и назначается дата проведения сборов кредиторов. Выборы комитета кредиторов
проводятся по списку открытым голосованием большинством голосов
присутствующих на собрании кредиторов, причем в комитет кредиторов должно
входить не более семи лиц.
Предприятие после возбуждения дела о банкротстве может претендовать на
определенные преимущества, такие как мораторий
и мировое соглашение.
Мораторий на удовлетворение требований кредиторов (далее – мораторий)
представляет собой остановку исполнения должником денежных обязательств и
обязательств по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), срок
исполнения которых наступил до дня введения моратория,
и приостановку мероприятий, направленных на обеспечение выполнения этих
обязательств и обязательств относительно уплаты налогов и сборов
(обязательных платежей), примененных до принятия решения о введении
моратория. При этом на основании части 1 статьи 11 Закона мораторий
вводится на основании постановления суда о возбуждении дела
о банкротстве, которое принимается не позднее чем на пятый день со дня
поступления заявления. Мораторий распространяется на обязательства, сроки
исполнения которых наступили до подачи заявления о возбуждении дела о
банкротстве. Мораторий вводится на удовлетворение всех требований
кредиторов, кроме случаев, предусмотренных Законом. К таким случаям
относятся, в частности, выплата заработной платы, алиментов, возмещения
ущерба, причиненного здоровью и жизни граждан, авторского вознаграждения, а
также удовлетворение требований кредиторов, которые возникли в связи с
обязательствами должника в процедурах распоряжения имуществом должника и
санации.
Таким образом, введение моратория в значительной мере облегчает (хоть
и временно) текущую хозяйственную деятельность. При этом любое
исполнительное производство в отношении предприятия автоматически
приостанавливается на основании п. 8 статьи 34 Закона Украины
«Об исполнительном производстве» от 21 апреля 1999 года № б06-Х1У,
а также «размораживается» текущий счет предприятия.
Основным инструментом (видом судебной процедуры), который следует
использовать при ведении дела о банкротстве является мировое соглашение,
представляющее собой договоренность между должником
и кредитором (группой кредиторов) об отсрочке и (или) рассрочке платежей
или прекращении обязательства по соглашению сторон (прощение долгов).
Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии ведения дела
о банкротстве. Решение о заключении мирового соглашения от имени кредиторов
принимается комитетом кредиторов большинством голосов кредиторов – членов
комитета, и считается принятым, если все кредиторы, требования которых
обеспечены залогом имущества должника, высказали письменное согласие на
заключение мирового соглашения.
Мировое соглашение вступает в силу со дня его утверждения
хозяйственным судом и является обязательным для должника (банкрота),
кредиторов, требования которых обеспечены залогом, кредиторов второй
и следующих очередей. В случае если по условиям мирового соглашения
предполагается значительное списание (либо прощение) задолженности,
а также при реструктуризации долга на длительный срок, необходимо
учитывать, что для кредиторов, которые не принимали участия
в голосовании или проголосовали против заключения мирового соглашения, не
могут быть установлены условия худшие, чем для кредиторов, высказавших
согласие на заключение мирового соглашения, требования которых отнесены к
одной очереди. Поэтому при составлении и заключении мирового соглашения
необходимо придерживаться однообразного подхода
в вопросе определения условий, для кредиторов одной очереди. В мировом
соглашении может содержаться условие об исполнении обязательств должника
третьими лицами (то есть, фактически условие о переводе долга).
Мировое соглашение подлежит утверждению хозяйственным судом
и вступает в силу только после такого утверждения. Для этого арбитражный
управляющий суда подает в хозяйственный суд заявление об утверждении
мирового соглашения в течение пяти дней со дня его заключения.
Существует два случая, когда хозяйственный суд имеет право отказать в
утверждении мирового соглашения, а именно: при нарушении порядка заключения
мирового соглашения, установленного Законом; если условия мирового
соглашения противоречат законодательству.
Утверждение хозяйственным судом мирового соглашения является
основанием для прекращения дела о банкротстве.
Выводы по разделу 1
Процедура банкротства является достаточно эффективным инструментом для
восстановления платежеспособности предприятия, которая во многих случаях
позволяет достаточно успешно избавиться
от долгов и фактически начать работу с «чистого листа», не растеряв при
этом активы предприятия после проведения кредиторами исполнительного
производства против должника, а также сохранив за собой контроль над
предприятием. Более того, проведение такой процедуры во многих случаях
является также достаточно выгодным и для кредиторов (в том числе
государства). Как показывает практика рассмотрения дел о банкротстве,
в случае ликвидации предприятия государство получает в среднем 15 – 30%
причитающихся ему налогов (обязательных платежей). Что касается кредиторов
следующих очередей, их требования, как правило, удовлетворяются даже в
меньшем объеме. Это объективно связано
с отсутствием рынка на «старое» оборудование и производственные активы, а
следовательно, с незначительными денежными поступлениями в результате
реализации ликвидационной массы на открытом рынке.
