прогнозирования и планирования механизмов и инструментов достижения этих
целей, а также проверки того насколько успешно выполнены поставленные цели.
В случае отклонения факта от плана контролинг разрабатывает рекомендации по
применению корректирующих мероприятий. Другими словами, контролинг является
системой наблюдения и изучения экономического механизма конкретного
предприятия и разработки путей для достижения цели, которую оно ставит
перед собой. То есть, контролинг – это система сориентированная на будущее
развитие предприятия.
Существует несколько подходов к определению места контролинга
в организационной структуре предприятия. Главная разница между ними
заключается в характере подчиненности службы контролинга: непосредственно
директору предприятия или финансовому директору. Место контролинга в
системе функций финансового менеджмента показано
на рис. 2.2.
Согласно с функциями финансов предприятий (формирование финансовых
ресурсов; распределение и использование; контроль
за формированием и использованием финансовых ресурсов) можно выделить три
основных функциональных блока финансового менеджмента: финансирование;
вложение средств в инвестиционную и операционную деятельность; контролинг.
Указанные функциональные блоки тесно связаны между собой и создают
целостную систему функций финансового менеджмента. От эффективности
выполнения этих функций зависит санационная способность и жизнеспособность
предприятия.
Рис. 2.2 Контролинг в системе функций финансового менеджмента
Оптимизация финансовых результатов по гарантированной ликвидности и
платежеспособности предприятия может рассматриваться как главная цель
финансового менеджмента, для достижения которой контролинг решает такие
основные задачи:
сбор и анализ внутренней и внешней информации, которая касается
объекта контролинга;
выявление и ликвидация «узких мест» на предприятии;
своевременное реагирование на появление новых шансов
и возможностей (выявление и развитие сильных сторон);
обеспечение постоянного анализа и контроля рисков в финансово-
хозяйственной деятельности, а также разработка мероприятий по их
нейтрализации;
выявление резервов снижения себестоимости продукции;
оценка полноты и надежности ведения бухгалтерского учета,
операционного и административного контроля;
разработка стратегии развития предприятия и координация работы
по планирования производственно-хозяйственной деятельности;
анализ отклонений фактических показателей деятельности
от запланированных и выработка на этой основе предложений
по корректировке планов или устранение преград на пути их исполнения;
обеспечение постоянного контроля за соблюдением сотрудниками
установленного документооборота, процедур проведения операций, функций и
полномочий согласно с возложенными на них обязанностями;
предоставление рекомендаций структурным подразделениям предприятия в
процессе планирования, разработки и внедрения новых продуктов, процессов,
систем;
проведение внутреннего консалтинга и разработка методического
обеспечения деятельности отдельных структурных подразделений;
проведение внутреннего аудита и координация своей деятельности
с действиями независимых аудиторских фирм во время внутреннего
(в том числе санационного) аудита предприятия с целью обеспечения
оптимальных условий, благодаря которым аудиторские фирмы могут
с доверием положиться на выводы службы внутреннего аудита, избегая
дублирования усилий.
Из приведенных задач контролинга вытекает необходимость его введения
на предприятиях, которые переживают финансовый кризис.
На таких предприятиях деятельность служб контролинга должна сосредоточиться
на трех направлениях: внедрение (или повышение эффективности
функционирования) системы раннего предупреждения и реагирования, цель
которой – ускорение выявления кризисных явлений и обеспечение внедрения
адекватных мероприятий для их преодоления; разработка эффективной
санационной концепции и плана санации, которая должна осуществляться в
тесном сотрудничестве с внешними экспертами; контроль за реализацией плана
санации и своевременное выявление отклонений, дополнительных рисков и
шансов с соответствующим корректированием плана. Решение определенных задач
осуществляется в ходе исполнения службами контролинга своих функций (рис.
2.3) и использовании специфических методов контролинга.
Рис. 2.3 Классификация функций контролинга
Сущность контролинга вытекает из его функций. До сих пор исследователи не
разработали единых подходов к толкованию
и классификации функций контролинга. Однако в теории и практике
к функциям контролинга относят следующие:
формирование информационных каналов и информационное обеспечение
предприятия;
координация планов и деятельности;
стратегическое и оперативное планирование;
контроль, ревизия и внутренний аудит;
методологическое обеспечение и внутренний консалтинг.
В зависимости от исполняемых функций различают два вида контролинга:
стратегический и оперативный.
