренних, так и внешних) к инвестированию.

В свете всего вышесказанного, возникает необходимость создания системы

мотивации внутренних и внешних коммерческих банков и страховых организаций

к инвестированию различных проектов. Мотивация, как известно, должна быть

двусторонней и обращенной как в сторону общей прибыльности банка или

страховых организаций, так и в сторону конкретно взятого человека, а также

учитывать взаимовыгодность желаний финансового роста государства и банка

(страховой организации).

Так, со стороны государственных интересов, система мотивации может

быть представлена в данном случае, целесообразностью материального

вознаграждения специалистов, осуществляющих выбор инновационного проекта, а

также постановкой данного вознаграждения в зависимость от конечного

результата - реализации выбранного проекта на рынке. Для этого оплату их

труда можно разделить на две части: первую - заработную плату за оценку

проектов и вторую - вознаграждение от выручки за реализацию нововведения.

Это позволит привлечь наиболее квалифицированных специалистов и повысить

их объективность в выборе проектов, поскольку они материально будут

заинтересованы в успешной реализации, увеличении прибыли и продлении срока

производства инноваций.

В отношении коллектива экспертов, рекомендовавших к финансированию проект,

не получивший завершение по их вине, впредь должен действовать запрет на

участие в подготовке экспертных заключений. Реализация этой меры возможна

через обязательную рассылку инновационным фондом аудиторским фирмам,

имеющим лицензию на аудит технических проектов и списка экспертов,

работающих над таким проектом.

Что же касается мотивации коммерческих банков или страховых

организаций, то тут проблема имеет немного иной характер. В настоящее время

требуется не только повысить эффективность использования дефицитных

бюджетных средств, но и усилить роль других источников финансирования

инновационного процесса: кредитных ресурсов коммерческих банков, страховых

организаций, внебюджетных фондов, а также зарубежных кредитов и инвестиций.

Осуществить это можно лишь при изменении практики хозяйствования. Так,

чтобы привлечь коммерческие банки и страховые организации к кредитованию

инноваций, целесообразно уменьшить ставки налога на прибыли, получаемые ими

от реализации проектов, вдвое, а то и ниже. Кроме того, следует поставить

льготу ставки рефинансирования в зависимость от доли средств коммерческих

банков в финансировании проекта. Это позволит активизировать банки в

кредитовании, заставит их искать пути к кооперации для решения проблемы

привлечения значительных сумм на сроки более года.

Но только такие меры в условиях инфляции не смогут создать устойчивой

заинтересованности у коммерческих банков и страховых организаций к

финансированию нововведений. Их необходимо дополнить механизмом индексации

кредита в соответствии с темпом инфляции. Так, например, основными

направлениями денежно-кредитной политики Белоруссии на 1994 г. (для

достижения положительного значения величины процентных ставок Национальным

банком) установлена плавающая ставка рефинансирования, соответствующая

уровню инфляции за предшествующий месяц. (При этом уровень инфляции принято

измерять по индексу розничных цен.) Однако такой механизм неэффективен с

точки зрения развития инновационного процесса и, как результат, для

необходимой в этой связи структурной реорганизации части фирмы, то есть для

структурной перестройки. Причина в том, что, согласно действующему порядку

учета затрат на производство, оплата долгосрочных кредитов со сроком более

года не включается в себестоимость продукции и осуществляется предприятиями

за счет прибыли, остающейся в их распоряжении.

Иными словами, предприятиям при таком механизме индексации кредитных

ресурсов получать их невозможно. Но выгоден ли такой порядок учета инфляции

в процессе кредитования коммерческим банкам и страховым организациям?

Анализ показывает практическое равенство сумм, возвращаемых банкам

(страховым организациям) для погашения кредитов в условиях индексации

непосредственного кредита, при установлении в этом случае учетной ставки в

соответствии с мировой практикой на уровне 5 - 8% годовых и варианте

индексации ставки рефинансирования. Банкам (страховым организациям)

выгоднее вариант индексации сумм кредитов. При индексации кредита и

включении профинансированных из него затрат в себестоимость продукции

предприятия смогут пользоваться долгосрочными кредитами, и, следовательно,

банки (страховые организации), выполняя требования Национального банка по

участию в структурной перестройке, получат прибыль, эквивалентную

краткосрочным ссудам. Кроме того, пополняя активы суммами, представляющими

индексацию кредитов, банки и страховые организации смогут индексировать

свои средства и, соответственно, депозитные вклады. Это позволит им

расширить сеть клиентов и увеличить активы.

Вместе с тем при индексации кредитов и уменьшении учетной ставки резко

снижаются налоги, перечисляемые банками и страховыми организациями в

бюджет. Однако необходимо сделать выбор, что нужнее экономике: научно-

технический прогресс и благодаря ему структурная перестройка промышленности

или формирование бюджета за счет наращивания торгово-посреднических

операций при неуклонном сокращении объемов производства. Конечно же, второй

путь бесперспективен. Важно учитывать, что при оживлении производства и его

кредитования налоговые поступления в бюджет от промышленной деятельности в

целом превысят уменьшение суммы налогов, взимаемых с банков и страховых

организаций в данной сфере.

3.5. Формирование рыночной инфраструктуры по отслеживанию НИОКР.