Основным инструментом при ведении дела о банкротстве является мировое
соглашение, представляющее собой договоренность между должником и
кредитором об отсрочке и (или) рассрочке платежей или прекращении
обязательства по соглашению сторон (прощение долгов). Мировое соглашение
может быть заключено на любой стадии производства по делу о банкротстве.
Наиболее действующим способом предотвращения банкротства предприятия
является финансовая санация.
Санация – система финансово-экономических, производственно-
технических, организационно-правовых мероприятий, направленных
на достижение или восстановление платежеспособности, прибыльности
и конкурентоспособности предприятия-должника в долгосрочном периоде. То
есть, санация – это совокупность всех возможных мероприятий, которые
способны привести предприятие к финансовому оздоровлению.
Процесс организации финансовой санации предприятий можно разделить на
три основных функциональных блока: разработка санационной концепции и плана
санации; проведение санационного аудита; менеджмент санации.
Проведение процедуры санации и подписание мирового соглашения позволят
в значительной мере учесть интересы кредиторов, которые получат в данном
случае удовлетворение своих требований в большем объеме, хотя
и на протяжении более длительного времени (в случае реструктуризации
задолженности). Государство также заинтересовано даже в полном списании
всей налоговой задолженности по условиям мирового соглашения для сохранения
предприятия, которое в дальнейшем будет осуществлять текущие налоговые
платежи.
РАЗДЕЛ 2
РАЗРАБОТКА ПЛАНА САНАЦИИ.
КОНТРОЛИНГ И ЕГО РОЛЬ В САНАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.1 Разработка плана санации
План финансового оздоровления разрабатывают, как правило, финансовые и
контролинговые службы предприятия, которое пребывает
в финансовом кризисе, представители потенциального санатора, независимые
аудиторские и консалтинговые фирмы. Необходимость привлечения внешних
консультантов во время разработки плана обусловлена тремя основными
причинами:
затратами рабочего времени, необходимого для разработки плана;
потребностью в соответствующих знаниях и опыте;
потребностью в объективности.
Для разработки плана санации используют весь методический
и функциональный арсенал контролинга. При этом следует руководствоваться
следующими принципами:
завершенность – учет всех наиболее важных обстоятельств дела
(все позиции плана должны базироваться на целиком проверенных данных);
содержательность – рассмотрение только тех обстоятельств, которые
относятся к процессу санации;
правильность – правдивое освещение проблематики кризиса
с отображением всех предпосылок и беспрерывной логической цепочки
аргументов;
ясность – правдивое и однозначное освещение и отображение информации;
объективность – четкая граница между фактическими данными, собственным
взглядом контролера и выводами.
На основе изучения зарубежного опыта и его синтеза с отечественной
практикой были разработаны методические рекомендации по составлению
ориентировочного плана санации. Планирование охватывает финансовые,
производственные и трудовые ресурсы предприятия, процессы хозяйственной
деятельности. Общая структурно-логическая схема плана санации представлена
на рис. 2.1. План санации может состоять из введения и четырех разделов.
Рис. 2.1 Структурно-логическая схема плана санации
Введение содержит общую характеристику объекта планирования. Здесь
приводятся сведения о правовой форме организации бизнеса, форме
собственности, организационной структуре, сфере деятельности, а также
краткая историческая справка о развитии предприятия. Кроме того
определяется цель составления плана, его заказчик и методы разработки.
Первый раздел отображает исходную ситуацию на предприятии. Оценка
внешних условий, в которых функционирует предприятие, является основой
стратегического планирования и включает в себя изучение общих политико-
экономических тенденций, анализ отрасли и рыночного сегмента. Во время
изучения общей политико-экономической ситуации учитывается развитие
экономики в целом, демографическая ситуация, технологические новации,
изменение политической среды. Соответствующая оценка дает возможность
выяснить возможности адаптировать стратегию развития предприятия к
изменениям в общественно-политической жизни страны.
Анализ финансово-хозяйственного положения охватывает два аспекта:
производственно-хозяйственную деятельность и финансовое положение.
Приводятся данные о фактическом финансовом и имущественном положении
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10