Выводы по разделу 2
План финансового оздоровления разрабатывают финансовые
и контролинговые службы предприятия, которое пребывает в финансовом
кризисе, представители потенциального санатора, независимые аудиторские и
консалтинговые фирмы.
Одной из причин возникновения кризисной ситуации на большинстве
украинских предприятий является низкий уровень менеджмента. Именно
неквалифицированные и ошибочные действия руководства довели большинство
субъектов хозяйствования до черты банкротства. Существенным фактором,
который обусловливает принятие неправильных управленческих решений,
является отсутствие на отечественных предприятиях системы контролинга.
Большинство специалистов в отрасли управления и финансового
менеджмента под контролингом понимают функциональную систему планирования,
контроля, анализа отклонений, координации, внутреннего консалтинга и общего
информационного обеспечения руководства предприятием.
В реализации плана санации важную роль играет оперативный санационный
контролинг, который с помощью своего методического
и функционального инструментария координирует деятельность разных
подразделений, контролирует качество реализации запланированных
мероприятий, анализирует отклонения, идентифицирует и нейтрализует риски, а
также выявляет дополнительные шансы и возможности.
Санация считается успешной, если с помощью внешних и внутренних
финансовых источников, проведения организационных и производственно-
технических усовершенствований предприятие выходит из кризиса (нормализует
производственную деятельность и избегает объявления банкротства) и
обеспечивает свою прибыльность и конкурентоспособность
в долгосрочном периоде.
РАЗДЕЛ 3
ЛИКВИДАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ-БАНКРОТА
3.1 Признание должника банкротом
В случаях признания предприятия банкротом его ликвидация производится
в соответствии с Законом Украины «О банкротстве»
(далее – Закон).
Прежде всего необходимо определиться с тем, что же понимается под
термином «банкрот» и что означает банкротство и ликвидация предприятия.
В соответствии со статьей 1 Закона субъект банкротства (банкрот) – это
должник, неспособность которого выполнить его денежные обязательства
установлена хозяйственным судом. При этом под должником следует понимать
субъекта предпринимательства, неспособного выполнить свои денежные
обязательства перед кредиторами, в том числе обязательства по уплате
налогов и сборов (обязательных платежей), в течение трех месяцев после
наступления установленного срока их уплаты.
Субъектами банкротства не могут быть:
обособленные подразделения юридического лица (филиалы,
представительства, отделения);
казенные предприятия;
предприятия, являющиеся объектами права коммунальной собственности, в
отношении которых исключительно на пленарном заседании соответствующего
совета органа местного самоуправления приняты решения об этом.
Что касается денежных обязательств, то согласно Закона таковыми
являются обязательства должника заплатить кредитору определенную денежную
сумму в соответствии с гражданско-правовым договором и на других
основаниях, предусмотренных гражданским законодательством Украины. Состав и
размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за
переданные товары, выполненные работы
и предоставленные услуги, сумма кредитов с учетом процентов, которые обязан
оплатить должник, определяются на день подачи в хозяйственный суд заявления
о возбуждении дела о банкротстве, если иное не установлено Законом. В
состав денежных обязательств должника не включаются неустойка (пеня,
штраф), определенная на день подачи заявления
о возбуждении дела о банкротстве такого должника в хозяйственный суд,
а также обязательства, возникшие вследствие причинения ущерба жизни
и здоровью граждан, обязательства по выплате авторского вознаграждения,
обязательства перед учредителями (участниками) должника – юридического
лица, возникающие по такому участию.
Именно принятие хозяйственным судом решения о признании предприятия
банкротом и является для этого предприятия банкротством.
Банкротство предприятия означает, что хозяйственный суд признал
неспособность данного предприятия возобновить свою платежеспособность и
удовлетворить признанные судом требования кредиторов каким-либо иным
способом, нежели путем ликвидации этого предприятия.
Ликвидация же с точки зрения Закона – это прекращение деятельности
предприятия, признанного хозяйственным судом банкротом, с целью
осуществления мероприятий по удовлетворению признанных судом требований
кредиторов путем продажи его имущества.
Кроме ликвидации, являющейся фактически самой последней стадией в деле
о банкротстве предприятия, Закон предусматривает следующие судебные
процедуры:
распоряжение имуществом должника – система мер по надзору
и контролю за управлением и распоряжением имуществом должника с целью
обеспечения сохранности и эффективного использования имущественных активов
должника и проведения анализа его финансового состояния;
мировое соглашение – договоренность между должником
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10