При недостаточности и неэффективном использовании кредитных ресурсов

большая заслуга в сохранении науки и поддержании в работоспособном

состоянии производства в последние два года принадлежит внебюджетным

фондам, создаваемым при отраслевых аппаратах управления за счет отчислений

производственных коллективов. При этом, главной причиной неудач и неурядиц

при неэффективности использования кредитных ресурсов явилось отсутствие

комплексного подхода к формированию инноваций, диктующего необходимость

полного учета затрат от разработки до организации сервисного обслуживания.

Сказалось и отсутствие инфраструктуры, позволяющей из большого количества

проектов, представляемых предприятиями, нередко с единственной целью -

получить безвозмездное финансирование, выбрать эффективный вариант создания

конкурентоспособной продукции. Это привело к распылению средств фондов, и

без того недостаточных для структурной перестройки. Аппарат управления

оказался не готов к выполнению большого объема работы по оценке

возможностей предприятий в осуществлении предлагаемых проектов, а также в

проведении маркетинговых исследований, особенно изучении рынков дальнего

зарубежья.

Наряду с нерешенностью проблем использования внутренних возможностей в

финансировании инновационного процесса крайне мало усилий предпринимается

по привлечению зарубежных кредитов и инвестиций. Основными барьерами на

пути организации совместной работы над проектами с иностранными партнерами

являются нерешнность вопросов о предоставлении им в частную собственность

земли и свободном вывозе прибыли, а также отсутствие реальных гарантий по

защите собственности зарубежных инвесторов, то есть слабость пока еще

страховых организаций в РФ.

Вместе с тем, рассматривая потенциальную возможность участия

иностранных партнеров в структурной перестройке промышленности и, в

частности, создании конкурентоспособных нововведений, необходимо учитывать,

что они преследуют свои цели и благотворительностью заниматься не будут.

Об этом свидетельствует опыт реконструкции народного хозяйства Восточной

Германии, откуда был извлечен интеллектуальный и технологический потенциал,

представляющий интерес для западных земель, а на востоке создаются

рекреационные зоны, то есть дополнительные рынки сбыта для

западногерманской промышленности.

Однако структурную перестройку промышленности, несмотря на, научные и

технологические заделы предприятий, нельзя реализовать только силами

хозяйствующих субъектов. Необходима организационная и материальная

поддержка государства.

Крайне медленно формируется рыночная инфраструктура, и особенно та ее

часть, которая должна обеспечить развитие кооперационных связей с

зарубежными партнерами. Это касается информационного, маркетингового,

аудиторского, страхового и банковского обслуживания совместной

хозяйственной деятельности. Решение проблемы заключается в организации

соответствующих специализированных предприятий, агентств, фондов и т. д. с

участием иностранных компаний. Такой подход создаст непосредственный

контакт потенциальных доноров с реципиентами зарубежных инвестиций,

соединит информацию об интересах инвесторов с возможностями отечественной

промышленности, повысит доверие к аудиторским заключениям потенциальной

эффективности предлагаемых к реализации проектов, обеспечит реальность

страхования и банковское обслуживание иностранных инвестиций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, наиболее ценными аспектами в условиях риска и

неопределенности рынка в области взаимоотношений инвестиций и инноваций

можно отметить в первую очередь необходимость создания страховыми

организациями и банками внутренней системы, четко реагирующей на малейшие

внешние изменения в области инноваций с целью придания им более значимого

статуса при помощи их инвестирования.

В данном случае наиболее разумным с позиции любой страховой

организации или коммерческого банка видится следующая последовательность

деятельности. Сначала, компании уместно было бы оценить внешние условия в

которых она находится, то есть общее положение дел на кредитно-

инвестиционном рынке в настоящее время. Далее, компания должна определить

для себя личный уровень необходимости систематизации и комплексности

решения проблем в данных условиях при постановке конкретной задачи в

определенном объеме обязательного ее исполнения.

После того, как качественный уровень внешней среды, выраженный в двух

предыдущих позициях, был определен, организация должна ресурсно обеспечить

те цели, которые она перед собой поставила. В качестве ресурса в данном

случае компании следует выработать определенную количественную систему мер

и методов, позволяющую отбирать наиболее эффективные и конкурентоспособные

нововведения.

Причем, здесь следует учитывать тот факт, что формирование данной

внутренней системы обеспечения деятельности банка или страховой организации

невозможно без решения проблемы мотивации коммерческих банков и страховых

организаций (внутренних и внешних) к инвестированию кредитных средств в

общий процесс инновационного инвестирования.

Как результат, компания должна стремиться к формированию и дальнейшему

улучшению такой рыночной инфраструктуры, которая помогала бы страховым

организациям и коммерческим банкам отслеживать внешние обстоятельства в

зависимости от внутренних возможностей и желаний фирмы, то есть

инфраструктуры по отслеживанию НИОКР. Только в данном случае и с учетом

комплексного подхода коммерческие банки и страховые организации могут

добиться чего-либо значимого в условиях риска, неопределенности и быстрой

смены “климата” рынка.

ЛИТЕРАТУРА.

1. М.А. Лимитовский, Основы оценки инвестиционных и финансовых

решений, Москва, ДЭКА, 1998 год;

2. Журнал “Экономист” за 1997-1998 годы;

3. Я.М. Миркин, Банковские операции (часть третья: инвестиционные

операции банков и эмиссионно-учредительская деятельность банков).

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты